Демографические перспективы россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье приведен демографический прогноз до 2035 года, составленный Росстатом – в декабре 2019 года он был уточнен с учетом повышения пенсионного возраста[1]. В статье приведены данные на состоянию на 26 марта 2020 года [1]

Расчет перспективной численности населения осуществляется в трех вариантах на основе различных гипотез относительно будущих тенденций рождаемости, смертности и миграции [2] :

Росстат осуществляет демографический прогноз по нескольким вариантам, чтобы отразить различные предположения о будущей динамике демографических процессов. Результаты расчетов представляют собой основу для разработки социально-экономических прогнозов и демографической политики [2] .

Перспективные расчеты численности населения производятся методом компонент. Разработку сценариев о возможных путях изменения показателей рождаемости, смертности и миграции осуществляют эксперты. В качестве сценарных переменных для рождаемости используются средний возраст матери при рождении ребенка и суммарный коэффициент рождаемости, для смертности – ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент младенческой смертности, для миграции – абсолютные числа прибывших и выбывших [2] .

Демографическая политика – целенаправленное формирование желательного (оптимального) в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения или закрепление существующего типа, если он оптимален, путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер.

Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года, разработанной на основе указа Президента РФ от 10 января 2000г. и одобренной Правительством РФ. Концепция обязывает все органы исполнительной власти руководствоваться ее положениями при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами. Она должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семьям, сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, регулирования миграционных процессов и иных аспектов демографического развития.

Концепция имеет в своем составе следующие функциональные разделы:

1. Современная демографическая ситуация в РФ

2. Цели и задачи демографического развития

3. приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

4. приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

5. приоритеты демографического развития в области миграции и расселения

6. информационное обеспечение реализации Концепции

7. Механизм реализации концепции

Концепция констатирует, что сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют как его дальнейшее сокращение, так и общее старение. Как уже было отмечено, при расчетном сокращении населения России к 2016 году примерно до 134 млн. чел. прогнозируется почти двукратный перевес нетрудоспособного населения над молодежью, не достигшей 16 лет. Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения страны в обозримом будущем потребует более эффективной социальной защиты населения.

Поэтому приоритетными целевыми задачами демографического развития РФ, решение которых, согласно Концепции должно обеспечивать стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты[9]:

· укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

· улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

· улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

· сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения. [1] стр. 262 - 263

Несмотря на все экономические трудности страны надо изыскать возможность и обеспечить беременных женщин, родильниц и детей (как минимум до 3 лет) жизненно необходимыми лекарствами, предметами ухода, гигиены, детским питанием. Создать матери возможность минимально необходимый срок ухаживать за ребенком, не будучи занятой вне дома. [2] стр. 54




В области регулирования миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты:

1) привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии;

2) создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока за счет мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны;

3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.

Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:

1) объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России;

2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране;

3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач.

В случае успешной реализации главной цели Концепции – по обеспечению стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большей вероятностью России придется приготовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.

В долгосрочной перспективе не представляется столь уж фантастическим предположение о том, что численность населения на просторах нашей страны может существенно увеличиться. О том, что будет представлять собой этот совершенно новый супер-этнос и сохранится ли он как единое целое, рассуждать пока преждевременно. Можно только утверждать, что он будет по-прежнему многонациональным и исконно российское ядро сохранит в нем достаточно яркое материальное и духовное наследие. [1] стр. 264 - 265

Демографическая политика – целенаправленное формирование желательного (оптимального) в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения или закрепление существующего типа, если он оптимален, путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер.

Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года, разработанной на основе указа Президента РФ от 10 января 2000г. и одобренной Правительством РФ. Концепция обязывает все органы исполнительной власти руководствоваться ее положениями при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами. Она должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семьям, сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, регулирования миграционных процессов и иных аспектов демографического развития.

Концепция имеет в своем составе следующие функциональные разделы:

1. Современная демографическая ситуация в РФ

2. Цели и задачи демографического развития

3. приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

4. приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

5. приоритеты демографического развития в области миграции и расселения

6. информационное обеспечение реализации Концепции

7. Механизм реализации концепции

Концепция констатирует, что сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют как его дальнейшее сокращение, так и общее старение. Как уже было отмечено, при расчетном сокращении населения России к 2016 году примерно до 134 млн. чел. прогнозируется почти двукратный перевес нетрудоспособного населения над молодежью, не достигшей 16 лет. Неблагоприятное изменение возрастной структуры населения страны в обозримом будущем потребует более эффективной социальной защиты населения.

Поэтому приоритетными целевыми задачами демографического развития РФ, решение которых, согласно Концепции должно обеспечивать стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты[9]:

· укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

· улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

· улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

· сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения. [1] стр. 262 - 263

Несмотря на все экономические трудности страны надо изыскать возможность и обеспечить беременных женщин, родильниц и детей (как минимум до 3 лет) жизненно необходимыми лекарствами, предметами ухода, гигиены, детским питанием. Создать матери возможность минимально необходимый срок ухаживать за ребенком, не будучи занятой вне дома. [2] стр. 54

В области регулирования миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты:

1) привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии;

2) создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока за счет мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны;

3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.

Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:

1) объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России;

2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране;

3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач.

В случае успешной реализации главной цели Концепции – по обеспечению стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большей вероятностью России придется приготовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.

В долгосрочной перспективе не представляется столь уж фантастическим предположение о том, что численность населения на просторах нашей страны может существенно увеличиться. О том, что будет представлять собой этот совершенно новый супер-этнос и сохранится ли он как единое целое, рассуждать пока преждевременно. Можно только утверждать, что он будет по-прежнему многонациональным и исконно российское ядро сохранит в нем достаточно яркое материальное и духовное наследие. [1] стр. 264 - 265

По самому оптимистическому прогнозу Организации объединенных наций (ООН), к 2050 году численность населения России почти не изменится. Однако по более реалистичным прогнозам, она сократится примерно на 10 миллионов человек: до показателей 1978 года. Такие демографические сценарии неутешительны, но именно они должны задавать вектор движения социальной политики России и мотивировать власти уже сегодня пересмотреть и усовершенствовать подходы к решению проблем в этой сфере для того, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить естественный прирост населения.

Начиная с 2016 года рождаемость снизилась, и естественный прирост сменился убылью населения. Так, в 2018 году разрыв в показателях смертности и рождаемости составил более 224 тысячи человек, а за первые четыре месяца текущего года численность российского населения сократилась на 150 тысяч человек.


Как связаны ВВП и рождаемость?

Одним из важнейших показателей уровня воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который обозначает число детей, приходящихся на одну женщину условного поколения. В новейшей истории России самые высокие данные по числу родившихся зафиксированы в 2014-2015 годах —более 1,9 миллиона детей в год. В указанный период СКР увеличился до 1,78 благодаря мерам поддержки рождения третьего и последующих детей, реализуемым в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией. Однако, начиная с 2016 года, данный показатель снижался, и в настоящее время составляет 1,58. Проведенное ОП РФ совместно с Международной лабораторией демографии и человеческого капитала ИПЭИ РАНХиГС исследование позволяет утверждать, что при сохранении показателя СКР 1,58 Россия будет находиться в процессе постоянной убыли населения вплоть до 2050 года.

По словам эксперта, для достижения эффективных результатов в демографической политике государству необходимо тратить на соответствующие программы не менее 2% валового внутреннего продукта (ВВП), что для России составляет порядка двух триллионов рублей. Поскольку в настоящее время объем инвестиций в семейную политику не превышает 500 миллиардов рублей в год, шансы выхода России на показатель СКР выше 2 весьма незначительны.

К примеру, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского союза (ЕС) на повышение уровня рождаемости в среднем тратится 2,4-2,7% ВВП. В отдельной статистике по европейским странам данный показатель варьируется от 3% до 4%, одним из лидеров в ней является Франция, направляющая на поддержание уровня воспроизводства населения порядка 5-6% ВВП.

Согласно среднему варианту прогноза Росстата, в ближайшие годы демографическая ситуация в России будет ухудшаться. Так, к 2024 году население России сократится примерно на 320 тысяч человек, а к 2035 году — более чем на 2,5 миллиона. Высокий вариант прогноза ведомства исключает такое развитие событий и предлагает оптимистичный сценарий, по которому уже с этого года общий прирост населения будет постоянно увеличиваться. Однако с учетом того, что в 2019 году численность населения России уже снизилась на 150 тысяч человек, вероятность реализации положительного прогноза стремится к нулю.


Бэби-бум в Сахалинской области

Успешным примером роста СКР в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией может служить Сахалинская область, где всего за пять лет — с 2011 по 2016 годы — данный показатель вырос с 1,56 до 2,16.

В нынешнем столетии такой темп роста СКР стал самым высоким в мире и позволил региону обеспечить естественный прирост населения. Это стало возможным благодаря масштабному комплексу мер поддержки рождения третьего ребенка в сочетании с помощью многодетным семьям на всех этапах жизненного цикла.


Что касается реализуемой в Сахалинской области социальной политики, то в ней следует выделить пакет мер, предоставляемых различным категориям семей без учета их доходов. Во-первых, к нему относится ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и детям до трех лет на обеспечение их полноценным питанием (в 2017 году ее размер составлял порядка двух тысяч рублей, в курильских районах — свыше четырех тысяч). Во-вторых, с 2015 года каждая сахалинская семья при рождении первенца получает 54 тысячи рублей, что гораздо выше среднего показателя по РФ. Ежемесячная финансовая поддержка многодетных семей предполагает выплату в 2,5 тысячи рублей на ребенка, а при рождении третьего и последующих детей равняется прожиточному минимуму и в настоящее время составляет порядка 15 тысяч рублей.

Кроме этого, многодетные семьи в Сахалинской области освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога в отношении участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство. Если же семья имеет пять и более детей, то ей полагается выплата в размере до одного миллиона рублей на приобретение транспортного средства.

Что делать?

Напомним, что ключевым условием для достижения естественного прироста населения в России является суммарный коэффициент рождаемости 2,05, то есть нынешний показатель должен увеличиться более чем в полтора раза. По мнению членов ОП РФ, работу над обеспечением демографического прорыва стоит начать с регионов Дальневосточного федерального округа, куда в том числе входит Сахалинская область, на опыт которой необходимо ориентироваться. Реализация нового пакета мер может быть проведена в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока, для этого потребуется порядка 72 миллиардов рублей дополнительных инвестиций.

Согласно документу, неотъемлемой частью нового пакета мер должны стать: отцовский капитал в размере действующего материнского капитала (порядка 450 тысяч рублей), который будет выплачиваться при рождении третьего и следующих детей; гарантированное поступление каждого ребенка из многодетной семьи в вуз на условиях целевого контракта; федеральная программа, в соответствии с которой при рождении третьего ребенка семье предоставляется ипотечный кредит под 0% годовых или жилое помещение на условиях субсидированного найма с погашением 50% его стоимости; дополнительное ежемесячное пособие в размере 2,5 тысячи рублей на каждого ребенка в многодетной семье.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Читайте также: