Вишнуизм и шиваизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Путь шиваизма делится на четыре, следующие одна за другой, ступени веры и практики , которые, соответственно называются: чарья, крийя, йога и джняна. Душа развивается, воплощаясь из жизни в жизнь , проходя свой путь развития от инстинктивно-интеллектуальной

области к добродетельной и моральной жизни; затем она приходит к храмовому поклонению и преданности Господу и, в итоге, становится на путь внутреннего почитания, на путь йоги и медитации. Единение с Господом Шивой приходит благодаря милости садгуру и, в своей высшей степени, завершается духовным раскрытием, постижением джняны (мудрости). Шиваизм уделяет должное внимание как бхакти (садханам преданости), так и йоге (созерцательным практикам). В шести школах шиваизма термин "мокша" определяется по разному.

Пашупата-шиваизм акцентирует внимание на Шиве, как на Высшей Причине и личном "управителе" души и всего мира. Считается, что освобожденная душа при достижении состояния полного единения с Шивой сохраняет свою индивидуальность.
Вира-шиваизм говорит о том, что после освобождения душа переживает истинное единение с Шивой и отождествляется с Ним, что выражают терминами "Линга" и "анга". Душа, в итоге, входит в состояние шунья (небытие), которое, тем не менее, не является пустотным.

Кашмирский шиваизм учит, что освобождение достигается посредством "длительного различения", называемого пратьябхиджня. В этом состоянии познается тот факт, что истинная природа Атмана является ничем иным, как самим Шивой. После освобождения душа не сливается с Богом, так как они извечно составляют Единое Целое и, следовательно, неотделимы друг от друга.

В Шиваизме Горакхнатха (сиддха-сиддханте) мокша ведет к абсолютному единству Шивы и души, которое можно описать с помощью следующего примера: в воде возникают пузыри, которые снова исчезают в ней.
По воззрениям направления шива-адвайты освобождение ведет к постижению "акаши внутри сердца". После смерти душа направляется к Шиве путем Богов, продолжая существовать на духовном плане, наслаждаясь блаженством знания того, что "всё есть Шива", и получая в свое распоряжение божественные силы и энергии - кроме способности творить.

В шайва-сиддханте существует два направления. Плюралистический реализм Мейкандара учит нас, что Бог, душа и мир вечно сосуществуют. Освобождение ведет к единению с Шивой, при котором душа сохраняет черты своей индивидуальности - как соль, брошенная в воду. Монистический теизм Тирумулара (адвайта-ишваравада), нашедший свое отражение в книге "Слияние с Шивой", говорит, что развитие души в цикле перерождений происходит до тех пор, пока джива не становится Шивой и душа не сливается в совершенном единении с Богом, подобно капле воды, которая, в итоге, возвращается в море . Священные тексты говорят: "Реализовав Атман, риши, совершенные души, удовлетворенные достигнутым знанием, свободные от привязанностей, уравновешенные, мудрецы, постигшие во всем Вездесущего, входят в Его Бытие"(Атхарваведа, Мундака Упанишада, 3.2.5).

Монистическая шайва-сиддханта. Основной целью в этом направлении монистического шиваизма является постижение единства души с Господом Шивой в их совершенном единении и неразрывности. Такое состояние описывается термином "нирвикальпа-самадхи" (Самореализация). Оно достижимо в данной жизни и приводит к мокше - освобождению из цикла рождений и смертей. Вторичной целью является достижение савикальпа-самадхи, реализация Сат-чит-ананды - опыта единения в сверхсознании, в котором доступны совершенная Истина, Знание и Блаженство.

Вопреки часто встречающемуся неправильному пониманию мокша не означает смерть . Это свобода от реинкарнации, достигнутая до смерти, или после ее. После этого души продолжают свое развитие в Антаралоке и Шивалоке и, в итоге, сливается с Господом Шивой, подобно водам реки, возвращающимся в океан . Мокша достигается лишь при полном избавлении от кармы. Веды обещают: "Если душа способна реализовать Его до смерти физического тела, то она освободится от уз этого мира". Все воплощенные души, независимо их от вероисповедания и убеждений, независимо от того, следуют ли они путем индуизма или нет, достигнут мокши - но не обязательно в данной жизни. Шиваиты знают об этом и не тешат себя иллюзией, что нынешняя жизнь является последней. "Старые", или же, иными словами, развитые души, отрекаются от мирских стремлений и в поисках Парашивы уже в раннем возрасте принимают обет санньясы. Более молодые, по своему развитию, души всё еще желают учиться на уроках, преподаваемых жизнью на их пути, что ведет к многочисленным рождениям на Земле.
После достижения мокши (что является следствием выполнения большого количества садхан и достижения различных ступеней реализации) создаются лишь тонкие кармы, которые быстро растворяются - как буквы, написанные на воде. В конечном итоге, на вершине своего развития, каждая душа приходит к состоянию "вишваграса" - полному слиянию с Шивой. "Атмана нельзя достичь ни слабому, ни беззаботному; Он не достижим посредством бесцельных практик. Лишь тот, кто знает путь и стремится к цели верными средствами, достигает обители Господа" (Атхарваведа, Мундака Упанишада, 3.2.4).

Шактизм

Шакты верят в единство души с Господом Шивой. Акцент делается на проявленном женском аспекте Господа, с помощью которого постигается Его непроявленное мужское начало. Божественная Мать, Шакти, как посредница дарует тем, кто поклоняется Ей, адвайта-мокшу. Под мокшей в данном случае понимается полное слияние с трансцендентной формой Господа Шивы, достигаемое при поднятии энергии кундалини-шакти через канал сушумны к вершине головы, где энергия соединяется с Шивой. С другой стороны, мокша в толковании шактизма понимается как "слияние с Богиней, или же Брахманом".

Духовные практики в шактизме очень похожи на шиваитские с тем отличием, что в данном случае делается ударение на Энергии Господа, противостоящей Бытию, а также на работе с мантрами и янтрами, на постижении таких пар противоположностей, как мужское-женское, абсолютное-относительное, удовольствие-страдание, причина-следствие, тело -разум. Шаманистский шактизм имеет дело с магией, вхождением в транс, хождением по огню и приношением животных в жертву для исцеления, достижения материального изобилия, получения энергии и возможности совершать пророчества. Правила тантры "левой руки" выходят за пределы законов этики.
В шактизме состояние "дживанмукти" описывается термином кулачара - божественный путь жизни . Достигается оно посредством садханы и милости Бога. Освобожденную душу называют словом "каула". Для такого человека дерево и золото, жизнь и смерть абсолютно равны. Так как каулу не связывают никакие действия, он может заниматься любым видом деятельности (даже вернуться к выполнению обязанностей по управлению государством), будучи в то же время свободным от новых рождений.

Богиня (Дэви) дает как мукти (освобождение), так и бхукти (возможность наслаждаться мирской жизнью). Доктор С. Радхакришнан объясняет такую точку зрения: "Пока не достигнута реализация, под действием майи джива смотрит на себя, как на независимое существо, наслаждающееся миром. Знание Шакти является путем к спасению, который состоит в растворении в лучезарном сиянии Всевышнего". Шри Шри Шри Шиваратнапури Свами из Кайлас Ашрама ( Бангалор , Индия ) заявляет: "Моим посланием человечеству является правильное мышление, правильный образ жизни и усердное поклонение Божественной Матери. Важнее всего - взращивание веры. С помощью веры вы достигните Знания".

Смартизм

Смартизм является древней брахманической традицией, которая в IX в. подверглась реформам Ади Шанкары. В этом либеральном, монистическом, несектантском, медитативном и философском пути индуизма Господу поклоняются в шести Его формах. Ишвара и воплощенная душа являются, по существу, Абсолютным Брахманом, но в пределах майи они кажутся существующими отдельно друг от друга. Покровы иллюзии снимает джняна (духовная мудрость).

Большинство смартистов верят, что мокши можно достичь лишь посредством джняна-йоги, и определяют этот вид йоги как интеллектуальный и медитативный, но не связанный с практикой кундалини-йоги. Чтобы разбить оковы майи, посвященный ученик, ведомый опытным гуру, признав факт нереальности окружающего мира, медитирует на себя, как на Брахман. Высшей целью смартистов является реализация себя как Брахмана - Абсолютной и единственно существующей Реальности. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи (неведения), которое преподносит существующий мир как реальный. Для дживанмукты (реализовавшей себя души), даже если он продолжает пребывать в физическом теле, вся иллюзия исчезает. Если бы Солнце стало холодным, Луна горячей или же пламя направило языки своего пламени вниз, - такой человек не высказал бы ни малейшего удивления. Дживанмукта учит, благославляет и дает всем нам пример того, как нужно жить на благо всего мира. Во время смерти его внутреннее и внешнее тела разрушаются. Существует лишь один Брахман, и дживанмукта становится единым с Ним навечно.
Достижение освобождения зависит от уровня самообразования, которое ведет к духовному прозрению. Оно не придет само по себе лишь от чтения гимнов, жертвоприношений и соблюдения сотен постов. Человек достигает освобождения не благодаря усилиям в йоге, не посредством каких-либо методов самопреобразования, но только благодяря Знанию, постигнутому при изучении священных текстов, и осознанию того, что он сам и есть Брахман. При освоении джняна-йоги тремя последовательными ступенями является изучение священных текстов (шравана), обдумывание (манана) и глубокая медитация (дхьяна). Идущие по духовному пути могут также выбрать один из трех других путей для развития преданости, накопления хорошей кармы и очищения разума: путь бхакти-йоги, карма -йоги или раджа-йоги которые, по учению смартистов, также могут привести практикующего их к просветлению.

Священные тексты поучают: "Для великой души самым лучшим путем к освобождению является следующая убежденность - "Я есмь Брахман"" (Шукла Яджурведа, Паингала Упанишада, 4.19). Шри Джайендра Сарасвати из Каньчи Пидам ( Тамил Наду , Индия) утверждает: "То состояние, в котором душа выходит за пределы всех чувств, является освобождением. Ничто не может оказать какого-либо влияния на это состояние бытия. Вы можете называть его "трансцендентным блаженством", очищенной интуицией, которая позволяет человеку видеть Высшее, как свою Истинную Природу. Душа, получив освобождение, достигает Брахмана".

Вишнуизм (вайшнавизм)

Главной целью вишнуитов является видехамукти - освобождение от телесной оболочки, достигаемое лишь после смерти, когда ограниченная душа соединяется с телом Господа Вишну, становится Его частью, продолжая при этом сохранять черты индивидуальности. Трансцендентное Бытие Господа - это небесная форма, пребывающая в граде Вайкунтхе, в обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа, после обретения освобождения, соединяется с Господом. При этом сама душа не получает вездесущести Господа и Его способности творить.
Большинство вишнуитов верят, что религия состоит в выполнении бхакти-садхан, что человек может общаться с Господом Вишну и получать Его милость, а также, что Господь появляется перед верующими в виде храмовых изваяний. Пути карма-йоги и джняна-йоги ведут к бхакти-йоге. Посредством полной отдачи всего своего существа (это называется прапатти) Господу Вишну, можно достичь освобождения от сансары. Вишнуиты считают мокшу в том смысле, как ее объясняет философия адвайты, менее важным достижением, предпочитая ей состояние "блаженства вечной преданности". Существуют разные категории душ которые, соответственно, достигают различных уровней вечного освобождения: салокья - "разделять мир" Бога; самипья - "находиться рядом" с Господом; сарупья - "быть подобным" Господуя; саюджья - "соединиться" с Господом. Термин "дживанмукта" относится лишь к тем душам, которые оставляют свое место на "небесах", чтобы родиться человеком и, впоследствии, вернуться назад.

Однако есть школа вишнуитов, основанная Валабхачарьей, которая смотрит на мокшу с совершенно другой точки зрения. Они считают, что при достижении освобождения душа, благодаря постижению истины, открывшейся на пути преданности, восстанавливает божественные качества, находившиеся ранее в подавленном состоянии. Душа достигает, по своей сути, единства с Богом, хотя душа - это лишь часть, а Бог - единое целое. Это объясняется на примере огня и вылетающих из него искр.

Свами Пракашананд Сарасвати из Международного Обществa Божественной Любви (штат Техас) предлагает следующий взгляд вишнуитов: "Освобождение от майи и кармы возможно лишь после достижения божественного видения Господа. Таким образом, искреннее стремление к тому, чтобы увидеть Его, является единственным путем достижения Его милости и, как следствие, освобождения".

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



Мы уже видели, что юг Индии был родиной и оплотом одной из важнейших форм протоиндийского шиваизма. Ряд других исконных народных религиозных культов Южной Индии также обнаруживают множество черт, общих с древнейшим шиваизмом. По сути, во всех них в той или иной степени сложился единый религиозный комплекс, верховным божеством которого был Шива.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что шиваизм в своей новой и более сложной форме нашел на юге Индии самую благодатную почву для быстрого и благотворного роста.

..В точности не известно, какова была религиозная ситуация на юге Индии ко времени возвращения шиваизма на свою древнюю родину.
Известно, что к III в. до н.э. буддизм уже прочно обосновался на Декане.
Он продолжал процветать при Сатаваханах (примерно со II в. до н.э. по середину III в. н.э.), о чем свидетельствует множество больших и малых памятников, рассеянных в долине реки Кришна и близлежащих районах.

Есть указания на то, что буддизм, джайнизм и брахманизм сосуществовали на юге Индии в первые века новой эры. Однако вскоре буддизм постепенно уступил свои позиции в этом регионе, и от его исчезновения больше всего, как это было и в других местах, выиграл шиваизм. Поэтому основным конкурентом шиваизма был джайнизм.

В этой связи можно кратко коснуться вопроса о распространении шиваизма за пределами Индии.
Хорошо известно, что в первые века нашей эры индийцы установили активные морские и торговые связи (в основном на юге и юго-востоке Индии и в некоторых районах Гуджарата) с Юго-Восточной Азией, и особенно с Индонезией (Двипантара).

В результате там возникли индуистские царства.



Надписи в Юго-Восточной Азии, датируемые V в. н.э., многие из которых написаны письмом, сходным с используемым на Коромандельском берегу во времена Паллавов, свидетельствуют, что в официальных и религиозных документах использовался санскрит. Они также отражают глубокое проникновение в этот регион индуизма и дхармашастр. Немногочисленные источники по периоду V-VII вв. в основном относятся к могущественному царству Шривиджая на Суматре — важному центру буддизма.
Только надписи, относящиеся к VIII и особенно к X в., показывают, что в религиозной жизни Явы к этому времени доминировал шиваизм. Некоторые ученые высказывали предположение, что в этот период правители могли исповедовать буддизм, а народ в целом предпочитал шиваизм.
В действительности, вероятно, в средне-яванский период шиваизм не только сосуществовал с буддизмом махаяны, но и слился с ним в единое целое.



Прамбанан – крупнейший храмовый комплекс Индонезии

На острове Бали шиваизм и буддизм тоже, вероятно, дополняли друг друга, но Шива, несомненно, занимал самое высокое положение. Его называли Рудра, Ишвара, Гирипати, Панчамукха и Махадэва, а линга-пуджа 'почитание лингама', бесспорно, была общепризнанной религиозной практикой.
Так называемая балийская веда, написанная на смеси старояванского и балийского с использованием санскритских заимствований, фактически посвящена тантристским ритуалам в шиваизме.
Верховным богом балийцев был Шивасурья, или Шивадитья, с которым связаны довольно сложные обряды сурьясевана (почитания Солнца-Сурьи).

В этой связи уместно упомянуть тот факт, что Шива и Сурья отождествляются и даже сливаются друг с другом уже в некоторых ранних пуранах.

Средневековые правители Камбоджи тоже, вероятно, поклонялись Шиве.

Например, ханчейская надпись Бхававармана, покорившего Фунань (VI в. н.э.), начинается с мандалы , обращенной к Шиве.
Джаяварман II, правивший в начале IX в., ввёл новый вид тантристского ритуала поклонения Дэварадже (изображаемому в виде лингама), ставшему с тех пор богом-хранителем Камбоджи.


В Чампе царь Бхадраварман, как свидетельствует надпись, датируемая началом V в. н.э., построил в Мисоне храм Шивы-Бхадрешварасвамина. Множество данных свидетельствует о том, что Шива почитался в Чампе как в антропоморфной форме, так и в виде лингама.
Известно, что большинство царей Чампы воздвигали лингамы и поклонялись им.
Можно упомянуть также о горе Ват-Фу, или Лингапарвате, в Лаосе, где был построен храм Шивы.

В Центральную Азию шиваизм, вероятно, проник намного раньше.


Здесь можно вспомнить о тримурти с фигурой Шивы в центре (примерно III в. н.э.) из Акхун-Дхери (в районе Чарсадда). Однако ещё больше свидетельств относится к VII и VIII вв.
Имеется, например, коллекция шиваитских древностей (VII-VIII вв. н.э.), найденных в Тагао и Гардезе (Афганистан).
Фигура на фреске в Пенджикенте (Таджикистан), датируемая примерно тем же периодом, как полагают, изображает Шиву. Некоторые находки из Дандан-Уйлыка и соседних городищ пустыни Такламакан в Восточном Туркестане несут в себе следы культов Шивы и Шакти[204].

Вероятно, первое упоминание о них находим в МайтриУп, где они названы людьми, недостойными общения из-за их мерзостных обрядов. Однако литературные и археологические данные говорят о том, что эта секта долго оставалась очень влиятельной.
(. )
Секта каламукха, тесно связанная с капаликами, считается основанной Каурушьей и обычно рассматривается как вамачара пашупата[53*]. Вероятно, члены этой секты переселились из Кашмира в Карнатаку, где с IX по XIII в. н.э. пользовались значительным влиянием.


Есть некоторая неопределенность относительно школ шиваизма в Кашмире и их литературы.

Уже указывалось, что в Южной Индии развивались два течения шиваизма — бхакти и сиддханта.

Теперь перейдем к рассмотрению некоторых особенностей шиваизма.

Вспомним, что истоком и центром васудэвизма-кришнаизма был культ человека-героя, со временем обожествленного. Одной из целей учения об аватарах было стремление дать рациональное объяснение и обоснование подобному обожествлению человека.
Шива же изначально мыслился как божество,
более того, как божество земное, которое, будучи вездесущим, было непосредственно заинтересовано и принимало участие в делах человеческих.

Понятно поэтому, что шиваизму концепция аватар осталась чуждой.

Традиция, согласно которой в каждой кальпе является Шива со своими четырьмя учениками, бесспорно, сектантская и надуманная.
В действительности Шива мыслится действующим либо непосредственно, либо через гуру.

Оригинальная концепция гуру, которая — что примечательно — не является по происхождению ведийской[223], представляет собой одну из важнейших особенностей шиваизма и его религиозной идеологии.
В определенном смысле традиция гуру в шиваизме играет ту же роль, что учение об аватарах в вишнуизме[224].

Как было верно подмечено, парадокс — сердце шиваитской мифологии.
Например, Шива часто изображается и как творец, и как разрушитель.
Его даже отождествляют с той силой во вселенной, которая беспричинно разрушает и беспричинно творит[225]. Однако на деле в этом нет ничего парадоксального.
Творец всегда разрушитель, не из-за гнева или каприза, а потому, что такова природа его деятельности [226].




Амбивалентность природы Шивы лучше всего выражена в его танце тандава,
символизирующем вечный ритм и полярность, лежащие в основе бесконечного процесса творения.
Танцуя, Шива своим движением порождает соответствующие космические силы.


Явная парадоксальность образа и характера Шивы ещё ярче выражена в его изображении в виде итифаллического йога

Нужно отметить, что сексуальность Шивы носит больше мистический, чем половой характер.
Это манифестация возрастания некоей космической энергии и жизненной силы.
С помощью аскезы Шива контролирует эту созидательную энергию или жизненную силу.
Шива олицетворяет идеал, которому чужды как необузданность, так и строгое воздержание, которому доступно управляемое высвобождение энергии. Тапас 'аскеза' и кома 'желание' могут быть диаметрально противоположными, но никогда — взаимоисключающими.

Более того, природа обоих связана с огнем и жаром.
Эти две полярные противоположности, аскеза и сексуальность, приводят, как считается, к одному и тому же состоянию — свободе от преходящего.
Было бы неверно расщеплять образ Шивы надвое и утверждать, что эротика принадлежит тантрическому Шиве, а аскетизм — брахманическому Шиве. Это явное coincidentia oppositorum [Единство противоположностей (лат.)], эротический аскетизм, следует понимать как выражение сущностной полярности единого и нераздельного целого.

Шива заключает в себе совершенный баланс высшей отрешенности и созерцательности тапаса и неистового жара камы. В его образе и характере действительно сочетаются все противоположности.

Неверное понимание и восприятие целокупного образа Шивы и выпячивание какого-либо одного из аспектов его многогранной натуры стали причиной возникновения огромного количества шиваитских сект, таких, как: капалики с их кровавыми и отвратительными обрядами агхора; вамачара-тантрики с их оргаистическими ритуалами; экстатические пашупаты; мистики шайва-сиддхантины Кашмира; агрессивные вирашайвы и, наконец, блаженные шайва-бхакты Южной Индии, в чьих прекрасных духовных стихах можно найти самое искреннее и глубокое изображение религиозной жизни человека, с её борением, унынием, надеждами и страхами, убежденностью и окончательным триумфом.
То, что одно божество вызывает столь различные чувства, является еще одной примечательной особенностью шиваизма.


Вероятно, именно благодаря эротическому мистицизму женскому божеству в шиваизме придается относительно большое значение. Как уже говорилось, тенденции поклонения единому божеству, воплощавшему одновременно и мужской и женский аспекты, были заметны даже в протоиндийском шиваизме.
В классическом шиваизме Шакти, метафизическое воплощение космической потенции Шивы, получила независимый статус и оформилась в отдельный образ.

Более того, в космологии тантризма именно ей принадлежит роль истинного творца, тогда как Шива — лишь безучастный наблюдатель.
Но и здесь в соответствии с главной тенденцией шиваизма две противоположности, мужской и женский аспекты божества, гармонически слиты воедино и образуют великолепное божество — Ардханаришвару.
Калидаса поэтически выразил парадоксальность образа Шивы: он всегда слит со своей возлюбленной, и при этом он — самый суровый из всех отрешившихся от мира аскетов.

Возникнув как религия народа (а не иератических кругов), шиваизм не стал по своему характеру конформистским в том смысле, что он без почтения относился к традиционной концепции варна-ашрама-дхармы. Он также провозглашал равенство полов.

Некоторые шиваитские секты, например лингаяты, решились даже на порицание ведапраманьи[58], брахманической ортодоксальности, идолопоклонства и учения о переселении душ. Они разрешали вдовам вступать в повторный брак и были категорически против детских браков.

Бесспорно, шиваизм намного древнее вишнуизма, однако последний более распространен, более привлекателен, в нем воедино слиты обряд и религиозное чувство[237].

Как шиваизм, так и вишнуизм придерживались индивидуального монотеизма (в противоположность древнему пантеизму), однако ритуальная практика шиваизма в этом отношении более красноречива, чем практика вишнуизма.



Если шиваизм воспринимает вселенную как источник мук и страданий (т.е. как pasa для всех pasu) [*], от которого необходимо отрешиться, то вишнуизм рассматривает вселенную как свидетельство всемогущества бога и признает достойной нежной любви. Однако на основании этого было бы неверно утверждать, что вклад вишнуизма в искусство и литературу богаче и многограннее [8].

Шиваизм царил на религиозной сцене вплоть до XI в. н.э., после чего наступила эра расцвета вишнуизма, в философию и религиозную доктрину которого вдохнули новую жизнь ачаръи, прежде всего Рамануджа.
И хотя сегодня у шиваизма, может быть, больше святилищ, но расцвет переживает именно вишнуизм. Правда, шиваизму принадлежит слава называться древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.

В современном индуизме выделяют четыре основных течения: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Смартизм – реформированная древняя брахманская традиция, храмовым божеством которой является Ишвара. Главную монистическую философскую систему смартизма разработал философ Шанкара, живший в VIII-IX веках нашей эры. Священные писания смрити являются наиболее почитаемыми источниками знаний у приверженцев смартизма.





Доктрина

В основу вайшнавизского верования заложены такие понятия, как сансара, карма и переселение душ, а также различные виды йоги, посредством которых осуществляется поклонение Вишну и всем его воплощениям (аватарам). Вишну выступает в качестве объекта человеческой преданности. Он – прекрасен и полон любви, радуется служению и смирению. Вайшнавы верят, что концом их религиозной практики станет вечная жизнь в блаженстве или ананде.

В шиваизме верховный бог Шива олицетворяет деструктивное начало вселенной и трансформацию. Он и есть сострадание и чистая любовь. Он трансцендентен и имманентен. Главная цель жизни – освобождение и слияние с Брахманом (Богом-Абсолютом). В состоянии единения с Шивой освобождённая душа сохраняет свою индивидуальность.

Для шактизма характерно сильное стремление к мистицизму. Верховная богиня Шакти одновременно олицетворяет в себе как гнев, так и милость, как ужас, так и сострадание. Покорность и жертвоприношение – способы её задобрить. Шакти выступает посредницей, и тот, кто ей служит, получает адвайтистскую мокшу (освобождение из сансары). Овладев Шакти и подчинив её адепту, можно познать и достигнуть Бога-Абсолюта Шивы.

В отличие от предыдущих трёх направлений индуизма, в смартизме нет специфического аспекта Бога для поклонения. Смартисты считают, что здесь человек свободен в своём выборе. Так обычно приверженцы этого верования поклоняются одному из следующих богов: Шива, Деви, Вишну, Ганеша, Сурья. Однако поклонение в этом направлении менее важно, чем практика дхармы, основанная на методах яджны (обряд жертвоприношения).

Погребение

Во всех направлениях индуизма кремация – главная форма обращения с телом. Исключаются из этой процедуры дети до пяти лет и санньяси. Таким образом, в Индии не существует кладбищ, есть только священные места, где сжигают усопших.

Погребальные обряды и церемонии называются антьешти. Подготовка умершего к сожжению включает ряд этапов. Как только человек умер, его тело кладут на пол так, чтобы голова была направлена на юг, то есть в сторону царства мёртвых. Тело покойного считается нечистым, поэтому контакт с ним сводится к минимуму. Далее ритуал переодевания: если это молодая девушка или замужняя женщина, то она облачается в жёлтые или красные одеяния, если же умерла вдова или мужчина, то одежда - белого цвета. В рот покойного заливают несколько капель священной воды из Ганга для того, чтобы его душа смогла освободиться. На лоб усопшего наносят бхасму - священный пепел (у шиваитов), либо сандаловую пасту (у вишнуитов). Затем тело, украшенное драгоценностями и листьями базилика, помещают на бамбуковые носилки и несут к месту сожжения (шмашана), которое, как правильно, расположено у реки. Обычно это выполняли представители касты неприкасаемых.

После тело водружается на смертный одр ногами на юг (к царству мёртвых). Поджигает погребальный костёр старший родственник усопшего. Затем проводится обряд удакакарма – ритуальное купание всей семьи покойного. Через несколько дней главный родственник возвращается на место кремации для обряда астхисанчаяна, собирает останки сожжённого в урну и погружает их в реку. До проведения шантикарма – поминального обряда, семье умершего запрещается общаться с другими людьми, совершать жертвоприношения, стричь ногти и волосы. Сразу же после проведения обряда траурные запреты снимаются.

Во все времена человеку нужно было верить в то, что он не одинок. Что есть некая незримая сила, обладающая мудростью и справедливостью. Что именно она преподносит ему жизненно важные уроки, защищает от невзгод и помогает взглянуть философски на самые удручающие ситуации.

Индуизм, кратко о религии

Религии бывают самыми разными: от тех, что объединяют лишь небольшую группу людей, до тех, что, не имея границ, распространяются по всему миру. Сегодня мы рассмотрим индуизм и дадим краткое, но подробное описание религии.

История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития

Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:

  1. Период древней цивилизации доли́ны Инда. Одна из трёх ранних цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, которая существовала ещё в Бронзовом веке с 3300 по 1300 г. до н. э. Отдельные элементы этой неоднородной культуры были позднее интегрированы в индуизм.

Древние цивилизации инда

  1. Ведийский период. Его принято разделять на два периода. Сначала был сам Ведийский период (VII тысячелетие до н. э.). Он ознаменовался приходом ариев в Индию и созданием Священных Писаний – Вед. На их основе также был сформирован культ жертвоприношения. Далее последовал период брахманизма – с VI в. до н. э. до X в. н. э. В это время у индусов появилась литература нового качества – Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их базе формируется новая метафизика.

Храм со времен Ведийского периода

  1. Пуранический период – в это время были созданы такие эпосы как Махабхарата и Рамаяна, и множество других преданий и текстов. Также в это время (ок. 500 гг. до н. э. – 500 гг. н.э.) началось становление культов поклонения великим Богам: Вишну, Шиве и Деви. Можно сказать, что это индуизм в классическом его понимании, что сохранился до наших времён.

Боги Индуизма

  1. Период средневековья – в это время (ок. 500 гг. – 1500 гг.) активно развивается движение Бхакти и происходит становление тантризма. Появляются первые секты и аскетичные ордены. На местных языках пишется новая священная литература.

Индия в Средние века

  1. Период современности (с 1500 гг. до нашего времени) – начинает развиваться реформаторское движение. Индуизм как религия превращается во влиятельную политическую силу на родине среди индусов, а затем закрепляется на третьем месте как крупнейшая мировая религия.

Период современности

Несмотря на упрощение ритуалов и культурной практики, индуизм сохраняет прочные позиции и в наши дни. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые: богоискатели пытаются примерить все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

Религиозно-философская школа йоги

  1. Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
  2. Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Таким образом, члены одной семьи могут почитать разных богов не конфликтуя.

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

Бог Вишну

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

Бог Шива

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

Яджна

  1. Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.

Четки из Рудракши

  1. Лингам (шивалингам)– символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.

Лингам

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

Богиня Шакти

В древние времена шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты устраивали ритуальные оргии, целью которых было единение со вселенской силой Шакти путём достижения экстаза.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

5 богов смартистов

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Сам Шанкара рекомендовал приверженцам Панчаятана-пуджу: это практика, которая включает в себя поклонение сразу пяти вышеуказанным божествам.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Атман

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр , песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Воспевание богов индуистами

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Индуизм в наши дни

Начиная со второй половины XX века, в Индии начал активно развиваться реформированный неоиндуизм. Его приверженцы отрицают кастовую систему и считают, что в индуизм люди должны приходить по воле своей души, вне зависимости от своего происхождения, места рождения и национальности.

Неоиндуизм против предрассудков

Консервативные верующие с этим не согласны – они считают, что настоящим индуистом можно только родиться.

Неоиндуизм становится всё популярнее не только в Индии, но и в других странах: Северной Америке, Европе и даже странах СНГ.

Заключение

Несмотря на то, что Индуизм — это основная религия Индии, жители этой страны лояльно относятся ко всем верованиям и споров на этой почве не возникает. Местные жители уважают друг друга несмотря на все различия, не навязывая своего мнения по тому или иному вопросу.

Читайте также: