Положение нехристианских религий кратко

Обновлено: 04.07.2024

Христиане в совокупности составляют примерно одну четверть населения земли. Общие религиозные корни связывают христианство с иудаизмом и исламом, исповедующими монотеизм. К числу политеистических мировых религий принадлежит буддизм; в известном смысле также конфуцианство и индуизм. Развитые формы религиозного культа, богатую религиозную литературу имеют и такие религии, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в XX столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и часть индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.

В XX веке атеисты и агностики составляют уже значительную часть народонаселения мира.

История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Но эта недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров — католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.

Миссионерское служение совершают и Православные Церкви; в особенности много потрудились на этом поприще русские миссионеры, в течение XVIII-XIX вв. обратившие ко Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства — в Японии и Китае.

Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем, взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей целых конфессий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.

Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в 7 и 65 Апостольских правилах, в 29, 37 и 38 канонах Лаодикийского Собора.




Христиане в совокупности составляют примерно одну четверть населения земли. Общие религиозные корни связывают христианство с иудаизмом и исламом, исповедующими монотеизм. К числу политеистических мировых религий принадлежит буддизм; в известном смысле также конфуцианство и индуизм. Развитые формы религиозного культа, богатую религиозную литературу имеют и такие религии, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в XX столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и часть индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.

В XX веке атеисты и агностики составляют уже значительную часть народонаселения мира.

История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Но эта недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров — католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.

Миссионерское служение совершают и Православные Церкви; в особенности много потрудились на этом поприще русские миссионеры, в течение XVIII-XIX вв. обратившие ко Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства — в Японии и Китае.

Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем, взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей целых конфессий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.

Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в 7 и 65 Апостольских правилах, в 29, 37 и 38 канонах Лаодикийского Собора.

Общее отно­ше­ние к после­до­ва­те­лям других рели­гий

Пример того, как надо с любо­вью отно­ситься к чело­веку иной веры, нам дают многие святые отцы. Напри­мер, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, как напи­сано в его житии, много лет дружил с иудеем, кото­рый обра­тился в хри­сти­ан­ство лишь за день до смерти свя­ти­теля. По сви­де­тель­ству свя­того Нико­лая Мистика, свя­ти­тель Фотий Кон­стан­ти­но­поль­ский имел дру­же­ские отно­ше­ния с хали­фом ал-Мута­ми­дом, а свя­ти­тель Павлин Нолан­ский под­дер­жи­вал такие же отно­ше­ния с языч­ни­ком Авсо­нием.

Такими сло­вами и при­ме­рами святых отцов Пра­во­слав­ная Цер­ковь руко­вод­ству­ется в отно­ше­нии к после­до­ва­те­лям других рели­гий. Но при этом сле­дует пони­мать, что ува­же­ние, мило­сер­дие и личное рас­по­ло­же­ние, кото­рое пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин ока­зы­вает чело­веку иной веры, не озна­чает согла­сия с теми убеж­де­ни­ями, кото­рые этот чело­век раз­де­ляет.

Отно­ше­ние к док­три­нам других рели­гий

Однако, несмотря на это, все святые отцы, писав­шие об иных рели­гиях, кон­ста­ти­ро­вали прин­ци­пи­аль­ное отли­чие их учений от хри­сти­ан­ской истины и даже про­ти­во­ре­чие ей. Поэтому общее отно­ше­ние к док­три­нам других рели­гий опре­де­ля­ется тем фактом, что все они в той или иной сте­пени не при­ни­мают вести о спа­се­нии рода чело­ве­че­ского от про­кля­тия, греха и смерти, совер­шен­ном через крест­ную жертву Гос­пода Иисуса Христа, истин­ного Бога и истин­ного чело­века.

Отно­ше­ние к нрав­ствен­ным нормам других рели­гий

Вместе с тем, при­зна­вая сов­па­де­ние многих внеш­них нрав­ствен­ных прин­ци­пов, нельзя при­знать идею пол­ного тож­де­ства хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти с нрав­ствен­но­стью иных рели­гий. К тому же внут­рен­нее обос­но­ва­ние нрав­ствен­ных норм в иных рели­гиях нередко дается прин­ци­пи­ально иное, чем в хри­сти­ан­стве. Согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, высший нрав­ствен­ный идеал, дающий чело­веку вечное спа­се­ние, дости­жим лишь во Христе, бла­го­даря Его бла­го­дати, а не только личным заслу­гам чело­века. Более того, высшая, еван­гель­ская нрав­ствен­ность не суще­ствует авто­номно, но вырас­тает из хри­сти­ан­ской веры, из опыта жизни во Христе и реаль­ного бого­об­ще­ния.

При этом пра­во­слав­ные хри­сти­ане верят, что каждый чело­век, имея в себе образ Божий, наде­лен нрав­ствен­ным чув­ством, спо­соб­ным отли­чать доброе от дур­ного. Все нрав­ствен­ные учения, извест­ные чело­ве­че­ству, осно­ваны на интер­пре­та­циях этого все­лён­ного Богом в чело­ве­че­скую при­роду нрав­ствен­ного чув­ства. Этим, в част­но­сти, объ­яс­ня­ются извест­ные сов­па­де­ния в нрав­ствен­ных нормах у людей самых разных рели­гий, куль­тур и миро­воз­зре­ний.

Нор­ма­тив­ными для дости­же­ния спа­се­ния явля­ются Нагор­ная про­по­ведь и в целом Еван­ге­лие Гос­пода Иисуса Христа, посред­ством испол­не­ния запо­ве­дей Кото­рого чело­век дости­гает свя­то­сти и соеди­ня­ется с Богом. Причем един­ствен­ной силой, могу­щей сде­лать чело­века спо­соб­ным достичь столь высо­кого нрав­ствен­ного идеала, явля­ется Божия бла­го­дать, пода­ва­е­мая в Таин­ствах истин­ной Церкви.

Меж­ре­ли­ги­оз­ный диалог

В совре­мен­ном мире, где пра­во­слав­ные хри­сти­ане посто­янно сопри­ка­са­ются с пред­ста­ви­те­лями других рели­гий, прак­ти­че­ски нельзя обой­тись без диа­лога с такими людьми. Он ведется как на уровне повсе­днев­ных прак­ти­че­ских кон­так­тов, так и на уровне встреч и собе­се­до­ва­ний пред­ста­ви­те­лей Пра­во­слав­ных Церк­вей с пред­ста­ви­те­лями нехри­сти­ан­ских рели­ги­оз­ных общин, в том числе на раз­лич­ных меж­ре­ли­ги­оз­ных и свет­ских фору­мах.

Ради этих святых целей – сви­де­тель­ства об истине Пра­во­сла­вия и уста­нов­ле­ния мира – свя­ти­тель Димит­риан Хит­рий­ский и святой рав­ноап­о­столь­ный Кирилл отправ­ля­лись в Багдад бесе­до­вать с мусуль­ма­нами, святой Иустин Фило­соф раз­го­ва­ри­вал с рав­ви­ном, свя­ти­тель Нико­лай Япон­ский общался с буд­дий­скими куль­то­выми слу­жи­те­лями.

Следуя при­меру святых отцов, в диа­логе с после­до­ва­те­лями других рели­гий мы можем сви­де­тель­ство­вать об Истине Хри­сто­вой не только прямой про­по­ве­дью Пра­во­сла­вия, но и своей любо­вью, доб­рыми делами, достой­ным пове­де­нием в житей­ских делах, вклю­чая попытки раз­ре­ше­ния вол­ну­ю­щих людей про­блем совре­мен­но­сти, в част­но­сти, пре­одо­ле­ния меж­на­ци­о­наль­ных, поли­ти­че­ских и меж­ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов.

В то же время, обща­ясь с веру­ю­щими нехри­сти­ан­ских рели­гий, нам над­ле­жит ясно пред­став­лять себе наши с ними веро­учи­тель­ные раз­ли­чия, твердо храня вер­ность Истине Хри­сто­вой. Это нужно не только для сохра­не­ния нами своей рели­ги­оз­ной само­быт­но­сти, но и для под­дер­жа­ния искрен­но­сти и кор­рект­но­сти самого диа­лога, поскольку попытка игно­ри­ро­вать суще­ству­ю­щие раз­ли­чия и изоб­ра­жать един­ство там, где его на самом деле не суще­ствует, ведет лишь к разо­ча­ро­ва­ниям и к еще боль­шему раз­де­ле­нию.

Сло­жив­ша­яся в России модель меж­ре­ли­ги­оз­ного диа­лога пред­по­ла­гает ува­же­ние к целост­но­сти веро­уче­ния, тра­ди­ций и образа жизни общин раз­лич­ных рели­гий. Такое отно­ше­ние вос­хо­дит еще к концу XVIII века и к веку XIX, когда в России общины мусуль­ман, а затем и иудеев, начали полу­чать опре­де­лен­ную сво­боду в устро­е­нии своей внут­рен­ней жизни, вплоть до суще­ство­ва­ния рели­ги­оз­ных зако­нов, судов и вла­стей, де-факто или де-юре при­знан­ных госу­дар­ством.

Так, в 1788 году с раз­ре­ше­ния вла­стей было создано Орен­бург­ское маго­ме­тан­ское духов­ное собра­ние, юрис­дик­ция кото­рого была вна­чале рас­про­стра­нена на всю Россию, за исклю­че­нием Таври­че­ской губер­нии (Крым). К началу XX века сло­жи­лась доста­точно закон­чен­ная система мусуль­ман­ских духов­ных учре­жде­ний на тер­ри­то­рии страны. 17 апреля 1905 года был обна­ро­до­ван указ о веро­тер­пи­мо­сти, в кото­ром был сделан и обещан в буду­щем ряд серьез­ных шагов навстречу непра­во­слав­ным, осо­бенно мусуль­ман­ским, под­дан­ным импе­рии. После Мани­фе­ста 17 октября 1905 года госу­дар­ствен­ная власть раз­ре­шила суще­ство­ва­ние целого ряда мусуль­ман­ских обще­ствен­ных орга­ни­за­ций и собра­ний (мусуль­ман­ская фрак­ция в I–IV Госу­дар­ствен­ных думах, мусуль­ман­ские съезды и так далее). Важной сто­ро­ной жизни мусуль­ман­ской знати была ее служба в воору­жен­ных силах России. Десятки мусуль­ман – офи­це­ров и гене­ра­лов –отли­чи­лись в мно­го­чис­лен­ных войнах, кото­рые вело Рос­сий­ское госу­дар­ство со своими про­тив­ни­ками. Мусуль­ман­ские части были одними из самых пре­дан­ных главе Рос­сий­ской импе­рии воин­ских соеди­не­ний. Состав­ляв­шие их воины счи­тали службу рос­сий­скому монарху своим рели­ги­оз­ным долгом. Пока­за­тельно, что мусуль­мане не только не при­няли уча­стия в рево­лю­ци­он­ном дви­же­нии, но и высту­пали под зна­ме­нем вос­ста­нов­ле­ния монар­хии до конца 1920‑х годов – так было, напри­мер, в Сред­ней Азии. Госу­дар­ствен­ная власть допус­кала исполь­зо­ва­ние шари­ата и адата для внут­рен­ней само­ор­га­ни­за­ции мусуль­ман­ских общин импе­рии, даже во внут­рен­ней России.

Что каса­ется после­до­ва­те­лей иуда­изма, то сразу после того, как после поль­ских раз­де­лов зна­чи­тель­ная часть еврей­ского насе­ле­ния ока­за­лась на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской импе­рии, эти люди полу­чили сво­боду веро­ис­по­ве­да­ния и право на соб­ствен­ность, хотя ареал их жизни и был огра­ни­чен чертой осед­ло­сти. Россия ока­за­лась первым госу­дар­ством в Европе, кото­рое предо­ста­вило евреям изби­ра­тель­ные права, хотя впо­след­ствии это право вся­че­ски огра­ни­чи­ва­лось мест­ными вла­стями и было све­дено на нет к концу XIX века. Однако пра­во­вые огра­ни­че­ния евреев в России нико­гда не были расо­выми. Они не при­ме­ня­лись ни к караи­мам, ни к гор­ским евреям, ни к сред­не­ази­ат­ским евреям, сво­бодно рас­се­ляв­шимся среди окру­жа­ю­щего насе­ле­ния и сво­бодно выби­рав­шим себе роды дея­тель­но­сти.

Рели­ги­оз­ные права до 1917 года гаран­ти­ро­ва­лись и буд­дий­ским общи­нам. В целом веро­тер­пи­мая поли­тика Рос­сий­ской импе­рии соче­та­лась с про­ти­во­дей­ствием попыт­кам уста­нов­ле­ния кон­троля над рели­ги­оз­ными орга­ни­за­ци­ями из-за рубежа и огра­ни­че­нием про­зе­ли­тизма. Именно такая веро­ис­по­вед­ная поли­тика, при всех недо­стат­ках, свя­зан­ных с огра­ни­че­нием прав и свобод пред­ста­ви­те­лей иных рели­гий, поз­во­лила Рос­сий­скому госу­дар­ству на про­тя­же­нии веков под­дер­жи­вать меж­ре­ли­ги­оз­ный мир на своей тер­ри­то­рии.

Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина недо­пу­стимо выте­ка­ю­щее из идео­ло­гии син­кре­тизма уча­стие в сов­мест­ных молит­вах или обря­дах с после­до­ва­те­лями других рели­гий. Это запре­щено кано­нами Церкви (65 Ап., 71 Ап., 11 VI Вс. Соб., 61 VI Вс. Соб., 94 VI Вс. Соб.) и логи­че­ски свя­зано с отвер­же­нием син­кре­тизма, ибо там, где нет един­ства почи­та­ния, не может быть и един­ства покло­не­ния. Тысячи хри­сти­ан­ских муче­ни­ков пред­по­чли смерть уча­стию в риту­а­лах ино­вер­цев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Национальная и религиозная политика Александра III Тема урока:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Национальная и религиозная политика Александра III Тема урока:

Национальная и религиозная политика Александра III Тема урока:

Цели урока : Раскрыть задачи национальной и религиозной политики, выдвинутые.

Цели урока : Раскрыть задачи национальной и религиозной политики, выдвинутые в царствование Александра III и способы решения этих задач, которые предлагались властью. Выделить особенности политики Александра III по отношению к различным народам Российской империи

План урока: 1.Религиозная политика Александра III 2.Иоанн Кронштадтский 3. На.

План урока: 1.Религиозная политика Александра III 2.Иоанн Кронштадтский 3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии 4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии 5. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока 6. Положение нехристианских религий

Проблемный вопрос ! (стр.25) Какие особенности имела политика Александра III .

Проблемный вопрос ! (стр.25) Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?

1.Религиозная политика Александра III При Александре III религиозную политик.

1.Религиозная политика Александра III При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти. К. П. Победоносцев

1.Религиозная политика Александра III Обер-прокурор первым делом восстановил.

1.Религиозная политика Александра III Обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы. К. П. Победоносцев

1.Религиозная политика Александра III В августе 1884 г. был издан новый уста.

1.Религиозная политика Александра III В 1883 г. был издан закон, окончательн.

1.Религиозная политика Александра III В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения. К. П. Победоносцев Особая суровость к сектантству.

2. Иоанн Кронштадтский На протяжении более полувека святой Иоанн был настояте.

2. Иоанн Кронштадтский На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию. День за днём он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих способностях Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церковь толпы людей, желавших его услышать. Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. Несмотря на огромный поток посетителей, в просьбе о встрече и помощи он не отказывал никому. Иоанн Кронштадтский Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский (1829—1908).

3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийс.

3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии Одной из главных задач национальной политики Александра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин. Большой государственный герб

Царство Польское После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли ста.

Царство Польское После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли стали частью Российской империи. В 1883—1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д. И. В. Гурко.

Царство Польское Все важные посты в польских администрациях занимали русские.

Царство Польское Все важные посты в польских администрациях занимали русские чиновники 1885 г. – упразднен Польский банк (он превратился в Варшавскую контору Петербургского банка) Изъята из обращения польская монета Преследованиям подвергались и поляки-католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае. Рубли Польши 19 в

Финляндия В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-а.

Финляндия В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-адъютант Н. И. Бобриков. Курс на постепенное свёртывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска. Николай Иванович Бобриков

Прибалтийские губернии Правительство принимало меры по вытеснению немецкого в.

Прибалтийские губернии Правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.

Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавк.

Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии? Задание: стр. 27-28 3. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии.

Северный Кавказ, Закавказье

Северный Кавказ, Закавказье

4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье. Были с.

4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье. Были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России. Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. За ними сохранялись их привилегии. Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.

4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средн.

Средняя Азия 4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. К 1880-м г.г.

Средняя Азия 4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. К 1880-м г.г. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии

4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Здесь применялись разные.

4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства. Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления.

3. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Положительными последстви.

3. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Положительными последствиями присоединения Средней Азии к России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты. Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных). Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.

Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский.

Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней П. П. Семёнов-Тян-Шанский

5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приураль.

Н. И. Ильминский Ильминский много занимался миссионерской деятельностью сред.

Н. И. Ильминский Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди мусульманского населения, организовал сеть начальных школ и училищ по подготовке учителей для нерусских народов. Начальное обучение в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках. Также под руководством Ильминского были созданы учебники и методические указания для учителей, переводы на языки народов Поволжья основных церковных канонических текстов. Итогом этой деятельности явилось не только упрочение основ православия в повседневной культуре и мировоззрении большинства народов Урало-Поволжья, но и распространение в их среде образования.

5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приураль.

5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока Христианизация народов носила просветительский характер Повсеместно организовывались школы для подготовки помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков 1880-е г.г. – основание духовной семинарии в г. Якутске Особенность христианизации Сибири – распространение синкретизма в виде двоеверия ( сохранение шаманских верований и принятие православия)

6. Положение нехристианских религий Довольно широкой свободой пользовались в.

6. Положение нехристианских религий Довольно широкой свободой пользовались в России конца XIX в. католичество, протестантизм, а также нехристианские религии — ислам, буддизм и др. Политика властей по отношению к этим конфессиям была вполне лояльной, если их деятельность не препятствовала исповеданию православия. Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства. Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировать его лояльность государю.

6. Положение нехристианских религий Некоторые ограничительные меры были прин.

6. Положение нехристианских религий Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. Евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е. сёлах) своей черты оседлости (при этом выезжать за пределы этой черты разрешалось на некоторое время, например для учёбы, по торговым и частным нуждам и пр.) . Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении. Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).

Национальная и религиозная политика Александра 3 была направлена на максимал.

Национальная и религиозная политика Александра 3 была направлена на максимальное распространение православия в стране. Правительство помогало Русской православной церкви укреплять свои позиции и распространять вероучения. Одним из условий лояльной политики правительства к нехристианским религиям было их невмешательство в исповедание православия. Выводы

Домашнее задание Стр. 25 – 30 (2 часть учебника) Думаем, сравниваем, размышля.

Домашнее задание Стр. 25 – 30 (2 часть учебника) Думаем, сравниваем, размышляем: №4


В уроке говорится о политике российского правительства в отношении старообрядцев. Рассказывается о положении на присоединённых к России территориях. Описывается положение нехристианских религий в России. Отдельное внимание уделено Иоанну Кронштадтскому.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная и религиозная политика Александра III"

Среди православного духовенства есть святители, обладающие особым уважением среди верующих. К таким людям относится и святой Иоанн Кронштадтский. Более пятидесяти лет был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Каждый день без перерыва на выходные он обращался к молящимся с яркими проповедями.


Далее вы узнаете о политике Александра III, которую он проводил в отношении православия и других религий.

Вопросы занятия: Религиозная политика Александра III. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.

Главным идеологом в Российском государстве во время правления Александра III выступал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев.

Поэтому политика Победоносцева была направлена на максимальное распространение православия в стране и ослабление атеистических настроений.


Так, были восстановлены закрытые в 1860–1870-х годах церковные приходы и повсеместно открывались новые; ежегодно строилось около 250 церквей и основывалось по 10 монастырей (за счёт этого на 22 % увеличилось количество священнослужителей); более активную деятельность развернули православные миссионеры; выросло количество церковных журналов и духовной литературы. Также в рамках политики Победоносцева был усилен контроль над духовными учебными заведениями.

В 1884 году был издан новый устав духовных академий и семинарий. Согласно ему, в этих учебных заведениях упразднялись введённые ранее автономия и выборность ректоров и профессоров.

Во время правления Александра III окончательно прекратились гонения на старообрядцев. В 1883 году был издан закон, в соответствии с которым раскольники получили паспорта. Теперь они имели возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские.

Старообрядцам разрешалось проводить богослужения в соответствии со своими обрядами. Но в то же время запрещалось возводить колокольни, устраивать крестные ходы вне своего церковного двора и проповедовать свою веру среди православного населения.

Особую опасность для православия, по мнению Победоносцева, представляли секты, которые зачастую основывались на искажённых христианских учениях, и люди, которые исповедовали другую религию, но официально были обращены в православие.

Национальная политика Александра III была направлена на свёртывание автономий национальных регионов и русификацию их населения. Так, назначенный в 1883 году генерал-губернатором Привисленского края Иосиф Владимирович Гурко предпринял ряд мер для полной интеграции польских земель в Российскую империю.

Ключевые посты в польской администрации занимали русские чиновники. Русскому языку предавался статус первого языка. То есть на нём велось делопроизводство, преподавание в школах, шло его внедрение в повседневную жизнь поляков. В 1885 году Польский банк стал Варшавской конторой Петербургского банка, а польская монета была изъята из обращения.

Постепенное ограничение автономии было начато и в княжестве Финляндском. При генерал-губернаторе Николае Ивановиче Бобрикове в княжестве была введена русская монета, произошло слияние финляндской почты с общероссийской, самостоятельность финского языка упразднялась, а в некоторых учреждениях вводился русский язык для делопроизводства.

В губерниях Прибалтийского края главной задачей внутренней политики в конце XIX века было вытеснение немецкого влияния.

Для этого латыши и эстонцы, которые исповедовали лютеранство, при содействии Синода и Министерства внутренних дел насильственно обращались в православие. Так же, как и в других западных губерниях, в Прибалтике была проведена русификация делопроизводства.

Во время правления Александра III происходило укрепление позиций православной церкви и на землях Украины и Беларуси.

К 1880-м годам на всю территорию империи распространяются общероссийские правила управления, в том числе на Северный Кавказ и Закавказье. Как и в Центральной России, здесь создавались губернии и предпринимались меры для полной интеграции этих земель в империю. Полностью упразднялись автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии. На Северном Кавказе и Закавказье правительство проводило продуманную социальную и национально-культурную политику.


Так, местная родовая знать была приравнена в правах к русскому дворянству. За вельможами закреплялись принадлежавшие им земли. Также подтверждались права на земельную собственность Армянской григорианской церкви.

Делопроизводство в этом регионе также было переведено на русский язык. Но на бытовом и образовательном уровне народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык. Также изменения не касались культуры, местных обычаев и верований.

Российские власти открывали здесь уездные училища для христианского и мусульманского населения, уроженцы Кавказа за государственный счёт могли обучаться в центральных российских университетах.

В отличие от остальных регионов, на территории Средней Азии управление велось в зависимости от российских государственных интересов. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве была сохранена внутренняя автономия. Без изменений осталась и старая система управления. Кокандское ханство было включено в состав Российской империи. На его территории была образована Ферганская область, на которую распространялось внутрироссийское законодательство.

После включения среднеазиатских государств в состав России в них произошли благоприятные изменения. Например, там прекратились междоусобицы, были ликвидированы рабство и работорговля, в порядок была приведена система налогообложения. Также российские власти привнесли на среднеазиатские земли новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные машины и культуры. Вследствие принятых мер экономика Средней Азии стала развиваться более быстрыми темпами.

Положительные перемены произошли также в области образования и культуры. Так, в дополнение к уже существующим духовным учебным заведениям в среднеазиатских городах открывались и светские школы.

Началось и научное освоение региона. Русские исследователи Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Василий Владимирович Бартольд изучали природу, историю и культуру Средней Азии. Однако несмотря на проводимую властями политику местные народы сохранили свои национальные и религиозные черты.


Зато в последнем десятилетии XIX века практически завершился процесс христианизации народов Среднего Поволжья и Приуралья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей).

Ильминский считал, что православие необходимо распространять через школы и переводы православных текстов на местные языки. Он был инициатором открытия сети начальных школ в мусульманских поселениях. Начальное образование в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.

Также при участии Ильминского были открыты училища по подготовке учителей для инородцев. В итоге активной миссионерской деятельности Ильминского и его последователей православная культура вошла в повседневную жизнь и в учебный процесс народов Среднего Поволжья и Приуралья.

На Дальнем Востоке и в Сибири процесс приобщения к православию носил в основном просветительский характер. Здесь также открывались школы для подготовки миссионеров, священников, переводчиков, а духовная литература переводилась на местные языки. Работали в регионе и духовные семинарии.

Одновременно с христианизацией народов Сибири и Дальнего Востока происходило смешение культур русских переселенцев и местного населения. В связи с этим в Сибири широкое распространение получил религиозный синкретизм в виде двоеверия – сохранение шаманских верований при принятии православия.

Лояльностью со стороны власти Российской империи пользовались и другие религии – протестантизм, католичество, ислам и буддизм. При условии, что они не будут создавать препятствий для православия.

Российское мусульманское духовенство в конце XIX века переживало свой расцвет. Его представители занимали должности в системе государственного управления. Они могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства.

Хадж – паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей в определённое время.

За порядочностью и благонадёжностью мусульманского духовенства обязано было следить Духовное управление мусульман.

Под влиянием Победоносцева Александр III проводил жёсткую политику по отношению к иудеям. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 года.

В соответствии с ними, евреям запрещалось селиться в сельской местности и заниматься хозяйством. Выезд за черту оседлости разрешался только на некоторое время, например, на учёбу. В самих учебных заведениях были установлены определённые нормы максимального количества учащихся евреев. Так, в столицах допустимая квота составляла 3 %, а в городах за чертой оседлости – 5 %.

Еврейскому населению было запрещено заниматься юриспруденцией, занимать должности в земском и городском управлении. Участие иудеев в избирательных компаниях также было ограничено. Однако для евреев, которые приняли православие, существовала система поощрений. Например, они освобождались от налогов и всех социальных запретов.

Таким образом, во время правления Александра III: религиозная политика была направлена на максимальное распространение православия в стране. Правительство помогало Русской православной церкви укреплять свои позиции и распространять вероучения. В польских и прибалтийских губерниях, Закавказье и Финляндии власть стремилась достичь политического и культурного единообразия. Завершился процесс христианизации нерусских народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Одним из условий лояльной политики правительства к нехристианским религиям было их невмешательство в исповедание православия.

Читайте также: