Положение нехристианских религий кратко
Обновлено: 04.07.2024
Христиане в совокупности составляют примерно одну четверть населения земли. Общие религиозные корни связывают христианство с иудаизмом и исламом, исповедующими монотеизм. К числу политеистических мировых религий принадлежит буддизм; в известном смысле также конфуцианство и индуизм. Развитые формы религиозного культа, богатую религиозную литературу имеют и такие религии, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в XX столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и часть индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.
В XX веке атеисты и агностики составляют уже значительную часть народонаселения мира.
История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Но эта недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров — католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.
Миссионерское служение совершают и Православные Церкви; в особенности много потрудились на этом поприще русские миссионеры, в течение XVIII-XIX вв. обратившие ко Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства — в Японии и Китае.
Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем, взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей целых конфессий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.
Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в 7 и 65 Апостольских правилах, в 29, 37 и 38 канонах Лаодикийского Собора.
Христиане в совокупности составляют примерно одну четверть населения земли. Общие религиозные корни связывают христианство с иудаизмом и исламом, исповедующими монотеизм. К числу политеистических мировых религий принадлежит буддизм; в известном смысле также конфуцианство и индуизм. Развитые формы религиозного культа, богатую религиозную литературу имеют и такие религии, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в XX столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и часть индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.
В XX веке атеисты и агностики составляют уже значительную часть народонаселения мира.
История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Но эта недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров — католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.
Миссионерское служение совершают и Православные Церкви; в особенности много потрудились на этом поприще русские миссионеры, в течение XVIII-XIX вв. обратившие ко Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства — в Японии и Китае.
Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем, взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей целых конфессий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.
Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в 7 и 65 Апостольских правилах, в 29, 37 и 38 канонах Лаодикийского Собора.
Общее отношение к последователям других религий
Пример того, как надо с любовью относиться к человеку иной веры, нам дают многие святые отцы. Например, святитель Василий Великий, как написано в его житии, много лет дружил с иудеем, который обратился в христианство лишь за день до смерти святителя. По свидетельству святого Николая Мистика, святитель Фотий Константинопольский имел дружеские отношения с халифом ал-Мутамидом, а святитель Павлин Ноланский поддерживал такие же отношения с язычником Авсонием.
Такими словами и примерами святых отцов Православная Церковь руководствуется в отношении к последователям других религий. Но при этом следует понимать, что уважение, милосердие и личное расположение, которое православный христианин оказывает человеку иной веры, не означает согласия с теми убеждениями, которые этот человек разделяет.
Отношение к доктринам других религий
Однако, несмотря на это, все святые отцы, писавшие об иных религиях, констатировали принципиальное отличие их учений от христианской истины и даже противоречие ей. Поэтому общее отношение к доктринам других религий определяется тем фактом, что все они в той или иной степени не принимают вести о спасении рода человеческого от проклятия, греха и смерти, совершенном через крестную жертву Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека.
Отношение к нравственным нормам других религий
Вместе с тем, признавая совпадение многих внешних нравственных принципов, нельзя признать идею полного тождества христианской нравственности с нравственностью иных религий. К тому же внутреннее обоснование нравственных норм в иных религиях нередко дается принципиально иное, чем в христианстве. Согласно православному пониманию, высший нравственный идеал, дающий человеку вечное спасение, достижим лишь во Христе, благодаря Его благодати, а не только личным заслугам человека. Более того, высшая, евангельская нравственность не существует автономно, но вырастает из христианской веры, из опыта жизни во Христе и реального богообщения.
При этом православные христиане верят, что каждый человек, имея в себе образ Божий, наделен нравственным чувством, способным отличать доброе от дурного. Все нравственные учения, известные человечеству, основаны на интерпретациях этого вселённого Богом в человеческую природу нравственного чувства. Этим, в частности, объясняются известные совпадения в нравственных нормах у людей самых разных религий, культур и мировоззрений.
Нормативными для достижения спасения являются Нагорная проповедь и в целом Евангелие Господа Иисуса Христа, посредством исполнения заповедей Которого человек достигает святости и соединяется с Богом. Причем единственной силой, могущей сделать человека способным достичь столь высокого нравственного идеала, является Божия благодать, подаваемая в Таинствах истинной Церкви.
Межрелигиозный диалог
В современном мире, где православные христиане постоянно соприкасаются с представителями других религий, практически нельзя обойтись без диалога с такими людьми. Он ведется как на уровне повседневных практических контактов, так и на уровне встреч и собеседований представителей Православных Церквей с представителями нехристианских религиозных общин, в том числе на различных межрелигиозных и светских форумах.
Ради этих святых целей – свидетельства об истине Православия и установления мира – святитель Димитриан Хитрийский и святой равноапостольный Кирилл отправлялись в Багдад беседовать с мусульманами, святой Иустин Философ разговаривал с раввином, святитель Николай Японский общался с буддийскими культовыми служителями.
Следуя примеру святых отцов, в диалоге с последователями других религий мы можем свидетельствовать об Истине Христовой не только прямой проповедью Православия, но и своей любовью, добрыми делами, достойным поведением в житейских делах, включая попытки разрешения волнующих людей проблем современности, в частности, преодоления межнациональных, политических и межрелигиозных конфликтов.
В то же время, общаясь с верующими нехристианских религий, нам надлежит ясно представлять себе наши с ними вероучительные различия, твердо храня верность Истине Христовой. Это нужно не только для сохранения нами своей религиозной самобытности, но и для поддержания искренности и корректности самого диалога, поскольку попытка игнорировать существующие различия и изображать единство там, где его на самом деле не существует, ведет лишь к разочарованиям и к еще большему разделению.
Сложившаяся в России модель межрелигиозного диалога предполагает уважение к целостности вероучения, традиций и образа жизни общин различных религий. Такое отношение восходит еще к концу XVIII века и к веку XIX, когда в России общины мусульман, а затем и иудеев, начали получать определенную свободу в устроении своей внутренней жизни, вплоть до существования религиозных законов, судов и властей, де-факто или де-юре признанных государством.
Так, в 1788 году с разрешения властей было создано Оренбургское магометанское духовное собрание, юрисдикция которого была вначале распространена на всю Россию, за исключением Таврической губернии (Крым). К началу XX века сложилась достаточно законченная система мусульманских духовных учреждений на территории страны. 17 апреля 1905 года был обнародован указ о веротерпимости, в котором был сделан и обещан в будущем ряд серьезных шагов навстречу неправославным, особенно мусульманским, подданным империи. После Манифеста 17 октября 1905 года государственная власть разрешила существование целого ряда мусульманских общественных организаций и собраний (мусульманская фракция в I–IV Государственных думах, мусульманские съезды и так далее). Важной стороной жизни мусульманской знати была ее служба в вооруженных силах России. Десятки мусульман – офицеров и генералов –отличились в многочисленных войнах, которые вело Российское государство со своими противниками. Мусульманские части были одними из самых преданных главе Российской империи воинских соединений. Составлявшие их воины считали службу российскому монарху своим религиозным долгом. Показательно, что мусульмане не только не приняли участия в революционном движении, но и выступали под знаменем восстановления монархии до конца 1920‑х годов – так было, например, в Средней Азии. Государственная власть допускала использование шариата и адата для внутренней самоорганизации мусульманских общин империи, даже во внутренней России.
Что касается последователей иудаизма, то сразу после того, как после польских разделов значительная часть еврейского населения оказалась на территории Российской империи, эти люди получили свободу вероисповедания и право на собственность, хотя ареал их жизни и был ограничен чертой оседлости. Россия оказалась первым государством в Европе, которое предоставило евреям избирательные права, хотя впоследствии это право всячески ограничивалось местными властями и было сведено на нет к концу XIX века. Однако правовые ограничения евреев в России никогда не были расовыми. Они не применялись ни к караимам, ни к горским евреям, ни к среднеазиатским евреям, свободно расселявшимся среди окружающего населения и свободно выбиравшим себе роды деятельности.
Религиозные права до 1917 года гарантировались и буддийским общинам. В целом веротерпимая политика Российской империи сочеталась с противодействием попыткам установления контроля над религиозными организациями из-за рубежа и ограничением прозелитизма. Именно такая вероисповедная политика, при всех недостатках, связанных с ограничением прав и свобод представителей иных религий, позволила Российскому государству на протяжении веков поддерживать межрелигиозный мир на своей территории.
Для православного христианина недопустимо вытекающее из идеологии синкретизма участие в совместных молитвах или обрядах с последователями других религий. Это запрещено канонами Церкви (65 Ап., 71 Ап., 11 VI Вс. Соб., 61 VI Вс. Соб., 94 VI Вс. Соб.) и логически связано с отвержением синкретизма, ибо там, где нет единства почитания, не может быть и единства поклонения. Тысячи христианских мучеников предпочли смерть участию в ритуалах иноверцев.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Национальная и религиозная политика Александра III Тема урока:
Цели урока : Раскрыть задачи национальной и религиозной политики, выдвинутые в царствование Александра III и способы решения этих задач, которые предлагались властью. Выделить особенности политики Александра III по отношению к различным народам Российской империи
План урока: 1.Религиозная политика Александра III 2.Иоанн Кронштадтский 3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии 4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии 5. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока 6. Положение нехристианских религий
Проблемный вопрос ! (стр.25) Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
1.Религиозная политика Александра III При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти. К. П. Победоносцев
1.Религиозная политика Александра III Обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы. К. П. Победоносцев
1.Религиозная политика Александра III В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения. К. П. Победоносцев Особая суровость к сектантству.
2. Иоанн Кронштадтский На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию. День за днём он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих способностях Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церковь толпы людей, желавших его услышать. Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. Несмотря на огромный поток посетителей, в просьбе о встрече и помощи он не отказывал никому. Иоанн Кронштадтский Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский (1829—1908).
3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии Одной из главных задач национальной политики Александра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин. Большой государственный герб
Царство Польское После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли стали частью Российской империи. В 1883—1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д. И. В. Гурко.
Царство Польское Все важные посты в польских администрациях занимали русские чиновники 1885 г. – упразднен Польский банк (он превратился в Варшавскую контору Петербургского банка) Изъята из обращения польская монета Преследованиям подвергались и поляки-католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае. Рубли Польши 19 в
Финляндия В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-адъютант Н. И. Бобриков. Курс на постепенное свёртывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска. Николай Иванович Бобриков
Прибалтийские губернии Правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.
Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии? Задание: стр. 27-28 3. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии.
Северный Кавказ, Закавказье
4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье. Были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России. Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. За ними сохранялись их привилегии. Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.
Средняя Азия 4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. К 1880-м г.г. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии
4. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства. Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления.
3. Национально-религиозная политика в Средней Азии. Положительными последствиями присоединения Средней Азии к России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты. Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных). Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.
Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней П. П. Семёнов-Тян-Шанский
Н. И. Ильминский Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди мусульманского населения, организовал сеть начальных школ и училищ по подготовке учителей для нерусских народов. Начальное обучение в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках. Также под руководством Ильминского были созданы учебники и методические указания для учителей, переводы на языки народов Поволжья основных церковных канонических текстов. Итогом этой деятельности явилось не только упрочение основ православия в повседневной культуре и мировоззрении большинства народов Урало-Поволжья, но и распространение в их среде образования.
5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока Христианизация народов носила просветительский характер Повсеместно организовывались школы для подготовки помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков 1880-е г.г. – основание духовной семинарии в г. Якутске Особенность христианизации Сибири – распространение синкретизма в виде двоеверия ( сохранение шаманских верований и принятие православия)
6. Положение нехристианских религий Довольно широкой свободой пользовались в России конца XIX в. католичество, протестантизм, а также нехристианские религии — ислам, буддизм и др. Политика властей по отношению к этим конфессиям была вполне лояльной, если их деятельность не препятствовала исповеданию православия. Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства. Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировать его лояльность государю.
6. Положение нехристианских религий Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. Евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е. сёлах) своей черты оседлости (при этом выезжать за пределы этой черты разрешалось на некоторое время, например для учёбы, по торговым и частным нуждам и пр.) . Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении. Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).
Национальная и религиозная политика Александра 3 была направлена на максимальное распространение православия в стране. Правительство помогало Русской православной церкви укреплять свои позиции и распространять вероучения. Одним из условий лояльной политики правительства к нехристианским религиям было их невмешательство в исповедание православия. Выводы
Домашнее задание Стр. 25 – 30 (2 часть учебника) Думаем, сравниваем, размышляем: №4
В уроке говорится о политике российского правительства в отношении старообрядцев. Рассказывается о положении на присоединённых к России территориях. Описывается положение нехристианских религий в России. Отдельное внимание уделено Иоанну Кронштадтскому.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Национальная и религиозная политика Александра III"
Среди православного духовенства есть святители, обладающие особым уважением среди верующих. К таким людям относится и святой Иоанн Кронштадтский. Более пятидесяти лет был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Каждый день без перерыва на выходные он обращался к молящимся с яркими проповедями.
Далее вы узнаете о политике Александра III, которую он проводил в отношении православия и других религий.
Вопросы занятия: Религиозная политика Александра III. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.
Главным идеологом в Российском государстве во время правления Александра III выступал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев.
Поэтому политика Победоносцева была направлена на максимальное распространение православия в стране и ослабление атеистических настроений.
Так, были восстановлены закрытые в 1860–1870-х годах церковные приходы и повсеместно открывались новые; ежегодно строилось около 250 церквей и основывалось по 10 монастырей (за счёт этого на 22 % увеличилось количество священнослужителей); более активную деятельность развернули православные миссионеры; выросло количество церковных журналов и духовной литературы. Также в рамках политики Победоносцева был усилен контроль над духовными учебными заведениями.
В 1884 году был издан новый устав духовных академий и семинарий. Согласно ему, в этих учебных заведениях упразднялись введённые ранее автономия и выборность ректоров и профессоров.
Во время правления Александра III окончательно прекратились гонения на старообрядцев. В 1883 году был издан закон, в соответствии с которым раскольники получили паспорта. Теперь они имели возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские.
Старообрядцам разрешалось проводить богослужения в соответствии со своими обрядами. Но в то же время запрещалось возводить колокольни, устраивать крестные ходы вне своего церковного двора и проповедовать свою веру среди православного населения.
Особую опасность для православия, по мнению Победоносцева, представляли секты, которые зачастую основывались на искажённых христианских учениях, и люди, которые исповедовали другую религию, но официально были обращены в православие.
Национальная политика Александра III была направлена на свёртывание автономий национальных регионов и русификацию их населения. Так, назначенный в 1883 году генерал-губернатором Привисленского края Иосиф Владимирович Гурко предпринял ряд мер для полной интеграции польских земель в Российскую империю.
Ключевые посты в польской администрации занимали русские чиновники. Русскому языку предавался статус первого языка. То есть на нём велось делопроизводство, преподавание в школах, шло его внедрение в повседневную жизнь поляков. В 1885 году Польский банк стал Варшавской конторой Петербургского банка, а польская монета была изъята из обращения.
Постепенное ограничение автономии было начато и в княжестве Финляндском. При генерал-губернаторе Николае Ивановиче Бобрикове в княжестве была введена русская монета, произошло слияние финляндской почты с общероссийской, самостоятельность финского языка упразднялась, а в некоторых учреждениях вводился русский язык для делопроизводства.
В губерниях Прибалтийского края главной задачей внутренней политики в конце XIX века было вытеснение немецкого влияния.
Для этого латыши и эстонцы, которые исповедовали лютеранство, при содействии Синода и Министерства внутренних дел насильственно обращались в православие. Так же, как и в других западных губерниях, в Прибалтике была проведена русификация делопроизводства.
Во время правления Александра III происходило укрепление позиций православной церкви и на землях Украины и Беларуси.
К 1880-м годам на всю территорию империи распространяются общероссийские правила управления, в том числе на Северный Кавказ и Закавказье. Как и в Центральной России, здесь создавались губернии и предпринимались меры для полной интеграции этих земель в империю. Полностью упразднялись автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии. На Северном Кавказе и Закавказье правительство проводило продуманную социальную и национально-культурную политику.
Так, местная родовая знать была приравнена в правах к русскому дворянству. За вельможами закреплялись принадлежавшие им земли. Также подтверждались права на земельную собственность Армянской григорианской церкви.
Делопроизводство в этом регионе также было переведено на русский язык. Но на бытовом и образовательном уровне народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык. Также изменения не касались культуры, местных обычаев и верований.
Российские власти открывали здесь уездные училища для христианского и мусульманского населения, уроженцы Кавказа за государственный счёт могли обучаться в центральных российских университетах.
В отличие от остальных регионов, на территории Средней Азии управление велось в зависимости от российских государственных интересов. В Бухарском эмирате и Хивинском ханстве была сохранена внутренняя автономия. Без изменений осталась и старая система управления. Кокандское ханство было включено в состав Российской империи. На его территории была образована Ферганская область, на которую распространялось внутрироссийское законодательство.
После включения среднеазиатских государств в состав России в них произошли благоприятные изменения. Например, там прекратились междоусобицы, были ликвидированы рабство и работорговля, в порядок была приведена система налогообложения. Также российские власти привнесли на среднеазиатские земли новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные машины и культуры. Вследствие принятых мер экономика Средней Азии стала развиваться более быстрыми темпами.
Положительные перемены произошли также в области образования и культуры. Так, в дополнение к уже существующим духовным учебным заведениям в среднеазиатских городах открывались и светские школы.
Началось и научное освоение региона. Русские исследователи Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Василий Владимирович Бартольд изучали природу, историю и культуру Средней Азии. Однако несмотря на проводимую властями политику местные народы сохранили свои национальные и религиозные черты.
Зато в последнем десятилетии XIX века практически завершился процесс христианизации народов Среднего Поволжья и Приуралья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей).
Ильминский считал, что православие необходимо распространять через школы и переводы православных текстов на местные языки. Он был инициатором открытия сети начальных школ в мусульманских поселениях. Начальное образование в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.
Также при участии Ильминского были открыты училища по подготовке учителей для инородцев. В итоге активной миссионерской деятельности Ильминского и его последователей православная культура вошла в повседневную жизнь и в учебный процесс народов Среднего Поволжья и Приуралья.
На Дальнем Востоке и в Сибири процесс приобщения к православию носил в основном просветительский характер. Здесь также открывались школы для подготовки миссионеров, священников, переводчиков, а духовная литература переводилась на местные языки. Работали в регионе и духовные семинарии.
Одновременно с христианизацией народов Сибири и Дальнего Востока происходило смешение культур русских переселенцев и местного населения. В связи с этим в Сибири широкое распространение получил религиозный синкретизм в виде двоеверия – сохранение шаманских верований при принятии православия.
Лояльностью со стороны власти Российской империи пользовались и другие религии – протестантизм, католичество, ислам и буддизм. При условии, что они не будут создавать препятствий для православия.
Российское мусульманское духовенство в конце XIX века переживало свой расцвет. Его представители занимали должности в системе государственного управления. Они могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства.
Хадж – паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей в определённое время.
За порядочностью и благонадёжностью мусульманского духовенства обязано было следить Духовное управление мусульман.
Под влиянием Победоносцева Александр III проводил жёсткую политику по отношению к иудеям. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 года.
В соответствии с ними, евреям запрещалось селиться в сельской местности и заниматься хозяйством. Выезд за черту оседлости разрешался только на некоторое время, например, на учёбу. В самих учебных заведениях были установлены определённые нормы максимального количества учащихся евреев. Так, в столицах допустимая квота составляла 3 %, а в городах за чертой оседлости – 5 %.
Еврейскому населению было запрещено заниматься юриспруденцией, занимать должности в земском и городском управлении. Участие иудеев в избирательных компаниях также было ограничено. Однако для евреев, которые приняли православие, существовала система поощрений. Например, они освобождались от налогов и всех социальных запретов.
Таким образом, во время правления Александра III: религиозная политика была направлена на максимальное распространение православия в стране. Правительство помогало Русской православной церкви укреплять свои позиции и распространять вероучения. В польских и прибалтийских губерниях, Закавказье и Финляндии власть стремилась достичь политического и культурного единообразия. Завершился процесс христианизации нерусских народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Одним из условий лояльной политики правительства к нехристианским религиям было их невмешательство в исповедание православия.
Читайте также: