Транспортный дизайн это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Разбираемся на примере айдентики общественного транспорта Варшавы и British Rail.

С каждым годом коммуникации между людьми растут и количественно и качественно. Следовательно, увеличивается частота и дальность передвижений. Жизнь современного человека становится всё быстрее и быстрее, и ему необходимо быстро и эффективно считывать информацию, организующую движение и устанавливающую его правила. И эта задача ставится в первую очередь перед дизайнерами. Наш дизайнер Настя Горбунова рассказала о наиболее успешных кейсах в этой области.

Неотъемлемой частью современного общества является развитая транспортная система. Она присутствует в жизни общества на всех уровнях: от организации движения внутри небольшого района, где живёт человек, до международных транспортных систем, соединяющих целые страны.

Большинство выдающихся шрифтовых дизайнеров имели опыт создания шрифтов, предназначенных для использования в навигации пространства: Адриан Фрутигер, Эрик Шпикерман, Эдвард Джонстон, Жан-Франсуа де Порше, Макс Мидингер, Эдуард Хоффман. Именно такие проекты и позволили впоследствии причислить этих дизайнеров к числу шрифтовиков, внесших большой вклад в развитие общества.

К шрифтам, используемым в навигации, предъявляются немного иные требования, чем к наборным шрифтам или акцидентным. Здесь не так важен расширенный состав символов. Вряд ли в навигации кому-то понадобятся глифы числовых степеней или альтернативные символы. Даже использование лигатур здесь, скорее всего, будет нежелательно.

На первый план выходит чистая форма буквы, её пропорции, как следствие — скорость считываемости и естественное вписывание в окружающую среду. Для промышленных зон предпочтительны более урбанистические шрифты, а для сельских ландшафтов — более гуманистические.

У городов в целом со временем тоже формируется свой характер. Неудивительно, что, например, Helvetica теперь устойчиво ассоциируется с Нью-Йорком. А шрифт Johnston — с Лондоном.

В целом при разработке дизайна современных транспортных систем думают не только об указателях, вывесках и брендировании ливрей транспортных средств. Общая система должна охватывать все сопутствующие носители: оформление остановок и верстка расписаний, проездных билетов, форма сотрудников, кеттеринг и так далее.

Наметилась тенденция к общему графическому оформлению транспортных систем, особенно городских пассажирских. Разрабатывается общая система оформления для всех видов городского транспорта. Вводится единая карточная электронная система оплаты с единым проездным. Уменьшается количество частных перевозчиков, либо они также принимают общий стиль. Главное, чтобы пассажир воспринимал всю городскую пассажирскую систему как единое целое, работающее по единым правилам.

Но красота и аутентичность — это лишь часть работы. Основной список целей, которые преследует разработка айдентики, сугубо функциональны. И высшее мастерство здесь заключается в нахождении эстетически привлекательных решений при полном выполнении всех функциональных задач.

Нужно учитывать, что указатель внутри замкнутого пространства с вполне определенными границами и освещением, вроде станции метро, и указатель на скоростном шоссе должны отличаться в своем оформлении. Но при этом они должны восприниматься частью единой системы. Более того, в зависимости от расстояния информация меняет свои масштабы и цели. На близком расстоянии работают относительно большие подробные тексты и схемы. На дальнем — часто вполне достаточно одного слова или знака.

Прежде чем перейти к одному из самых знаковых в мире кейсов дизайна транспортных систем, стоит поговорить о дизайнерах, задействованных в этом проекте. Ведь их работа стало вехой не только в айдентике транспортных систем, а, пожалуй, в дизайне вообще.

В 1956 году Киннер покинул Design Research Unit и открыл собственную фирму. Параллельно преподавал в Chelsea School of Art.

Однажды, Киннер, стоя в очереди на автобусной остановке, познакомился с молодым архитектором Девидом Элфордом. Тот работал над проектом нового лондонского аэропорта в Гэтвике. В ходе непринужденной беседы Элфорд спросил у Киннера, не доводилось ли ему когда-либо разрабатывать систему указателей для аэропорта. Несмотря на отрицательный ответ, Киннера пригласили в проект. В последствии Киннер часто отмечал: если бы не эта случайная встреча и если бы он ездил на работу другим маршрутом, то, вероятно, история дизайна всей британской транспортной системы сложилась бы иначе.

Ассистенткой Киннера в этом проекте стала его студентка Маргарет Калверт. Вместе они отлично справились с задачей, и Киннера пригласили для работы над очень масштабным проектом — разработкой системы указателей для скоростных магистралей Великобритании.

На таких шоссе указатели должны быть максимально удобочитаемы, чтобы водители и пассажиры могли легко воспринимать информацию при высокой скорости движения. В то время подобный проект был удачно реализован в Германии. Один из британских чиновников даже письменно настаивал, чтобы дизайнеры использовали немецкий геометрический гротеск. Это шрифт, разработанный инженерами, который на практике доказал свою эффективность. Но это пожелание было решено проигнорировать.

Дело в том, что немецкие гротески, спроектированные инженерами, хоть и были эффективными, но плохо вписывались в английский холмистый ландшафт. Нужен был собственный шрифт. Тем не менее, немецкие шрифты рассматривались в качестве референсов, и наибольшее влияние на пропорции разрабатываемого шрифта и общее впечатление оказал Akzidenz-Grotesk Германа Бертхольда 1898 года.

В итоге в 1963 году после успешного внедрения новой дорожной системы указателей для скоростных автомагистралей новый комитет поручил Киннеру и Калверт разработку системы указателей на всех дорогах Великобритании. Эта система была более обширной и включала в себя набор дорожных знаков. Разработкой знаков по большей части занималась Маргарет.

В наше время эти указатели уже стали сами по себе самостоятельными брендами: организуются тематические вечеринки с их использованием, создаются модные аксессуары и даже произведения искусства с их репликами.

В 1964 году Киннер делает Маргарет Калверт своим партнером и переименовывает фирму в Kinneir Calvert Associates.

Тем временем, начинается разработка айдентики Британских железных дорог, которой суждено войти в историю дизайна. К этому проекту привлекают Киннера и Калверт.

British Rail являлась железнодорожным оператором Великобритании с 1948 по 1997 годы. Он был создан в результате национализации Большой четвёрки Британских железнодорожных компаний в 1948 году. И от одной из этой четвёрки, London and North Eastern Railway (LNER), British Rail унаследовали один из основных элементов своего стиля — шрифт Gill Sans.

Кроме того, в этот период не существовало единой цветовой схемы, а в разных регионах использовались свои собственные цвета.

В 1955 году руководством British Railways (первое название компании) был принят план модернизации, который в том числе затронул и графическую составляющую. Глава организации видел новый логотип более благородным и роскошным. Была немного изменена графическая часть логотипа: теперь в нем появилась корона, колесо переместилось в лапы льва, а Gill Sans был заменен на антикву. И если в техническом плане действительно было сделано очень многое, чтобы модернизировать железнодорожную систему Великобритании, то с графической точки зрения, это был существенный шаг назад. Внешний вид и содержание вступили в явный конфликт.

Спустя 10 лет руководство British Railways решило отказаться от анахроничных геральдических мотивов, не отвечавших духу времени, и разработать фирменный стиль, не уступавший дизайну транспортной системы Лондона.

Для разработки нового фирменного стиля в 1964 году была выбрана лондонская компания Design Research Unit. Они были одними из первых в Великобритании, кто совмещал одновременно разные направления: архитектурные проекты, графический и индустриальный дизайн.

Корпоративный шрифт спроектировали сторонние дизайнеры, привлеченные Design Research Unit, Джок Киннер и Маргарет Калверт. Шрифт получил название Rail Alphabet и являлся вариацией Helvetica с корректировками для большей удобочитаемости.

В качестве основных фирменных цветов были выбраны красный и серо-голубой. Но дополнительно использовалось еще несколько цветов. Например, для оформления буфетов в дополнение к красному использовался желтый.

Одним из важнейших изменений стало сокращение названия с British Railways до просто British Rail, что сделало еще больший акцент на глобальность ребрендинга.

Разработанное обширное руководство описывало применение фирменного стиля на всевозможных носителях: от локомотивов, названий станций, оформления офисов, формы сотрудников и рекламной продукции до посуды.

Отдельно следует отметить, что вся верстка текстов и все отступы привязаны к размерам букв. Ко всем носителям применяется сетка, в которой по вертикали высота делений равна высоте строчных букв, а по горизонтали ширина делений равна ширине кегельной площадки глифа пробела. Это очень удобная система, она легко реализуется на местах, если следовать руководству.

Кроме того, были разработаны два варианта букв: черных для нанесения их на белый фон и белых для нанесения их на черный фон. Оба варианта были разработаны с учетом зрительных компенсаций, поскольку человеческий глаз воспринимает эти варианты по-разному. Светлые буквы на темном фоне всегда выглядят жирнее и этот эффект желательно компенсировать.

Айдентика British Rail — это один из первых канонических примеров системного подхода в разработке айдентики транспортной системы. Этот дизайн стал знаковым для своего времени. Он определил направление дальнейшего развития целой сферы дизайна. До сих пор современные дизайнеры при разработке айдентики транспортных систем возвращаются к этому проекту и используют его в качестве референса и вдохновения. Сами британцы считают этот стиль — и в частности логотип — одним из самых любимых.

После приватизации в Британии прошло не мало акций с целью вернуть British Rail. По большей части эти протесты имели экономические требования, так как это был один из основных государственных работодателей. Но это не отменяло и сожаления британцев по поводу потери единой графической системы оформления транспортной системы, которая за годы своего существования стала символом страны.

Разумеется, дизайнеры, работавшие над разработкой айдентики для British Rail, на этом свой творческий путь не закончили. Из крупных проектов совместной фирмы Киннера и Калверт обязательно нужно отметить разработку системы вывесок для метрополитена Тайна и Уира в 1980 году. Для этого проекта Маргарет Калверт разработала шрифт Calvert.

В 1987 году Калверт становится главой отделения графического дизайна в Британском королевском колледже искусств. На этой должности она проработала до 1991 года.

Джок Киннер умер в 1994 году. А два года назад в 2016 году Маргарет Калверт получила орден Британской империи за вклад в развитие транспортной системы Великобритании.

Кроме того, пару лет назад словолитня A2-TYPE совместно с Калверт выпустила ревайвлы двух основных шрифтов Transport и Rail Alphabet.

Автор знака British Rail Гэрри Бэрни после своего ухода из Design Research Unit организовал собственное агентство. В 1979 году его привлекли к разработке нового шрифта для оформления общей дилерской организации Volkswagen и Audi, непохожего на корпоративные шрифты этих компаний (это соответственно Futura и Audi Times). Таким образом появился шрифт VAG Rounded.

Долгое время этот шрифт находился в исключительном пользовании Volkswagen. Но в начале 90-х после очередного ребрендинга стал общедоступным, что позволило, например, пользователям Mac’ов созерцать его каждый день на своих клавиатурах.

Более того, при разработке айдентики для лондонского музея Tate в 1999 году в качестве фирменного шрифта и логотипа использовался переработанный шрифт Бэрни.

К написанию подобного текста меня сподвигла недавняя поездка в Варшаву. Совершенно неожиданно оказалось, что пассажирская транспортная система Варшавы оформлена на удивление графически гармонично и достаточно информативно, а главное — удобно. Я получала эстетическое удовольствие, пользуясь ей каждый день. Поэтому для иллюстрации современного уровня дизайна в этой области будем использовать именно этот проект.

Итак. Весь общественный транспорт Варшавы оформлен в едином стиле, разработанном в 2017 году двумя варшавскими студиями Type2 и Threedotstype. Несмотря на столь свежий проект, новое оформление уже повсеместно используется.

Если вернуться к самой транспортной системе Варшавы, то для всех видов транспорта используется один билет или проездной. В Варшаве отсутствует частный городской транспорт, что помогло им оформить все машины в единой визуальной системе. Имеются различия только в цветовом оформлений ливрей различных видов транспорта.

Из системных идей мне особенно понравилась идея нумерации одноимённых остановок. То есть к наименованию всех остановок, располагающихся на одной стороне дороги добавляется, например, номер 01. У располагающихся на противоположной стороне добавляется 02. Если на дорожной развилке располагается четыре остановки с одинаковым названием, то у каждой из них есть свой уникальный номер. Это очень удобная система ориентирования, позволяющая моментально понимать какая именно остановка необходима пассажиру.

Дизайн транспортных систем за последние 50-60 лет прошел большой путь в своем развитии. Со стороны чиновников и градостроителей существенно изменилось понимание важности эффективного и одновременно изящного графического оформления транспорта.

Taurusdesign2.jpg

Автомобильный дизайн (англ. Automotive design , в СССР художественное конструирование) - художественно-проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто.

Содержание

История

В конце 20-х г., в США было положено начало художественному конструированию автомобиля. Одной из первых задач художников конструкторов было снижение уровня пола, а следовательно, и общей высоты автомобиля.

Первыми стали систематически и целенаправленно заниматься художественным конструированием автомобиля американцы. В 1926 г. концерн General Motors создал группу по художественному конструированию, а уже в следующем, 1927 г. была выпущена модель La Salle, спроектированная художниками-конструкторами. Её успех, как отметили современники, дал профессии дизайнера отличную рекламу.

В 1964—1965 гг. в отеле художественного конструирования технического центра General Motors работало 1400 дизайнеров, в концерне Ford — 875.

В промышленно развитых странах Европы и Японии художественное конструирование получило широкое распространение в послевоенные годы как средство сохранения старых и завоевывания новых рынков сбыта.

Теория

Задача художественного конструирования заключается в создании рационального изделия, максимально соответствующего условиям эксплуатации и требованиям технологии.Форма изделия должна быть функционально оправданной.

Внешний вид

Форма автомобиля зависит от компоновки и конструкции, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приемы и новые материалы. На развитие формы автомобиля воздействуют социально-экономические факторы и, в силу особого качества автомобиля - его "престижности", мода.

Существует прямая последовательность зависимость между размерами и стоимостью автомобиля: чем больше, тем дороже.Предпринимателю всегда выгодно выпускать дорогой автомобиль.

Дизайн интерьера

Цвет и фактура

Конструкторские автомобильные фирмы

  • Bertone
  • Cardi
  • Castagna
  • Coggiola
  • Colani
  • DC Design
  • EDAG
  • Fioravanti
  • Heuliez
  • I.A.D.
  • I.DE.A
  • IED
  • ItalDesign
  • Karmann
  • Michelotti
  • Rinspeed
  • Sbarro
  • Spada
  • Stola
  • Torino Design
  • Zagato
  • Zender

Дизайнеры авто

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Автомобильный дизайн" в других словарях:

Плавник (автомобильный дизайн) — Примеры плавниковой стилистики в Америке… …и в Европе. Плавниковый стиль общее название течений в автомобильном дизайне, существовавших на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века. В общем и целом, можно сказать, что этот стиль… … Википедия

Дизайн — Дизайн: игровая площадка для детей 6 10 лет; дизайнер Джеймс Туми, Такома, штат Вашингтон, 1987. ДИЗАЙН (от английского design замысел, проект, чертеж, рисунок), вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дизайн — современное искусство художественного конструирования начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. Техницистский ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно… … Вся Япония

ОАО "Горьковский автомобильный завод" — ОАО "Горьковский автомобильный завод" ("ГАЗ") образован в ноябре 1992 года на базе Горьковского автомобильного завода, действовавшего с 1 января 1932 года. В конце 1956 года завод начал выпуск "Волги" ГАЗ 21, особого … Энциклопедия ньюсмейкеров

Волжский автомобильный завод — Координаты: 53°33′24″ с. ш. 49°15′33.3″ в. д. / 53.556667° с. ш. 49.25925° в. д. … Википедия

Художественное конструирование — Автомобильный дизайн (англ. Automotive design) художественно проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто. В СССР термин назывался художественное конструирование. Содержание… … Википедия

Развитие формы кузова легкового автомобиля — Основная статья: Автомобильный дизайн Форма автомобиля зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и… … Википедия

Колани, Луиджи — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Колани. Луиджи Колани Luigi Colani … Википедия


Автодизайном принято называть предварительный, эскизный этап создания модели авто своей неповторимо-индивидуальной художественной формы. Автомобильный дизайн отталкивается от заданных условий рационализма и технологичности при создании автомобилей. То, без чего машина не может ездить, а также отвечать требованиям покупателей и контролирующих органов, должно в той или иной форме быть предусмотрено в эскизе, чертежах и в металле. Необходимо место для двигателя, колес и другого оборудования, предметов и устройств, обеспечивающих комфорт и безопасность водителя и пассажиров.

автомобильный дизайн

Любому производителю выгоднее всего создавать и реализовывать вещи большого размера. Это же выгодно и дизайнерам – ничто не ограничивает полет фантазии. Но если в обществе существует запрос на миниатюризацию, а большие авто реализуются небольшими партиями, то компания сменит вектор производства.

История

Несмотря на то что машины начали в значительных масштабах производиться с конца XIX века, и, следовательно, существовал какой-никакой их дизайн (хотя бы как подражание карете или повозке), считается, что автомобильный и транспортный дизайн как художественное конструирование с теоретическим обоснованием и как реальный бизнес появился в североамериканских штатах в конце 20-х годов прошлого столетия.

Западный автодизайн

автомобильный и дизайн

В настоящее время наметился постепенный отход от стилей предыдущего десятилетия в сторону усложнения очертаний кузова и повышения пассивной безопасности.

Русский автодизайн

Русский автомобильный дизайн всегда подводило производство, его неповоротливость и техническое отставание. Картина не меняется и в текущем столетии, в век глобального разделения труда и кооперации, практически во всех областях производства.

Дизайн внешнего вида автомобиля будущего

Дизайн автомобилей будущего предсказать довольно сложно, так как невозможно предугадать все входящие факторы и главное – научные открытия. Что важно сейчас для дизайна кузова? Это:

  • долговечность;
  • эргономичность;
  • безопасность;
  • минимизация трат на производство.

автомобильный и транспортный дизайн

Если же резких изменений не произойдет, то, скорее всего, к концу столетия, наконец-то, победит электродвигатель, и произойдет окончательное разделение на транспортные средства для супер-полисов (городов огромного размера) и для всего остального.

Дизайн салона

Дизайн салонов может осуществляться фирмой-производителем автомобиля, а также после его покупки в любое время, хотя чаще всего это происходит на стадии подготовки к эксплуатации параллельно с его тюнингом. Если оставить за скобками сумасшедшие идеи и кардинальную переделку, то задача постдизайна — еще более подчеркнуть стиль авто (его какую-либо черту) и/или стиль жизни его владельца. Как правило, хватает доработки отдельных деталей, но с доведением их практически до совершенства в классе Hi-End. Неподражаемая фактура и элегантность меняют чувства и в какой-то мере мироощущения водителя и его пассажиров. А достигается это, к примеру, всего лишь вставками из кожи рептилий и слоновой кости. Хотя не все так просто, и для создания соответствующей атмосферы нужно комплексное воздействие множества факторов.

история автомобильного

Диски

автомобильный и транспортный

Кресла

Задача дизайна автомобильных сидений заключается не только в придании им соответствующих форм и функций для большей эргономичности и безопасности, но и в создании соответствующего интерьера, в том числе и при помощи чехлов на них. Материал для их изготовления и отделки может применяться самый различный. Как говорится, на любой вкус, цвет и размер кошелька (обивочная ткань, кожзаменитель, натуральная кожа). Уют и пикантность придают накидки на сиденья из натурального меха. Экокожа пропускает воздух, но препятствует проникновению воды.

Катера и автомобильный дизайн

Так как многие автомобильные фирмы выпускают маломерные речные и морские суда и/или оборудование для них, то они же и занимаются их дизайном. Доступный по цене и футуристичный по виду катер Toyota Ponam-31 представлен на фото.

транспортный дизайн

Заключение

автомобильный транспортный дизайн

В самом деле, является ли дизайнерской работой появление похожих как близнецы автомобилей, различающихся только видом и компоновкой фар, а также другими незначительными деталями? Автомашины прекрасны сами по себе, но очень похожи, а поэтому безлики. Для массового производства это хорошо. Но хочется чего-то еще, нового и неопробованного.

Дизайнер транспортных средств


Краткое описание


Особенности профессии

Дизайнерские профессии достаточно часто находятся на стыке художественных и технических. Так, от дизайнера транспортных средств требуется разработка дизайн-проектов оформления ТС, фирменной стилистики, подбор цветовых решений и материалов. Но без понимания того, как устроено разрабатываемое транспортное средство, он не сможет предложить максимально практичный, функциональный и безопасный проект. Поэтому, хоть для этой профессии и нужен художественный талант, умение разбираться в технической документации для нее важно не в меньшей степени. Основные рабочие обязанности таких специалистов сводятся к следующим:

  • Проведение аналитического исследования в области дизайна, общей концепции оформления транспортного средства, выбора цветов и отделочных материалов, эргономики и функциональности.
  • Создание концепции, фирменной стилистики, дизайн-проекта транспортного средства.
  • Подбор цветов, материалов, комплектующих исходя из дизайн-проекта, эргономики и функциональности ТС.
  • Координация работ по претворению разработанных макетов, проектной и концептуальной документации в жизнь.
  • Поиск поставщиков отделочных материалов, взаимодействие с ними.
  • Авторское сопровождение реализации дизайн-проекта.
  • Оценка экономической эффективности разрабатываемого концептуального и дизайн-проекта.

Это достаточно интересная работа, в которую приплетается и экономическая составляющая: любой дизайн должен быть максимально выгодным для предприятия. Порой дизайнеры транспортных средств также косвенно принимают участие в разработке рекламных кампаний брендов, особенно визуальной их части.



Автомобиль, на котором мы ездим сегодня доживает последние годы. Это подтверждают не только футурологи, но и сами производители автотранспорта. Главные тенденции — беспилотность автомобилей, использование каршеринга, а не владение транспортным средством, и изменения в интерьере. Подавляющее большинство пассажиров отдаст предпочтение времени, чем удовольствию от вождения автомобилем. Следовательно, внутри автомобиля будут организованы пространства для не для управления, а для работы, отдыха или деловых встреч.


Святослав Саакян, транспортный дизайнер, основатель дизайн-студии Slava’saakyan один из тех, кто утверждает, что эмоциональность дизайна отойдет на второй план, а качество времени и функциональность автомобилей станет главными критериями. И это значит, принципы транспортного дизайна, которым сейчас учат в ВУЗах серьезно изменятся, как и задачи промышленных дизайнеров.

«Автомобиль внешне превратится в продукт промдизайна, а вся борьба за потребителя уйдет в интерьер и его функции. Стоимость автомобиля будет зависеть не от того, какая отделка у салона, какой он комфортный, а от того набора функций, которые в нем существуют. Соответственно учить дизайнеров автомобилей нужно будет по- другому. Сильно на дизайн повлияет сам запрос потребителя — поколение миллениалов и следующее за ними обладает особыми взглядами на мир. У них другое восприятие, поведение, у них есть свои положительные черты и свои недостатки. Проектируя транспортное средство дизайнеры должны понимать для кого они его проектируют, кто будет этот потребитель и, что для него важно.

Я уверен в нескольких тенденциях:

Во-первых, произойдет разделение на тех, кто будет ездить на беспилотниках и тех, кто будте управлять автомобилем самостоятельно. Скорее всего в очень дорогом сегменте, где люди могут позволить себе удовольствие управлять автомобилем.

Во-вторых, через какое-то время автомобиль в собственности будет редкостью, это скорее всего будет долгосрочная или краткосрочная аренда. В Европе уже наметилась тенденция отказа от личного транспорта, в России она видна пока только в больших городах.


В-третьих, персонификация автомобилей уйдет в прошлое. Мы столкнемся с тем, что пассажиру будет все равно, как выглядит автомобиль, потому что он не будет являться его владельцем, не будет им управлять, это будет некая капсула — карета, диван на колесах, доставляющий человека с определенным комфортом и с определенными функциями из точки А в точку Б. И доезжая до нужной точки пассажир оставит транспортное средство, продолжит свой путь и в это транспортное средство в принципе может не вернуться никогда. Поэтому от дизайна будет требоваться не сделать автомобиль привлекательным, эмоциональным, а сделать его функциональным.


«Главная задача дизайна — это решать проблемы, упрощать жизнь. Сегодня дизайн нацелен на рынок и это его сложность. Отвечая на запрос потребителя, промышленный дизайн не может показать всех тех художественных замыслов и возможностей, которые дают ему достижения высокой науки, современные технологии, потому как экономически они еще не эффективны. Они не могут попасть в широкий рынок и, соответсвенно, дойти до массового потребителя.

Большие компании для развития видения и проектирования будущего используют такие дисциплины и специальности, как Concept design и Advanced design, которые позволяют выстроить баланс между художественно частью, технологической и научной. Cуть концептуальных идей — позволить дизайну прикоснуться к новым достижениям, над которым работают ученые, инженеры. Не просто решать сегодняшние проблемы, а создавать возможности и заглянуть в будущее, демонстрировать то, чего мы можем достичь, используя сегодняшние технологии.


В киноиндустрии работает уже не просто продакт-плейсмент автомобильных брендов, когда герои ездят на определенной марке машины. Дизайнеры создают концепты для целого мира, концепты для новой Вселенной и, тем самым, пытаются предсказать будущее и то, что нас всех ожидает.

Мне больше всего в концептуальном дизайне нравится то, что он позволяет дизайнеру сочетать и форму, и функцию, и некое видение. Ведь современный автомобильный дизайнер заперт в рамках компетенций автомобильного стилиста — под капотом все одинаковое, задача только изменить форму. А история, которую рассказывает концептуальная разработка в ближайшее время и будет двигателем технологического прогресса, драйвером вкусов потребителя и стимулом к созданию новой культуры. С точки зрения функций профессия эволюционирует — происходит скрещивание стандартных компетенций дизайнера, совмещающего в себе инженера, художника и маркетолога, к ним добавляется еще и футуролог, который занимается философией, обществом и наукой и имеет доступ к последним знаниям. Это некий образ дизайнера будущего, который действительно идет вперед и хочет разработать что-то новое. Очевидно, что с помощью концепт-дизайна компании-производители автомобилей ищут то, как можно подать новый тренд, чтобы покупателю было интереснее, как упаковать действительно новую технологию. И это важный вопрос — часто ученые, которые занимаются передовыми разработками не могут это описать и сформулировать. Им нужен проводник в большой мир, к потребителю.


Алексей Якименко, преподаватель кафедры транспортного дизайна в МГХПА имени Строганова подытожил мнения коллег по индустрии. Его опыт работы со студентами в какой-то мере подтверждает предположения обоих коллег.

Читайте также: