Расскажите о советских праздниках введенных в 1920 годы каково было их идейное значение кратко

Обновлено: 05.07.2024

ОТ РИМА ДО КАЗАНИ

— 1699 лет назад, 7 марта 321 года, римский император Константин Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. Древний Рим от нас далековат и по времени и по месту, но традиция отдыхать по воскресеньям жива и в современном Татарстане…

Кстати, хотя Международный женский день 8 марта не был тогда выходным, но праздничные мероприятия все же проводились. Вопросы возникали только тогда, когда этот день выпадал на воскресенье — день отдыха для русских и день рабочий для татар, как это случилось в 1925 году. В феврале 1925 года наркомат труда Татреспублики постановил, что те предприятия и учреждения, где выходной день пятница, должны освободить своих работниц на 2 часа раньше, чтобы и они смогли участвовать в праздничных мероприятиях. Специальными постановлениями наркомата труда и социального обеспечения Татарии от 21 февраля 1927 года и 29 февраля 1928 года все женщины 8 марта освобождались от работы на два часа раньше.

В ЦАРСКОЙ РОССИИ НЕ БЫЛО ЕДИНОГО ПРАЗДНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ

— Советские праздники — это целая система воздействия на массовое сознание…

А вот советские революционные праздники были одним из самых успешных культурных проектов партии большевиков, их действенным идеологическим оружием, инструментом коммунистической индоктринации населения огромной страны, бывшей империи.

С другой стороны, к праздничным постепенно стали относить мероприятия, бывшие частью повседневной жизни, как, например, сдача хлеба государству в ходе празднования Дня урожая и коллективизации 1931 года. Это свидетельствовало и об изменении отношений советских праздников и повседневной жизни. Если революционные празднества первых лет советской власти были некоей инверсией быта, то уже в следующее десятилетие они стали продолжением повседневности. Если празднества первого советского десятилетия должны были воспитывать революционеров-романтиков, живущих мечтой о мировой революции, то празднества первой советской пятилетки — советских обывателей-тружеников, ориентированных на упорное каждодневное социалистическое строительство.

Интересна городская праздничная культура, особенно культура столицы региона — губернского города, а затем столицы автономной республики — города Казани. Многонациональный, многоконфессиональный и мультикультурный Поволжский регион представляет немалый интерес для изучения, поскольку формировавшиеся здесь советские праздничные практики интегрировали целый ряд местных традиций и особенностей, отражали как общероссийские тенденции развития советской праздничной культуры, так и региональную специфику, подчас противоречившую этим тенденциям.

ЧАСТЬ ПРАЗДНИКОВ КОММУНИСТЫ ЗАИМСТВОВАЛИ У ЦЕРКВИ

Наряду с этим Сабантуй был и той частью празднества, которая приносила доход, — он использовался и для сбора средств на различные благотворительные нужды: в первые послереволюционные годы средства, собранные на сабантуях, шли на благотворительные нужды: для помощи семьям фронтовиков, погорельцам, беспризорным детям. Так, средства, собранные на Сабантуе 1919 года, пошли на покупку подарков татарским воинам-фронтовикам, а собранные на Сабантуе 1922 года — в фонд комиссии помощи голодающим (Помгол) ТатЦИКа и для голодающего студенчества Казани.

ПРАЗДНИКИ И МИФЫ

— Инициатива наших местных властей по осовечиванию и функциональному использованию народных праздников была в должной мере оценена высшими органами, ведавшими праздничной политикой. Так, в 1927 году в инструкции Главполитпросвета всем его местным органам по всему СССР настоятельно рекомендовалось использовать национальные праздники — Сабантуй у татар и башкир, весенние празднества у чувашей, музыкальные празднества финнов — в целях подготовки празднования 10-летия Октябрьской революции, объединяя их по возможности с празднованием юбилея революции.

Образы, символы, исторические мифы, представленные в раннесоветских празднествах, оказывали мощное эмоционально-психологическое воздействие на население российской провинции, в особенности на его значительное малограмотное большинство, на человека неписьменной массовой культуры, чрезвычайно восприимчивого к впечатлениям от массовых зрелищ.

Однако условием превращения рождавшихся в празднествах спорадических мифов в систему, причем в устойчивую систему советских мифов (мифологию), было пролонгирование их существования во времени, обеспечение механизма их передачи следующему поколению.

— Как изменялся со временем большевистский праздничный календарь?

Пасху начали справлять

поп, нэпач, лабазник.

Нам на Пасху начихать,

Первый Май — наш праздник!

— Процессы рецепции новой праздничности были весьма неоднозначны. С одной стороны, слом прежней, связанной с традиционным укладом и культурными традициями праздничности, вызывал недовольство значительной части жителей, выливавшееся в самые разные формы. С другой стороны, вызывает удивление та относительная быстрота, с которой советские праздники проникали в повседневную жизнь, вовлекали в свою орбиту горожан. Действительно, с точки зрения современного здравого смысла совершенным безумием кажутся бушевавшие повсюду в стране — в том числе и в Казанской губернии / Татарстане — в ходе наиболее драматических и трагических периодов истории праздники и празднества: будь то период революции и гражданской войны, или пик сталинских репрессий — 1930-е годы.

Советская праздничная культура, сформировавшись — вопреки замыслу ее творцов — как гибридная, оказалась весьма устойчива и в ситуации распада режима, ее создавшего. Она пережила его и долгое время служила (отчасти служит и теперь) маркером идентичности для людей, относивших себя к советской общности или относящих себя к ней и сейчас.

К середине 1920-х гг. было декретировано 9 революционных праздников и особых дней отдыха: 1 января — Новый год, 21 января — день траура (смерти В.И. Ленина), 22 января — день памяти революции 9 января 1905 г., 12 марта — день низвержения самодержавия, 18 марта — день Парижской коммуны, 1 мая — день Интернационала, 7 ноября — день пролетарской революции, 6 июля — день Конституции СССР, 8 марта — Международный день работниц. Количество революционных праздников постепенно увеличивалось, и к десятой годовщине Октября их число достигло 13. Иногда празднование памятных дат совмещали. Так, 5 июля 1925 г. происходило празднование Международного дня кооперации и третьей годовщины Конституции СССР.

В настоящее время актуальной проблемой современной историографии является исследование трансформации обыденного мировоззрения социумов. В статье анализируется роль традиций в культуре крестьян и их использование большевиками в создании новых идеологизированных образцов. Одним из методов закрепления новой идеологии были советские праздники. Их проведение приравнивалось к политическим кампаниям и требовало нового ритуала празднования. Они должны были бороться с религиозностью, народной праздничной культурой и внедрять революционное мировоззрение. Для достижения своих целей большевики использовали элементы обрядовых действий, принятых в церковных и народных праздниках, простые и эмоциональные формы, понятные простому народу. Их структура была однообразна. Она включала митинги, шествия, пение революционных песен, собрания, выступления лекторов, постановку спектаклей. Постепенно у основной массы населения было создано единое представление о революции и власти. Со временем праздничные мероприятия принимали все большую организованность и обязательный характер.


1. Гордон А.В. Хозяйствование на земле – основа крестьянского мировосприятия // Менталитет и аграрное развитие России (ХIХ–ХХ вв.). Материалы международной конференции. – М.: РОССПЭН, 1996. – С. 59.

3. Данилова Л.В. Природное и социальное в крестьянском хозяйстве // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1997 / под ред. В. Данилова, Т. Шанина. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 22–31.

5. Иникова С.А. Советские праздники в русской деревне // Российский этнограф. Этнологический альманах: Антропология. Культурология. Социология. – М.: Российская Академия наук, 1993. – С. 122–139.

6. Крестьянские истории: Российская деревня 1920-х годов в письмах и документах / Сост. С.С. Крюкова. – М.: РОССПЭН, 2001.– 232 с.

7. Лебедева Л.В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы: традиции и перемены. – М.: РОССПЭН, 2009. – С. 108.

12. Шаповалов С.Н. Особенности организации и проведения первого советского государственного праздника в 1918 г. // Общество: политика, экономика, право. – 2001. – № 2. – С. 31–32.

В Российской империи все праздники, кроме Нового года, были религиозными и связанными с православным календарем. В сельской местности праздничный календарь имел свои особенности. Он базировался на традиционной празднично-обрядовой культуре, имеющей региональный оттенок. Специфическим явлением деревни было так называемое бытовое крестьянское православие. Народное христианство включало в себя систему мировоззрения, которое сочетало в себе христианские канонические традиции и элементы язычества – поклонение силам природы и культам предков. Они отвечали практическим и духовным потребностям земледельца [3]. В деревне христианские даты и праздники были привязаны к сельскохозяйственному календарю, который сложился в результате длительных наблюдений за природными явлениями. Обрядность освящала весь цикл сельскохозяйственных работ [1]. От язычества было унаследовано распределение между святыми заботы о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. В своих обрядах крестьяне обращались за помощью к силам природы – солнцу, воде и т.д. и благодарили их о сделанном. Со временем эти аграрно-магические действия утрачивали свою первоначальную функцию. Постепенно шел процесс их отмирания, и уже в ХIХ веке они воспринимались в значительной части как простое развлечение и забава. В начале ХХ в. сохранялись отдельные действа [7].

Наряду с календарно-земледельческими обрядами в деревне существовали семейно-бытовые обряды, связанные с биолого-социальным развитием человека.

Идеологическая практика государства свидетельствует, насколько важное значение придавали большевики борьбе с религией и утверждению советских торжеств. Отражением введения новой системы ценностей было установление в качестве праздничных дней значимых для страны событий. Праздничный календарь начал формироваться практически сразу после установления советской власти. К числу наиболее значимых были отнесены даты революционных событий. От старого праздничного календаря сохранялся Новый год. Вводились: день 9 января 1905 г., празднующийся 22 января, низвержение самодержавия – 12 марта, дни Парижской Коммуны – 18 марта, Интернационала – 1 мая и Пролетарской Революции – 7 ноября [4]. Постепенно количество советских праздников увеличивалось.

Их главной целью было разрушить у населения религиозные традиции и создать новые. Для закрепления праздников было необходимо привить к ним интерес, сделать их коллективными, чтобы их ценности разделялись населением. Проведение советских праздников рассматривалось как одна из форм идеологической борьбы и приравнивалось к политическим кампаниям. Их проведение требовало нового ритуала празднования. Они тщательно готовились. Основная линия излагалась в инструкциях ЦК РКП(б). Планы празднований разрабатывались агитационным отделом ЦК ВКП (б). Сценарии и методика проведения праздников разрабатывались Наркомпросом. В связи с усилением работы в деревне с 1924 г. их подготовкой в сельской местности стал заниматься отдел по работе в деревне при Главполитпросвете. Они выпускали специальные пособия, рекомендации по проведению советских праздников. На места рассылались директивные и циркулярные письма, обязательные для исполнения. Самостоятельная трактовка их организации не приветствовалась [5, с. 124].

В первое десятилетие введения советских праздников семейно-бытовая часть их отсутствовала. Они позиционировались как общественные мероприятия. Кроме этого, власти в этот период боролись с самогоноварением и активно пропагандировали безалкогольные торжества. В связи с этим домашние застолья не приветствовались, да и крестьяне не воспринимали эти даты как праздничные [8].

На торжественных собраниях выступали докладчики. Они назначались из активистов или приглашались из района. Их выступления должны были восполнить отсутствие знаний в деревне и чаще всего напоминали политинформацию. В зависимости от праздника они рассказывали о внутреннем и международном положении, о значении памятных дат, достижениях сельского хозяйства, положении женщин и т.п. [6, с. 184].

К празднествам приурочивали торжественные церемонии по открытию библиотек, изб-читален, яслей, школ, памятников [12].

Большевиками создавались новые символы, которые базировались на традиционных обозначениях праздника. Красный цвет издревле присутствовал в праздничной одежде крестьян, обозначал красоту и возрождение новой жизни. Теперь он пропагандировался как символ революции, пролитую кровь в борьбе за новую жизнь. Красный колор создавал настроение воли к победе, нетерпимости к врагам, разрушению старого строя и одновременно придавал торжественность проводимому мероприятию. Праздничными атрибутами были красные знамена, скатерти, расстилавшиеся на столе президиума. Крестьянки прикрепляли на груди красные банты, некоторые повязывали красные платки [6, с. 175].

Традиционно в российской деревне использовались помочи – совместный добровольный труд крестьян. Он использовался при выполнении работ, необходимых как для всего общества, например строительство мельниц, школ, церквей, ремонт дорог, так и для отдельных домохозяев, когда им односельчане оказывали помощь. Такие работы всегда заканчивались угощением. Коллективный труд стал привноситься в некоторые советские праздники. В рамках сценария участники должны были проводить совместную уборку улиц и другие работы по благоустройству своего населенного пункта [5, с. 133].

Большевиками был заимствован обряд поминовения усопших. 7 ноября проводились гражданские панихиды – ритуал поминания павших за революцию у их могил, пение похоронного марша во время митингов [5, с. 133].

Рецензенты:

Схемы для филейных топов, но пригодятся и для жаккарда. .

Вяжем крючком 5 эффектных кардиганов и модное пальто! Я к вам сегодня с очень .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Гуляй, рванина!

А вы знаете, какие нерабочие праздничные дни официально отмечались в СССР, например, в 1929 году?


Лично я был удивлен!


Да. так вот и чередовались: Духов день - Конституция - Преображение - Революция ..

Из восемнадцати праздничных нерабочих дней в 1929 году лишь восемь относились к новым революционным, а из оставшихся десяти девять (за вычетом нейтрального Нового года ) были религиозными православными. Тут, кстати, следует заметить, что Пасха , Троица и День конституции (о нем подробнее чуть позже) и так приходились всегда на воскресенье, так что фактически нерабочих дней оставалось пятнадцать.

Но, если приглядеться, можно заметить и еще кое-какие особенности..

Например, некоторые религиозные праздники отмечались по григорианскому уже календарю, другие же - по юлианскому. Т.е. по новому календарю отмечались праздники неподвижные (всегда приходящиеся на одно и то же число месяца - Преображение , Рождество ), тогда как Пасха и остальные связанные с ней праздники переходящие или подвижные (тут это Вознесение , Троица , Духов день ) продолжали исчисляться и, соответственно, справляться по-старому.
К тому же, странно как-то было видеть День конституции в июле, тогда как принята она была, вроде бы, в январе 1924 года.

Когда же стал сравнивать с календарями за предыдущие годы (из адресно-справочных книг "Вся Москва" за соответствующий год) - вопросов и еще прибавилось.


Так в 1925 году всех праздников было вроде бы тоже восемнадцать, но наборчик их был несколько иным:


Поскольку Первомай и 7 ноября отмечались тогда по одному еще только нерабочему дню, то всех "революционных праздников" набралось в 1925 году лишь семь (это даже при включении в их число Нового года . ). "Особых же дней отдыха" (иными словами, основных праздников православного календаря) значилось аж одиннадцать. Но даже при таком их количественном преобладании отсутствовал почему-то День Святой Троицы , отмеченный в календаре на 1929 год, но зато "богаче" этот табель был на Крещение , Благовещение и Успение ..
Правда, как видим, МГСПС (Московский городской совет профессиональных союзов) такое положение дел не стерпел и конкретно в Московской губернии Крещение с Благовещением было заменено "второмаем" и "восьмоноябрем"!:)..


В следующем же 1926 году Крещение с Благовещением и вовсе были проигнорированы безо всяческой "революционной" компенсации:


К тому же, из трехдневного празднования Пасхи была "изъята" Страстная суббота , так как она приходилась в том году на Первое мая , и осталось всех праздников в 1926 году пятнадцать. А с учетом постоянной "воскресенности" Пасхи и Конституции , да попаданий, как на грех, на воскресные дни 7 ноября и 26 декабря , был этот год совсем малопраздничным - всего одиннадцать дополнительных выходных дней.
Это еще хорошо, что "вместо" Троицы все еще праздновалось Успение , а то бы все свелось и вовсе к десяти гуляльным дням..


В 1927 году вдруг вновь вспомнили про Благовещение :


. но забыли про День конституции . ) Всех праздников стало шестнадцать, реальных же дополнительных выходных было в 1927 году тринадцать.


В 1928 году значилось всего пятнадцать праздничных дней и дней отдыха (но одиннадцать реальных выходных):

Читайте также: