Царь это в древнем риме кратко

Обновлено: 06.07.2024

Про Цезаря и дальнейших правителей все более менее знают, а вот давайте сейчас окунемся в эпоху последних царей РИМА …

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Нума Помпилий

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия [38–81 о. Р., 714–672 до Р. Х.], мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества.

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Тулл Гостилий

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города.

Этот Тарквиний, которого римляне называют Старшим (собственно старым, priscus), был энергический государь. Латины, нарушив договор, заключенный с Анком Марцием, вторглись в римские владения. Тарквиний пошел на них, победил их в нескольких сражениях и завоевал много городов или восставших против Рима, или не бывших прежде подвластными ему: Корникул, Апиолы, Камерию, Крустумерий, Медуллию, Номент, Коллацию, несколько других. Еще большею опасностью грозила Риму война с сабинянами: эти храбрые горцы, перешедши Анион, неожиданно подступили к воротам Рима. Первое сражение с ними осталось нерешительным; но потом Тарквиний, пустив по реке зажженные плоты, зажег мост через нее; сабиняне смутились, видя, что путь отступления отрезан, были разбиты, принуждены просить мира и признать над собою власть Рима. Счастливо воевал Тарквиний и с этрусками; одержав над ними решительную победу при Эрете, он принудил этрусскую федерацию признать его своим главою и дать ему атрибуты этрусского царя. Таким образом, но римской легенде, Рим при Тарквинии Старшем был владыкою латинского союза, сабинского народа и этрусского союза. Очень деятельно Тарквиний Старший заботился и о внутреннем благоустройстве государства. Он установил справедливые отношения между старыми и новыми гражданами. Авгур Атт Навий не допустил его удвоить, как он хотел, число триб; но он удвоил число родов и всадников, из которых состояли трибы и центурии. Более всего проявил он свое царственное величие возведением громадных сооружений.

Сервий Туллий

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

Луций Тарквиний

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

История римских царей, кончающаяся изгнанием Тарквиния, страдает непримиримыми внутренними противоречиями и в содержании своем, и в хронологии; это неоспоримо. Римские цари должны быть признаны мифическими лицами, представителями главных фазисов развития римского государства в первые времена его существования; они – лишь олицетворения главных фактов первоначальной римской истории тех времен, когда соединились в один город разные поселения на холмах римской местности. Совершенно невероятно то, что семь царей, которые вступали на престол уже возмужавшими людьми и из которых только два умерли естественною смертью, царствовали все по нескольку десятков лет, так что сумма их царствований составляла 240 лет, или 244 года. Сколько времени длился период правления царей, кто были они, в каком порядке шли факты, мы не можем определить с достоверностью. Мы должны довольствоваться общими понятиями об устройстве римского государства, какие можно извлечь из преданий о временах царей, или какие мы можем составить себе по событиям позднейшей эпохи. В следующем отделе мы дадим очерк этих сведений на основании трудов Нибура и новейших ученых. Кто были лица, давшие Риму его учреждения, мы не может определить. Имена царей, передаваемые нам легендою, служат в ней только рамками, которыми объединяются факты известного разряда: в этих именах так же мало достоверности, как и в поэтических рассказах, которыми вымысел позднейшего времени украсил события, нанизанные на эти имена. Блеск времен римских царей, и в особенности Тарквиниев, похож на отблеск зари, в котором сливаются очертания предметов на краю горизонта.


Царский период в Древнем Риме историки связывают с появлением одноименного, города, ставшего позже столицей целой империи. Одной из версий появления Царского периода, ставшей для историков основной, является легенда о Реме и Ромуле. Братья по крови, их в младенческом возрасте выбросили в реку Тибр, пытаясь умертвить таким образом. В честь своего чудесного спасения братья, после того как они выжили и выросли, в месте, где от них пытались избавиться, построили город.

Вместо того чтобы разделять и властвовать, у братьев случился раздор, ставший причиной гибели Рема. Умертвив и избавившись, от соперника, Ромул объявил себя царем и дал в честь себя имя городу.

Царский период, особенности правления

Историки начинают летоисчисление Рима, как города, построенного в самом начале образования Царского периода, с 753 г. до н.э. К этой дате также подвязывают и начало правления первого царя, сумевшего завоевать, а потом и объединить расположенные к тому моменту на берегах Тибра племена кочевников. Объединенные в общину, племена этрусков, сабинян и латинян, расположенные вдоль берегов Тибра, жили и развивались за счет ведения сельского хозяйства.

Царский Рим

Основными жителями, заселивших Рим, стали утруски, сабиняне и латиняне. Каждое племя разделялось на роды (по триста в одном), род составлялся из курией (в каждом по 10) и трибы, собранные из 10 курий. Также в столицу будущей империи потянулись изгнанники и другой люд, ушедшей с мест прежнего обитания по разным причинам. В самом начале образования общины для рассматривания спорных вопросов, при определении наказаний, включая смертные приговоры, судебных дел и других моментов, требующих общего решения, римляне использовали Народные собрания. Народными собраниями руководил сенат.

В сенат вошли представители родов, отобранные по преданию Ромулом в количестве 300 почтеннейших мужей. Компетенцией органа власти стали предварительное рассматривание различных вопросов, как государственных, так и гражданских, включая уголовные. Царь стал главой и правителем общины, решая вопросы по управлению Римом.

Общественный и государственный строй

Верховным военачальником и гражданским правителем Рима стал царь. Путем народных собраний царя можно было избирать, используя комиции (собрания курией), где правом большинства голосов назначался новый правитель. Всего историки насчитывают 7 царей, правивших Римом в период VIII-VI вв. Начиная с Ромула, на период Царского Рима, государством управляли особи, принадлежащие к различным племенам. Шестой по счету царь Сервий Туллий утвердил реформы, разделив плебеев и патрициев исходя из размеров их имущества. Плебеи находились вне родовых организаций, и они считались свободными людьми, но, как и патрициям, в их обязанность входило несение воинской службы. В отличие от патрициев плебеям, в случае победы, полагалась меньшая доля военной добычи, и собственно, им доставалось лишь жалкие подачки.

В отличие от плебеев у патрициев уже изначально были права, где все законы указывали на то, что они составляли высшее сословие.

- Любой из патрициев имел право на участок земли, принадлежавший его роду;
- патриции являлись прямыми наследниками на все имущество, принадлежащее роду;
- в случае опасности и при решении различных судебных разбирательств патрицию предоставлялась защита и помощь;
- патрициям разрешалось исключительное правило на участие в различных обрядах и торжествах.

Поэтапно развитие Царской Империи историки разделяют на следующие периоды.

Основание в 753 г. города, ставшего позже столицей Империи братьями, Ромулом и Ремом, где в силу обстоятельств, первым царем стал Ромул.

Заселение Рима изгнанниками и племенами.
Разделение населения на сословности.
Образование государственных структур (сенат и институт ликторов).
Усиление этрусского влияния (все последующие после Ромула цари являлись утрусками
).

На ранней стадии образования государства в империи основой экономики являлись сельское хозяйство, торговля и ремесленничество. Появление аристократического слоя населения привело к потребности проведения новых реформ, что и было принято на Народном собрании. Постепенно патриции стали господствующим сословием, управляющее основными ключевыми постами империи. После того как численность плебеев значительно увеличилась, они образовали экономическую и политическую силой, способной противостоять патрициям.

Царь Древнего Рима был главным магистратом Римского царства. Он обладал абсолютной властью над людьми.

По сравнению с периодом Римской империи, нет достаточно достоверных исторических источников о древнеримских царях. На протяжении веков информация о ранних правителях обогатилась всевозможными чудесами и легендами и уже нельзя быть полностью уверенным в правдивости дошедшей до нас информации.

Древнеримские цари

21 апреля 753 г. до н. э. – 509 г. до н. э.

лат. Reges Romae

Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (которые были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации — римского полиса.

Последние три царя носили этрусские имена, которые доказывают, что Римом правили в то время представители поздней этрусской цивилизации.

Попытка установить наследственную монархию, вместо практиковавшейся ранее выборной, привела к образованию республики. В 509 г. до н. э. последний царь Тарквиний Гордый был изгнан.

В царский период Древним Римом управлял царь. Сенат осуществлял лишь незначительные административные полномочия. Основной функцией сената было выполнение и управление пожеланий царя. После Ромула, первого легендарного царя Древнего Рима, римские цари избирались народом Рима, заседающим на куриатных собраниях, где голосовали по кандидатам, которые были выдвинуты интеррексом, временным правителем. Кандидаты на престол могли быть любого происхождения. Например, один из таких кандидатов, Луций Тарквиний Приск был первоначально гражданин и мигрант из соседнего этрусского города-государства. Народ Рима, заседая на куриатных собраниях, могли принять или отклонить выдвинутого кандидата на царя.

Отличительными знаками царя были двенадцать ликторов, владеющих фасциями, трон курульного председателя, пурпурная тога, красные туфли и белая диадема вокруг головы. Только царь мог носить пурпурную тогу.

Верховная власть государства была возложена на царя, который обладал следующими полномочиями:

являлся главой исполнительной власти с правом проведения в жизнь законов, управления всей государственной собственностью, избавления от завоеванной территории и наблюдения за всеми общественными работами.

являлся командующим римскими вооруженными силами с исключительным правом мобилизации и организации легионов, назначения военачальников и ведения войны.

являлся официальным представителем Рима и его народа перед римскими богами с властью общего административного контроля над римской религией.

Когда умирал царь Древнего Рима, Рим вступал в период междуцарствия. Верховная власть в государстве переходила к сенату, который занимался поиском нового царя. Сенат собирался и назначал из своего числа на пять дней интеррекса, целью которого было выдвижение кандидатуры следующего царя Древнего Рима. После пятидневного периода интеррекс назначал (с согласия сената) другого сенатора на должность интеррекса на следующие пять дней. Этот процесс продолжался до избрания нового царя.

После того, как интеррекс нашел подходящего кандидата на царствование, он выносит свою кандидатуру перед сенатом и сенат рассматривал кандидатуру. Если сенат принимал кандидата, интеррекс созывал куриатное собрание и председательствовал в качестве председателя во время выборов царя.

После того, как кандидат был предложен куриатному собранию, народ Рима мог принять или отклонить кандидата-царя. В случае принятия, избранный царь не сразу входит в должность. Для этого должны иметь место еще два других действия, прежде чем царь наделялся полной царственной властью и силой. Сначала необходимо было получить божественную волю богов, уважающих его назначение посредством покровительств, поскольку царь будет служить первосвященником Рима. Эту церемонию выполнял авгур: он вел избранного царя в цитадель, где тот помещался на каменной скамье, а люди ждали ниже. Если царь-избранник был сочтен достойным царского сана, то авгур заявлял, что боги дали благословение, тем самым подтвердив священнический характер царя.

Второе действие, которое должно было быть совершено, состояло в присвоении империя царю. Предыдущее голосование на куриатном собрании только определило кто должен быть царем и не имело никакого отношения к акту дарования высшей власти – империума. Соответственно, сам царь предложил куриатному собранию принять закон, предоставляющий ему абсолютная власть (империум), и куриатное собрание, проголосовав за закон, предоставляет его царю.

Теоретически народ Рима избирал своего лидера, но сенат контролировал большую часть процесса.

Поскольку многие записи Древнего Рима были утеряны в 390 г. до н. э., когда город был разграблен галлами, то невозможно теперь узнать точно сколько на самом деле царей правили городом. И являются ли какие-либо деяния, приписываемые отдельным царям поздними авторами, происходившими и точными.

В древний период царь является высшей властью в государстве. Верховность власти состоит в том, что она была пожизнен­ной и безответственной, поэтому царь был magistrates populi Romani Quiritium, что говорит о его неограниченности толь­ко в исполнительной и судебной отраслях власти.

Стадии процесса избрания царя:

1) По смерти царя 10 сенаторов облекались вла­стью управлять государством и, соответственно, искать под­ходящую кандидатуру нового царя. Из среды этих десяти сенаторов на каждые пять дней изби­рался междуцарь(interrex). По истечении 50 дней избирались другие десять сенаторов с правами междуцарей и так до тех пор, пока не подыщут царя.

2) Затем происходило одобрение кандидатуры царя народом (creatio regis) в форме голосования кандидатуры нового царя по куриатным комициям. Затем сенаторы посредст­вом auctoritas patrum утверждали избрание царя. Потом необходимо было удостовериться, что царь а) угоден богам; б) может совершать ауспиции, для чего послед­него вводили в коллегию авгуров, что называлось:

3) Эта форма состояла в совер­шении царем ауспиций об угодности его кандидатуры богам, после ауспиций царь получал, таким образом, жреческие функ­ции. Избрание царя завершалось наделением его куриатными комициями высшей властью imperium regium.

Из полномочий царя вытекало, что он может назначать себе помощников, развитие системы которых впоследствии после упразднения царской власти привело к возникновению в Риме магистратов.

Республика - 510 г. до РХ. Последний царь Тарпиний Гордый.

Вопрос

Принципат

Причина появления принципата - невозможность полисного управления империей. Рим, став мега­полисом, требовал качественно иных мер управления. Усыновленный Цезарем Октавиан окончательно установил принципат - образ правления, который практически 300 лет являлся конституционной нормой римской республики.

Власть принцепса рассматривается как власть экстраорди­нарная, он пожизненный диктатор, устанавли­вается путем захвата imperii proconsularis, утверждается реше­нием Сената (или с помощью армии). Власть принцепса является пожизненной, но возможно его смещение принцепса, смерть принцепса означает и уничтожение его магистратуры.

Компетенция принцепсавключает компетенцию тех магистратур, которые в связи с чрезвычайными обстоятельствами утрачивают свою силу.

Полномочия:

- император, т.е. главнокомандующий, объявляет войну и заключает мир, союзы, договоры, награждает ветеранов землями;

- дает перегринам права римского гражданства, управляет провинциями Империи;

- право созывать комиции, и право рекомендовать комицшш избрать к-л лицо магистратом;

- ius referendi в отношении Сената, представляет Сенату кандидатуры для назначения в магистраты;

- неограниченная высшая юрисдикция по уголовным и гражданским делам;

- присваивает себе наследства наиболее состоятельных граждан;

- как трибун он лицо неприкосновенное, обладает правом вмешиваться в действия любого магистрата, пользуется трибунской властью с правом неограниченной интерцессии;

- верховный понтифик, авгур, цензор.

Противовесы для сдерживания пинцепса: дурная слава в потомках. Сенат имел право судить посмертную память принцепса вплоть до удаления его изображений из всех публичных мест, а в исключительных случаях издавать указ о полном забвении, в этом случае даже упоминать имя его было нельзя, акты такого императора отменялись. Умирая, принцепс слагал с себя власть и передавал вопрос о решении ее участи кон­сулам и Сенату.

Выборы принцепса подлежали Сенату, он же его и отрешал от должности. Однако принцепс мог указать Сенату, кого следует избрать на его место, присвоив этому лицу cognomen Caesar, то есть практиче­ски усыновив его или назначив себе в соправители.

Вопрос

Доминат

Домина́т— форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Читайте также: