Новшества конституции 1993 года кратко

Обновлено: 28.06.2024

Конституция РФ — основной нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ. Положение Конституции РФ в качестве основного нормативного акта России обеспечивается верховенством основного закона и прямым действием конституционных норм.

История создания Конституции РФ 1993 года

В июне 1990 года перед I Съездом народных депутатов РСФСР остро встал конституционный вопрос. Члены Съезда понимали, что для перехода страны от социализма к демократии Конституция РСФСР 1978 года не подходила, из-за чего было решено заняться подготовкой новой Конституции.

Для этого была создана Конституционная комиссия при Верховном Совете, которую возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин.

Спустя некоторое время стало ясно, что усилия Конституционной комиссии ни к чему не приводят. Слишком разное видение наилучшего устройства страны было как между народными депутатами и их председателем Ельциным, так и между ними самими, из-за чего проект Конституции, не был принят ни на первом, ни на втором съезде.

К началу 1993 г. число вариантов уже достигло десятка, однако особенно среди них выделялись только два: один из проектов Конституционной комиссии при Верховном Совете под руководством депутата О. Румянцева и проект Конституционного совещания президента Ельцина. Эти два проекта были похожи по многим пунктам, но по одному из важнейших вопросов — вопросу власти — сильно отличались.

Проект Конституционной комиссии предлагал создание парламентско-президентской республики, в рамках которой президент и парламент имели бы примерно равные полномочия и в конфликтных ситуациях могли бы уравновешивать друг друга.

Несмотря на многочисленные попытки, выработать общий проект президенту и парламенту так не удалось, из-за чего политический кризис получил трагический исход. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий, Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

Так как этот указ был прямым нарушением Конституции, депутаты объявили действия Ельцина незаконным и продолжили заседание в здании Дома Советов. Стороны не признавали правомерность действий друг друга, из-за чего 4 октября последовал штурм Дома Советов и арест нескольких депутатов.

За принятие Конституции проголосовало 58,4 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня опубликования 25 декабря 1993 года.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Характеристика Конституции РФ

Положение Конституции РФ в качестве основного нормативного акта России обеспечивается:

  1. Верховенством Основного Закона.
  2. Прямым действием конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ действует на всей территории Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу, то есть все принимаемые на территории страны законы (федеральные или приняты в отдельных субъектах) должны соответствовать конституционным нормам.

Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные уставы, их действие ограничивается территорией субъектов, в то время, как Конституция РФ распространяет свое действие сразу на все субъекты.

Прямое действие конституционных норм означает, что они действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, то есть их несоблюдение не может быть оправдано никакими причинами.

Текст Конституции РФ включает в себя:

  • полный свод основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов, которые обязаны обеспечивать взаимодействие гражданских прав и свобод со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического и социального устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности;
  • структуру и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства и др.;
  • принципы и структуру судебной власти РФ;
  • структуру и компетенции местного самоуправления РФ;
  • способы и порядок внесения поправок в содержание Конституции и её пересмотра.

Основные положения и принципы

Деидеологизация

Отказ от искусственного внедрения основ социализма в политическую и социальную жизнь российского общества. Интересы государства и отдельной партии перестают считаться высшей ценностью. Высшей ценностью становятся права и свободы человека и гражданина.

Внешний и внутренний суверенитет

Внешний суверенитет: независимость РФ от воздействия других государств в её внешнюю и внутреннюю политику.
Внутренний суверенитет: власть государства ставится выше власти любой организации, существующей в Российской Федерации, и её решения должны быть обязательны для выполнения всеми гражданами.

Принцип разделения властей

Образуются три независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Их образование обусловлено необходимостью системы сдержек и противовесов для предотвращения перекоса во власти.

Юридическое равенство субъектов Федерации

Все субъекты объявляются равными по отношению друг к другу и по отношению к федеральными органами государственной власти.

Политический плюрализм

Образовывается свободное политическое пространство, в рамках которого обеспечивается многообразие политических сил и конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Свобода экономической деятельности

Закрепляется свобода рынка и предпринимательской деятельности, признается самостоятельность и равноправие экономических субъектов, обеспечивается поддержка конкуренции и защита всех форм собственности на территории РФ.

Сложный порядок изменения и пересмотра конституционных положений

Так как главной целью любой конституции является стабилизация общества, то и сама конституция становится относительно стабильным правовым документом.

Вывод

Несмотря на острую политическую борьбу, происходившую в начале 90-х годов и на то, что Конституция РФ создавалась и утверждалась в экстремальных условиях, 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме проект новой Конституции РФ всё-таки был принят.

На структуру и содержание Конституции РФ 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Раздел первый содержит такие главы:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание РФ;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

4) открывает перечень глав об органах государственной власти, глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

5) четко проведен принцип разделения властей;

6) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации.

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции “Заключительные и переходные положения” в истории российской конституции появился впервые. В отличие от основной части Конституции эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции; приоритет положений новой Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров, прежнего законодательства и других правовых актов; отдельные сравнительно частные положения о деятельности существующих и вновь учрежденных государственных органов (Президента, Правительства, судов, палат Федерального Собрания и его депутатов).

На структуру и содержание Конституции РФ 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Раздел первый содержит такие главы:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание РФ;

6) Правительство Российской Федерации;




7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В этой последней редакции выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

4) открывает перечень глав об органах государственной власти, глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

5) четко проведен принцип разделения властей;

6) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации.

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции “Заключительные и переходные положения” в истории российской конституции появился впервые. В отличие от основной части Конституции эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции; приоритет положений новой Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров, прежнего законодательства и других правовых актов; отдельные сравнительно частные положения о деятельности существующих и вновь учрежденных государственных органов (Президента, Правительства, судов, палат Федерального Собрания и его депутатов).

© Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Состоялось первое чтение закона об изменениях в Конституции России. Госдума одобрила предложенные президентом поправки. За законопроект единогласно проголосовали 432 депутата, никто из них не воздерживался от голосования или не был против.

Когда решили, что нужны изменения?

15 января: Владимир Путин анонсировал внесение ряда поправок в Конституцию, об этом он рассказал в Послании Федеральному Собранию. Он подчеркнул, что о полном изменении или принятии новой Конституции речи не идет, потому что потенциал действующей еще не исчерпан. Президент объяснил, что изменения необходимы для дальнейшего развития России как правового социального государства.



21 января: Профильный Комитет Госдумы порекомендовал принять законопроект в первом чтении. Закон не затрагивает основ Конституции, то есть первую, вторую и девятую главу не тронут. Корректировке подлежат только 22 статьи из шести глав. Всего в Конституции 9 глав и 137 статей.

23 января: Госдума приняла законопроект в первом чтении. Далее будут второе чтение, на котором текст законопроекта обычно проходит лингвистическую экспертизу, и третье итоговое чтение, на котором закон уже окончательно принимают или отвергают. Второе чтение состоится в середине февраля.

Что поменяется в Конституции?

Ключевые корректировки, которые предложил Владимир Путин:

• Госдума получит больше полномочий. Помимо председателя правительства, парламент теперь будет утверждать всех вице-премьеров и министров. Президент будет обязан утвердить выбранные парламентом кандидатуры.


• Изменится процедура назначения руководителей силовых ведомств: назначать их президент будет после консультации с Советом Федерации.


• Стать президентом страны можно будет только человеку, непрерывно прожившему в России 25 лет. Также будущий президент не может иметь гражданство или вид на жительство в другом государстве. Исключение сделали для жителей территорий, которые были приняты в Российскую Федерацию, то есть для Крыма и Севастополя.


• Требование об отсутствии иностранного гражданства распространяется и на высшие должностные лица субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, председателя правительства, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, судей.


• Должность президента можно занимать не более двух сроков, то есть один человек может быть президентом России только дважды.


• Состав Конституционного суда сократят с 19 до 11 судей. Сейчас в Конституционном суде работает 15 судей, значит, 4 судьи будут уволены.


• В случае отставки премьер-министра, его заместители сохраняют свои места. До внесения поправки в Конституцию, при увольнении премьер-министра все вице-премьеры тоже должны уйти.


• В Конституции закрепят статус Госсовета. Государственный совет будет сформирован президентом, заниматься совет будет вопросами внутренней и внешней политики.


• Если закон, одобренный парламентом, не понравится президенту, он сможет обратиться в Конституционный суд. Решение о принятии закона будет зависеть от судей КС.


• В Конституции будет прописана обязательная индексация пенсий и норма о минимальной оплате труда. Минимальная оплата труда будет равна прожиточному минимуму.

А до этого в Конституции что-то меняли?

Конституцию РФ приняли в 1993 году всенародным голосованием. Первые поправки внесли через три года. В 1996 году по указу президента Бориса Ельцина Ингушскую Республику и Северную Осетию переименовали в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания.

Следующие поправки в 2001 и 2003 годах также были связаны с включением новых наименований субъектов РФ в 65-ю статью Конституции.


В 2004, 2005 и 2006 годах начался процесс слияния сложноустроенных субъектов РФ (краев и областей) и географически неразрывно связанных с ними автономных округов. Изменения тоже вносили в 65-ю статью, эти поправки вносились не по указу президента, а федеральными конституционными законами об образовании новых субъектов.

В 2008 году Дмитрий Медведев внес поправки в другие статьи Конституции. Он подписал законы "О поправках к Конституции РФ" и "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы", с тех пор срок полномочий президента увеличился с четырех до шести лет, а депутатов Госдумы — с четырех до пяти лет.



Последним изменением в Конституции до сегодняшнего дня было внесение в 65 статью дополнения о Крыме в 2014 году после присоединения Крыма к РФ.

Почему Конституция 1993 года получилась такой, какая есть

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме был принят проект новой Конституции Российской Федерации. За 25 лет ее текст претерпел некоторые изменения, сам день перестал быть государственным праздником, регулярно появляются слухи о конституционной реформе, однако пока что Конституция, принятая в 1993 году, остается основой государства.


Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ / купить фото

День российской Конституции отмечается 12 декабря, потому что в этот день в 1993 году ее проект был принят на общефедеральном референдуме (Татарстан и Чечня не голосовали). Однако некоторые основания считаться днем рождения Основного закона есть, как минимум, еще у шести дат.

12 июня 1990 года съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о суверенитете РСФСР, в которой прямо указывалось на необходимость разработки новой Конституции.

16 июня 1990 года была сформирована комиссия по подготовке текста нового Основного закона: ее возглавил председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, его заместителем стал первый заместитель ВС РСФСР Руслан Хасбулатов, секретарем — депутат Олег Румянцев.

12 ноября 1990 года был опубликован первый проект Конституции.

5 июня 1993 года открылось конституционное совещание: принятый им проект стал основой для текста, который был вынесен на референдум.

21 сентября 1993 года противостояние президента и парламента перешло в решающую фазу.

Тем не менее 12 декабря — праздник по праву, поскольку это финал долгого и болезненного конституционного процесса, начавшегося в одной стране, а закончившегося в другой.

Как россияне относятся к Основному закону

Как россияне относятся к Основному закону

Первые полтора года работа конституционной комиссии была не только попыткой создать новое правовое и идеологическое пространство, но и важным элементом политической борьбы между союзным центром Михаила Горбачева и руководством РСФСР во главе с Борисом Ельциным. РСФСР на тот момент было квазигосударственным образованием даже на фоне остальных союзных республик. Конституционные новации были для российских депутатов тогда не менее существенным оружием, чем забытая сегодня напрочь тема перевода промышленных предприятий под российскую юрисдикцию. Российские конституционалисты оспаривали весь советский правовой опыт.

Возможность перенести свои наработки из сферы конституционных мечтаний в сугубо практическое поле появилась после событий августа-декабря 1991 года, когда РСФСР после распада СССР пришлось превращаться в полноценное государство.

Политическое послевкусие в конституционном строительстве

В 1992–1993 годах работа над Конституцией все так же оставалась инструментом политической борьбы, только конфликтовали между собой бывшие союзники: с одной стороны президент Борис Ельцин, с другой — Руслан Хасбулатов и большинство участников съезда народных депутатов.

В начале 1992-го предполагалось, что новую Конституцию примет или хотя бы обсудит съезд народных депутатов, намеченный на конец года. Осенью 1992-го речь шла уже о первой половине 1993-го. На переносе съезда настаивали как сторонники Бориса Ельцина, сражавшиеся с депутатским большинством во главе с Русланом Хасбулатовым, так и регионы, особенно республики в составе РФ, спешно принимавшие свои Конституции. В первой половине 1993 года съезд чуть было не отправил Бориса Ельцина в отставку. Потом был референдум о доверии ветвям власти, конституционное совещание, сентябрь-октябрь 1993 года.

Итоговый текст Конституции переполнен отзвуками схваток 1992–1993 годов. Перед политической элитой молодой страны было поставлено множество вопросов, и ответы на них дали победители.

Нормы, сделавшие исполнительную власть сильнее представительной и позволяющие назвать Россию после 1993 года суперпрезидентской республикой, появились по итогам долгих споров министров-реформаторов и Верховного совета. Может ли парламент увольнять отдельных министров? Должны ли члены правительства стремглав мчаться на отчет к депутатам по первому запросу? Конституция этого не разрешает и не предполагает. Предельно сложная процедура импичмента президента — ответ на ту легкость, с которой съезд народных депутатов в конце марта 1993 года чуть не уволил Бориса Ельцина.

Каковы отношения центра и регионов? Все ли регионы равны или есть некоторые более равные?

Некоторая расплывчатость конституционных формулировок про отношения федерального центра и регионов — отражение торга с субъектами федерации, который вели и президент, и его оппоненты, пытаясь заручиться их поддержкой.

Потом центр становился сильнее, а регионы слабели. Соответственно, Совет федерации — верхняя палата парламента, задача которой отражать волю регионов,— подвергался реформированию всякий раз, когда наступал очередной этап в отношениях центра и субъектов федерации. Конституционные формулировки этому не препятствовали.

Остается только гадать, каким бы был текст Конституции, если бы его все-таки утверждал съезд народных депутатов. И не в разгар противостояния с Борисом Ельциным, а полутора годами раньше, когда российская власть была сравнительно единодушна в оценке происходящего и планов на будущее.

Руками трогать осторожно

Почему Валерий Зорькин предложил не трогать Конституцию

Почему Валерий Зорькин предложил не трогать Конституцию

За 25 лет в текст Конституции вносилось не так много поправок, хотя первые годы после ее принятия антиельцинская оппозиция и прежде всего коммунисты не раз предлагали исправления, как правило, связанные с усилением роли парламента. Однако первые поправки предложил внести в 2008 году президент Дмитрий Медведев: они касались увеличения срока конституционных полномочий главы государства и парламента. Это было сделано. Тогда казалось, что начало положено и корректировка Основного закона пойдет полным ходом, но внесенные с тех пор изменения были точечными. Выяснилось, что менять политическую реальность можно и без внесения поправок в Конституцию.

Правда, выяснилось это только в 2011 году, когда Владимир Путин объявил, что будет вновь баллотироваться на пост президента.

Авторы Конституции о необходимости ее изменения спустя 25 лет

Авторы Конституции о необходимости ее изменения спустя 25 лет

Впрочем, Конституция и не в состоянии регламентировать все. Ее текст может дать гражданину права и свободы и вменить обязанность их защищать.

Виктор Хамраев, Глеб Черкасов

О том, как в 1993 году Россия подошла к порогу гражданской войны, постояла около него и отступила назад — в спецпроекте “Ъ”

Читайте также: