История садово паркового искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и так далее. Планировка садов Древнего Египта (наиболее хорошо изучено Садово-парковое искусство Новой династии) отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы.

В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (например, Гефестейон – в Афинах, 2ая половина 5 в до н. э.), а иногда и центры городской жизни (например, афинскую агору). Уже в 5 в до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев.

С 4–3 вв до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских градостроительных структур. Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм; большую роль в древнеримском Садово-парковом искусстве играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники; кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для древнеримского Садово-паркового искусства были садики перистилей (хорошо известные по раскопкам Помпей и Геркуланума), возникновение которых было тесно связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде. [15, c. 148]

Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском полуострове в 8–12 вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников. Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало значительное влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В садах и парках средневековых стран Дальнего Востока господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечного обновления природы в японских садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архитектурных форм, облик которых навевал ощущение неразрывной слитности их с естественной средой.

Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём Садово-парковое искусство в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами.

Садово – парковое искусство древнего мира

Древний мир (Египет, Ассирия и Вавилон, Ближний Восток). Сады и парки античной Греции и Рима. Сады и парки феодального периода (средневековая Европа, арабское садово-парковое 8 века).

Египет

За три тысячелетия существования Египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры, растениеводства формировалось и садовое искусство.

Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямоугольную сетку улиц.

Наиболее ранние, декоративные насаждения Египта, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160 – 2000 г. До н.э.) и царицы Хатшепсут(1520 – 15 г. До н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживали на террасах храмов в грунт с плодородной землей, доставленной с берегов рек.

Центром композиции обычно бассейн прямоугольной формы. Все элементы сада – пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны были связаны в единый композиционный ансамбль. Вся планировка решалась геометрическими приемами. Деревья располагались линейно, двумя – тремя рядами вдоль границ сада, причем наиболее высокие деревья высаживались ближе к периферии более низкие внутри сада.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что свободное пространство между деревьями занимали овощи и цветы – ландыши, левкои, розы, ромашки, хризантемы, лилии.

Садовое искусство Ассирии и Вавилона

На несколько столетий позднее развивалось садовое искусство Ассирии и Вавилона. Зона двуречья Тигра и Ефрада более богата растительностью, что позволило создать более пышные сады при дворцах, храмах и виллах знати. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипом современных ботанических садов.

Террасы ступенчатой пирамиды зиккурата( тип храма) озеленялись цветами и кустарниками. Влияние этой храмовой постройки, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой, также этот тип храмовой постройки привел древних вавиловян к созданию висячих садов Семирамиды – эту постройку древние греки называли одним из чудес света. Четырехэтажная постройка, представляла собой последовательно поднимающиеся неправильные четырехугольные террасы.

Длина самой большой 42 метра. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев.

Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы.

Ближний Восток

Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками.

Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Очень широк ассортимент растений. Иран считается родиной роз, сирени, тюльпанов, лилий.

Сады и парки античной Греции

Садово-парковое искусство Греции зародилось за тысячу лет до нашей эры.

Древняя Греция характеризовалась средиземноморским клима-том, сильно пересеченным рельефом без широких речных долин, низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады. Один из типов общественного сада — священные рощи героев, посаженные в честь выдающихся людей , которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), про-водимые в день, посвященный памяти героев.

Крупнейшие состязания,однако,были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев.

В греческих парках устраивались бассейны и устанавливались скульптуры. Прямые дорожки и прямоугольные площадки парков были рассчитаны на занятия спортом. Садово- парковое искусство древнейшей эпохи(10-6века до н.э.) еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху(5-4века до н.э.) намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи.

Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. В 427-347годах до н.э. знаменитый философ Платон под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности.

Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма(3-1век до н.э.). В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленыенасаждения,находился парк, называемый Папейон. Парк украшал холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки-перголы, обвитые вьющимися растениями.

Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественное-воспитательное значение, превратился в место для развлечений и отдыха.

Характерные особенности садово- паркового искусства Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармоничный переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

Садово-парковое искусство древнего Рима

Италия занимает гористый Аппенинский полуостров, отличающийся красивыми и разнообразными пейзажами, мягким и теплым климатом.

Плодородные земли Италии были заселены с древних времен, а горы покрыты вековыми лесами, предохраняющие реки от высыхания. Под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме – перистиль. Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера, а небольшими деревьями, кустарниками и цветами. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой.

В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные сады, так как большую часть своего времени римляни проводили вне дома: в садах, на форумах, в термах, цирке или театре. Сады служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представления.

Садовое строительство Древнего Рима развивалось по трем направлениям: сады атриумно-перистильныхжилыхдомов,загородные виллы и городские общественные сады.

Возникли специфические приемы садово- паркового искусства, обусловленные характерными особенностями рельефа, природы и климата Италии: применение мелиорации и гидротехнических сооружений, террасирование склонов, использование цветочного партера и скульптуры.

Садово-парковое искусство Дальнего Востока

Китай

Особенности развития садово-паркового искусства.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно.

Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3тысяч лет.

На развитие китайского садово-паркового искусства оказали сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие особое мировоззрение общества, национальные традиции и физико-гео-графические условия территории. Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией.

Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию. Буддизм, пришедший в 64г. н. э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство.

Философские основы.

В использовании ландшафтных компонентов, прежде всего, видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузится в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре.

В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, воды), но и архитектурных сооружений.

Типы садов.

Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово–паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы и гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников.

Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

Особенности планировки.

Что некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых природных территорий.

Использование ландшафтных компонентов.

Вода была обязательной принадлежностью китайских садов, представлена она в двух очень разных, но равнозначных качествах.

С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен.

Камни – другой непременный элемент садовых пейзажей. Камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения.

В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры.

Растительность и ее символика. Традиционный китайский сад выделяется богатой и разнообразной растительностью.

Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительности, более важное его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни.

Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Парк украшал холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки-перголы, обвитые вьющимися растениями. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественное-воспитательное значение, превратился в место для развлечений и отдыха.

Характерные особенности садово- паркового искусства Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках.

Гармоничный переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

В последнем десятилетии XVIII в. новые веяния Английской культуры привели к возникновению пейзажного стиля ландшафтного дизайна. За основу выбрана естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки - криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используются малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент и Ланселот Браун. Созданная Кентом концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойствен- на прямая линия. Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилис- тых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же - великолепные образцы каменистых водных растений,

О принципах устройства садов и парков на Востоке Вы можете прочесть на странице: Стили ландшафтного дизайна.

Садово-парковое искусство древней Руси

Садово-парковое искусство древней Руси

Древняя Русь располагалась в Восточной Европе. Уклад жизни отличался от западного. Структура расселения была другая. Если на Западе скученные и крупные города соседствовали с крепостями феодалов и деревнями, то на древней Руси большими объектами являлись одни лишь города. Замки заменялись усадьбами, которые окружали поля для выращивания сельскохозяйственных культур. Кроме городов, крупными центрами считались некоторые знаменитые монастыри.

Для Руси характерно то, что города занимали большую площадь, чем на Западе. Существовало активное взаимоотношение города с природой. Сад был неотъемлемой частью города наравне с церквями.

О садах 10-14 века известно мало. Планы не дожили до наших дней, если вообще проектировались. Кое-что известно по летописям и позднейшим аналогам. Из уцелевших сведений известно, что собственными садами обладали монастыри и соборы. Они сочетали в себе две функции: хозяйственную и декоративную. Сады располагались во внутренних дворах монастырей и могли занимать до 30% территории. Обязательно выращивались плодово-ягодные деревья, разбивались огороды и пруды.

Сады так же были в усадьбах дворян и князей. Из летописей известно, что в 12 веке такой садик был у Юрия Долгорукого в Киеве, а также в усадьбе Андрея Боголюбского под Владимиром.

Сады Руси и Западной Европы все-таки имели общие черты. Во-первых, наличие и развитие монастырских садов. Во-вторых, создание частных садиков и парков при усадьбах или замках. Но на Западе паркам отводили строго определенную территорию, то на Руси сады были частью градостроительства.

Садово-парковое искусство на Руси

Характерные элементы русского сада до 1672 года:

Загородные усадьбы и сады до середины 17 века выполняли прагматичную функцию. Они не рассматривались как парадные резиденции или загородные усадьбы. Например, сад у Потешных палат.

Монастырские сады соединяли в себе три функции: хозяйственная, парадная и общественная. Кроме плодовых и овощных культур в монастырях выращивали лекарственные и декоративные травы и растения.

Садово-парковое искусство петровской эпохи

Большое влияние на развитие ландшафтной архитектуры в России оказала Франция. В начале 18 века был построен Петергоф. Было удачно выбрано место близ моря и с выходом на побережье. Резервуары были спроектированы так, что петергофские фонтаны работали и работают круглосуточно в течении теплого сезона. Кроме дворца там построены малые дворцы, чайные домики и банный комплекс.

На протяжении всего 18 века в Санкт-Петербурге выполнялись работы по обустройству загородных усадеб и дворцов. К ним прилегали такие садово-парковые комплексы, как Стрельна, Ориенбаум, Царское Село. Они создают облик Санкт-Петербурга как прекрасной европейской столицы. В это же время создаются крупные подмосковные ансамбли, такие как Останкино и Архангельское.

Но после смерти Петра Великого и завершения его эпохи начинается отход от канонов регулярного стиля. Гатчина, Павловский парк, Царицыно создаются в смешанном стиле с частичным включением природных ландшафтов в садово-парковые комплексы.

План дворцово-паркового комплекса Петергоф

Петергоф

Петергоф

Царицыно

Садово-парковое искусство в эпоху Возрождения и Барокко

Для этого этапа характерно распространение садов при городских усадьбах. Они имели следующие особенности:

  • отделение терема от улицы при помощи парадного двора – курдонера;
  • формирование сада за теремом с выходом на реку или озеро.

К концу 18 века закончил свое формирование тип русской усадьбы. Ее центром стал дом с хозяйственными сооружениями, огородами и плодово-ягодным садиком. Сад при усадьбе начинал регулярный партер, который примыкал к главному зданию. Потом он переходил в пейзажный парк на английский манер.

Получается, что в эпоху Возрождения, что свойственно для него, происходило возвращение к античности. Ее каноны проявились и в садово-парковом искусстве. Практическая функция сменилась художественной. Теперь сады были нужны для отдыха и созидания, а не только лишь для пищи.

Главными элементами природного комплекса города в эпоху Возрождения становятся сады и парки дворцов. Они могли занимать территорию в сотни и тысячи гектар. Активно ведется освоение пригородных и окраинных земель. Там создаются новые садово-парковые комплексы.

Развивается наука и появляется потребность в ботанических садах и садах при различных учебных учреждениях. Доступные для всех граждан зеленые насаждения на территории города представлены бульварами, аллеями и парками. Большее количество элементов садово-паркового искусства создается в регулярном стиле.

Садово-парковое искусство классицизма

В 18 веке развиваются торговые отношения с такими странами, как Китай и Япония. Европейцы знакомятся с культурой этих стран и заимствуют некоторые элементы. Это произошло и в ландшафтной архитектуре. Начинается проникновение пейзажного стиля.

Социальная и экономическая ситуация была следующая: быстро росли промышленные производство, города стихийно разрастались, ухудшили гигиенические и санитарные условия в городах. Все это поспособствовало развитию и созданию новых деталей природных городских комплексов.

Геометрическая форма парков и садов отвергалась. Это стало еще одним толчком к развитию пейзажного стиля в ландшафтной архитектуре.

Появляются городские парки, предназначенные для отдыха простых жителей городов. Например, Гайд-парк. Он имеет площадь в 160 га. По сторонам парк окружают жилые дома.

Гайд-парк

Самым популярным общественным парком считается Центральный парк, который находится в Нью-Йорке. Он сохраняет природу нетронутой на территории в 300 гектар. Используется пейзажная стилевая планировка. Сохраняется природный рельеф, организуется его показ с наиболее выгодных точек. Центром композиции становится водоем. Пространство собрано из древесно-кустарниковых массивов группами в сочетании с полянками.

Центральный парк в Нью-Йорке

Начинается общее благоустройство во всех крупных европейских городах. Улицы становятся шире, речные акватории очищаются, создаются зеленые площади.

Кроме общественных парков в начале 20 века создаются первые лесопарки. Их цель — создать условия для отдыха людей, которые не могут выезжать на курорты. Также создаются национальные парки и заповедники. На их территории сохраняются естественные ландшафты и проводятся наблюдения за жизнью животных.

Ландшафтный сад Прайор Парк


Садово-парковое искусство Советского периода

Из-за того, что города быстро выросли в 20 веке, природы была вытеснена из городов. Но сохранилось осознание важности наличия природной среды для здоровья и благополучия горожан.

Парки начинают делиться по функциям: детские, культурные, спортивные. Начинается развитие зеленых насаждений в дворовых территориях. Выполняются попытки комплексно развить зеленые насаждения в городах.

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

Водоем в Версальском парке

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Японский садовый стиль в ландшафтном дизайне

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и це нтром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1) Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2) Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3) Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

История садово-паркового искусства

Садово-парковое искусство стран Европы имеет древнюю историю. Ландшафтное искусство развивалось параллельно с изменениями в живописи, архитектуре и социальными процессами. В течение всей истории в странах Европы существовало два основных типа садов – французский (регулярный) и английский (ландшафтный). Все стили представляли собой соотношение элементов этих двух типов. История садово-паркового искусства на Западе в основном хорошо прослеживается со времен Ренессанса, хотя и раньше было распространено садоводство — достаточно вспомнить вавилонские сады Семирамиды.

Регулярные сады

классический парк в Версале

Этот стиль выражал идею полного господства человека над природой, её подчинение человеку, одновременно выступая как стиль самодержавной власти. Ярчайший пример такого подхода к парковому искусству – парк Версаля, спроектированный садовником Ленотром. В основе этого парка лежала планировка с центральным зданием и лучами, выходящими из центра. Боскеты, примыкавшие к лучам образовывали угловатые, правильные формы. Вместе с причудливым изменением природы под воздействием человека в парковых комплексах появились все симметричные и упорядоченные формы (ряды деревьев и прямые аллеи, живые изгороди, зелёные лабиринты, круглые водоёмы).

Английские сады

английский стиль в истории садово-паркового искусства

английская стилизация сада

Со временем эти участки становились всё больше, а участки регулярного сада – меньше. Сад, как и человек по представлениям романтиков наделялся свободой. В эту эпоху стало модно устраивать в садах гроты, искусственные ручьи и альпийские горки. Такой сад передавал ощущение задумчивости и грусти, свойственные искусству романтизма. Этому способствовало использование беседок, в которых можно было предаваться размышлениям. Создание пейзажных парков пришло в упадок лишь тогда, когда сад почти утратил черты искусственности.

Сады эклектики

сады эклектики в истории садово-паркового искусства

Во второй половине 19-века в архитектуре господствовала безвкусная эклектика, вызывавшая возмущение у деятелей культуры. Эта безвкусица проникает и в оформление садов. В сад стали вводить элементы шутки и китча. Именно в это время появляется уродливая фигурка фламинго. Ощущение причудливости и странности в таких садах достигает апогея. Самую главную роль при этом играл индивидуальный вкус владельца сада.

Вместе с тем стали появляться элементы, незаменимые в современном саду – водяные фейерверки и другие водяные устройства, которые теперь существовали сами по себе, независимо от скульптур и фонтанов. В садах появляются фигурки и современные скульптуры, а беседки принимают более современный вид.

Разводить сады становится модно, и сад больше не является привилегией богатейших слоёв общества. Набирают популярность современные газоны (в это же время изобретают газонокосилки). Вместе с этим идёт благоустройство городов. Появились лавочки у подъездов и в парках, беседки и сцены для оркестров. Вместе с увлечением простых людей садами появились профессионалы, изучающие садоводство и дающие советы, периодические издания о садоводстве. Вместе с развитием путешествий в европейских садах появились экзотические растения. Появился тип сада – путешествия, в котором собраны растения определённых стран и климатических зон.

эклектика в саду

Сады модерна

сады в стиле модерн в истории садоводства

В конце 19- начале 20-го века с развитием искусства модерна появляется и сад модерна. Он был необычен тем, что являлся как бы полной противоположностью того же модерна в архитектуре и живописи. В саду модерна господствовали тусклые зелёные и белые цветы (молочай, манжетка). Символика модерна проникает в оформление сада и растения в нём соответствуют растениям на картинах художников того времени (ирисы, сирень, настурция, кувшинки, водяные лилии, мальва, табак, рододендроны, гортензии, ивы).

Однако в садах не встретишь той чрезмерности декора и многочисленных извилистых линий, свойственных модерну. Дорожки в садах ар-нуво прямые и сад снова приобретает черты регулярного стиля, однако, в отличие от садов Ленотра, в нём нет открытых помпезных перспектив, а сам сад имеет совсем небольшой размер. В саду господствует чёткое разделение на зоны. Исторический стиль модерн используется и сегодня при оформлении большинства выставочных садов на фестивалях.

модерн в истории садового искусства

Сады двадцатого и двадцать первого века

Постепенно сад приобретает современный вид. В 20 веке появляются современные модернистские беседки простых кубических форм, которые на Западе сегодня встречаются повсеместно, но практически не используются в России. В конце века в сад проникают экотехнологии.

современные сады в истории садово-паркового искусства

современный сад в истории паркового искусства

Несмотря на рост городов, садово-парковое искусство продолжает радовать людей. Уход за садом для многих остаётся неотъемлемой частью жизни. На дачном участке или в городе природа нужна человеку, и работы в саду – лишь небольшая цена за то удовольствие, которое дарит человеку общение с природой. И, как видите, история садово-паркового искусства довольно интересна, однако мы рассмотрели лишь западные веяния, поэтому восточные стили садов рассмотрим отдельно в ближайшее время.

Читайте также: