Жизненный и творческий путь софокла кратко

Обновлено: 05.07.2024

Софоклу повезло родиться в зажиточном, знатном семействе, глава которого занимался изготовлением военного обмундирования. Отец понимал, насколько важно иметь хорошее образование, и обеспечил его своему сыну.

Софокл с ранних лет проявлял интерес искусству, занимался музыкой под руководством известного музыканта Лампра, был одним из лучших на атлетических соревнованиях.

Столь богато одаренный юноша не мог остаться незамеченным, и после победы греков над персами в Саламинской битве в 480 году до н. э. он возглавил юношеский хор, исполнявший благодарственные гимны богам.

Творческий путь

В 468 году до н. э. Софокл впервые выступил на литературных состязаниях среди поэтов Афин и сразу же одержал блестящую победу. Если кратко, после удачного дебюта он стал очень популярным в Древней Греции, и слава не покидала его до конца дней.

Драматургия и театр

Эсхил являлся для Софокла примером для подражания, но более зрелый драматург (Эсхил на 29 лет старше) использовал приемы юного дарования в произведениях. Например, Софокл первый добавил в постановку третьего актера, уменьшив роль хора, затем к тому же прибег Эсхил. Грек изменил количество хоревтов — с 15 на 12 человек, а также исключил автора пьесы из числа выступающих (преимущественно из-за слабости собственных голосовых связок). Благодаря этим нововведениям театр Афин возродился.

Театр Диониса в Афинах


Театр Диониса в Афинах

Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Из 30 соревнований драматург выиграл на 18 фестивалях в честь бога Диониса и на 6 праздниках Ленеи. Первая значимая победа состоялась в 469 году до н. э., когда Софокл, представив на суд народа тетралогию (не сохранилась), превзошел Эсхила.

Статуэтка, изображающая Софокла


Статуэтка, изображающая Софокла

В центре сюжета – Эдип, чей отец, царь Лай, испугавшись предсказания, что сын станет его убийцей и женится на своей матери Иокасте, решил избавиться от ребенка. Человек, которому было поручено убить мальчика, смилостивился над беззащитным существом и отдал на воспитание пастуху. Затем Эдипа усыновил царь Полиб.

Повзрослев, сын Лая узнал о пророчестве и покинул отчий дом, но в дороге наткнулся на колесницу. В драке молодой человек убил старика и троих спутников. Стариком оказался Лай. Далее, став царем Фив, Эдип женился на Иокасте, воплотив в жизнь вторую часть пророчества.

Греческий актер в роли Эдипа


Греческий актер в роли Эдипа

Антигона идет против воли государя и погребает брата по традиционным законам рода, за что царь велит заточить девушку в башне. Не в силах повиноваться, Антигона заканчивает жизнь самоубийством, что порождает еще две смерти – ее возлюбленного и его матери, сына и супруги царя соответственно.

Стоит отметить, что Софокл – человек верующий, и после смерти его обожествили.

Джанет Эйлбер в роли Антигоны


Джанет Эйлбер в роли Антигоны

Личная жизнь

Известно, что у Софокла была жена Никострата, родившая ему сына Иофонта. Также у великого драматурга был еще один незаконнорожденный сын, Аристон, ставший плодом связи с гетерой Феориды Сикионской. В дальнейшем Иофонт пошел по стопам отца и стал весьма успешным драматургом.

Биография Софокла

Софокл был личностью разносторонне одаренной, изучал музыку под руководством знаменитого музыканта Лампра, демонстрировал прекрасные результаты на соревнованиях атлетов. Источники свидетельствуют, что молодой Софокл был чрезвычайно красив, возможно, именно по этой причине им был возглавлен юношеский хор после победы в Саламинской битве (480 г. до н. э.), исполнявший благодарственные гимны богам.

Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Изменения в постановке действия

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил. Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками.

Известно, что у Софокла была жена — Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке. Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй — G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786—1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832—1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Библиография


Юный музыкант

Софокл принадлежал к знатному роду, точная дата его рождения не известна, примерно 496 г. до н.э. Детство он провел в Колоне, недалеко от Афин. Его отец Софилл занимался изготовлением военного обмундирования. Особое внимание он уделял воспитанию и обучению сына. Больше всего юному Софоклу нравилось искусство, он занимался музыкой и в 480 г. до н.э. даже возглавил хор.

Личная жизнь

По некоторым историческим документам Софоклу приписывают любовные связи с мужчинами. Однако в эту информацию трудно поверить, ведь у него была законная жена Никострата, которая родила ему сына Иофонта. Также у драматурга был и внебрачный сын Аристон от женщины легкого поведения Феориды Сикионской.

Театральные новшества

Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.

Истинный патриот

Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.

Сохранившиеся произведения

Социально-политическая деятельность

Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в 440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.

Тайна смерти

Итак, тема данной работы: античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида.

Цель научно-исследовательской работы состоит в анализе античного мира в трагедиях Софокла и Эврипида.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

1. Изучить исторической обстановки того времени.

2. Ознакомиться с жизнью и творческим наследием Софокла и Эврипида.

3.Выявить связи между исторической реальностью и художественным миром данных произведений.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГРЕЦИИ V ВЕКА

Греческое рабовладельческое общество, создавшееся в революциях VII — VI вв., переживает в V в период своего наивысшего расцвета — экономического, политического, художественного. Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии.

Религиозные представления принимают у них все более и более отвлеченный характер. Божество теряет свою сверхъестественность, растворяется в природе и обществе. Тенденция к пантеизму[4] наблюдается во всех областях греческой мысли. И хотя аттические поэты V в. продолжают оперировать привычными мифами, олимпийские боги все более становятся лишь образами, воплощающими сущность и смысл естественного мира, закономерность которого воспринимается еще как божественный правопорядок.

Не менее характерным для идеологии рассматриваемого периода является оптимистический взгляд на культуру, вера в силу человека и человеческого разума. Эта вера поддерживается ростом материального благосостояния основной массы граждан и техническими успехами, достигнутыми в мореплавании, кораблестроении, металлургии, строительном деле, ремеслах. Человек начинает осознавать свое господство над природой.

К концу V в. Афины сделались умственным центром, привлекавшим к себе философов со всех концов Греции; но еще до этого они стали важнейшим центром греческого искусства. В это время были воздвигнуты значительнейшие памятники греческой архитектуры, как, например Парфенон, Пропилеи, Эрехфион. Греки считали век Перикла периодом величайшего расцвета искусства. Все искусство этого времени имеет ярко выраженный монументальный характер. Демократические Афины вырабатывают художественный идеал, основанный на принципах меры и гармонии Фидий и его школа — виднейшие выразители этого идеала в сфере изобразительных искусств.

Одно из ведущих мест в умственном движении Афин V в. занимает поэзия, которая в дософистический период оставалась основным орудием литературной трактовки проблем, встававших перед общественной. Аттическая литература эпохи роста демократии обращена к народу, к коллективу афинских граждан, и разрабатывает вопросы, порожденные социальной и политической жизнью афинского полиса. Показ путей человеческого поведения в существенных вопросах полисной жизни — основная тема аттической литературы эпохи расцвета; близость к народу, глубокая насыщенность актуальной проблематикой, монументальность, человечность — основные ее черты.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОФОКЛА

В период Пелопонесской войны[8], в пору высшего расцвета демократии и обострения классовых противоречий, Софокл, по-видимому, примкнул к аристократической группировке и в 411 г. был избран в комиссию 10 пробулов ( Аристотель, риторика, III, 18, р.1419 а27), которым было поручено выработать план нового государственного устройства. Под конец жизни он занимал жреческую должность, связанную с культом Асклепия, а после смерти сам получил культ героя под именем Дексиона.

Софокл всю жизнь прожил в своем отечестве и пользовался общей любовью сограждан. Современники говорят об его изящной внешности и обаянии его личности, называют баловнем счастья. В театре он имел исключительный успех и одержал 18 побед на Великих Дионисиях и 6 на Ленях. Он умер осенью 406 г., как раз в то время, когда Афины напрягали свои последние силы в борьбе со спартанцами.

Представление об изменчивости судьбы и неспособности человека понять непостижимую волю богов и есть трагическая ирония, которую Cофокл использует с исключительным мастерством.

В трагедиях Софокла мы находим ряд замечательных художественных образов, описанных с большой силой и яркостью.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭВРИПИДА

В некоторых трагедиях, Эврипид дал замечательные примеры самопожертвования во имя счастья родины. В пору почти непрекращающихся войн, поэт, конечно, не мог обойти животрепещущей темы войны и мира.

Эврипид наделял своих героев реальными чертами, тонко воспроизводя их душевные переживания.

СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОФОКЛА

Если сопоставить историческую реальность и мир, описываемый Софоклом, то можно в них найти много схожести, хотя присутствует и художественный вымысел. Поэтому следует остановиться на деталях, и сопоставлять именно их.

Но, не смотря на новые веянья, в трагедиях Софокла еще усматриваются пережитки старого времени.

«Мудр лишь тот, кто приемлет честь от бога.

Гляди лишь на богов: хотя б неправо

Идти велели, все же так иди-

Также в произведениях Софокла четко отражается особый менталитет того времени. С высоты ХХI века абсолютно странным кажется то, что Эдип не уступает старцу дорогу и даже убивает его по этой причине. Это объясняется тем, что, не смотря на глубокое уважение к старшим, греки считали недостойным, более того – унизительным, уступать путь кому бы то ни было. Но кроме этих деталей менталитет того времени предусматривал высочайшее чувство ответственности за свои поступки. Человек, находящийся у власти тем более не мог позволить себе совершать ошибки. Так и Эдипу не дает покоя его проступок, хоть это и был злой рок. Царь четко осознает, что такой правитель не может принести государству пользу. Его терзает чувство вины за бушующий в его городе мор. Это и толкает его на самоослепление, что и в правду даже в голову не пришло бы нынешним правителям.

Процветание государства так же не отражено, не смотря на то, что Софокл явно интересовался политикой и сам был председателем союзной казны. Возможно, это объясняется тем, что автор хотел резче показать страдание города от чумы, тем самым, сгущая краски.

СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭВРИПИДА

Произведения Эврипида являются энциклопедией того времени; они знакомят нас с общественными настроениями эпохи. И хотя в своих трагедиях Эврипид углубляется скорее в мир духовный, и политические и исторические моменты в них почти отсутствуют, несколько таковых можно отыскать. Например, есть основание предполагать, что в отдельных эпизодах трагедий Эврипида всё же откликаются политические события того времени.

«О, Ирина, сокровищ великих царица,

Ты прекраснее всех из блаженных богов!

Уж давно по тебе моё сердце томится;

Но боюсь, что скорей меня бремя трудов

Или старости сломят невзгоды,

Чем увижу твой юный чарующий лик,

Чем услышу прекрасные вновь хороводы

И венчанной толпы буду слышать я крик.

О, приди же, царица, приди!

Ненавистную смуту от нашего града

И безумный раздор прочь от нас отведи:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из главнейших критериев оценки любого произведения является моральная ценность. Хорошие книги поучают нас, остерегают, дают повод задуматься над жизненными ценностями. Именно таким талантом обладают произведения многих античных авторов, а в частности произведения Софокла и Эврипида.

Софокл так же поднимает вопрос смирения, о чем говорит как судьба Геракла, которого за подвиги и страдания принимают в сонм богов[20], так и вышеотмеченного Эдипа. Зато и преступник не может уйти от кары богов, которая рано или поздно настигнет его[21]. Эта кара воплощается в образе Эриний[22].

Софокл противопоставлял себя Эврипиду, говоря, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Эврипид – такими, каковы они в действительности. Конечно, это определение нельзя понимать в узком смысле. Характер греческой трагедии, весь её стиль предполагает известную идеализацию, возвышение героев над уровнем заурядных людей. Но Эврипид и в героях старался показать чисто человеческие, иногда весьма низменные свойства. Это снижение и упрощение героев было новшеством в греческой литературе и казалось грубым нарушением установившейся традиции. Тем самым он показывал, что учиться можно не только у героев, а низкие люди существуют не только в далеких странах и вымышленных городах, но и совсем недалеко от нас.

Скажу, я, мать, и ничего не скрою:

Готов я ввысь лететь к восходу солнца

Иль в глубь земли, - когда б возможно было,-

Чтоб высшую богиню-власть иметь.

И блага этого я не хочу

Другому уступить, возьму себе.

Ведь малодушье будет если кто,

Имея большее откажется и

Прочитав произведения античности, каждый может почерпнуть из них что-то для себя. Здесь можно найти и самопожертвавшего правителя, и ревнивицу- жену, наказанного невиновного, эгоиста, жаждущего власти. Все эти образы не редко встречаются в жизни и сейчас. Именно в этом, я считаю, и состоит актуальность древнегреческих трагедий. Каждый должен задуматься, нет ли в данном списке кого-то из окружающих, а главное - его самого. Признавшись, даже самому себе, в своих недостатках человек становится сильнее, а, пытаясь их искоренить - полезнее. Это - первые шаги к лучшему миру вокруг нас.

БИБЛИОГРАФИЯ

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. "История Античной литературы", Ленинград, 1963

Древнегреческая трагедия — это древнейшая из известных форм трагедии. Свое начало древнегреческая трагедия берет от ритуальных действ в честь Диониса.

Краткая биография Софокла

Первая драматическая театралогия Софокла была поставлена на сцене в 469 или 468 году до н.э. Уже при этой постановке Софокл своим талантом превзошел прославленного Эсхила, а по числу побед в соревнованиях трагиков никто не мог превзойти Софокла. Литературоведы Античности приписывали Софоклу более сотни трагедий.

Умер древнеафинский драматург в 406 году до н.э. После смерти Софокла его земляки поклонялись ему и превозносили как героя.

Особенности творчества Софокла

Софокл провел реформы, имевшие большое значение для античной сценической постановки. Например, Софокл увеличил число актеров до трех, а состав хора, выступавшего вместе с ними, до пятнадцати человек. В то же время он сократил хоровую часть трагедии, освободив больше времен для актеров. Софокл существенно усовершенствовал маски и декорации. Эти изменения придали греческой драме больше напряженности и усилили впечатление, которое производилось на зрителей. При этом древняя суть трагедии осталась неизменной и состояла в акте чествования богов и священнослужения, которые должны были пробуждать в душе зрителя самые глубокие нравственные чувства.

Готовые работы на аналогичную тему

Заслуга Софокла состоит в том, что он очеловечил греческую драму.

Продолжая брать сюжеты из мифов, драматург стал гораздо глубже отражать страхи и душевные терзания героев этих мифов, тем самым сблизив персонажей с простым смертными. Эсхил в образах Ореста и Прометея уже начинал движение в этом направлении, однако Софокл пошел гораздо дальше. Именно внутренние переживания героев являются главным элементов трагедиях Софокла. Общий смысл сюжета своего произведения драматург, как правило, объясняет сразу, всегда легко можно предугадать внешнюю развязку фабулы, а неожиданностей и запутанных осложнений сюжета в трагедиях Софокла практически нет.

Основной чертой творчества Софокла является его склонность к изображению людей вместе со всеми свойственными им колебаниями, сомнениями, слабостями, ошибками, а иногда даже преступлениями.

Каждый персонаж трагедий Софокла обладает индивидуальностью, легендарные герои практически лишены своей мифологической сверхчеловечности.

Те катастрофы, которые постигают героев трагедий Софокла, вызваны чертами их характеров и обстоятельствами и всегда являются расплатой за вину персонажа или его предков. Например, Эдип должен понести наказание за вину своего отца, хоть сам и не заслуживает такой тяжкой доли. Преступления совершены им в неведении и потому Эдип заслуживает прощения. Злодеяния, совершенные в семье, заставляют страдать и Антигону, дочь Эдипа.

Древние легенды Софокл трактует с точки зрения человеческого смысла, но при этом характеры его персонажей не лишаются идеальности и не опускаются до уровня обыденной жизни, как это наблюдается у Еврипида.

Согласно Софоклу, человек полностью находится во власти судьбы, которая часто готовит для него тяжелые испытания и страдания. Однако боги проявляют милосердие к тем, кто даже во время тяжелых невзгод и испытаний сохраняет личное достоинство и продолжает придерживаться высоких нравственных ценностей и моральных идеалов. Личная человеческая воля определяет способность человека противостоять низменным порывам, сохранять стойкость в бедствиях. Воля человека не зависит от богов, боги могут только оценить моральный выбор человека и в соответствии с этим определить меру награды либо наказания.

Развитие трагедий Софокла происходит в словесном состязании двух оппонентом, что помогает зрителю лучше осознать их ошибочность или правоту. Однако такие дискуссии не являются центром драмы, как это происходит у Еврипида.

Высочайший эффект трагедий Софокла достигается благодаря соединению в главных героях драмы глубокого страдания от порожденных судьбой бедствий и высокого героизма. Персонажи Софокла вынуждены переживать тяжелейшие душевные терзания, но даже в эти моменты положительные герои не теряют абсолютное сознание собственной правоты.

Трагедии Софокла

До нас дошло всего семь трагедий древнеафинского драматурга. Три трагедии относятся к фиванскому циклу мифов, три к троянскому и одна к Гераклову:

Из других трагедий сохранились только фрагменты, которых насчитывается около 1000.

Читайте также: