Связь педагогики с экологией кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 6. Связь педагогики с другими науками.

Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь педагогики с другими науками. Педагогическая сфера человеческих познаний в этой области, несомненно, испытывает возможную зависимость, воздействие и влияние других наук о человеке. Эффективные научные исследования, достижения педагогов-новаторов, ученых в разработке педагогических технологий, скорее всего, возможны в том случае, когда существуют межпредметные связи, межнаучный системный подход к предмету изучения.

Таким образом, наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи.

Отсутствие контактов, ограничения, изоляция педагогики от других наук могут стать серьезным основанием для получения неэффективных научных работ, неубедительных разработок и т. д.

В том числе и педагогика профессионального образования не остается в стороне от разностороннего влияния. Она использует, применяя и приспосабливая к особенностям своего предмета изучения, различные идеи других наук. Все это помогает основательнее и осмысленнее подходить к вопросам профессионального воспитания и дает возможность глубже проникать в суть теоретических основ науки. В то же время новаторские идеи других наук могут послужить фундаментальной основой для изучения, исследования и разработки определенных профессионально-педагогических задач.

Одним из основных источников развития педагогической науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:

1) необходимости и случайности;

2) общего, единичного и особенного;

3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;

4) закона развития и его движущих сил;

5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.

Диалектические принципы и познавательные категории также оказывают влияние на формирование особенности исследовательского знания педагогов-новаторов.

Эта взаимосвязь наук педагогики и философии представляется наиболее длительной и эффективной, так как философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению педагогических идей и теорий, определили направление педагогических исследований и явились ее методологическим основоположением.

Изначально отношения двух наук, педагогики и философии, имели некоторый антагонистический характер. Долгое время педагогику трактовали как область для приложения и испытания философских теорий, считая при этом педагогику практической составляющей философии. Противники философской науки вообще предлагали отказаться от философии в педагогике.

В настоящее время позиция философии определена совершенно справедливо и является общепризнанной. Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление поиска инновационных проблем и перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.

Философия, как наука, определяет, формирует и разрабатывает систему закономерностей, принципов и методов научного познания. В этом состоит основное значение методологической функции философской науки по отношению к педагогике в том числе. Процесс приобретения педагогического знания должен подчиняться общим законам научного знания, изучаемого философией. Философия в данном случае проявляется как теоретическая базовая основополагающая платформа понимания педагогического опыта и как направление формирования педагогических теорий. Конечно, нельзя не оценить значение философских обоснований для педагогики, которая не может приобрести статус самостоятельной науки только путем экспериментирования и обобщения опыта.

Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.

Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.

Изначально отношения между педагогикой и психологией казались многим очень примитивными и простыми. Психология изучает механизмы души, эта наука может сформулировать законы развития сознания ребенка в соответствии с целью образования. Это очень помогает педагогике в связи с тем, что педагогика не накопила в необходимой степени собственное научное содержание, которое бы использовала для теоретического обоснования педагогической практики.

Поэтому при анализе связующих факторов педагогики с психологией необходимо отличать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая является основным источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм определяется тем, что психология называется единственным научным основанием, влияющим на педагогическую практику. Подобные условия в нашем обществе являются определяющими при необходимом требовании нормального социально-психологического развития личности ребенка. Эти законы носят конкретно-исторический характер, а потому они меняются в зависимости от изменения социально-педагогических условий.

Психология, и, в первую очередь, возрастная и педагогическая психология, изучающая законы психических процессов детей различного возраста, особенно большое значение имеет при решении конкретных проблем обучения и воспитания, при организации режимов труда и отдыха.

Существует взаимосвязь педагогики и школьной гигиены, которая выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждений.

Психологическая наука исследует основные принципы и законы психологического развития личности. Педагогика в свою очередь также обращается к человеку с точки зрения законов управления развития личности. Воспитание, образование являются процессами воздействия и влияния на личность, которые занимаются планомерным влиянием на процесс мышления и другую деятельность. Поэтому образовательный и воспитательный процессы педагогической деятельности могут проводиться только профессионалами, обладающими специальными психологическими знаниями.

Следующий уровень связи двух наук проявляется в процессах обученности и воспитанности личности.

Уровень обученности личности определяются по следующим показателям: изменения памяти, основных понятий, действенные возможности применять новые понятия и знания в практической деятельности, оперативность применения знаний, применение различной терминологии, владение навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, применение приемов предметной эвристики и многим другим показателям. Воспитанность выявляет поступки, поведение и навыки практической деятельности.

Методы исследований педагогики и психологии также имеют связующие общие компоненты. Например, различные способы и методы психологического научного исследования знаний являются эффективным способом решения педагогических исследовательских проблем (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Основные положения психологической науки раскрывают границы одного рассмотрения и захватывают область образования, воспитания, науку о них.

Продолжением связей с психологической наукой являются взаимоотношения педагогики с общей, возрастной и педагогической психологией. Поскольку психология изучает законы психического развития людей в разные возрастные периоды и механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, то результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Социальная психология – это наука, которая исследует предмет чувств, определенным образом связана с педагогической наукой. Эта связь проявляется в изучении особенности характерной парадигмы личности, имеющей отличный социальный статус.

Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.

В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.

Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий.

Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны.

1. Применение передовых научных идей, заимствованных из других наук.

2. Применение информационных данных, сформулированных другими науками.

Основная задача методики заключается в следующем понимании педагогической науки.

1. В формировании нового смыслового направления изучаемых дисциплин.

2. В исследовании, обобщении и внедрении инновационного педагогического опыта работы лучших педагогов.

3. В повышении продуктивности педагогического процесса и качества знаний учащихся.

4. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, в применении способов, принципов и определений других наук.

Определенные области для изучения явлений и педагогических процессов открываются перед педагогической наукой в связи с развитием такой области знания, как, например, теория управления.

Таким образом, межнаучные отношения педагогики не ограничиваются только философией и психологией, общим предметом изучения которых является изучение человека как личности. Развитие педагогической науки тесно связано с появлением наук, изучающих человека. Это биология, антропология и медицина.

Педагогика, исследуя человека с точки зрения естественно-природного и социального существа, не могла не использовать тот резерв знаний, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструктор, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.

Становление педагогики, как науки, связано с такими науками, которые изучают человека в социуме, в системе его социальных связей и отношений. Потому органично стали просматриваться достаточно логичные отношения с экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с политологией определена тем, что образовательная политика – это всегда отражение идеологии руководящего и господствующего круга лиц. Педагогика в этой связи стремится определить условия развития человека с точки зрения субъекта политического сознания, а также возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Благодаря взаимодействию педагогики с другими науками внутри самой педагогической науки выделяются новые отрасли педагогики, появляющиеся на уровне границ научных дисциплин. Так, в настоящее время можно представить структуру системы педагогических наук следующим образом.

1. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания человека; определяет сущность, цели, задачи воспитания.

2. Возрастная педагогика – изучает проблемы процессов воспитания и обучения взрослых, подразделяется на профессионально-техническое, высшее образование и другие.

3. Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обучения, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефектология. Специальная педагогика вследствие своего постоянного развития в сфере дефектологии в настоящее время состоит из следующих областей: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Сурдопедагогика изучает проблему воспитания и обучения глухонемых и глухих детей, тифлопедагогика исследует проблемы слепых и слабовидящих детей, проблему умственно отсталых детей изучает олигофренопедагогика, а вопросами развития детей с расстройствами речи при нормальном слухе занимается логопедия.

4. Частная методика изучает особенность использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

5. История педагогики – исследует вопросы развития педагогической теории и практики воспитания в различные исторические эпохи.

6. Интенсивно развиваются как самостоятельные такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Формируются и выделяются такие отрасли педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалисти-ческое представление о мире и роли человека в мире.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Существуют другие методологические понятия, положения и трактовка знаний, которые определяют различные направления педагогики: религиозной, педагогики прагматизма, бихевиоризма и др.


Одна из основных тенденций современной науки является ее экологизация. Сегодня усиливается процесс внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды, проникновение экологических представлений и концепций в сложившуюся систему науки. Для современной педагогики в большой степени характерна междисциплинарная экологизация – выявление знаний о взаимоотношениях человека и природы в системе знаний о воспитании человека

Возникновение экологической педагогики потверждает усиление статуса интегративных тенценции в динамике развития науки в целом (экологическая педагогика возникла на стыке социальной экологии и педагогики с психологией). В ее рамках отчетливо выражено стремление науки к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием.

В.И. Вернадский еще в 30-х годах ХХ века предвидел реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразность для ученых специализироваться не по наукам, а по проблемам [1].

Экологическая педагогика может служить примером смены традиционного дисциплинарного подхода проблемным (решение проблемы экологического воспитания человека).

Стремление через гуманизацию преодолевать разделение между естествознанием, технознанием и человекознанием находит свое выражение и в экологической педагогике.

В свою очередь сегодня в экологический анализ включается множество вопросов, которые традиционно считались компетенцией педагогики [2].

Понятие экологической педагогики в отличии от классической педагогики последовательно выводится из понятий экологизация образования, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.

Экологизация образования рассматривается, как: включение экологических аспектов во все образовательные предметы, экологизация процесса обучения, экологизация среды образовательного учреждения, экологизация взаимоотношений учитель-ученик (Н.М. Мамедов); включение в учебные планы интегрированных экологических курсов (В.В. Николина); транслирование в содержание учебного предмета экологического стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии (А.Ю. Либеров); насыщение содержания образования экологическими знаниями, выработка экологической культуры, умений и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики (Л.М. Зайцева); процесс проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля (Н.А. Бирюкова) [3].

Исследователи И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. П. Салеева, Л. В. Моисеева и др. рассматривают экологическое воспитание в качестве составляющей экологического образования. Суть данного процесса, с их точки зрения, сводится к формированию качеств личности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной и социальной среде. Следует отметить, что Н. Н. Моисеев, анализируя в работе "Экология и образование" соотношение двух данных процессов, отмечает, что экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека [5].

Экологическое воспитание – это процесс социализации личности (поколения) путем передачи в ряду поколений экологической культуры как социального опыта. В рамках данного процесса осуществляется формирование социально ценных убеждений, форм поведения и эмоционального опыта в области охраны природы, среды жизни и здоровья [6].

В трактовке Л.В. Моисеевой объектом экологической педагогики является процесс экологического образования, а предметом экологической педагогики — законы и закономерности экологического образования, в том числе факты, механизмы, закономерности формирования экологичной личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействии Человека и изменяемой им природной среды.

Таким образом, формирование экологической культуры является основной задачей и целью экологической педагогики, которую понимают как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, включающую экологическое сознание и экологическую деятельность.

Принципиальное значение в экологической педагогике имеет положение о том, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего.

Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое образование [10].

Экологизация педагогической теории и практики инициирует такие дидактические инструментарий как экологическая тропа, школьный экологический совет, экологический проектный урок, экологические и трудовые воспитательные дела, экологический мониторинг и экологическая паспортизация деятельности образовательного учреждения.

Включение в педагогическую среду природных объектов и их комплексов служит важным фактором формирования развивающейся личности

Адаптация экологического образования к устойчивому развитию вынуждает определить отвечающие ему подходы и принципы. Прежде всего, следует подчеркнуть необходимость переориентации всей системы образования на новые ценности. Происходит вытеснение технически ориентированного мировоззрения экологически ориентированным мировоззрением. Новое мировоззрение усваивается с трудом. Его утверждению мешают не только сложившиеся стереотипы, но и психология потребления природных ресурсов [12].

Исходя из выше изложенного можно утверждать, что усвоение экологических понятий в школах и вузах является одним из ключевых моментов формирования мировоззрения обучающегося, а проблема экологизации педагогической теории и практики является одной из актуальных на сегодняшний день.

1. Вернадский В.М. Размышление натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М., Наука, 1991. – 192 с.

4. Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов. Алматы: Ғылым, 2001. – 152 с.

5. Артамонова Е.И., Искакова М.О. Экологическое воспитание будущего учителя в едином образовательном процессе педагогического процесса. library.by/portalus/modules/..

6. Несговорова Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования // Омский научный вестник №2 (76) 2009

10. Ясвин В. А., Дерябо С. Д. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования. ipk.brsu.by/sites/all/docs/09-03.

11. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М.: ВЛАДОС, 1998. – 312 с.

13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: М.: Прометей, Юрайт, 2001.—607 с.

15. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального обучения.-М., Март, 2005. - 592 с.

16. Длимбетова Г.К. Экологизация обучения в вузе. Алматы:Ғылым, 2001. – 336 с.

17. Қоянбаев Ж.Б., Қоянбаев Р.М. Педагогика. Алматы, 2004. – 420 б.

18. Әбенбаев С.Ш. Тәрбие теориясы мен әдістемесі. Алматы: Дарын, 2004. – 352 б.

19. Мұхамбетова С.Қ., Қожаева С.Қ. Тәрбие теориясы. Астана, 2007. – 188 б.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая педагогика, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, закономерность формирования, педагогическая теория, экологическая психопедагогика, экологическое сознание, экологичная личность.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического.

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие

Похожие статьи. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Экологическое образование и воспитание обучающихся.

Экологическое образование и воспитание обучающихся. К вопросу влияния информации на устойчивое развитие компании.

Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой

экологическое воспитание, природа, экологическая культура, экологическое образование, ребенок, николаев, концепция, дошкольное воспитание, педагогический процесс, дошкольный возраст.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен.

Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития: монография / О. М. Дорошенко, под науч. ред. О. М. Дорошко. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010.

Роль и значение экологического образования в формировании.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение

Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры. Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура.

Проблема экологического воспитания дошкольников.

Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории.

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.

Модель становления экологической культуры личности.

экологическая культура, эколого-образовательный проект, экологическая культура личности, бережное отношение, высокий уровень, природный мир, природоохранная деятельность, устойчивое развитие.

Формирование экологического воспитания и культуры.

Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства.

Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию. Экологическое образование как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60–70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. Однако с течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. Можно определить особую системообразующую функцию в новой образовательной парадигме экологической культуры как процесс и результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности, оптимизации взаимодействия общества и природы. Осмысление новой социально-экологической функции образования, социального заказа общества образовательным системам, позволяет сформулировать его как воспроизводство экологической культуры в обществе, экологическое воспитание, формирование экологического сознания личности.

Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования экологической личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.

В монографии определены задачи экологической педагогики. Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования, экологической культуры; разработка объективных методов исследования, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования и экологической личности. Определены интегрирующая и системообразующая роль экологического образования в системе общего образования; выявлены закономерности экологизации среды образовательных учреждений. Задачами экологического образования являются:

Формирование системы экологических знаний. Системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества. формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного) к природе. Формирование потребности общения с ней. Формирование навыков природоохранительной деятельности. Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе.

В монографии выявлены факты, определены механизмы и закономерности формирования экологической личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействия Человека и изменяемой им природной среды.

Экологическое образование – это не узкая частная область общего образования, ограниченная рамками классической биоэкологии, а привносящая новый смысл и цель в современный образовательный процесс. В отличии от образования в области окружающей среды экологическое образования осуществляется по законам педагогики, а точнее по законам экологической педагогики. Анализируя различные концепции экологического образования: общего среднего экологического образования, общего школьного экологического образования, основ экологического мировоззрения как задачи народного образования, организации и развития непрерывного экологического образования – можно сделать вывод, что однозначного и общеприемлемого определения главной цели экологического образования нет. В одних случаях под целью понимают формирование экологически грамотного человека, в других – воспитание ответственного отношения к природе, в третьих – формирование экологического сознания, в четвертых – формирование экологической культуры, в пятых – формирование экологического мировоззрения, в шестых – формирование экологичной личности и т.д. Таким образом, экологическая культура, по- нашему мнению, должна явиться целью экологического образования и главной задачей экологической педагогики. Отсюда выведена стратегическая цель экологической педагогики и образования – это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.

Б.Т. Лихачев выделяет три направления экологического образования. Это научно-образовательное, природопользовательно-природоохранительное и воспитательное этико-эстетическое. Такой подход охватывает все основные аспекты экологического сознания, формирует их в единстве, ставя экологическое сознание на прочный фундамент деятельно-практического, эмоционально-практического и эмоционально – чувственного отношения к окружающей среде. Это позволяет в формировании экологической культуры личности избежать опасного разрыва между сознанием и поведением, словом и делом, убеждениями и деятельностью. Проблема формирования отношения школьников к природе признается педагогической общественностью многих стран в качестве одной из центральных в экологическом образовании, и она получила фундаментальное развитие в работах. Определены принципы экологической педагогики и экологического образования.

Изучение литературных источников и материалов по вопросам педагогической экологии и экологической педагогики, которые издаются и публикуются в развитых странах, позволило, несмотря на некоторые частные различия редакционного, количественного и страноведческого характера, выделить общие для многих стран принципы экологического образования: целостность окружающей среды; междисциплинарность; непрерывность; взаимосвязь краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды; направленность образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гармонизацию отношений с окружающей средой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Калиновский филиал ГБПОУ РК

ИБРАГИМОВА АНИФЕ РИШАТОВНА

с. Калиновка 2019 г.

Содержание

Введение…………………………………………………… 3
1. Теоретическое обоснование педагогики как науки
1.1 Педагогика как наука…………………………………. 4
2. Взаимосвязь педагогики с другими науками
2.1 Общекультурное значение педагогики……………… 5
2.2 Связь науки педагогики с другими науками………. 8
Заключение………………………………………………. 12
Список использованных источников……………………. 13

Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего связана с науками, изучающими человека.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность обучающихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки- человековедческой и специальной.

Что такое педагогика?

Подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

Значение педагогики как отрасли гуманитарного значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Какая взаимосвязь педагогики с другими науками?

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т.д.

Рассмотрим более подробно связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией . Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. Педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психологической деятельности и развития и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания обучающихся через коллектив.

Педагогика тесно связана с физиологией . Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучающегося является закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание преподавателем физиологических процессов развития, обучающегося и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к обучающимся и к себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией . Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них.

В структуре социологического отражения развиваются: социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, села.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук .

Существуют два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным- у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень обучающегося, по мнению педагога- следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития обучающегося.

Педагогика также тесно связана с такими самостоятельными областями как этика.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в преподавательской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Практическая деятельность преподавателя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки преподавателя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные

понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических

воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую

этику в относительно самостоятельный раздел этики.

Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которойявляется специфика

действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика . Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных обучающихся.

Вывод: Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимного дополнения:

творческое использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

• заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (математическое моделирование, социологические опросы и др.);

применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.).

Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение обучающихся в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на преподавательские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой . Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства.

Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Вывод: Формы взаимного дополнения педагогики с вышеназванными науками:

— использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;

-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;

-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержания, формы и методы .

Я пришла к выводу, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Ведь педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным

Читайте также: