Французская модель конституционного контроля кратко

Обновлено: 02.07.2024

– назначаемые члены (по 3 члена – от президента (Президент выбирает Председательствующего) и от председателей палат (с учетом мнения копетентной постоянной комиссии палаты; если 3/5 комиссии против, то кандидатура отклоняется) – срок на 9 лет + каждые 3 года ротация на 1/3)

Должности не совместима с иными гос. должностями и иной проф. деятельностью, могут только некомерч. д-ть выполнять.

До 2008 конст. контроль был исключительно предварительным, а с 2008 есть и последующий контроль.

Полномочия:

1) конституционный контроль

в обязательном порядке подлежат контролю органичекие законы до их промульгации или поправки в действующим органическим законам;
регаменты палат парламента;

проекты межд/договоров до их ратификации;

Право на обращение с запросом: Президент, Премьер-министр, председатели парл. палат, 60 депутатов, 60 сенаторов.

2) в случае смерти Президента (или невозможности исполнения обязанностей) – констатирует необходимость временного замещенияпоста

3) участвует при введении чрезвычайного положения (принятые Президентом меры – рассмотрение на соотв. Конституции)

4) толкование Конституции

5) избирательная система: утверждение списка кандидатов, объявление окончательных результатов выборов, разрешение избирательных споров

6) наблюдение за проведением референдума + объявление его результатов

7) споры о компетенциимежду зак. и исп. органами

Особенности взаимоотношения властей во Фр.:

Ø рационализированный парламентаризм

Взаимоотношения Президента и Правительства, представляющих разные партии и находящиеся в оппозии:

возможности Президента ограничены, поскольку закрепленный в законодательстве институт контрасигнатуры не позволяет ему без согласия Премьера реализовать ряд полномочий;

В парламентской республике – правительство из парламента, парламент, орган конституционного контроля, президент.

В смешанной республике: президент может выходить на высокий уровень (если ему подчинено парламентское большинство).

39.Форма правления во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов

40.Политико-территориальное устройство, организация региональной иместной власти во Франции

Франция делится на:

  1. регионы;
  2. департаменты;
  3. коммуны;
  4. административные округа;
  5. кантоны.

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по частям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.

В регионах, объединяющих 3–8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Своеобразие конституционного контроля во Франции состоит в том, что он имеет в некотором роде двойственную природу (или двойное начало) и несколько выходит за рамки известных моделей конституционного контроля.

Конституционность актов, исходящих от парламента, рассматривается Конституционным советом, а исходящих от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Статус Конституционного совета определен Конституцией и специальным органическим законом. Конституционный совет включает две категории членов: по праву и по назначению. К первой категории относятся бывшие президенты Республики (в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно), ко второй – девять членов, назначаемых тремя лицами: по три члена Совета назначаются Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Согласно внесенным в Конституцию изменениям такое назначение производится с учетом мнения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты. Если три пятых членов этой комиссии выскажутся против назначения, то кандидатура отклоняется (ст. 56 Конституции в новой редакции). Каждый член Конституционного совета назначается на девять лет. Но каждые три года перечисленные субъекты назначают по одному члену Конституционного совета, поэтому каждые три года Конституционный совет обновляется на треть. Председатель Конституционного совета назначается Президентом. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов членов Совета поровну (ст. 56 Конституции).

При вступлении в должность члены Совета приносят присягу перед Президентом. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, Правительства, экономического и социального совета; быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако члены Совета могут занимать должности, не связанные с коммерческой деятельностью, например профессора в университете. Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении девяти лет он оставляет свою должность.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Она в той или иной мере затрагивает деятельность и парламента, и Президента. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов (по жалобам), рассматривает вопросы несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Конституционному совету принадлежат более широкие полномочий в отношении выборов Президента.

В случае смерти Президента Республики Конституционный совет констатирует необходимость временного замещения этого поста. Временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента, когда тот не может исполнять свои обязанности (ст. 7 Конституции).

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 Конституции. Президент, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с Премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Принятые Президентом меры в период чрезвычайного положения рассматриваются Конституционным советом с точки зрения соответствия их Конституции.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты.В этом случае он консультирует Правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. В обязательном порядке подлежат контролю поправки к действующим органическим законам (ФКЗ) . Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным.

В ведении Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена Конституция. Правом обращения в Конституционный совет с запросом о конституционности актов обладают Президент, Премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов (ст. 61 Конституции).

Конституционный совет разрешает споры о распределении компетенции между законодательным и исполнительным органами, если во время обсуждения законопроекта в одной из палат парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со ст. 38 Конституции, и Правительство заявляет об их неприемлемости. В случае возникновения разногласий между палатой и Правительством спор разрешается Конституционным советом (ст. 41 Конституции).

Весьма специфическим статусом обладает Государственный совет. Формально он возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. Фактическое руководство принадлежит вице-председателю. В состав Государственного совета входят также государственные советники и аудиторы. Структурно Государственный совет состоит из четырех секций: внутренних дел, финансов, общественых работ и социальных вопросов1. Государственный совет выступает в двойном качестве – как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В качестве первого Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов, решения которых могут обжаловаться в суды административной юстиции, а Государственный совет является в этом случае высшей инстанцией.

Государственный совет – “привилегированный советник” Правительства. Согласно ст. 38 и 39 Конституции он дает предварительные заключения (причем в обязательном порядке) по проектам ордонансов, подготовленных Правительством в порядке делегированного законодательства. Государственный совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

Кроме того, Государственный совет выполняет еще одну важную функцию – конституционный контроль в отношении актов, издаваемых органами исполнительной власти.

Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки известных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента – Конституционным советом, от органов исполнительной власти – Государственным советом.

Конституционный совет включает две категории членов – по праву и по назначению. Первыми являются все бывшие Президенты республики; в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно. Из числа этих членов может быть назначен и председатель Совета. Назначаемые члены получают свой пост в силу назначения тремя высшими органами государственой власти – Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената.

Каждый из них назначает трех членов на 9 лет; Совет обновляется на одну треть каждые три года. Другими словами, каждое из названных лиц назначает одного члена каждые три года. Каких-либо цензов для назначаемых членов не существует.

При вступлении в должность члены Совета принимают присягу перед Президентом республики. Вступление в должность подчинено также условиям несовместимости; члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики.

Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, правительства, Экономического и социального совета, быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако, члены Совета могут сохранять некоторые должности, например, оставаться профессорами в университетах.

Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении 9 лет он обязательно оставляет свою должность. Председатель Совета назначается Президентом республики. До настоящего времени председатели всегда назначались из числа "президентских" членов, хотя юридически может быть назначено и другое лицо.

Процедура рассмотрения дел в Совете закрытая и письменная; заседания Совета проводятся при закрытых дверях. Решение Совета публикуется в официальном органе государства.

Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна;

она в той или иной мере затрагивает и парламент и Президента республики. Совет рассматривает жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Регламенты палат парламента до их применения должны быть переданы в Совет, который выносит решение об их соответствии с основным законом.

Какие-либо изменения в регламентах также передаются на рассмотрение Совета.

Конституционный совет обладает более широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики, чем в отношении выборов парламентариев, поскольку Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. Хотя законодательство не предусматривает при этом возможности обжалования, но на практике Совет не отказывается рассматривать жалобы. Совет не вмешивается в производство операций на выборах Президента; эти операции проводятся специально назначаемой для этого Национальной комиссией по контролю; Совет, однако, следит за соблюдением принципа, согласно которому все кандидаты должны пользоваться во время избирательной кампании равными предоставленными государством возможностями. При производстве голосования Совет наблюдает за его проведением и назначает для этой цели своих комиссаров. Общий подсчет голосов осуществляется под непосредственным наблюдением Конституционного совета, в который сообщаются результаты выборов на местах.

Если последовала смерть Президента республики, то он констатирует необходимость временного замещения этого поста;

временным президентом становится председатель Сената. Совет также имеет право констатировать вакантность поста Президента республики, когда тот не может исполнять свои обязанности; затем он констатирует, что это состояние является окончательным и наличествует необходимость проведения новых выборов главы государства.

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

Основная же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. Прежде всего, в обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. До 1974 г. Совет редко запрашивался о таком соответствии. Наиболее часто запрашивал премьер-министр, менее часто – председатель Сената, а председатель Национального собрания и Президент республики – два других лица, обладавшие правом запроса, им не пользовались. В результате конституционного пересмотра 29 октября 1974 г. право запроса по поводу простых законов получили группы депутатов или сенаторов в 60 человек. Активность Совета сразу резко возросла.

На обязанности Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена конституция. Правом запроса в таких случаях обладают Президент республики, премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов.

Наконец, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров о распределении компетенции между законодательной и исполнительной властями, т.е. между правительством и парламентом, поскольку ст. 37 основного закона устанавливает перечень сфер, в которых парламент может законодательствовать. Остальные области, таким образом, остаются в ведении регламентарной власти, т.е. в руках правительства. Кроме того, Совет выносит решения на основе статьи 41 конституции, если во время обсуждения законопроекта в какой-либо палате парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия между правительством и председателем соответствующей палаты.

Значение Государственного совета возросло после принятия конституции 1958 г., установившей новое соотношение между законодательной и регламентарной властью. Акты последней уже не рассматриваются в качестве изданных в развитие закона. Они приобрели самостоятельную и определяющую роль. В силу этого расширилась и приобрела самостоятельное значение функция контроля за актами исполнительной власти. Функция такого контроля со стороны Государственного совета не является специально выделенной, она реализуется при рассмотрении дел по обжалованию о превышении власти. Своими постановлениями Совет аннулирует акты, не соответствующие конституции. Давая свои консультативные заключения, Совет, кроме того, по целому кругу актов правительства может высказываться об их соответствии основному закону.


Предметом рассмотрения данной статьи является место Государственного и Конституционного советов в системе французского конституционного контроля. Исследованы полномочия Государственного и Конституционного советов, а также рассмотрены их сходства и различия.

Ключевые слова: Государственный совет, Конституционный совет, конституционный контроль, суверенитет парламента, принцип разделения властей, контроль конституционности законов.

Конституционный контроль Франции своеобразен и выходит за рамки привычных моделей конституционного контроля. Так как, несмотря на то, что Франция принадлежит к романо-германской модели, контроль осуществляется несколькими органами, наделенными исторически сложившимися полномочиями (Конституционный и Государственный советы). Основным полномочием Конституционного совета в этой системе является вынесение решения о конституционности только что принятого, но оспоренного и не успевшего вступить в законную силу, законопроекта парламента или законопроекта парламента, который все еще находится в разработке. К основным же полномочиям Государственного совета можно отнести проверку актов органов исполнительной власти на соответствие Конституции.

Достаточно долгое время французское право отвергало и игнорировало возможность контроля за исполнением соблюдения Конституции. Государственный совет был образован в 1673 году и одновременно являлся административным судом, высшим судебным учреждением, а также советом правительства. Государственный совет был создан тогда, когда казалось немыслимым создание такого органа, который бы мог проверять конституционность принимаемых законов.

Возникновение Государственного совета предопределило разделение компетенции в системе конституционного контроля правовых актов, которая возникла в результате преодоления теории суверенитета парламента [5].

В системе административной юстиции Государственный совет является высшей инстанцией. Административная юстиция создавалась, как система специализированных органов исполнительной власти, которая включала в себя цель по контролю за соблюдением законности, а также имеющая право контролировать остальные органы. Со временем совет стал высшей инстанцией в системе административных судов, расширил свои полномочия и значительно укрепил свое положение. В развитии Государственного совета выделяют следующие ключевые моменты:

Конституционный совет сформировался значительно позже, в 1958 году после принятия Конституции Пятой республики. Именно Конституция 1958 года привнесла принцип контроля соблюдения Конституции и ввела новый специальный орган (Конституционный совет), осуществляющий функцию конституционного контроля и уполномоченный контролировать конституционность законов до их вступления в силу. Предшественником Конституционного совета был Конституционный комитет, который давал заключение о конституционности законов, но в отличие от совета не имел права их отменять. Конституционный совет не вправе рассматривать законы, уже вступившие в силу, однако исходя из того, что Конституция 1958 года ввела ограничения на сферы применения закона, то Конституционный совет вправе определить, попадает ли действующий закон, который был принят до вступления в силу Конституции, под ограничительное постановление или нет.

  1. 1971 г. — включение в сферу своей деятельности всей сферы прав и свобод граждан (Преамбула Конституции).
  2. 1974 г. — предоставление права обращения в Конституционный совет 60 депутатам или 60 сенаторам.
  3. 1982 г. — связан конкретно с политическими причинами, а именно с изменением парламентского большинства.

Таким образом, во Франции возникла система конституционного контроля, который осуществлялся сразу двумя независимыми органами.

Роль Государственного совета в развитии контроля за соблюдением Конституции достаточно велика и не ограничивается осуществлением предоставленных ему полномочий. Так как Государственный Совет возник значительно раньше, чем Конституционный совет, многие его конструкции были переняты Конституционным советом. Возможно, это и повлияло на то, что Конституционный совет в некоторых аспектах повторил историю развития Государственного совета, а именно:

  1. И Государственный, и Конституционный советы изначально осуществляли только предварительный контроль.
  2. Оба совета активно занимались нормотворчеством [4].

Также Государственный и конституционный совет отличаются наличием ресурсов для проверки всех правовых актов и, соответственно, осуществления контроля. Если Конституционный совет в настоящее время не имеет достаточно ресурсов и состоит всего из 9 назначаемых членов, то у Государственного совета, напротив, есть достаточный ресурс для осуществления такого масштабного контроля. Государственный совет, в отличие от Конституционного имеет сложную структуру и состоит из секций.

  1. Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
  2. Пилипенко А. Н. Принципы юридической безопасности во французском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 4. С. 646- 652.
  3. Карпенко К. В. Институт последующего (конкретного) конституционного контроля во Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 5. С. 780–790.
  4. О роли нормотворчества Государственного совета: Лочак Д. Административное правосудие. Г., 1998. С. 114.
  5. Руссо Д. Конституционный закон о судебных разбирательствах., 2010. – С.12.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный совет, государственный совет, конституционный контроль, исполнительная власть, административная юстиция, высшая инстанция, законопроект парламента, орган, полномочие, судебная функция.

Ключевые слова

принцип разделения властей, конституционный контроль, Государственный совет, Конституционный совет, суверенитет парламента, контроль конституционности законов

Государственный совет, Конституционный совет, конституционный контроль, суверенитет парламента, принцип разделения властей, контроль конституционности законов

Похожие статьи

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению

В заключение следует отметить, что контроль органов судебной власти имеет существенное значение в реализации законности в правовом.

Конституционно-судебная государственная власть.

Ключевые слова: орган конституционного контроля, конституционный суд, компетенция

Государственный совет. Первый из них рассматривает нормативные акты до вступления их в силу

– Функция органов конституционного контроля осуществляется в соответствии с.

Понятие конституционного контроля, его особенности

Первоначально первым органом общего конституционного контроля был парламент, основная функция которого сводилась к принятию

В систему органов специального контроля входит Конституционный Суд РФ, деятельность которого находит свое воплощение в форме.

Конституционный суд как орган конституционного контроля

Данный конституционный контроль, осуществляемый в российском федеративном государстве Конституционным Судом и

Правовая позиция Конституционного Суда и есть источник права. Разделение единой государственной власти не исключает наличия в каждой.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные.

Понятие и функции судебных органов | Статья в журнале.

Судебные органы (суд)- это специализированные государственные органы

В науке существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие.

Так же, предметом особого контроля суда являются законность и обоснованность производства в.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов.

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны.

Об определении института административной юстиции

Судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц и государственных служащих) принято называть административной юстицией, реже — правосудием по административным делам.

Особенности системы государственного управления Республики.

Высший законодательный орган — Сабор Республики Хорватии (парламент) избирается сроком на 4 года.

Конституционный суд рассматривает вопросы о соответствии законов Конституции, а также о соответствии других нормативных правовых актов Конституции и.

Некоторые вопросы учреждения административных судов.

Суд-орган государственной власти, осуществляющий правосудие по уголовным, административным, гражданским и иным делам в

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные.

Читайте также: