Влияние стиля руководства на мотивацию персонала кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника компании.

Следовательно, мотивация персонала - это некий набор действий со стороны руководства предприятия, направленный на улучшение трудоспособности работников компании, а также способы привлечения квалифицированных специалистов и их удержания.

Цель проведения мероприятий по мотивации персонала

Мотивацию проводят для того, чтобы объединить интересы предприятия и сотрудников.

То есть компании необходима качественно выполненная работа, а персоналу нужна достойная заработная плата.

Но это не единственная цель, которую преследует стимулирование работников.

Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:

удержать постоянный штат;

обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов в заданные сроки;

выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;

заинтересовать и привлечь ценные кадры;

осуществлять контроль за выплатами заработной платы.

Функции системы мотивации персонала

К функциям системы мотивации персонала можно отнести следующие мероприятия по:

стимулированию повышения квалификации персонала;

стимулированию сотрудников фирмы действовать, в первую очередь, в интересах компании;

стимулированию работников компании трудиться с наибольшей отдачей и эффективностью;

созданию и поддержке системы обратной связи между всеми подразделениями фирмы.

Базовые принципы системы мотивации персонала

Общая система мотивации персонала строится на нескольких базовых принципах:

Доступность. Этот принцип помогает выбирать прозрачные, понятные каждому сотруднику способы мотивации и стимулирования. Различные подходы к мотивации должны быть обоснованы с учетом стажа, должности, объемов работы и других аспектов.

Постепенность. Это означает, что сразу вознаграждать работников премиями в крупных размерах нецелесообразно. У сотрудников постоянно формируется новый порог ожиданий, поэтому чтобы сохранить заинтересованность на следующем этапе мотивации, премии придется повышать, что приведет к лишним расходам компании.

Ощутимость. Данный принцип подразумевает, что вознаграждение в любом виде должно быть значимым и напрямую зависеть от должности, привилегий и достижений сотрудника. Для возникновения мотивации важно найти золотую середину, учесть постепенность и ощутимость повышения вознаграждения.

Своевременность. Принцип своевременности указывает на важность временного фактора. Лучше сразу отметить заслугу персонала любым способом, затягивать момент не рекомендуется. Работник должен чувствовать значимость постоянно, поэтому часть компаний перешли на еженедельную оплату труда.

Комплексность. Такой принцип предполагает применение разнообразных теорий мотивации и такого подхода, который чередует или объединяет несколько видов материальных и нематериальных вознаграждений.

Этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании

Основные этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании заключаются в выполнении следующих мероприятий:

Постановка целей и задач, определение четкой миссии предприятия.

Организация рабочей группы.

Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.

Утверждение плана по внедрению системы мотивации персонала.

Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.

Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.

Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.

Анализ работы подчиненных предприятия.

Формы мотивации персонала

К формам мотивации персонала относятся:

Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее.

Моральное поощрение подчиненных.

Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице.

Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Виды мотивации персонала

На практике выделяют два основных вида мотивации персонала:

1. Материальная мотивация персонала;

2. Нематериальная мотивация персонала.

Нематериальная мотивация персонала, в свою очередь, делится еще на два вида мотивации персонала:

Социальная мотивация персонала;

Психологическая мотивация персонала.

Материальная мотивация персонала

Как правило, материальная мотивация персонала - самая часто используемая в компаниях.

Составляющие материальной мотивации персонала

К составляющим материальной мотивации персонала относятся:

Измеряемые показатели результативности для каждой из должностей и цели, к достижению которых необходимо мотивировать сотрудника;

Установка оптимального соотношения постоянной и премиальных частей заработной платы.

Привязка качества и сроков выполнения работ сотрудника к системе мотивации.

Виды материальной мотивации персонала

Под материальной мотивацией сотрудников подразумевается:

денежная мотивация персонала;

неденежная мотивация персонала;

Денежная мотивация персонала

К денежной мотивации относятся:

Заработная плата, в том числе её повышение;

Проценты от продаж (самый распространенный подход);

Бонусы, премии, надбавки;

Страховки, социальные пакеты;

Вознаграждение победителя конкурса для персонала.

Неденежная мотивация персонала

К неденежной мотивации относятся:

Возможность пройти обучение за счет компании;

Возможность получать от компании путевки для сотрудников и членов его семьи;

Возможность съездить в заграничную командировку за счет компании;

Возможность бесплатного получения билетов в театр, цирк и другие культурные мероприятия;

Возможность пользоваться услугами партнеров компании с большими скидками, либо вообще бесплатно.

Система штрафов

К штрафам можно отнести:

Взыскание денег с работника компании за невыполнения нормативов и стандартов;

Взыскание денег с сотрудника за его плохую работу;

Дополнительные рабочие часы за плохую работу.

Нематериальная мотивация персонала

Виды нематериальной мотивации персонала могут быть следующие:

Повышение по службе. Как в горизонтальной, так и в вертикальной карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности;

Участие в совещаниях с руководством;

Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.

Трудоустройство и полный соцпакет, согласно действующему законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении – хорошей мотивацией;

Культурные и спортивные мероприятия внутри компании. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления;

Конкурсы и соревнования;

Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху, также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;

Публичное признание достижений сотрудника;

Поздравления со значимыми датами для сотрудника;

Помощь в семейных делах.

Нематериальные способы мотивации можно разделить на индивидуальные и коллективные.

1. Индивидуальные способы мотивации:

расширение полномочий работника, для того чтобы он смог почувствовать перспективность карьерного роста;

признание профессиональных заслуг человека;

индивидуальный график работы (например, для сотрудницы, имеющей малолетних детей);

постоянное вложение средств в человека за счет его обучения, что дает возможность профессионального роста;

улучшение для конкретного сотрудника условий труда с целью повышения ценности деятельности в компании для самого работника.

2. Коллективные способы мотивации:

совместное празднование определенных дат и событий, помогающее коллективу почувствовать себя семьей;

общность идеи. Цель компании должна быть понятна персоналу. Каждый сотрудник обязан осознавать вклад, который он вносит в достижение общей задачи фирмы;

совместные тренинги, которые приводят к тесному взаимодействию внутри коллектива;

доступность информации по ведению бизнес-деятельности компании. Человек должен чувствовать причастность к работе предприятия;

публичное признание заслуг сотрудника перед коллективом, выражение благодарности;

прозрачная форма управления персоналом и взаимодействия с работниками.

Результаты от проведения мероприятий по мотивации работников предприятия

Если руководство компании будет правильно проводить мероприятия по стимулированию своих сотрудников, то предприятие может получить следующий положительный результат, а именно:

Повышается качество и производительность труда;

Работники начинают ответственнее подходить к выполнению своих служебных обязанностей;

В настоящее время между двумя волнами мирового финансового кризиса, есть время оторвать глаза от финансовых показателей и обратить внимание на людей. Эта статья о людях в организации, а точнее о системе, которая приводит их в движение, побуждает на достижения или поощряет сотрудничество, бросает вызов или наказывает за ошибки. Система мотивации, не смотря на многочисленные исследования природы человека и наработки в виде многофакторных моделей сохраняет свою актуальность и в условиях кризиса. Сейчас можно говорить о двух мейнстримах в системе мотивации, двух основных мотивах, даже идеологиях управления, которые спустились с небес финансового мира в т.н. реальный сектор и занесли эти две старые как мир идеи:

Хотя про это про лидерство и мотивацию по отдельности все уже сказали, но если вы хотите узнать результаты исследования (в продолжении нашей статьи) - напишите ваши гипотезы, комментируйте.

Оцените данную тему:
а) не актуально,
б) интуитивно понятно и без результатов исследования,
в) хотим продолжения.

[1] В эту схему по разным причинам не вошли методы: – повременной оплаты, и разного рода компенсации за вредность, сменность и т.п.; – многофакторные модели обеспечивающие справедливость, сложность и ответственность работы ; – рыночный метод, основанный на определении средней рыночной ставки.

[1] В эту схему по разным причинам не вошли методы: – повременной оплаты, и разного рода компенсации за вредность, сменность и т.п.; – многофакторные модели обеспечивающие справедливость, сложность и ответственность работы ; – рыночный метод, основанный на определении средней рыночной ставки.


В данной статье рассматривается проблема стиля управления и мотивации персонала. Анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля управления и мотивации труда персонала с использованием корреляционного анализа Пирсона.

Ключевые слова: демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, мотивация труда.

Для изучения стиля управления и мотивации персонала нами были выбраны следующие методики: 1. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е. П. Ильин) [2]; 2. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Потемкиной [1]. Полученные данные были подвержены математической обработке, которая проводилась при помощи корреляционного анализа Пирсона. Результаты обработки показаны в таблице 1.

-,330 **

,341 **

-,309 **

,000

,000

,001

114

114

114

,427 **

-,444 **

,405 **

,000

,000

,000

114

114

114

,444 **

-,499 **

,500 **

,000

,000

,000

114

114

114

-,364 **

,355 **

-,294 **

,000

,000

,001

114

114

114

-,597 **

,627 **

-,579 **

,000

,000

,000

114

114

114

-,302 **

,371 **

-,409 **

,001

,000

,000

114

114

114

Согласно таблице 1, показатели авторитарного стиля управления положительно коррелируют с установками сотрудников на деньги и власть; отрицательно — на альтруизм, процесс, результат и труд. При высокой выраженности авторитарного стиля управления у персонала повышается установки на деньги и власть. Ведущей ценностью для сотрудников является стремление к увеличению своего благосостояния. Деньги для их имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Они хотят чувствовать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого. В то же время выраженность авторитарного стиля отрицательно сказывается на такие установки как, например, процесс и труд. Сотрудники теряют интерес к самому процессу работы, для них не столько важно взаимопомощь и доверие в коллективе, сколько получение материального вознаграждения.

Показатели склонности к либеральному стилю управления положительно коррелируют с установками сотрудников на деньги и власть; отрицательно — альтруизм, процесс, результат и труд. Т. е., чем выше показатели шкалы склонности к либеральному стилю управления у руководителей, тем важнее для сотрудников становятся установки на деньги и власть; менее важны установки на альтруизм, процесс, результат и труд. По нашему мнению, это объясняется тем, что либеральный стиль управления характеризуется невысокой активностью, нежеланием и неспособностью руководителя принимать любые решения, попыткой избежать любых инноваций, перекладыванием производственных функций и ответственности на других руководителей и подразделения. Персонал при таком управлении неуклонно теряют свою мобильность, сотрудники — внутреннюю мотивацию, инициативу и интерес к делам организации. На первом месте для таких сотрудников получение материального вознаграждения.

Данные результаты позволяют делать следующие выводы:

  1. Высокая выраженность авторитарного и либеральных стилей управления обуславливает установку сотрудников на деньги и власть, низкая выраженность данных стилей обуславливает установку на процесс и результат;
  2. Высокая выраженность демократического стиля управления обуславливает установку сотрудников на альтруизм, результат, процесс и труд, низкая выраженность демократического стиля обуславливает установку персонала на деньги и власть.

Основные термины (генерируются автоматически): установка сотрудников, либеральный стиль управления, процесс, власть, высокая выраженность, демократический стиль, деньга, мотивация персонала, сотрудник, установка.

Результаты эмпирического исследования, проведенного в двух учреждениях, в которых доминирует либеральный и демократический стиль управления со стороны руководителя. Оценка влияния стиля управления на трудовую мотивацию персонала в заданных организациях.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 03.02.2019
Размер файла 107,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Стиль управления организацией и его влияние на трудовую мотивацию сотрудников

Вопрос эффективного стиля управления интересует специалистов разных научных направлений. В рамках психологии стиль руководства рассматривается как объективный структурный компонент управления предприятием в целом. В работах Г.Я. Гольдштейна, А.Н. Дятлова, С.В. Кинарской, Е.В. Маслова, Е.Б. Моргунова, Е.Г. Непомнящей, М.В. Плотникова, Г.Р. Рейнина анализируются преимущественно объективные критерии управления как деятельности в рамках организации. Согласно позиции А.Л. Журавлева, стиль управления является интегральной характеристикой человека, в которой проявляются особенности как субъекта руководства, так и его объекта [4; 5]. Типообразующими характеристиками стиля, в соответствии с конценцией В.Р. Веснина, являются: активность - пассивность; единоначалие - коллективность в принятии решений; директивный - попустительский характер воздействий; ориентация на позитивную - негативную стимуляцию; дистантные - контактные отношения с подчиненными; централизация - децентрализация информационных потоков; наличие - отсутствие обратной связи с коллективом [2].

Во многих работах прослеживается идея влияния мотивационных систем на эффективность управления персоналом. Трудовая мотивация остаётся главной темой в психологии управления. В ставших уже классическими работах М. Альберта, И. Ансоффа, У. Брэддика, Д. Грейсона, Г. Десслера, М.Х. Мескона, Ф. Хедоури роль мотивации персонала анализируется, как правило, в рамках сложившихся условий жизнедеятельности людей. Однако, до сих пор недостаточно исследованы проблемы влияния стиля поведения руководителя на трудовую мотивацию сотрудников.

С целью выявления мотивационных показателей деятельности сотрудников, подверженных влиянию разных стилей управления, совместно с Е.Н. Красновой и под руководством О.В. Кузьминой было проведено представленное ниже эмпирическое исследование.

Достижение цели осуществлялось через реализацию следующих задач:

1) исследование стилей управления руководителей и выделение организаций, имеющих разные стили управления;

2) изучение мотивации сотрудников в организациях с разным стилем управления;

3) установление различий в мотивации сотрудников и определение влияния стиля управления руководителя на мотивацию и удовлетворенность трудом персонала организаций.

В результате решения первой исследовательской задачи были получены следующие эмпирические данные (рисунок 1).

59PSMN517

Показатели выраженности стилей управления в первой и второй организациях

управление либеральный демократический мотивация

Средние значения выраженности стилей управления в организации, показанные на рисунке 1, свидетельствуют о доминирование либерального стиля во второй организации и демократического в первой. Для доказательства значимости этих результатов был применен непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни. Результаты вычислений в таблице 1.

Таблица 1. Результаты различий в стилях управления руководителя в изучаемых организациях

Личность руководителя и его стиль руководства коллективом напрямую отражаются в методах управления сотрудниками, формах мотивации труда и психологическом микроклимате коллектива. Специалисты выделяют три стиля управления подчиненными, основанных на различных формах отношений руководителей и подчиненных.

1) Автократический. Данный стиль руководства требует четкой передачи инструкций сотрудникам, он основан на принуждении в постановке задач и путей их решения. Идеально подходит для управления слабым коллективом, а также используется при возникновении экстремальных ситуаций.

2) Демократический. Данный стиль руководства основывается на побуждении и убеждении. Руководители предоставляют сотрудникам право выбора методов решения поставленных задач. Используется при небольшом составе подчиненных и их высокой квалификации.

3) Пассивный. Данный стиль руководства предполагает минимальное управление подчиненными. Используется только при наличии высокой квалификации у сотрудников, хорошо знающих свое дело и не требующих жесткой координации.

В процессе управления руководитель обязан воздействовать на подчиненных с помощью форм мотивации труда исполнителей. Руководителю следует быть осведомленным мотивациями труда своих сотрудников, чтобы грамотно манипулировать ими и тем самым повышать эффективность работы коллектива. Специалисты различают три следующие формы мотивации труда:

1) Форма принудительной мотивации. Данная форма мотивации базируется на использовании властных полномочий. Ее основополагающее – принуждение или приказ, который сотрудник обязан выполнить.

2) Форма материальной мотивации. Данная форма мотивации основывается на использовании руководством механизмов экономических интересов сотрудников. Ее инструмент – побуждение к работе, материальная заинтересованность исполнителя.

3) Форма социальной мотивации. Данная форма уместна при возможности обращения к личности человека, его ценностей. Ее основа – убеждение исполнителя.

Итак, что же мотивирует людей, избавляет их от лени и отправляет на работу?

Читайте также: