Благовещение пресвятой богородицы иконография кратко
Обновлено: 03.07.2024
Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".
Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах — например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места — на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. А Буслаев вспоминает триумфальную арку падуанской церкви, расписанной Джотто и его учениками (Madonna dell' Arena).
При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:
I. На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова (11:1–4). На иконах греческого письма обычно изображается что-то типа античного бассейна, который в более поздних изображениях часто заменялся деревянным срубом — копией русского колодца. Наиболее часто сцену предблаговещения можно видеть в составе целого ряда изображений, относящихся к акафисту Пресвятой Богородицы.
II. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери соответствует Протоевангелию Иакова (10:7–10) — деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма.
III. В храмине. Сюжет этот получает распространение в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.
Изображения с рукоделием и у источника встречались повсеместно по крайней мере до XVII века включительно. Но поскольку оба этих сюжета основаны на апокрифах, то в дальнейшем стал предпочитаться третий вариант (просто в храмине), согласующийся с Евангелием от Луки.
Характеризуя изображения фигур Богоматери и архангела можно выделить два варианта извода:
2) московский (XV в.): покорно склоненная Богоматерь, округлый навес над ней, спокойная фигура архангела.
Дополнительно в сцене Благовещения можно выделить следующие детали, которые отличают один извод от другого:
а) Христос Эммануил, воплотившийся во чреве Богоматери. Примеры: знаменитое Устюжское Благовещение; храмовая икона XVII века "Благовещение с акафистом" Благовещенского собора Московского Кремля; перевод Гурьянова с иконы XVI века. Такой извод называют иногда "Богоматерь Воплощение". Символика Эммануила в данном случае раскрывается словами из библейской "Книги пророка Исаии" (7:14). В [ГТГ 1995] приводятся также слова из восьмой песни "Великого Канона" Андрея Критского.
б) Благовещение с книгой — все более укрепляется в русской иконописной практике с XVII века. Зародыш этого взгляда — в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея (6:7–9). Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".
г) Девушка-служанка за прялкой. Примеры: икона из церкви Благовещения в Ярославле; икона-таблетка из коллекции ЦМИАР; прорись с иконы XVI века из собрания Тюлиных. Интерпретация этой фигуры пока еще не имеет окончательного решения. Федорчук в [Иконы 2002] высказывает следующее соображение: "С глубокой древности в мифологии европейских народов существовало представление о богинях судьбы. Появлялись они, по поверьям, у постели роженицы и начинали прясть нить новой человеческой жизни. Поскольку, согласно святоотеческим толкованиям, Боговоплощение происходит именно в момент Благовещения, тема новой судьбы и новой жизни, аллегорически выраженная в образе пряхи, могла появиться не в "Рождестве Христовом", а в "Благовещении".
д) Подсвечник с горящей свечой. В этом случае свеча — один из символов Богоматери, восходящий к Акафисту ("Светоприимную свещу, сущим во тьме явльщуюся, зрим Святую Деву…"). Иногда в сюжетах Благовещения присутствует и подсвечник с не зажженной свечой, но для него пока не найдено литературной основы.
е) Пещера-вертеп, где родился Иисус Христос (преимущественно в иконах Строгановской школы — см. [Иконы 2003]) .
БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы, христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.
О. А. Крашенинникова, П. Д. Сахаров
Устюжское Благовещение в своей иконографии восходит к восточно-христианскому искусству. Смысл ее — в объяснении сверхъестественного зачатия — воплощения божества. Поэтому Богоматерь с Христом на груди в русских источниках иногда называется Богоматерь Воплощение.
Литература
© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.
Cобытие:
Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.
На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.
Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.
Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.
— слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.
Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.
Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.
Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).
Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.
Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.
|
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция |
В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон |
Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. [2] Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия |
В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.
Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.
Современная икона кисти архимандрита Зинона
Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности
Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.
Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века
О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.
Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения
На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.
Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.
Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины
Благовещение – это диалог
Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.
Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в этом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:
Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея
Момент непорочного зачатия Сына Божьего
Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.
Простой сюжет с течением времени обрастает деталями
Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи
Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.
Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны
С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.
Обновленная автором версия статьи. Первоначальная была размещена на сайте "Православие в Украине"
Читайте также: