Значение слова триера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Античная триера — греческое военное судно (V в. до н.э.) с тремя рядами весел на каждом борту. Длина корпуса триеры 34–40 м, ширина по ватерлинии около 4,6 м, водоизмещение 80–100 тонн. У римлян триера называлась трирема. Триера имела дополнительное парусное вооружение с двумя мачтами, которые вместе с парусами убирались перед боем.

Скорость хода под парусом составляла 5 узлов. Управлялось судно двумя рулевыми веслами, расположенными побортно в кормовой части. К форштевню крепились два тарана — надводный и подводный, которые представляли собой длинные и острые бивни, предназначенные для пробивания борта неприятельского судна; тогда это было самое действенное и разрушительное оружие. Фальшборт в носовой части выполнялся в виде решетки. Стойки леерного ограждения устанавливались на кринолине и верхней частью упирались в привальный брус. Настил кринолина лежал на удлиненных бимсах, свободные концы которых поддерживались наклонными упорами. Триеры имели закрытую верхнюю палубу, под которой размещался трюм.

Из древних писателей никто не занимался специально или, по крайней мере, основательно морским делом. Поэтому в их произведениях лишь случайно проскальзывают отдельные сведения. Море, флот, корабли представлялись этим авторам делом обыденным, повседневным; писали они для своих современиков, хорошо знакомых с предметом, и поэтому не вдавались в детали. Изображения греческих и позднейших судов того времени, дошедшие до нас, далеко не так правдоподобны и тщательны, как рисунки судов египетской царицы Хатшепсут. Интереснейшие из греческих изображений, дошедшие до нас, сильно повреждены. Более подробные и точные сведенья об афинском флоте получены при раскопках в Пирее, во время которых была открыта древняя верфь с надписями IV в. до н.э., сделанными ее администрацией. Триремы, во избежание гниения дерева, старались не оставлять надолго на воде, и хранили на берегу. На зиму они ставились для просушки и ремонта в специальные ангары. Остатки таких ангаров найдены не только в Пирее, но и в Энеадах (Акарнания), на островах Эгейского архипелага и в Северной Африке (гавань Аполлония в Кирене). Они были снабжены наклонными стапелями, сложенными из каменных плит или высеченными в скале, обычно по два под одной крышей, разделенные рядом колонн. Размеры этих стапелей позволяют уточнить размеры самих судов: максимальная длина стапеля в Зее (IV в. до н.э.) — 37 м, в Кирене — 40 м, в Эниадах — 47 м, ширина между колоннами — 6 м. Нижние концы стапелей уходили под воду на глубину до 2,5 м. Они, вероятно, были снабжены деревянными полозьями; в Аполлонии в каменном стапеле устроен паз для киля. Суда вытаскивались либо вручную, либо при помощи ворота (лебедки) — бронзовое храповое колесо от такой лебедки найдено при раскопках ангара в Сумиуме.

Расположение гребцов на римской триреме

До 1971 года, когда у северо-западного побережья Сицилии был найден карфагенский корабль середины III в. до н.э., о деталях конструкции античных боевых кораблей, в частности, о расположении гребцов и весел, можно было только догадываться, а все рассуждения на эту тему основывались исключительно на теоретических расчетах. Обломки найденного судна (длина — около 30 м, ширина — 4,8 м, водоизмещение, если исходить из современных стандартов, могло достигать 120 тонн, но учитывая специфику конструкции античных боевых судов, было, вероятно, вдвое меньше) в настоящее время хранятся в музее Марсалы (Сицилия).

Триеры строились из дерева с обшивкою вгладь, без шпангоутов, а лишь со связями из гнутых брусьев гибкой породы дерева. Днище делалось из дубовых досок 8–10 см толщины, скрепленных друг с другом деревянными гвоздями, и часто не имело киля для того, чтобы судно легче можно было вытаскивать на берег и перетаскивать по земле. Точно таким же образом, при помощи малок — шпангоутов для образования формы корпуса, строились у нас вплоть до середины XIX столетия суда всех величин. Шлюпки строятся так и сейчас.

Вытаскивание судов на берег практиковалось очень часто, а в опасное время ежедневно на ночь. Это вызывалось малой мореходностью судов, также желанием дать возможность людям поспать, приготовить еду и поесть на суше. Перетаскивание триер практиковалось в древности в некоторых местностях, например, через перешеек в 0,5 км шириной (согласно Фукидиду), соединявший остров Левкаду с материком (Акарнанией), через перешеек (согласно Страбону) в тарентской гавани и особенно часто, через Коринфский перешеек, имевший в самом узком месте 5 км; там имелась для

Изогнутый, но, в общем, почти вертикальный форштевень, очень прочной постройки, переходил недалеко от ватерлинии в острый, обычно с тремя остриями, таран, сделанный из бронзы, или, по крайней мере, окованный железом. Выше тарана с каждого борта имелось по упорной балке, выдававшейся несколько меньше бивня. Концы этих балок украшались медными головами животных в виде гербов государств. Назначение этих балок было повреждение весел вражеского корабля и его надводного борта при таранном ударе. По другим предположениям эти балки, называвшиеся эпотидами, предназначались для того, чтобы предохранить корпус своего корабля при таранении противника. Для этого они и выступали вперед немного меньше, чем таран, давая ему возможность углубиться достаточно в корпус неприятельского корабля, чтобы его потопить, но не допуская удара всем штевнем, что при слабости тогдашней постройки легко могло привести к гибели своего собственного корабля. Высокий форштевень в верхней части кончался украшением.

Кормовая часть от днища до ватервейса имела ложкообразную форму. Над кормой возвышался фальшборт, широкий снизу и суживающийся спереди, переходивший сверху в украшение, подобно тому, как это было и на египетских судах, где встречались украшения в виде цветка лотоса. Кормовое украшение, выгнутое вперед, образовывало маленький навес, род рубки, служившей для прикрытия командира — триерарха.

Число гребцов с каждого борта было таково: в верхнем ряду по 31 (траниты), в среднем по 27 (зигиты) и в нижнем (таламиты) также по 27; всего 2?85 = 170 человек со столькими же веслами. Весла двух верхних рядов были приблизительно одной величины: 4,4 м у транитов, 4,16 м у зигитов, словом немного длиннее, чем четырехметровые весла на современных гребных катерах. Отверстия для весел нижних рядов были вырезаны в борту и находились невысоко над водою, однако на такой высоте, чтобы можно было на плоскодонном челноке пройти вдоль самого борта, не задевая весел. От проникновения воды внутрь корабля эти отверстия были защищены кожаными мамеринцами. Нижние весла были, вероятно, несколько короче.

Над гребцами возвышался легкий открытый помост, на котором лишь в средней части устраивался мостик, служивший для прохода вдоль корабля. На случай плохой погоды над кораблем имелся плотный тент. С боков имелись войлочные занавески, обыкновенно открытые, но спускавшиеся во время боя для защиты от метательного оружия. Для уключин верхнего ряда гребцов имелся вынесенный за борт брус, до которого и шел настил верхней палубы, по которой ширина триеры достигала 5,45 м. Над ним шел поручень на стойках для укрепления защитных войлочных занавесок.

Для управления имелась одна пара широких рулевых весел, по одному с каждого борта; действовал ими один человек. Парусное вооружение состояло из главной вертикально мачты в середине судна с высоким прямым парусом на рее и иногда еще с маленьким треугольным парусом над ним и, кроме того, из одной еще маленькой мачты на носу, наклоненной наподобие бушприта: на ней был внизу небольшой рейковый парус, подобный парусу на блинда-рее кораблей эпохи парусного флота.

Каждая триера имела свое название, причем все греческие названия судов были женского рода. Характерным для эпохи расцвета греческого флота было то, что имя кораблестроителя в виде награды связывалось с названием корабля.

Экипаж триеры достигал в среднем до двухсот человек. Помимо 170 гребцов, на корабле имелись солдаты под командой офицера, и люди для управления парусами, которыми ведал кормчий (штурман). Гребцами ведал гортатор, а командир назывался триерархом.

Из-за очень плохой остойчивости триеры не могли выходить в открытое море и предназначались только для прибрежного плавания в хорошую погоду. Известны случаи массовой гибели судов во время шторма.

основной тип боевого корабля в Средиземноморье. Главным его оружием был таран - продолжение килевого бруса. Длина т. колебалась от 36,5 до 45 м; команда состояла из 170 гребцов, размещавшихся тремя ярусами в верхнем - по 31, в остальных - по 27 с каждой стороны. В экипаж входило ок. 200 человек. Скорость т. достигала 14 км/ч; оснащение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклоненной мачте в носовой части корабля. У римлян такие корабли назывались триремами.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Триера" в других словарях:

ТРИЕРА — трехъярусное весельное судно у др. греков. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. триера (гр. trieres) см. трирема. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

Триера — боевой гребной корабль в Древнем Риме (в Древней Греции триера). Имел три яруса весел общим числом до 170, мачту с прямым парусом, используемым при попутном ветре. Основным оружием был таран. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

ТРИЕРА — ТРИЕРА, триеры, жен. (греч. trieres) (ист.). То же, что трирема. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

триера — сущ., кол во синонимов: 3 • корабль (101) • судно (401) • трирема (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

триера — (трирема) боевой гребной корабль в Древней Греции (в Древнем Риме трирема). Имел три яруса весел общим числом до 170, мачту с прямым парусом, используемым при попутном ветре. Водоизмещение 230 т при длине 45 м, ширине 6 м и осадке 2,5 м. Экипаж… … Морской биографический словарь

Триера — (греч. trieres, лат. triremis), простое по конструкции, маневр, военное гребное судно с тремя рядами весел. Дл. Т. составляла 40–50 м, шир. 5 м. Команда состояла из 200 человек, среди них 170 гребцов, около 20 матросов и 10–12 воинов. До… … Словарь античности

Триера — (τριήρης) у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТРИЕРА — (греч. trinrns) военное гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавшихся тремя ярусами (в верхнем по 31, в следующих по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первоначально неполная, позднее сплошная. На корме находилось помещение… … Советская историческая энциклопедия

Триера — ж. Военный корабль с тремя рядами весел, расположенными друг над другом (в Древней Греции). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

(τριήρης) ≈ у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже ≈ фаламиты (θαλαμιται). В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух ≈ по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника (κελευστής), у которого был помощник, так называемый триеравл (τριηραύλης ≈ триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома. Экипаж Т. во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка ≈ рубка капитана; перед нею сидел рулевой. Украшениями кормы на Т. служили, между прочим, голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и проч. Нос Т. представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами голо.

(τριήρης) — у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже — фаламиты (θαλαμιται). В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух — по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника (κελευστής), у которого был помощник, так называемый триеравл (τριηραύλης — триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома. Экипаж Т. во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка — рубка капитана; перед нею сидел рулевой.Украшениями кормы на Т. служили, между прочим, голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и проч. Нос Т. представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей на Т. было 4, позднее 2; они поднимались и опускались с помощью ворота. Палубы сперва были неполные: надстилки устраивались на корме, на носу и по бортам, над сиденьями зевгитов и фаламитов. Позднее (после греко-персидских войн) были введены корабли со сплошною палубою, под которою бывала еще нижняя палуба или пол. Посреди Т. возвышалась большая мачта с реей и четырехугольным парусом; на носу устраивалась так назыв. фок-мачта. Наибольшая длина Т. составляла 36,5 м, наибольшая ширина — 4,26 м, глубина — 0,925 м; водоизмещение судна без снастей и рангоута было равно 42 тоннам, водоизмещение с экипажем и всем вооружением — 82 тонны; средняя скорость движения — 5,4 узла. См. Torr, "Ancient ships" (Кембридж, 1894); L. Weher, "Die Lösung des Trierenrätsels" (Данциг, 1893); Cartault, "La trière Athénienne, étude d'archéologie navale" (П., 1881); J. Kopecky, "Die Attischen Trieren" (Лпц., 1890); С. Rados, "Ναυτικη τακτική των αρχαίων" (Афины, 1898); Grazer, "De re navali veterum" (Б., 1864); Jules Vars, "L'art nautique dans l'Antiquité" (П., 1887); статья Navis в "Dictionary of greek and roman Antiquities" (Л., 1891); С. Цыбульский, "Греческие и римские суда, объяснительный текст к IV таблице для наглядного преподавания и изучении греческих и римских древностей" (СПб., 1901).

Найдено 1 изображение:

триера ж. Военный корабль в Древней Греции с тремя рядами весел, расположенных друг над другом.

триера сущ., кол-во синонимов: 3 • корабль (101) • судно (401) • трирема (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: корабль, судно, трирема

Триера (τριήρης) — у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже — фаламиты (θαλαμιται). В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух — по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника (κελευστής), у которого был помощник, так называемый триеравл (τριηραύλης — триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома. Экипаж Т. во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка — рубка капитана; перед нею сидел рулевой. Украшениями кормы на Т. служили, между прочим, голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и проч. Нос Т. представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей на Т. было 4, позднее 2; они поднимались и опускались с помощью ворота. Палубы сперва были неполные: надстилки устраивались на корме, на носу и по бортам, над сиденьями зевгитов и фаламитов. Позднее (после греко-персидских войн) были введены корабли со сплошною палубою, под которою бывала еще нижняя палуба или пол. Посреди Т. возвышалась большая мачта с реей и четырехугольным парусом; на носу устраивалась так назыв. фок-мачта. Наибольшая длина Т. составляла 36,5 м, наибольшая ширина — 4,26 м, глубина — 0,925 м; водоизмещение судна без снастей и рангоута было равно 42 тоннам, водоизмещение с экипажем и всем вооружением — 82 тонны; средняя скорость движения — 5,4 узла. См. Torr, "Ancient ships" (Кембридж, 1894); L. Weher, "Die L ösung des Trierenrä tsels" (Данциг, 1893); Cartault, "La tri ère Athénienne, étude d‘arché ologie navale" (П., 1881); J. Kopecky, "Die Attischen Trieren" (Лпц., 1890); С. Rados, "Ναυτικη τακτική των αρχαίων " (Афины, 1898); Grazer, "De re navali veterum" (Б., 1864); Jules Vars, "L‘art nautique dans l‘Antiquit é " (П., 1887); статья Navis в "Dictionary of greek and roman Antiquities" (Л., 1891); С. Цыбульский, "Греческие и римские суда, объяснительный текст к IV таблице для наглядного преподавания и изучении греческих и римских древностей" (СПб., 1901). Н. О.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

ы, ж. (греч. triērēs).
У древних греков: военное судно с тремя ярусами весел: то же, что у древних римлян трирема.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

(греч. trieres, лат. triremis), простое по конструкции, маневр, военное гребное судно с тремя рядами весел. Дл. Т. составляла 40–50 м, шир. — 5 м. Команда состояла из 200 человек, среди них — 170 гребцов, около 20 матросов и 10–12 воинов. До сих пор неясно, были ли одновременно задействованы все три ряда весел и на каждого гребца при этом приходилось по одному веслу или на трех гребцов приходилось по одному веслу. Первые Т. появились в 6 в. до н. э. на Эгейском м. Во время греко-перс. войн афинский флот состоял преим. из этих судов, так же как и военный флот диадохов. Флот карфагенян тоже частично состоял из Т., а римляне держали на вооружении этот тип боевых судов наряду с тяжелыми боевыми кораблями вплоть до позднего периода Римской империи. Расходы на строительство, как и расходы на содержание одной Т., составляли один талант в год и оплачивались богатыми гражданами в форме литургии.

основной тип боевого корабля в Средиземноморье. Главным его оружием был таран - продолжение килевого бруса. Длина т. колебалась от 36,5 до 45 м; команда состояла из 170 гребцов, размещавшихся тремя ярусами в верхнем - по 31, в остальных - по 27 с каждой стороны. В экипаж входило ок. 200 человек. Скорость т. достигала 14 км/ч; оснащение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклоненной мачте в носовой части корабля. У римлян такие корабли назывались триремами.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(греч. trinrns) - военное гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавшихся тремя ярусами (в верхнем - по 31, в следующих - по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первоначально неполная, позднее - сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина - до 36,5 м, ширина - 4,26 м, водоизмещение - 82 т; экипаж - до 200 чел.; скорость - 5,4 узла. Существовали также суда с 1-2 (в Др. Риме уни-ремы и диремы) и 4-5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и средним размерам, являлись осн. типом воен. гребного корабля.

воен. гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавш. тремя ярусами (в верхнем — по 31, в следующих — по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первонач. неполная, позднее — сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина — до 36,5 м, ширина — 4,26 м, водоизмещение — 82 т; экипаж — до 200 чел.; скорость — 5,4 узла. Существовали также суда с 1 — 2 (в Др. Риме униремы и диремы) и 4 — 5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и ср. размерам, явл. осн. типом воен. гребного корабля.


1) Орфографическая запись слова: триера
2) Ударение в слове: три`ера
3) Деление слова на слоги (перенос слова): триера
4) Фонетическая транскрипция слова триера : [др'`эр]
5) Характеристика всех звуков:
т [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и - гласный, безударный
е [`э] - гласный, ударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а - гласный, безударный 6 букв, 4 звук

воен. гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавш. тремя ярусами (в верхнем — по 31, в следующих — по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первонач. неполная, позднее — сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина — до 36,5 м, ширина — 4,26 м, водоизмещение — 82 т; экипаж — до 200 чел.; скорость — 5,4 узла. Существовали также суда с 1 — 2 (в Др. Риме униремы и диремы) и 4 — 5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и ср. размерам, явл. осн. типом воен. гребного корабля.

боевой гребной корабль в Древнем Риме (в Древней Греции - триера). Имел три яруса весел общим числом до 170, мачту с прямым парусом, используемым при попутном ветре. Основным оружием был таран.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: