Значение комедии для современников и следующих поколений недоросль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.

Владение литературоведческими терминами.

Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник (Литература 8 кл., под ред. В.Я. Коровиной), раздаточный материал

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Используемые технологии: технология проблемного диалога, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

Межпредметные связи: история, русский язык, театр.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Определение темы урока

Ребята, а вы любите театр?

Почему пьеса до сих пор с успехом идет во многих театрах России и, похоже, ей, по мнению литературных и театральных критиков, суждена еще долгая сценическая жизнь?

Говорят о значимости и актуальности комедии, приводят доводы, подтверждающие этот факт.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проверка домашнего задания

Создание мотивационной установки

Вы знакомы с сюжетом комедии и с ее персонажами. О характере персонажей говорит и его внешний облик, и его поступки, и его речь. Фонвизин наделяет своих героев особенными фамилиями. Кроме того автор вкладывает в их реплики, глубокий смысл.

Обратимся к записям ваших тетрадях, прочитаем наиболее понравившиеся фразы героев комедии.

Отражает ли речь героев особенности их характера? Докажите.

Помимо спектаклей, которые мы можем лицезреть на сценах театров, существуют их киноверсии. Посмотрим фрагмент такой киноверсии, режиссером которой является Виталий Иванов. А сам спектакль был показан на сцене Малого академического театра г.Москвы (слайд 2).

Обращение к теории литературы: Говорящие фамилии.

Отвечают, ссылаясь на записи тетради

Проблема воспитания и образования

Каких героев пьесы вы узнали героев пьесы?

На материале данного фрагмента действительно ли речь отражает особенности характера героя?

О какой проблеме, по-вашему, можно говорить после просмотра фрагмента?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ, фиксируем НА ДОСКЕ

Актуальна и значима ли эта проблема для современных людей? Почему?

Обратимся к тексту комедии, а именно к третьему действию, явлению первому. Прочитаем диалог Стародума и Правдина.

Какие фразы отражают позицию героев к проблеме воспитания и образования? (СЛАЙД 3).

К каким современным ситуациям могли бы быть применимы эти фразы?

Приведу свой пример.

Фразы, произнесенные, например, госпожой Простаковой говорят не только о ее характере. Они напрямую отражает проблемы комедии.

Приводят факты, обмениваются мнениями. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Обращение к тексту худ.произведения

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Указывают на моду на образование.

Анализируют пример (статистика на слайде)

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Работа по теории литературы

Вы заметили, что все фразы, названные нами, произносит Стародум.

Как вы думаете, с чем это связано?

Один из вас обратился к справочнику литературоведческих терминов

Резонёр (от франц. raison — разумное основание) — персонаж, не принимающий участия в развитии действия, а рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходящих событиях, действующих лицах, историческом времени и пр. В речах резонёра выражал своё мнение автор.

Фиксируют в тетради

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Проблема беззакония крепостного права

Но не только о проблеме воспитания и образования говорит автор. Обратимся еще к одному фрагменту спектакля (СЛАЙД 6) .

Почему г-жа Простакова, Простоков и Скотинин смеются над словами Стародума?

И здесь мы определяем еще одну проблему – проблему беззакония крепостного права (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ+доска).

Что говорит касаемо этой проблемы герой-резонер?

Обратимся к тексту. Читаем действие пятое, явление 1, снова диалог Стародума и Правдина.

Какие фразы отражают позицию героя?

Находит ли эта проблема отражение в современном обществе?

В доказательство значимости этой проблемы можно привести статистику Международной организации труда.

Да, крепостники (семья Простаковых-Скотининых) невежественны. Но это не дает повода унижать и оскорблять своих крепостных. Должен работать закон.

Обращение к тексту худ.произведения. Свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Анализируют предложенный учителем пример

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Проблема государственной власти

Но Стародум видит истоки проблемы гораздо глубже. Продолжим чтение диалога.

В чем же видит истоки проблем беззакония Стародум?

Отсюда еще одна проблема- проблема государственной власти (тетрадь-доска). Слайд 9

А эта проблема находит отражение в современном нам обществе?

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Анализ проблемы и ее отражения в современном мире

Ряд проблем, обозначенных автором комедии, определен.

Все названные проблемы комедии, обозначенные еще 200 лет назад, действительно актуальны и значимы для современного поколения, этом мы убедились. Что же сделать для того, чтобы эти проблемы решились?

Предлагают варианты решения проблем.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия содержательная. Рефлексия эмоциональная

Раскрыта ли тема нашего урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой новый опыт вы приобрели?

Что будет полезно для вас на других уроках?

Получилась ли у нас дискуссия? за счет чего?

Отвечают на вопросы учителя.

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Оценивают актуальность, новизну опыта, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке

Объяснение домашнего задания

В качестве домашнего задания предлагаю вам работу с текстом. Но текст этот не привычен для вас: некоторые слова и предложения в нем пропущены. Ваша задача – дополнить текст необходимой информацией. (Соответствовал бы всем требованиям соответствия текста)

За наиболее полные и правильные ответы, с опорой на художественны текст, оценки сегодня получают:

Было приятно с вами работать, спасибо.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о.


Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Консспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Конспект урока по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".

Урок-обобщение по литературе на тему: "Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Данный сценарий урока "Черты классицизма и реализма в комедии Д. Фонвизина "Недоросль" может послужить основой для урока литературы в 8 классе приизучении тем: "Русский класс.


Урок литературы "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Разработка урока литературы в 8 классе "Тема семьи в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль".


Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя.


Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов.

Действие комедии происходит в деревне Простаковых. Фонвизин одним из первых обращается к приему говорящих фамилий. Простаковы – жена, муж и сын их Митрофан – главные герои пьесы, но не по количеству их реплик или важности фигур, но по силе и яркости сатирического изображения.

Еще один пример нелицеприятного дворянина – брат госпожи Простаковой Скотинин. Заметим, что и сестра его до замужества была Скотининой, что тоже наложило отпечаток на ее характер. Скотинин – человек малообразованный, интересующийся только своими свиньями и деньгами.

Казалось бы, уже этих деталей вполне достаточно, чтобы составить себе впечатление о дворянстве в целом, и будет оно, мягко говоря, не очень приятным. Но Фонвизин идет дальше и описывает героев, на фоне которых дворянство еще сильнее падает в наших глазах. Молодая бедная девушка Софья, в противоположность Митрофанушке, добра, деятельна, любит своего дядю. Стародум, на контрасте с Простаковыми, очень честный, мудрый и рассудительный, и своего положения добился сам. Правдин со своей говорящей фамилией – укор вечно обманывающим помещикам.

Фонвизин изображает довольно разных дворян по своему полу, возрасту, характеру, но в каждом из них есть такое количество недостатков, чтобы высмеять дворянство всей России, НедоРоссии.

Сочинение на тему значение комедии недоросль в наше время

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.


Более созвучное протестному подростковому духу произведение в русской литературе XVIII века сложно и представить

Парадокс, но и здесь без кратких биографических сведений не обойтись.

Денис Иванович Фонвизин занимал оппозиционное в отношении к власти положение. Немец по происхождению, образованнейший человек своего времени не мог не видеть всех недостатков, а подчас и пороков своего государства. Но если его младший современник И. А. Крылов для борьбы избрал издательский путь, вступив в журнальную полемику не с кем-нибудь, а с императрицей, то Фонвизин пошёл иной дорогой. Протестная акция воплотилась в комедию. Художественное произведение было направлено на высмеивание Простаковых (невежество), Скотининых (алчность, чинопочитание), Цифиркиных (лжеучительство), Митрофанушек (леность).


Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов. Как вернуть к нему интерес?

Предложи решение, другой путь или произведение искусства, как русский литератор екатерининской эпохи.

Конечно, при подобном рассмотрении на второй план уходит львиная доля содержания, разбор характеров, не останется времени на подробный анализ черт пьесы, созвучных духу классицизма: триединства, говорящие фамилии, строгое деление персонажей на отрицательных и положительных. В стороне останутся и новаторство комедии: индивидуализированная речевая характеристика героев, усложнённость их образов, уход от однозначной окраски и действительно многое другое.


50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского

Читайте также: