У короткого ума длинный язык пояснение кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие компентенций субъектов образовательного процесса

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пословица - это краткое, нередко рифмизированное изречение, представляющая собой законченное предложение и выражающая определенное умозаключение. Содержание пословиц специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-эстетические, эстетические народные взгляды.

Пословица представляет собой «минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль. Выражение этой мысли равно тексту, и нет ни растворения этой мысли в сюжете, ни мыслей, конкурирующих с главной.

Понимание пословиц можно считать одним из критериев владения языком, развития речи. В то же время это наиболее трудный для понимания жанр. Во-первых, виды информации (фактуальная, подтекстовая, контекстуальная) в мини-тексте тесно переплетены, практически слиты. Во-вторых, переход от конкретного информационного содержания к смыслу неалгоритмичен, имеет сходство с инсайтом (аналогично пониманию морали басни - исследования А.А. Брудного).

Психологические механизмы понимания мини-текста еще не достаточно ясны, однако искать приемы формирования умения понимать пословицу необходимо.

Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьников в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном соотношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщенно-метаморфический образ, заключенный в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и читательский опыт.

Анализ современных школьных учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей стала интереснее и глубже. Однако при работе с пословицей дидактический материал актуализируется для формирования орфографических и грамматических умений, а художественная ценность пословиц не рассматривается.

Наблюдения заставили предположить, что, выполняя в основном грамматико-орфографические задания с пословицами, дети остаются на низком уровне понимания мини-текста. Акцентирование внимания на лексико-грамматических особенностях пословицы не приближает к пониманию концепта (общего смысла), не способствует его переносу на другие тексты или жизненные ситуации.

Трудность в извлечении фактической информации из мини-текста связана с бедностью словарного запаса школьников. Особенно это касается устаревшей и заимствованной лексики (например, сыч, изъян, золотник).

При выражении концепта иногда сложно перейти с языка мысли в речевой план. В данном случае находится, подбирается концепт - синоним (в мини-тексте), который уже имеет яркое речевое выражение.

Затруднения в мыслительной работе при понимании пословицы могут возникнуть на любом уровне. Уровень воспроизведения: дети не понимают многих слов в пословицах и, как правило, не выясняют их значение. Уровень понимания: многие ученики остаются на уровне понимания только фактуальной информации; имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации, т.е. ребенок вычитывает не ту мысль, которая скрыта в пословице. Уровень применения: трудность в формулировке мысли, содержащейся в мини-тексте.

В начальную школу дети приходят, уже имея значительный багаж словарного запаса и речевой практики. Однако практика показывает, что многоплановость пословиц, наличие в них подтекста, скрытых смыслов, а также умение расширить и обобщить ситуацию, описанную в пословице, и соотнести её со своим жизненным опытом осложняет осознание младшими школьниками всей полноты смысла пословиц.

Так, например, третьеклассники объяснили смысл предложенных им для толкования пословиц:

Эти ошибки связаны с такими особенностями мышления детей младшего школьного возраста, как конкретность и ассоциативность, а также преобладанием наглядно-образного мышления над абстрактным.

Поэтому мы считаем что, необходимо комплексное формирование знаний и умений, ведущих к полному вычерпыванию смысла, а именно:

Умение находить пословицы из ряда других жанров устного народного творчества;

Умение раскрывать основную мысль пословицы;

Умение уместно употреблять пословицу.

В связи с этим, пришла к выводу, что, успешному формированию умений понимать и употреблять пословицы будет способствовать соблюдение следующих методических условий:

а) необходим специальный подбор пословиц:

б) обеспечение соблюдения повторяемости упражнений с наращиванием трудности и увеличением самостоятельности в работе.

Посчитала необходимым ввести образное понимание смысла в пословице и предложили детям сравнить пословицу с орешком:

Спеси боятся, а вежливых чтут.

Что значит слово спесь? Почему высокомерия боятся? В чём различие высокомерия и вежливости?

Мысль: высокомерие – порождение жадности, ненависти, злобы, а вежливость, как правило, доброты, дружелюбия. Человеку комфортнее с тем, кто хорошо к нему относится.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Об объекте судят не по… (внешности), а по… (качеству, поступкам).

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Глупый в трудную минуту… (отчается), а умный… (найдёт выход).

От слова до дела целая верста.

Прежде чем… (сказать), нужно быть уверенным, что… (сделаешь) это дело.

В связи с этим разработано учебное пособие по русскому языку и литературному чтению для учащихся третьих классов, цель которого - формирование умения понимать пословицы у учащихся начальных классов, обогащение словаря, развитие мышления.

Предлагаемый материал соответствует программе по русскому языку и литературному чтению. В пособии дополнительно подобраны пословицы разных народов, сгруппированные по тематике. На их основе разработаны у пражнения:

орешки ядрышки

У короткого ума длинный язык. Не учи учёного.

Не учи рыбу плавать. Не лезь не в своё дело.

Не в свои сани не садись. Болтливый не отличается умом.

Части пословиц перепутались, соедини их правильно.

1) Спеси бояться, а умом

2) Честных почитай, где по имени зовут

3) Хорошо там и тут, а вежливых чтут

4) Пишут не пером, а гордых презирай

Прочитайте казахские пословицы и вспомните русские, которые соответствуют им по смыслу:

Когда нужда, крупинка соли дорога.

Многословие – серебро, молчание – золото.

Правда, сочащаяся кровью, лучше лжи, источающей мёд.

Подсказка:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое.

И мутную воду пьют в невзгоду.

В пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Они представляют собой своеобразный свод правил, регламентирующий все стороны жизни человека в обществе. Словарь пословиц можно рассматривать как учебник жизни. Поэтому естественным является стремление учителей начальных классов как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребенка особенно активен.

Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений /Н.В. Гоголь: в 6т. - М., 1953. -
т.6. - 166с.

Горький М. Материалы и исследования /М. Горький: в 3т. - М., 1934. -
т.1.- 114с.

Психология: Учебник для студентов в педагогических учебных
заведениях /Р.С.Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. - 688с.

Соболева О.В. О понимании мини - текста /О.В. Соболева //Вопросы
психологии. - 1995. - № 1 - с.46-52.

Соболева О.В. Беседы о чтении (К проблеме понимания текста)// Начальная школа плюс до и после – 2008. - №6 – С. 3-9.

Толстой Л.Н. Азбука; Новая Азбука/ В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк – 2-е изд., - М.: Просвещение – 1987. – 575с.

Ушинский К.Д. собрание сочинений/ К.Д. Ушинский: в 6т. – М.: Академия, 1949. – т.1. С.55.

С коротким умом особо не наговоришь. Не хватит ни слов, ни аргументов.

Каждый человек слышит только то, что понимает. Скажешь такой, например: "Я слишком много работаю!" - а она мечтает стать эскортницей, только сама себе в этом не признаётся. Так что тебе ответит такая девушка? - "Ты (!) хочешь стать содержанкой, фу, позорище!". - Обвинит тебя в своих же чувствах, что, кстати, не редкость.
Так я о чем: умный человек лучше промолчит, потому что прекрасно знает, что 98% людей переиначат его мысли на свой лад. Как грится: "Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что вы слышите". (с)
Вот тебе один аргумент, дальше сам)

Нам создает проблемы не то, чего мы не знаем. Нам создает проблемы то, что оказывается не таким, каким мы его знаем . То, что мы знаем, но не знаем о том, что мы это знаем, создает нам еще большие проблемы.(с) Милтон Эриксон
***
Бог не где–то там далеко. К нему не нужно идти, не нужно совершать паломничество. Бог там, где ты. Ты есть благодаря Богу. Бог в твоём дыхании, Бог — это твоя жизнь. И нет иного Бога, кроме жизни.Люди придумали образы Бога, чтобы уйти от жизни, — это не образы Бога, а уход от Бога. Люди избегают Бога, именно поэтому они построили храмы, мечети и церкви. Они созданы не религиозными людьми, запомните это, они созданы нерелигиозными людьми. Храмы и так называемые религии созданы теми, кто не хочет вступать в контакт с Богом, кто хочет отложить эту встречу. Эти религии внушают вам, что Бог явится в будущем, в какой–нибудь другой стране, на каком–нибудь другом материке, в каком–нибудь другом мире, но только не здесь. А он здесь.Он здесь, в песнях птиц, в зелёной, красной и золотой листве деревьев. Он в летящей птице. Он везде. Вам даже не нужно выходить за пределы самих себя, чтобы найти его. Он — ваша сокровенная суть, ваш субстрат, само ваше бытие. Разве его можно ждать? Это то же самое, что быть рыбой в океане и ждать океана, — это глупо.

***
Новый русский - другу : - Представляешь , я влюбился! Но ей 25 ,а мне 65, но я очень богат! Как ты думаешь, мои шансы увеличатся если я скажу что мне 55? - Твои шансы увеличатся , если ты скажешь, что тебе 75!
***
ПРИТЧА
В древнем Китае, девушка, которая выходила замуж, жила в доме своего мужа и служила ему и его матери. Так случилось, что одна девушка, после свадьбы была не в состоянии выносить постоянные упреки своей свекрови. Она решила избавиться от нее. Девушка пошла к торговцу травами, который был другом ее отца. Она сказала ему:— Я не могу больше жить со своей свекровью. Она сводит меня с ума. Не могли бы вы мне помочь? Я хорошо заплачу. — Что я могу для тебя сделать? — Спросил травник. — Я хочу, чтобы вы продали меня яд. Я отравлю свекровь и избавлюсь от всех бед — отвечала она. После долгих размышлений, травник сказал: — Хорошо, я помогу тебе. Но ты должна понимать две вещи. Во-первых, ты не можешь отравить свекровь сразу, потому что люди догадаются о том, что произошло. Я дам тебе травы, которые будут постепенно убивать ее, и никому не придет в голову мысль, что ее отравили. Во-вторых, чтобы окончательно избежать любых подозрений, ты должна укротить свой гнев, научиться уважать ее, любить, слушать и быть терпеливой. Тогда никто не будет подозревать тебя, когда она умрет. Девушка согласилась на все, взяла травы и стала добавлять их в еду свекрови. Кроме того, она научилась контролировать себя, прислушиваться к свекрови и уважать ее. Когда та увидела, как изменилась к ней отношение невестки, она всем сердцем полюбила девушку. Она рассказывала всем, что ее невестка самая лучшая, такая, о которой можно только мечтать. Через полгода, отношения между ними стали близкими, как между кровными матерью и ее дочкой. И вот однажды девушка пришла к травнику и взмолилась:— Ради Бога, пожалуйста, спасите мою свекровь от яда, который я ей давала. Я не хочу убивать ее. Она стала самой прекрасной свекровью, и я люблю ее. Травник улыбнулся и ответил: — Не волнуйся, я не давал тебе никакой отравы. То, что я тебе дал, это просто специи. Яд был только в твоей голове, и ты сама от него избавилась.
***
Нет никаких обязанностей жизни, есть лишь одна обязанность — быть счастливым. Только для этого мы пришли в мир. И все обязанности, и все моральные нормы, и все заповеди редко помогают нам делать других счастливыми, поскольку сами мы при этом не становимся счастливыми. Если человек хорош, то он таков лишь потому, что счастлив, что нашел в себе самом гармонию. Единственно важным на свете для каждого является его собственная внутренняя сущность, его душа, его способность любить. Если они в порядке, то все равно, едим мы пшено или пироги, носим бриллианты или стекляшки, тогда мир будет звучать с душой аккордом чистым и будет хорош, и будет в порядке. Герман Гессе
***

Пословицы и поговорки о языке и речи для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки, которые учат детей хорошей речи?

В данной статье мы разберем интересные и познавательные для детей пословицы. Изучите с детьми пословицы о речи и языке, а наша статья вам в этом поможет.

Пословицы и поговорки являются высказываниями, которые так или иначе всегда присутствуют в нашей жизни. Именно с помощью таких изречений наша речь становится более эмоциональной и красноречивой. Также не стоит забывать и о том, что на примере пословиц можно объяснять разные понятия, особенно если говорить об обучении детей.

Пословицы и поговорки о языке и речи для дошкольного возраста, детского сада: сборник с объяснением смысла

С помощью речи мы общаемся с нашими родными, друзьями, да в принципе со всеми, кто нас окружает. Именно способность говорить дает нам возможность практически с самого рождения высказывать свои мысли, показывать эмоции.

Маленьким деткам очень важно дать понять, что речь и слово – это своеобразные инструменты, которые нужно умело использовать, дабы не навредить самому себе или кому-то.

Лучшие пословицы и поговорки о языке и речи для младшего и среднего школьного возраста: сборник с объяснением смысла

Популярные русские народные пословицы и поговорки о языке и речи: сборник с объяснением смысла

Русское народное творчество не обходится без пословиц и красноречивых изречений. Некоторые из поговорок уже не употребляются в повседневной речи, но есть и такие, которые актуальны и сегодня.

  • В сладких речах всегда таится горечь. Смысл пословицы в том, что красивые слова не всегда являются правдивыми. Пословица учит нас объективно оценивать ту информацию, которую преподносят нам люди.
  • Где много слов, там мало дел. Поговорка объясняет нам, что болтливые люди зачастую умеют только красиво говорить, а когда приходит время действовать и исполнять обещанное, они отступают.
  • Говорить легко, делать трудно. Язык наш не устает практически никогда, поэтому много людей так сильно любят болтать. Зачастую воплотить в жизнь сказанное гораздо сложнее, чем просто сказать об этом, поэтому и говорят, что легко рассказывать как нужно, а вот взять и сделать так – трудно.
  • Доброе слово окрыляет. Слова, как известно, могут и лечить, и калечить. Добрым и приятным словом можно вселить в человека веру, доброту и уверенность. Поэтому и говорят, что от добрых речей человек словно крылья получает.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Когда наступает засуха, все живое замирает, жизнь, будто останавливается, однако, с приходом дождя все возвращается на свои круги. Вот так и в жизни с человеком. Доброе слово может воодушевить человека, подарить ему веру в себя.
  • За ее языком не поспеешь и босиком. Так говорят о людях, которые много и быстро говорят.
  • Каков ум, такова и речь. Смысл пословицы в том, что зачастую то, что человек позволяет говорить себе, зависит от его мудрости и разума. Глупые люди не говорят умных вещей, так же и с мудрыми. От мудрого человека редко услышишь дурость.
  • Когда говоришь, хорошенько думай. Поговорка призывает нас думать о том, о чем мы собираемся сказать. Обдуманные высказывания никогда не поставят нас в неловкое положение.
  • Лучшее лекарство – всегда говорить правду. Изречение объясняет нам, как важна правда, и учит нас тому, что во всех ситуациях мы должны говорить только правду.
  • Многословие – не мудрость. Пословица объясняет нам, что человек, который постоянно и много говорит, не обязательно является умным и мудрым. Наоборот, безудержные речи зачастую говорят о глупости человека.
  • Одно дело – говорить много, другое – говорить дело. Говорить дело, значит говорить правильные, толковые слова, которые касаются сути какого-то дела. Суть высказывания в том, что есть большая разница между тем человеком, который болтает пустые слова и тем, кто говорит информацию со смыслом.
  • Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает. Порой правда не совсем такая, какой бы мы хотели ее знать. Несмотря на это, гораздо лучше знать правду и жить, сделав выводы, нежели тешить себя неправдой и создавать иллюзию счастья.
  • Рана, нанесенная словом, тяжелее, чем рана от стрелы. Смысл изречения в том, что иногда сказанное слово может принести больше боли и вреда, нежели какое-то оружие, поскольку страдания душевные порой гораздо сильнее, нежели физические.
  • Слово – полководец человечьей силы. Поговорка объясняет нам то, что слова это не просто звуки. Все слова наделены огромной силой и при правильном их использовании, можно свернуть горы.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнешь. Человеческая душа является невидимым другим людям местом. Однако ее владелец всегда знает и чувствует как она болит. Смысл пословицы в том, что словом можно ранить душу.
  • У плохих людей язык злодей. Суть изречения заключается в том, что недобрые люди всегда говорят много гадостей.
  • Хорошую речь приятно слушать. Поговорка объясняет нам о том, что человека, который говорит приятные, добрые слова и правду всегда приятно слушать.
  • Что в лицо сказано, со злом не связано. Все мы знаем, что за спиной говорятся, как правило, только плохие вещи о нас. Поговорка учит нас тому, что сказанные в лицо слова, пусть даже и неприятные, нельзя считать подлыми.
  • Язык без костей. Так говорят о человеке, который говорит много и зачастую только глупые речи.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы. Под длинным языком принято подразумевать такое человеческое качество как болтливость. Люди, которые сплетничают, все время кого-то обсуждают, осуждают, поэтому и говорят, что у сплетниц очень длинный язык.
  • Языком не торопись, а делом не ленись. Смысл поговорки в том, что говорить нужно лишь после того, как подумаешь о том, что хочешь сказать, а вот исполнять сказанное нужно быстро.

Самые интересные пословицы и поговорки о языке и речи для детей: сборник с объяснением смысла

Не только русские народные пословицы и поговорки являются интересными и поучительными. Красноречивые высказывания других народов мира так же отличаются актуальностью и популярностью.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей о языке и речи: сборник с объяснением смысла

  • Коротко, да ясно. Для того чтобы сказать какую-то мысль правильно и красиво, совершенно не обязательно говорить много и заумно. Если человек высказывается просто и понятно, о его речах говорят, что сказаны они коротко и ясно.
  • Бог дал два уха, а один язык. Существует множество высказываний о том, что мы награждены двумя ушами, чтобы много слушать и лишь одним языком, что говорить в меру и лишь по делу. Смысл пословицы заключается в том, что важнее слушать, думать и делать выводы, недели постоянно болтать, не слыша никого вокруг.
  • Не всякому слуху верь. Людская молва, сплетни и слухи – это то, что портит отношения между людьми. Зачастую множество информации не имеет ничего общего с правдой. Поэтому данное изречение учит нас обдуманно подходить к полученной информации и верить в нее, только если она проверенная.
  • Не при вас будь сказано. Так говорят тогда, когда озвучивается и произносится какая-то информация, которая изначально не предназначалась для какого-то присутствующего человека.
  • Лепечет как сорока. Крик и лепет издаваемый сорокой трудно не заметить. Звуки этой птицы очень быстрые и резкие. Так говорят о человеке, который постоянно что-то болтает, при этом делает это крайне быстро.
  • Язык иглы острее. Суть изречения в том, что языком можно уколоть гораздо больнее, нежели самой острой иголкой, поскольку игла наносит физическую боль, создавая рану на теле, а слова ранят душу.
  • Язык до Киева доведет. Так говорят потому, что с помощью общения можно узнать любую информацию. Раньше, когда еще не было карт и других средств для общения, люди использовали речь в качестве навигатора. Много кто хотел попасть в Киев и, находясь в пути, спрашивал дальнейшую дорогу у проезжих и прохожих. Так и появилось данное высказывание.
  • Слухом земля полнится. Суть поговорки заключается в том, что люди очень часто говорят недостоверную информацию, и каждый последующий человек искажает услышанное сильнее предыдущего. Впоследствии таких действий наша земля в буквальном смысле слова наполняется слухами.
  • Секрет на весь свет. Все мы понимаем, что секрет, это тайная, сокровенная информация, которая в принципе не предназначена для распространения ее среди широких масс населения. Такое высказывание применяется к информации, которая была сказана как секрет, но стала всем известной из-за чьей-то болтливости.
  • Сказано – сделано. Так говорят о действиях человека, который всегда делает то, о чем говорит, то есть отвечает за свои слова.
  • Бойся Вышнего, не говори лишнего. Вышний имеется в виду Бог. Пословица призывает всех нас говорить только правду и при этом обдумывать каждое свое слово, дабы им не ранить и не огорчить кого-то. Ведь за неправдивые и обидные речи все мы понесем наказание.
  • На что привирать, лучше смолчать. Суть высказывания заключается в том, что чем говорить неправду, лучше попросту промолчать и вовсе ничего не говорить.

Пословицы и поговорки несут в себе глубокий смысл. Правильно используя их в своей речи, мы делаем ее богаче и красноречивее.

Читайте также: