Жорж де латур биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жорж Дюмени́ль де Лату́р, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour; 14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII—XIX веках его имя было предано забвению.

Гадалка
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).
1630-40. 102x123

Родился в местечке Вик-сюр-Сей в семье булочника, жил близ Люневиля до самой своей смерти. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621 году, назначении официальным художником Люневиля в 1644 году и главным живописцем короля в 1646 году, нет никакой информации о жизни мастера. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Однако известно, что лотарингский герцог Генрих II в 1623 и 1624 годах купил несколько картин Латура.

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах; первая публикация о нём вышла в 1915 году. Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

Кающаяся Мария Магдалина
Национальная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).
ок1635-40. 113x92.7

Шулер с бубновым тузом
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1635-38, 106х146

Шулер с бубновым тузом (фрагмент)

Мальчик, зажигающий лампу
Музей изящных искусств, Дижон (Musée des Beaux-Arts, Bourgogne, Dijon).
1640. 61x51

Слепой лирник
Прадо, Мадрид (Prado, Madrid).
1610-30. 86x62,5

Кающаяся Мария Магдалина
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (Metropolitan Museum of Arts, New York).
ок1540. 133x102

Кающаяся Мария Магдалина
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1640-45, 128х94

Кающийся святой Иероним
Национальный музей, Стокгольм (Nationalmuseum, Stockholm).
1620-30. 152х109

Поклонение пастухов
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
ок1644. 107х131

Иов и его жена
Окружной музей старинного и современного искусства, Эпиналь (musée départemental d’art ancien et contemporain, Épinal).
145x97

Иосиф-плотник
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1640-45, 137х102

Женщина, ловящая блоху
Музей изобразительных искусств, Нанси (Musee des Beaux-Arts, Nancy).
1630-40. 120х90

Святая Анна с Младенцем Христом
Художественная галерея Онтарио, Торонто (Art Gallery of Ontario, Toronto).
1645-50. 66x55

Юноша, раздувающий огонь
Художественный музей Фудзи, Токио (Fuji Art Museum, Tokyo).
1645-50. 70,8x61,5

Иоанн Креститель в пустоши
Музей Жоржа де ла Тура, Вик-сюр-Сей (Musée Georges de La Tour, Vic-sur-Seille).
1645-50. 81x101

Воспитание Марии
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1646-48. 88х103

Драка Музыкантов
Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес (The J. Paul Getty Museum, Los Angeles).
1625-30. 94x140

Юный певец
Нью Уолк Музеум & Арт Галлери, Лестер (New Walk Museum & Art Gallery, Leicester).
1645-50. 66x50

Старуха
Мемориальный музей М. Х. де Янга, Сан-Франциско (De Young Museum, San Francisco).
ок1618. 91х60

Голова женщины
Частная коллекция

Нахождение святого Себастьяна
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
ок1649. 162x129

Читающий святой Иероним
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
122х93

Читающий святой Иероним
Королевская коллекция Соединённого Королевства, Лондон (The Royal Collection of the United Kingdom, London).
1621-23. 62х55

Явление ангела святому Иосифу
Музей изобразительных искусств, Нант (Musée des Beaux Arts, Nantes).
1635-40. 93x81

Новорожденный
Музей изобразительных искусств, Ренн (Musée des Beaux-Arts, Rennes).
ок1645. 76x91

Святой Иероним, читающий письмо
Прадо, Мадрид (Prado, Madrid).
1627-29. 79x65

Мальчик с трубкой, зажигающий свечу
Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон (Musée des Beaux-Arts et d’Archéologie, Besançon).

Святой Фома с копьем
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
1625-32, 69х61

Едоки гороха
Берлинская картинная галерея старых мастеров, Берлин (Gemäldegalerie, Berlin).
1620-25. 76x90

Воспитание Марии
Коллекция Фрик, Нью-Йорк (Frick Collection, New York).
ок1650. 84х100

Раскаяние святого Петра
Музей искусств Кливленда, Кливленд (The Cleveland Museum of Art, Cleveland).
1645. 114x95

Шулер с трефовым тузом
Музей искусств Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас (Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas).

Лирник с собакой
Музей Мон-де-Пиет, Берг (Musée du Mont-de-Piété, Bergues).
1620-22. 186x129

Игроки в кости
Музей Престон-Холл, Стоктон-он-Тис ( Preston Hall Museum, Stockton-on-Tees).
ок1650. 92x130

Девушка, раздувающая в жаровне огонь
Частная коллекция
ок1645. 67x55

Лирник с сумкой
Музей Шарля Фрири, Ремирмон (Musée Charles-Friry, Remiremont).
1630-35. 157x94

Вдова Ирина с девушками находят святого Себастьяна
Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
ок1650, 167х131

Лирник со шляпой
Музей изобразительных искусств, Нант (Musée des Beaux Arts, Nantes).
162x105

Старик
Мемориальный музей М. Х. де Янга, Сан-Франциско (De Young Museum, San Francisco).
ок1618. 91х60

Святой Иаков Старший
Частная коллекция
65x52

Апостол Филипп
Художественный музей Крайслера, Норфолк (Chrysler Museum of Art, Norfolk).
1620-25. 63x52

Отречение святого Петра
Музей изобразительных искусств, Нант (Musée des Beaux Arts, Nantes).
120x160

Святой Иаков Младший
Музей Тулуз-Лотрека, Альби (Musée Toulouse-Lautrec, Albi).
65x54

Апостол Андрей
Музей изящных искусств, Хьюстон (Museum of Fine Arts, Houston).
1620-25. 67x53

Святой Фома
Национальный музей западного искусства, Токио (National Museum of Western Art, Tokyo).
1615-20. 65x53

Святой Иуда Фаддей
Музей Тулуз-Лотрека, Альби (Musée Toulouse-Lautrec, Albi).
62x51

И также в моем посте для картины Жоржа де Латура "Шулер с бубновым тузом"

Жорж де Латур (или Жорж де Ла Тур , Georges de La Tour ) – великий художник эпохи барокко из Лотарингии, заново открытый в ХХ веке. Завоевав признание при жизни, уже в следующем XVIII веке Латур был напрочь забыт и вычеркнут из истории. В ХIХ его отдельные картины, разбросанные по музеям разных стран, будут вызывать удивление и восторг, но никак не ассоциации с именем Латура. Его работы приписывались то Рембрандту, то Веласкесу, то Мурильо, то Герриту ван Хонтхорсту, пока в 1915-м году немецкий искусствовед Герман Фосс впервые не связал имя Латура, известное историкам по документам, с некоторыми известными картинами.

Выяснение обстоятельств биографии Латура было похоже на археологические раскопки.

Не сохранилось ни мемуаров, ни дневников художника. Только скупые строки официальных документов. Только то, о чем могут беспристрастно сообщить уцелевшие городские архивы: Латур женился, Латур крестил детей – чужих или собственных, Латур поступил на службу к герцогам лотарингским, Латур судился или был судим. Впрочем, эксперты не оставляют надежды когда-нибудь обнаружить нечто более информативное.

Жорж де Латур появился на свет в 1593 году в Вик-сюр-Сей – небольшом лотарингском городке. Будущий художник был вторым по старшинству из семерых детей Жака де Латура. Много детей – много записей в городском архиве. Почему-то отец Латура возникает в них то как булочник, то как мясник, то как мельник и даже каменотёс. Менял ли он занятия или в записи вкрались ошибки – ясно одно: Жорж формировался в бюргерском ремесленном окружении. По происхождению он был мещанин – т.е. обычный горожанин, не отмеченный ни богатством, ни знатностью. Впрочем, всё это было у Латура ещё впереди.

Следующее документальное упоминание о художнике сразу переносит нас более чем на 20 лет вперёд, в 1617 год. Весь период его детства и юности, сведения о том, где и чему Латур мог учиться и кто были его учителя, имел ли он возможность путешествовать или безвыездно жил в Вике – все эти важнейшие для становления любого художника вехи пока что покрывает мрак неизвестности.

Выбор Дианы подталкивает к мысли, что к 1617 году Латур уже сделал определённые успехи в живописи, стал известен как художник, иначе подобный брак вряд ли состоялся бы. Но какие именно из картин художника были уже написаны к этому моменту, не известно. Ни одно из полотен Латура до сих пор не имеет точной датировки.

Первые два или три года молодожёны, по обычаям того времени, прожили в доме родителей Латура. И за это время Латур похоронил отца и крестил своего первенца Филиппа, причем его воспреемниками (крестными) были дворяне.

Конечно, письмо Латура эксперты рассматривали едва ли не под микроскопом – еще бы: единственное письменное свидетельство гения. Оно написано каллиграфическим почерком и с полным соблюдением правил орфографии, что несомненно говорит об образованности художника.

В этом же письме Латур открывается нам как человек предусмотрительный и практичный. Ссылаясь на благородство своего искусства, он осмеливается просить герцога об освобождении от налогов и прочих повинностей, и правитель Лотарингии прошение Латура принимает благосклонно. Молодая семья переезжает в Люневиль и даже покупает там дом с просторным помещением для мастерской. Генрих II намеревался возводить в Люневиле очередную резиденцию и даже подумывал перенести туда столицу герцогства. Для Латура это означало появление обширного поля деятельности по оформлению нового дворца.

Латур открывает свою мастерскую, и со всех концов Лотарингии туда устремляются начинающие художники в надежде перенять его опыт. Поток был так велик, что Латур ограничил приём, назначив за обучение непомерные 500 франков (напомним, ровно столько же когда-то составляло приданое его знатной жены).

Конец 1620-х – 1630-е годы – сложнейшее время для Лотарингии, вступившей в эпоху религиозных войн и раздираемой между Францией и Испанией. Для Латура всё тоже непросто: Генрих II умирает в 1624, а его наследников искусство Латура интересует мало. Потеряв знатных покровителей, художник вынужден искать заказчиков среди бюргеров. Тем временем Лотарингию терзают голод и эпидемии, а жители Люневиля, с самого начала невзлюбившие выскочку Латура, строчат на него доносы. Известно, что в списке на экспроприацию запасов пшеницы в период голода имя художника стояло первым – Латуру не могли простить, что он освобождён от налогов, богат и держится гордо и независимо.

В 1631 году в Люневиле вспыхивает чума, унесшая жизни трети горожан. По-видимому, к этому времени относятся картины Латура, изображающие св. Себастьяна. В Лотарингии сложился настоящий культ этого святого, ведь он считался покровителем зачумлённых. В 1633-м в еще не оправившийся после чумы город вошли правительственные войска Людовика XIII. Известно, что Латур отнёсся к оккупантам благосклонно, дружил с королевскими офицерами, и в этом нет ничего удивительного: родным языком Латура был французский.

В 1638 Люневиль предпринял отчаянную попытку отстоять суверенитет и изгнать французов. События были кровавыми. Отступая, правительственные войска подожгли город. Он выгорел практически дотла. В этом грандиозном пожаре сгорел дом и всё имущество Латура. Считается, что именно поэтому до нас дошло так мало его картин (по разным данным, от 40 до 50, причем не более 10 из них имеют авторскую подпись) и почти никаких личных документов.

По-видимому, Латур бежал сначала в Нанси, а затем во французскую столицу. Следы Латура внезапно обнаруживаются в Париже. Там в королевской бухгалтерской книге записано, что, в качестве придворного живописца, ему назначено жалованье в 100 ливров. Недавние сенсационные документы подтверждают, что заказчиками Латура был кардинал Ришелье, а также придворный архитектор и министр финансов.

Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour; 14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII—XIX веках его имя было предано забвению.

Биография

Жорж Дюмениль де Латур родился 13 марта 1593 года в местечке Вик-сюр-Сей в семье булочника, жил близ Люневиля до самой своей смерти. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621 году, назначении официальным художником Люневиля в 1644 году и главным живописцем короля в 1646 году, нет никакой информации о жизни мастера. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Однако известно, что лотарингский герцог Генрих II в 1623 и 1624 годах купил несколько картин Латура.

Творчество

Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-х годах; первая публикация о нём вышла в 1915 году.

Для картин Жоржа Дюмениля де Латура характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Латур — загадочный художник. Он оставил после себя много незаконченных картин и никаких документов. Поэтому искусствоведы продолжают спорить, какие произведения действительно принадлежат его кисти.

Творчество Латура приходится на первую половину XVII столетия: он работал во время правления Луи XIII. Художник был интересен императорскому двору, и отдельные его работы были приобретены. Но до конца жизни Латур остался провинциалом и работал в маленьком городе Люневиле. К концу XVII века его имя забыли, и открыли уже в начале XX века.

Обстоятельства жизни Латура неясны, истоки творчества непонятны. Особенность стиля художника — свет внутри картины, которому он придает колоссальное значение, и который сквозной темой проходит в его работах. Его картины пропитаны духом Караваджо, но художник не был связан с Италией.

Библейские события Латур осмысляет как жанровые сцены, но элементарное и незатейливое событие наполняется новым смыслом.

Изображены две женщины — пожилая и молодая. Молодая женщина держит спеленатое тельце еще недавно рожденного младенца. Здесь нет ни одного признака того, что Латур изображает Рождество. Возможно, это просто жанровая сцена, изображающая заботу, внимание к новой жизни.

Но две героини глубоко сосредоточены, и особенно молодая мать. Художник работает с освещением: Анна держит свечу в левой руке, правой загораживая свет от нас. В результате, весь поток слабого источника света падает на головку младенца. И хотя здесь нет ничего, что намекало бы на святость события, мы понимаем его значимость.

Поток света настолько сильный, что он вызывает ощущение значимой сцены, таинства.

Девушка почти отвернута от зрителя. Источник света стоит внутри пространства, в средней пространственной зоне. Ее фигура выдвинута чуть ближе к картинной плоскости. И мы точно также, как и героиня картины, оказываемся в поле притяжения пламени масляного светильника.

От интенсивного вертикального пламени невозможно оторвать взгляд: мы вслед за героиней заворожено смотрим на это пламя. И понимаем, что женщина, сидящая здесь, не просто созерцает этот огонь, она посредством этого огня погружается в мир важных переживаний, следствием которых становится душевное развитие.

Караваджо использует похожий художественный прием, когда пишет заснувшую Марию Магдалину в пустой комнате. Сон превращается в состояние катарсиса, которое показывает ход внутренних душевных изменений.

Латур находит новую формула того же процесса. Мария Магдалина не отказывается от своего жизненного пути, она движется дальше. Внутри камерного, слабо освещенного пространства, центром композиции которого выступает свет, происходит сосредоточение и та внутренняя душевная работа, которая приведет к изменениям внутри, а не снаружи.

Произведение, позволяющее чуть ближе подойти к возможным истокам стиля художника. С одной стороны, это свойство обобщать, это замкнутая, отвлеченная от конкретных реальных портретных признаков форма, которой пользуется художник. Хотя мы понимаем, что каждый из персонажей здесь — характерный.

Латур детализирует изображение: украшение костюмов, стеклянный сосуд, монеты и ткани любовно прописаны. И в передаче этих деталей перед нами проступает художественная школа не XVII, а XV века, ранний натурализм нидерландского толка. Художник просто погружается в вещизм окружающего мира, который замыкается на каждой форме – жемчужина, драгоценный камень, рисунок вышивки, шнурки, перья. Все это сплетается в фантастический живописный ансамбль.

Это — уже несколько устаревшее для XVII века внимание к деталям и их убедительному изображению. К XVII столетию живопись идет дальше и уже проходит через эту стадию. Но перед нами уникальный, до сих пор не до конца известный провинциальный художник. Истоки его творчества уходят в ренессансное прошлое. Оно проявляется в совмещении новаций, новых тем, принципов построения жанровых сцен с интригой с сохранением интереса к детализации, точности передачи объективных характеристик предметного мира.

Читайте также: