Северная фиваида это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Преподобный Сергий вошел в историю Русской Церкви, окруженный сонмом своих святых учеников. Одни из них остались местно чтимыми в созданной им Лавре, другие достигли общерусского почитания. Из лаврских святых только Никон, преемник Сергия во игуменстве, встает перед нами в отчетливом облике под пером Пахомия: в Сергиевом ученике любовь к безмолвию борется с обязанностями социального служения. Он то слагает с себя на годы тяжелый игуменский сан, то является образцовым хозяином, строителем монастыря после пожара Едигеева разорения (1408). Он же полагает начало крупному вотчинному хозяйству монастыря, принимая те дарственные села, которых при жизни своей не хотел иметь нестяжатель Сергий. До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы. Правда, уже в следующем поколении богатый, осыпанный милостями московских государей, столь близко связанный с великокняжеской столицей монастырь перестает давать и святых, и новые монашеские колонии. Но многие из основанных им обителей сами делаются центрами лучеиспускания, духовными митрополиями. Через них живая преемственность св. Сергия сохраняется в русской святости по крайней мере до конца XV столетия.

По двум направлениям бежит этот духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье. Значение этих двух направлений не только географическое: с ними связано, как увидим впоследствии, раздвоение двух основных путей русской духовной жизни.

Оставляя пока в стороне московское монашество и московский тип святости, заметно возобладавший с конца XV века, назовем северных пустынножителей из числа учеников преподобного Сергия. Св. Мефодий Пешношский основывает свою обитель на западе от Лавры, в Дмитровском уезде: Авраамий Чухломский и Иаков Железноборовский – в области Галича Костромского; Сильвестр и Павел Обнорские спасались на речке Обноре, притоке Костромы, в глуши лесов, покрывающих границы Вологодского и Костромского края. Среди собеседников преподобного Сергия знаменитейшими северными подвижниками явились св. Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дмитрий Прилуцкий (близ Вологды), Стефан Махрищский (в тридцати верстах от Троицы-Сергия), который был основателем и второго, Авнежского, монастыря в Вологодском уезде. Для большинства монастырей, связанных так или иначе с преподобным Сергием, характерно их посвясщение имени Пресвятой Троицы.

Преподобный Кирилл († 1427) был величайшим из подражателей Сергия, и мы имеем содержательное его житие, составленное Пахомием Сербином по свежим воспоминаниям, собранным в Кирилловом монастыре. Ввиду исключительного почитания, которым пользовался в Древней Руси белозерский игумен, почти забытый в настоящее время, напомним здесь основные черты его жития.

Природный москвич, Кузьма (его мирское имя) в молодости служил в доме у родственника своего, боярина Тимофея Вельяминова, в качестве казначея. Такова была древняя тяжесть власти боярина над домочадцами, что, несмотря на влечение к монашеской жизни, Кузьма не мог найти игумена, кто бы решился постричь его. Только Стефан Махрищский, друг преподобного Сергия, в одну из своих побывок в Москве облек его в рясу и принял на себя вспышку хозяйского гнева. В конце концов боярин уступил, и Кузьма окончательно постригся, под именем Кирилла, в Симоновом монастыре, незадолго до того основанном преподобным Сергием: здесь и игуменствовал Феодор, племянник Сергиев.

Начинаются иноческие труды: пост, молитва, труды на хлебне и на поварне. Бесы пугают, но не выдерживают имени Иисусова. Крайности аскезы умеряются послушанием. Это первое из сохранившихся русских житий, где подчеркивается значение послушания. Новоначальный Кирилл поручен старцу, который запрещает поститься сверх сил; заставляет вкушать пищу не через два-три дня, как хотел Кирилл, а вместе с братией, лишь не до сытости. Тем не менее Кирилл находит возможность изнурить себя: после ночной молитвы он едва не падает от голода.

Кроме послушливости, Кирилл еще обладает особым даром умиления. Он не может даже хлеба вкушать без слез. Встосковавшись по безмолвию, ради того же умиления, он, по милости Пречистой, переведен с поварни в келью писать книгу. Но замечательно, что новый труд не принес ему того умиления, которого он ожидал, и он вернулся к своей печи.

Одинокие труды преподобного Кирилла протекали не без опасностей: раз его сонного чуть не задавило упавшее дерево. Расчищая бор для огорода и запалив хворост, он устроил лесной пожар, от которого едва спасся. Когда к нему уже стали стекаться ученики: двое окрестных мужиков да три монаха из Симонова – один боярин подсылал разбойников ограбить скит, предполагая, что бывший архимандрит Симоновский принес с собой большие деньги. Еще раньше пытался поджечь келью сосед-крестьянин. В житиях XV и XVI веков постоянно встречаемся с нападениями на отшельников со стороны местных землевладельцев – крестьян и бояр. Обыкновенно мотивом является страх поселенцев лишиться земли, которая по княжескому указу может быть передана в дар монастырю. Такие опасения были небезосновательны.

О внутренней, духовной жизни святого мы знаем чрезвычайно мало. Нет данных, позволяющих считать его мистиком. Можно отметить лишь усердное почитание Богоматери и дар постоянных слез как две личные черты кирилловой религиозности.

Завет нестяжательности был нарушен в монастыре св. Кирилла тотчас же по смерти его основателя. Кириллов вскоре сделался богатейшим вотчинником северной Руси, соперничая в этом отношении с Сергиевым. Но общежитие и строгая уставная жизнь сохранились в нем до середины XVI века, когда религиозная жизнь подмосковной обители была давно уже в упадке. Вот почему Кириллов монастырь, а не Сергиев, явился в XV и XVI веках центром излучения живой святости, параллельно с основанием монашеских колоний.

Мы видели, что друг и сподвижник Кирилла св. Ферапонт основал свой монастырь в пятнадцати верстах от него. Вторым настоятелем здесь был св. Мартиниан, любимый ученик и келейник св. Кирилла, долгое время игуменствовавший и у Троице-Сергия. Ферапонтов монастырь со своей иконной росписью мастера Дионисия является драгоценнейшим музеем русского искусства. Стены и башни этого монастыря, равно как и Кириллова, разросшегося со своим посадом в целый город, представляют один из лучших архитектурных ансамблей Древней Руси. В XV столетии это была святая земля пустынножителей. Вокруг больших обителей строились скиты и хижины отшельников, учившихся безмолвию и хранивших нестяжание как один из главных заветов преподобного Кирилла.

Вторым центром заволжского подвижничества была южная округа Вологодского уезда, обширный и глухой Комельский лес, переходящий в пределы костромские и давший свое имя многим святым (Корнилию, Арсению и др.). Лесные речки Обнора и Нурома дали приют Павлу Обнорскому и Сергию Нуромскому, ученикам преподобного Сергия. Павел Обнорский, великий любитель безмолвия, именовавший безмолвие матерью всех добродетелей, являет образец совершенного отшельника, редкого на Руси. Он целые годы жил в дупле дуба, и Сергий Нуромский, его сосед и тоже большой пустыннолюбец, нашел его здесь в обществе медведя и других зверей кормящим птиц, которые сидели на его голове и плечах: этот один образ оправдывает имя Фиваиды, данное старым русским агиографом (А. Н. Муравьевым) северному русскому подвижничеству.

В середине XV века Кирилловский игумен Кассиан, из учеников самого преподобного Кирилла, сделался настоятелем Спасо-Кубенского монастыря, соединяя здесь традицию св. Кирилла с традицией Афонской горы. Его учеником был юный князь заозерский Андрей, постригшийся под именем Иоасафа и скончавшийся уже через пять лет – великий молитвенник, мистик и нестяжатель.

Возвращаясь к духовным колониям Кириллова монастыря, упомянем о западном и северном направлениях его излучений. Здесь он влияет на новгородское подвижничество, непрерывными нитями связанное с домонгольской древностью. Из Кириллова вышли св. Александр Ошевенский († 1479), основатель обители в Каргопольском крае, и св. Савватий, один из создателей Соловецкого монастыря.

При изучении духовного содержания северного подвижничества мы встречаемся с двумя затруднениями: во-первых, почти все жития северных святых остаются неизданными; во-вторых, они невыгодно отличаются от московской группы скудостью содержания и чрезмерной общностью характеристик. Однако благодаря исследованиям профессора А. Кадлубовского, мы можем бросить взгляд в недоступные нам рукописи, со страниц которых встают образы великих святых, некогда благоговейно чтимых всей русской землей, ныне почти забытых.

Впрочем, эти столкновения с миром, как и всякий выход в мир, редки и исключительны. Северный подвижник жаждет прежде всего безмолвия.


Се́верная Фиваи́да — поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск, появившееся как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников.

Исторически Фиваида (греч. Θηβαΐδα ) — область Верхнего Египта, термин происходит от греческого названия его столицы Фив.

Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я себе летний приют, под гостеприимным кровом радушного владельца, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях Скитской и Палестинской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие. [3] [4]

Церковный историк и исследователь древнерусской духовной культуры И. М. Концевич связывает распространение монашества на Русском Севере в конце XIV — начале XVI века с философией исихазма:

Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати [6] .

Иногда Северной Фиваидой в более узком смысле называют обширные окрестности Кирилло-Белозерского монастыря. [7]

Термин Северная Фиваида используется как бренд, аналогично понятию Русский Север, в названиях туристических [8] и паломнических маршрутов [9] , а также является названием ювелирной фирмы. [10]

Северная Фиваида, Рауталахти, Карелия

Северная Фиваида

Север издревле манил верующих. Туда уходили в поисках уединения монахи, бежали от преследований сторонники старой веры. Возникло целое ожерелье монастырей, церквей, часовен, скитов. Одни, как, например, Соловки, Валаам, Коневец, привлекают десятки тысяч паломников и туристов. Другие же мало кому известны и добраться до них порой весьма проблематично.

Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я себе летний приют, под гостеприимным кровом радушного владельца, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях Скитской и Палестинской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие.

— А.Н.Муравьев, русский писатель и путешественник XIX века

— И.М.Концевич, российский церковный историк, публицист, конец XIX-XX век

Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского

Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия Радонежского

  1. Храм прпп. Сергия и Германа, напоминающий о Валаамском монастыре;
  2. Часовня во имя прп. Сергия Радонежского († 1391), напоминающая о Троице-Сергиевом монастыре;
  3. Часовня во имя прп. Кирилла Белозерского († 1427), напоминающая о Кирилло-Белозерском монастыре;
  4. Часовня во имя прпп. Зосимы († 1477), Савватия († 1435) и Германа († 1483) Соловецких, напоминающая о Соловецком монастыре;
  5. Часовня во имя прп. Павла Обнорского († 1429), напоминающая об Павло-Обнорском монастыре;
  6. Часовня во имя прп. Александра Ошевенского († 1479), напоминающая об Александро-Ошевенском монастыре;
  7. Часовня во имя прп. Нила Сорского († 1508), напоминающая о Нилово-Сорской пустыни;
  8. Часовня во имя прп. Александра Свирского († 1533), напоминающая о Александро-Свирском монастыре;
  9. Часовня во имя прп. Трифона Печенгского († 1583), напоминающая о Трифоно-Печенгском монастыре.

Сейчас уже возведено четыре из них.

— Алексей Лаушкин, кандидат исторических наук

Слева на пригорке находится часовня преподобного Александра Свирского. Она была построена в 2011 году и является копией ныне утраченной часовни из Медвежьегорского района Республики Карелия. Архитектура часовни простая и выразительная. В плане она представляет собой клеть, крытую двухскатной крышей с маленькой главкой. Её украшает открытая паперть на резных столбах. Подобные часовни в прошлом часто ставили около дорог, чтобы путники могли помолиться в пути. Она единственная закрыта на ключ.

Часовня преподобного Александра Свирского Часовня преподобного Александра Свирского. Резьба полотенца и причелин

Тропа проходит через удивительно живописный лес. Под густым мхом в зарослях подлеска прячутся огромные валуны. Кажется, что сейчас отсюда выйдет волк или медведь, который заговорит с тобой человечьим языком.

Карельский лес Лестница

Тропа приводит к храму преподобных Сергия и Германа Валаамских. Эта церковь была построена в 2009 году и представляет собой точную копию церкви Воскрешения праведного Лазаря из Муромского монастыря, расположенного на юго-восточном побережье Онежского озера.

Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских, Северная Фиваида, Рауталахти, Карелия

Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских

Церковь Лазаря Муромского из Муромского монастыря, Карелия, Северная Фиваида, Рауталахти

Церковь Лазаря Муромского из Муромского монастыря, фотография Ларса Петтерссона

В храме преподобных Сергия и Германа Валаамских проводятся богослужения.

Трапезная храма преподобных Сергия и Германа Валаамских Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских

Неподалеку от церкви виднеется часовня преподобного Сергия Радонежского — копия Преображенской часовни из села Глебово Мошенского района Новгородской области.

Часовня преподобного Сергия Радонежского, Северная Фиваида, Рауталахти, Карелия

Часовня преподобного Сергия Радонежского

Преображенская часовня из деревни Глебово

Преображенская часовня из деревни Глебово

Часовня преподобного Сергия Радонежского была построена в 2012-2013 годах по проекту архитектора-реставратора В.А.Попова.

Часовня преподобного Сергия Радонежского, гульбище Внутреннее убранство часовни преподобного Сергия Радонежского Часовня преподобного Сергия Радонежского Икона преподобного Сергия Радонежского Часовня преподобного Сергия Радонежского

Теперь наш путь лежит вниз, к Ладожскому озеру.

Северный лес, Карелия

Северный лес

Здесь, почти у самого берега Ладоги, расположена часовня преподобного Арсения Коневского. Она была построена в 2015-2016 годах и является копией утраченной часовни святого Василия Великого конца XVIII — начала XIX века из заонежской деревни Горы.

Часовня Преподобного Арсения Коневского, Северная Фиваида, Рауталахти, Карелия

Часовня преподобного Арсения Коневского

Часовня Василия Великого представляла собой простую, четырехугольную в плане клеть, крытую двухскатной кровлей и украшенную высоким резным крыльцом.

Часовня святого Василия Великого в деревне Горы, фотография Ларса Петтерссона Крыльцо часовни

Внутри часовни находится деревянный крест и четыре иконы: Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы Коневской, Праздника Рождества Богородицы (которому посвящен Коневский монастырь) и преподобного Арсения Коневского.

Часовня преподобного Арсения Коневского, Северная Фиваида, Рауталахти, Карелия

Внутреннее убранство часовни преподобного Арсения Коневского

Икона Богородицы Коневской является списком с иконы, которой афонский игумен благословил преподобного Арсения, когда тот возвращался со Святой Горы на Русь. Образ Коневской Богоматери отличает от других птенец голубя, сидящий на руке Младенца. В настоящее время чудотворная Коневская икона хранится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Иконы Богородицы Коневской и Спаса Вседержителя В часовне преподобного Арсения Коневского

Залив Ораванселькя (Беличий плёс) Ладожское озеро Иван-чай

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Северная Фиваида — это территория Белозерского края на северо-востоке бывшей Новгородской губернии, местность, где находится большое число монастырей. Религиозный писатель Андрей Муравьев назвал этот край Северной Фиваидой по аналогии с египетской пустыней — Южной Фиваидой, где селились основатели раннехристианского отшельничества.

Для справки: Под Южной Фиваидой подразумевают монастыри, расположенные в двух египетских пустынях — Фиванской и Нитрийской, где зародилось монашество в III–IV веках.

История Северной Фиваиды

История Северной Фиваиды началась в конце XIV века, когда Московские монахи Кирилл и Ферапонт основали в глухом лесистом лесу Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие центрами жизни и очагами христианской культуры Белозерья и Русского севера.

Вологодская земля, уникальная культура Русского Севера и, конечно, ее монастыри стали сердцем Северной Фиваиды.

Кроме самых известных обителей — Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, здесь были основаны Горицкий монастырь и Нилова пустынь, Новоезерский монастырь и другие обители.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь — это действующий женский православный монастырь, расположен на реке Шексне, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Обитель была местом заточения знатных русских женщин. Так, в 1575 году сюда была отправлена под именем Дарья четвертая жена Ивана Грозного Анна Котловская, а в 1606 году здесь была заточена и пострижена под именем Ольга Ксения Годунова, дочь царя Бориса.

Нилова пустынь

Нилова пустынь расположена на речке Соре, здесь преподобный Нил вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным в конце XV века основали скит. В основе его устройства был положен принцип скитского жития Египта, Афона и Палестины.

Для справки: Schiet — так называлась пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. В Египетском скиту были самые тяжелые условия жизни и там могли находиться только те мужи, которые уже преуспели в духовной жизни.

Все, кто хотел прийти в скит преподобного Нила Сорского, должны были быть готовыми к суровым условиям жизни, знать Писания и следовать всем заповедям Божьим. В скит принимались только грамотные монахи, прошедшие искус в общежительных монастырях.

Новоезерский монастырь

Новоезерский монастырь расположен на маленьком острове Красном (Огненном) на озере Новый вблизи города Белозерска, в Белозерском районе Вологодской области. Обитель была основана в 1517 году преподобным Кириллом Белым.

Монастырь имел высокие каменные стены на гранитном фундаменте и сваях, мощные угловые и надвратные башни, что делало его неприступным сооружением.

В Новоезерской обители было три храма: Главный собор в честь Воскресения Христова, церковь в честь Смоленской иконы Богоматери, а также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. Рядом с обителью на Кобылиной горе находилась Тихвинская церковь.

Туристические теплоходы, следующие по Волго-Балту, как правило, останавливаются на зеленой стоянке Горицы. От пристани экскурсионные автобусы доставляют туристов в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, где можно увидеть древние крепостные стены и храмы с уникальными росписями.

Самые ценные старинные иконы, предметы и Писания, находившиеся до 1917 года в храмах, теперь хранятся в местных и столичных музеях и библиотеках.

Северная Фиваида всегда отличалась от других российских районов не только обилием монастырей, здесь Вы почувствуете удивительный патриархальный покой, гармонию и умиротворение.



Египет является родиной монашества, именно отсюда оно распространилось по другим частям света, включая Грецию (Афон) и Византию, откуда пришло на Русь. Под Южной Фиваидой подразумевают монастыри, расположенные в двух египетских пустынях – Фиванской и Нитрийской, где зародилось монашество в III–IV вв.

Фиванская пустыня (Восточная пустыня) – два монастыря:

  1. Монастырь Антония Великого (Deir el Qiddis Antun)
  2. Монастырь Павла Фивейского (Deir el Qiddis Bulus)

Нитрийская пустынь, по-арабски Вади Натрун (Wadi Natrun) – небольшой оазис посреди пустыни на полпути из Каира в Александрию. Здесь расположены 4 самых знаменитых монастыря коптов (египетских христиан) IV века:

  1. Монастырь сирийцев (Дейр Эс Сурин, Deir es-Suryan)
  2. Монастырь Святого Псоя (Анба Бешой, Deir Amba Bshoi)
  3. Монастырь Макария Египетского (Дейр Абу Макар, Deir Abu Makar)
  4. Монастырь римлян (Аль Баромос, Deir al-Baramus)


Первые христиане-отшельники (анахореты) появились в Египте в IV веке. Основными районами, где развивалось монашество были:

• В Нижнем (Северном) Египте – Нитрийская пустыня (гора), а также рядом находящиеся пустыни Келлиа и Скит.

• В Среднем Египте – Тавенский остров на реке Нил.

• В Верхнем (Южном) Египте – Фиваида, получившая название от города Фивы (~ современные Луксор).

В Египте сложились те три формы монашества (иночества), которые сохранились и по сей день:

  1. Общежительное монашество (киновия), иноки живут в монастыре под началом игумена, подчиняясь единым правилам (уставу), исполняя различные послушания.
  2. Отшельничество (анахоретство), анахореты спасаются в одиночестве.
  3. Скитничество, обычно характеризуется как средняя форма подвижничества между вышеуказанными общежитием и уединенным отшельничеством.

Быстро развиваясь в Египте, монашество отсюда распространялось по всей Римской империи (частью которой он уже был к тому времени) и за ее пределами.

Развитие египетского монашества в лицах, в хронологическом порядке:

• Павел Фивейский (228 – 341) и Антоний Великий (ок. 250 – 356) положили начало монашеской жизни в Фиваиде.

• Пахомий Великий (ок. 295 – 348) основал монастыри в Верхнем Египте (Тавенский остров Нила и Фиваида), дает им определенный устав (он лег в основу всех будущих монашеских уставов).

• Аммоний (? – ок. 350) считается основателем монашества в Нитрийской и Келлийской пустынях.

• Макарий Египетский (ок. 301 – ок. 390) основал монашескую жизнь в пустыне Скит.

В VI веке Египет захватывают арабы – мусульмане и вследствие гонений с их стороны, центр монашества перемещается сначала в Византию (Константинополь), а немного позже – на Афон (Греция), выходец которого Антоний Печерский стал отцом русского монашества, основав в Киеве в XI веке знаменитый Киево-Печерский монастырь общежительного типа (ныне – Лавра).

Карта расположения египетских монастырей




Вид с горы, где располагалась
пещера Антония Великого.
Монастырь Антония Великого в
Фиванской пустыне, у горы, где
располагалась пещера
этого отшельника

2. Северная Фиваида (Вологодчина)

Под Северной Фиваидой подразумевается Вологодская область, самыми известными сохранившимися монастырями которой являются:

  1. Спасо-Прилуцкий (Вологда).
  2. Спас Каменный (70 км от Вологды на север).
  3. Кирилло-Белозерский (130 км от Вологды на север).
  4. Феропонтов (150 км от Вологды на север).
  5. Горицкий (150 км от Вологды на север).
  6. Нило-Сорский (150 км от Вологды на север).
  7. Обнорский (40 км от Вологды на юг).

Русское монашество достигло пика в XIV веке в суровых лесах Вологодской области, которую стали называть Северная Фиваида в память о Египетской Южной Фиваиде, где зародилось монашество как духовное движение. Вологодская область дала России больше всего христианских святых и подвижников аскетизма.

Вологодский край, известный своими знаменитыми монастырями и подвижниками был излюбленным местом богомолья русских царей, особенной Ивана Грозного, который собирался стать монахом Кирилло-Белозерского монастыря.

3. Макарий Великий и Нил Сорский

Макарий Великий
Фреска церкви Спаса
на Ильине
г. Великий Новгород,
XIV век, Феофан Грек

Церковь Спаса на Ильине
с фресками Феофана Грека,
включая фреску слева
г. Великий Новгород, XIV век

Макарий Великий (Египетский) был один из отцов Египетской пустыни IV века, называемых еще святыми отцами, проведший в ней 60 лет, за святость и мудрость названный Великим.

Макарий родился в Египте в 301 году в районе Фив (современный Луксор). По настоянию родителей женился, но ранняя смерть жены обратила его мысли к Богу. После смерти родителей, раздал оставшееся имение на их поминовение, а сам, найдя недалеко от селения старца-инока, пошел под его духовное руководство. Позднее Макарий переселился на Нитрийскую гору к отцу монашества Антонию Великому (251 – 356 гг.) и стал его учеником. Проведя с ним годы, Макарий, по его благословению удалился в пустыню Скит, где в еще более строгом уединении со своими учениками, стал основателем отшельничества, просияв здесь великими подвигами.

В то время Скит была дикая, песчаная пустыня, где изредка лишь встречались ключи с едва подходящей для питья водой. Сюда не было и проложенной дороги (как сейчас), поэтому, монахи шли по звездам.

В богословии Макарий разрабатывал, главным образом, учение о благодати Божьей, спасающей человека – это основной предмет его наставлений, а высшее благо и цель человека – соединение души с Богом. Макарий Великий – автор 50 бесед и 7 подвижнических слов, где показывает необходимость благодати Божьей, указывает на средства к ее приобретению, изображает ее действия и утверждает, что цель христианина – соединение с Богом через Любовь.

Произвольную нищету и нестяжательство Макарий почитал для инока выше всего. Два раза Макарий заставал в своей кельи воров, и не только не задерживал их, но и сам, как бы посторонний, помогал им выносить вещи из своей кельи.

Согласно Житию, незадолго до кончины (ок. 390 г.) Макарию во сне явился основоположник отшельнической жизни Антоний Великий и основатель общежительного монашества Пахомий Великий, сообщившие весть о переходе его в небесную обитель на 9-й день после их явления.


Идеи египетского отшельничества, а еще точнее – скитничества, созданные в Египте в IV веке Макарием Великим, на Руси развил в XV веке Нил Сорский – глава русского нестяжательства, поборник аскетизма и родоначальник русского скитничества. Нил Сорский был пострижеником знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, а затем странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с исихазмом имевшим некоторое сходство с методами йоги (наклонная сидячая поза, регулировка дыхания и движения крови, последовательное недоверие к самопроизвольным "помыслам", практика так называемой молитвы Иисусовой, предполагающая сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, и т. п.). Это учение было создано египетскими и синайскими аскетами IV-VII вв. (Макарий Египетский, Иоанн Лествичник и др.).

В своих сочинениях Нил Сорский требовал сосредоточения верующего на своём внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с Богом. От монахов он требовал участия в производительном труде, выступал за реформу монашества на началах скитской жизни.


Нило-Сорская пустынь начало ХХ века

Нил Сорский основал в середине XV века, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, пустынь на реке Сора, в которой впервые за всю историю Руси ввел скитский устав, по аналогии с монастырями в египетской пустыни Скит IV века. Природные условия того места, которое выбрал Нил Сорский для своей пустыни в Вологодской области, по своей тяжести вполне соответствовали Египетской пустыне Скит.

Иван Грозный – единственный из русских правителей, кто был в Нило-Сорской обители на богомолье и даже хотел построить в ней каменную церковь, но Нил Сорский явился к нему во сне и запретил это делать, оставаясь нестяжателем даже после смерти.

4. Пустыня Скит


Монастырь Макария Великого
в бывшей пустыне Скит
(сегодня более известной как
Вади-Натрун или Нитрийская).

В Скитской пустыне поселялись самые строгие отшельники. Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV в., пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров. Место с аналогичными условиями выбрал в XIV веке Нил Сорский для своего скита в Вологодской области.

Пустыня Скит (Scete) расположена в 90 км на северо-запад от Каира (в сторону Александрии) и является одной из основных христианских достопримечательностей Египта. Начало монашества в этой местности возводят к Макарию Великому, с которым христианство пришло в Скитскую пустыню, где в середине IV века впервые появилась новая, созданная Макарием Великим, форма монашеской жизни – скитская (житие двух-трех братий в одной ограде).

Вокруг Макария Египетского в Скитской пустыне сформировалась первая монашеская многонациональная община (египтяне, греки, эфиопы, армяне, нубийцы, палестинцы, итальянцы, галлы и др.). Макарий Египетский и его ученики из разных стран вели суровый образ жизни. О жизни и подвигах скитских старцев повествует Скитский патерик. К концу IV века в Скиту было уже четыре монастыря (т. е. четыре центра, где имелась церковь).

После вторжения арабов в VII веке, монахам было разрешено продолжать свои религиозные обряды и эта территория стала официальной резиденцией Коптского патриарха. Даже сейчас патриарха избирают из монахов этой пустыни. Коптский монах должен ждать 10 лет, чтобы стать отшельником. После этого он испрашивает разрешения на пещеру в этом районе или роет ее сам. Копты сохранили и несут эту традицию через века.

Население Скитской пустыни было истреблено двумя волнами чумы, пронесшейся через Ближний Восток и Европу в XIV веке, и больше не восстановилось, в это же время на Руси начинался небывалый духовный подъем, ученики Сергия Радонежского и подвижники православия основывали в глухих лесах десятки монастырей, позднее ставшие центрами просвещения по всей стране.

Читайте также: