Благовещение пресвятой богородицы иконография кратко

Обновлено: 03.07.2024

Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах — например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места — на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. А Буслаев вспоминает триумфальную арку падуанской церкви, расписанной Джотто и его учениками (Madonna dell' Arena).

При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:

I. На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4). На иконах греческого письма обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних изображениях часто заменялся деревянным срубом — копией русского колодца. Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.

II. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10) — деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма.

III. В храмине. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Изображения с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века включительно. Но поскольку оба этих сюжета основаны на апокрифах, то в дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся с Евангелием от Луки.

Характеризуя изображения фигур Богоматери и архангела можно выделить два варианта извода:

2) московский (XV в.): покорно склоненная Богоматерь, округлый навес над ней, спокойная фигура архангела.

Дополнительно в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают один извод от другого:

а) Христос Эммануил, воплотившийся во чреве Богоматери. Примеры: знаменитое Устюжское Благовещение; храмовая икона XVII века "Благовещение с акафистом" Благовещенского собора Московского Кремля; перевод Гурьянова с иконы XVI века. Такой извод называют иногда "Богоматерь Воплощение". Символика Эммануила в данном случае раскрывается словами из библейской "Книги пророка Исаии" (7:14). В [ГТГ 1995] приводятся также слова из восьмой песни "Великого Канона" Андрея Критского.

б) Благовещение с книгой — все более укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Зародыш этого взгляда — в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея (6:7–9). Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".

г) Девушка-служанка за прялкой. Примеры: икона из церкви Благовещения в Ярославле; икона-таблетка из коллекции ЦМИАР; прорись с иконы XVI века из собрания Тюлиных. Интерпретация этой фигуры пока еще не имеет окончательного решения. Федорчук в [Иконы 2002] высказывает следующее соображение: "С глубокой древности в мифологии европейских народов существовало представление о богинях судьбы. Появлялись они, по поверьям, у постели роженицы и начинали прясть нить новой человеческой жизни. Поскольку, согласно святоотеческим толкованиям, Боговоплощение происходит именно в момент Благовещения, тема новой судьбы и новой жизни, аллегорически выраженная в образе пряхи, могла появиться не в "Рождестве Христовом", а в "Благовещении".

д) Подсвечник с горящей свечой. В этом случае свеча — один из символов Богоматери, восходящий к Акафисту ("Светоприимную свещу, сущим во тьме явльщуюся, зрим Святую Деву…"). Иногда в сюжетах Благовещения присутствует и подсвечник с не зажженной свечой, но для него пока не найдено литературной основы.

е) Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (преимущественно в иконах Строгановской школы — см. [Иконы 2003]) .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы, христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.

О. А. Крашенинникова, П. Д. Сахаров

Устюжское Благовещение в своей иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Смысл ее — в объяснении сверхъестественного зачатия — воплощения божества. Поэтому Богоматерь с Христом на груди в русских источниках иногда называется Богоматерь Воплощение.

Литература

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

Cобытие:

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.

Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

— слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.

Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. [2] Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. [4] Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.


Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.


Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века


О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.


Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог


Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в этом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:


Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.



Простой сюжет с течением времени обрастает деталями


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.


Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

Обновленная автором версия статьи. Первоначальная была размещена на сайте "Православие в Украине"

Читайте также: