С н лысенкова биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Личная история Софья Николаевна Лысенкова - родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году.

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное . Это перспективная подготовка , т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Большие опоры - схемы 1. Введение в анализ задачи (I класс). 2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс). 3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс). 4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс). 5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс). 6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс). 7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс). 8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс). 9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс). 10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс). 11. Порядок арифметических действий (II класс). 12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс). 13. Части, доли (II класс). 14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы).

Научные работы С.Н. Лысенковой Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997. Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб.

Педагогика "ТехнологияС.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении".(презентация)

Презентация по педагогике.


Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки".


С. Н. Лысенкова.

О системе работы С. Н. Лысенковой.


Педагогические технологии. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова)"


Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение .

По окончании 10-го класса в 1945 году поступает в 11 (профильный, педагогический) класс, организованный на базе школы №349 г. Москвы.

По окончании педагогического класса в 1946 году начинает работать в качестве учителя начальных классов московской школы №587. Более чем за двадцать лет непрерывной работы педагогом начальной школы, сформулировала основные тезисы, описывающие методику опережающего обучения, которая до сих пор имеет как сторонников, так и критиков.

До последних дней жизни осуществляла педагогическую деятельность.

Умерла в 2012 году в Москве.

Вклад в науку

Методика С.Н. Лысенковой является общепедагогической, гуманистической, реализуемой в традиционной классно-урочной системе с использованием элементов дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Сутью данной методики является использование в процессе обучения младших школьников опорных схем и осуществление комментируемого управления учебного процесса. В качестве преобладающего метода обучения применяется объяснительно-иллюстративный с элементами диалога.

Готовые работы на аналогичную тему

Концептуальными положениями методики предполагается:

  • реализация личностного подхода в сотрудничестве с учащимися;
  • главным условием развития школьников называется достижение успеха каждым учащимся;
  • наличие в классе доброжелательности, взаимопомощи, при возникновении трудностей комфортная обстановка в классе позволяет ребёнку не бояться ошибок и не стесняться сверстников;
  • главное в работе – предупреждать ошибки, а не работать над ними;
  • реализация принципов последовательности и системности в содержании учебных материалов;
  • осуществление дифференциации, планирование доступных заданий для каждого ученика;
  • организация постепенной работы, в результате которой становится доступна полная самостоятельность при выполнении заданий;
  • обучение незнающих учащихся знающими.

Методика С.Н. Лысенковой предполагает организовывать усвоение учебного материала учащимися при прохождении трёх этапов.

На первом этапе реализуется перспективная подготовка младших школьников – путём медленного последовательного знакомства учащихся с новым понятием раскрывается тема урока. На данном этапе активно развивается доказательная речь, широко используются опоры. Планируется выполнение практических работ с использованием комментируемого управления. Ответы на вопросы учитывают желания детей. Активность на данном этапе урока проявляют сильные ученики.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Уже не используются схемы, происходит формирование навыка быстрого действия. На данном этапе происходит рождение новой перспективы, школьники уже не сталкиваются с трудностями.

Важным методическим приёмом, используемым в методике, является приём комментируемого управления, который представляет собой по сути ответ ученика с места о том, что он делает в данный момент, данный приём оказывает помощь в оптимальном включении в работу всего класса, с помощью комментируемого управления ведётся непрерывная обратная связь со всеми учениками класса.

Ещё одним приёмом является использование опорных схем (опор), которые представляют собой выводы, рождающиеся в процессе объяснения нового материала, это могут быть таблицы, карточки, наборное полотно, чертежи, рисунки. Применение опор избавляет от механической зубрёжки основных правил. Они усваиваются школьниками осмысленно – при составлении правил по опоре, выполнении практического задания (решение примеров, задач, уравнений, выполнение грамматических заданий).

Основные труды

Основные труды С.Н. Лысенковой посвящены описанию сути методики, доступным языком с большим количеством примеров даются практические рекомендации по использованию апробированной в течение длительного времени методики на практике при проведении уроков в начальной школе. В качестве основных, можно выделить:

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и, прежде всего, развивает у них навыки действия. Но растущая потребность общества в развитии творческих способностей людей становится все более ощутимой, и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. Модернизация образования, внедрение курса информатики и результаты поиска инновационных педагогов — В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, которые удивляют педагогический коллектив развитием способностей детей, — все это и многие другие аспекты педагогического наследия в новых условиях требуют нового восприятия и оценки.

Софья Николаевна Лысенкова, педагог-новатор - Биография

Биография

Формирование учебной деятельности как способа активного и увлекательного приобретения знаний является одним из направлений развития личности обучающегося. Особенностью данного метода является последовательное и целенаправленное развитие деятельности самих учащихся (понимание учебного задания, освоение способов активной трансформации объекта ассимиляции, внешний комментарий к их действиям, освоение способов самоконтроля). На этом базируется задача перехода от одного компонента универсальной учебной деятельности к другому, т.е. формирования способов самоорганизации деятельности в условиях ФСЭОУДОВ.

Противоречие: изучение закономерностей развития творческих способностей является сдвигом в развитии детей ранее, открывает значительные, ранее неизвестные резервы навыков, которые не всегда хорошо развиваются сегодня в дошкольном и начальном школьном возрасте. Обращаясь к известным концепциям советских педагогов, большое внимание к изучению этой проблемы может найти пути устранения перегрузки учащихся в школе, которая сейчас угрожает их здоровью; изучение увлекательной концепции обучения С.Н. Концепция ангажированного обучения Лысенковой даст детям время для той важной человеческой деятельности, на которую у них сейчас нет времени, прежде всего, для продуктивного труда, художественного и эстетического увлечения, затем — для спорта и научно-технического творчества; резко повысит качество школьного образования; поможет создать условия, в которых возможно развитие всех творческих сил человека.

Важные этапы в педагогической деятельности Лысенковой

В современных российских школах большое внимание уделяется развивающему обучению, а новые программы начальной школы, основанные на федеральном государственном стандарте общего начального образования, рекомендуют уделять особое внимание организации развивающего обучения. В руководстве организации учтены подходы и технологии, истоки которых лежат в известной концепции С. Лысенковой.

Лысенкова Софья Николаевна (24.02.1924 — 6.12.2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР (1981), народный учитель СССР (1990), в 1999 году получила высшую отраслевую награду Министерства образования и науки Российской Федерации — медаль К.Д. Ушинского.

В 1945 году окончила 10 класс, а затем поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С 1946 года постоянно работала учителем начальных классов в Москве. В 70-х годах она сформулировала основные черты метода усовершенствованного обучения. Ее неоднократно критиковали методисты и учителя, работающие с традиционными методами. Она является одним из основателей педагогики сотрудничества.

Генезис опережающего обучения в области педагогической науки

Предварительное обучение — это такая форма обучения, при которой краткое изложение предмета дается преподавателем до начала изучения учебной программы. Краткие основы могут быть даны в виде тезисов, если тема связана, или они могут быть ненавязчивыми намеками, примерами, ассоциациями. Считается, что предвосхищающее обучение эффективно при работе с трудной для понимания темой. Предварительное обучение подразумевает развитие у учащихся мышления, выходящего за рамки их возрастных возможностей.

Обучение проходит в три этапа: предварительное введение первых (небольших) частей будущих знаний, уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости в методах мышления и учебной деятельности.

Такое дисперсное поглощение учебного материала обеспечивает передачу знаний в долговременную память.

Отечественная психология и педагогика основываются на утверждении Л.С. Выготского о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе приобретения знаний, способов действия, вхождения человека в контекст культуры. По мнению Л.С. Выготского, учение, исходя из достигнутого уровня развития, должно предвосхищать, стимулировать, вести, поэтому необходимо организовать процесс приобретения знаний таким образом, чтобы вводить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая развитие в процессе. Обучение, предшествующее развитию, направлено на развитие ребенка как основную цель.

Практическое внедрение системы повышения квалификации учителей начальных классов и ученых Ш.А. Амонашвили, Л.В. Заньков, А.А. Люблинская, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.

С.Л. Соловейчик назвал идею предвидения, положенную в основу учения С.Н. Лысенковой, гением. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, типичной для преподавания в больших блоках, передовая технология имеет трехлинейную структуру. Предварительный урок включает в себя материал, который был преподан и усвоен, а также будущий материал. Формируется новая концептуальная система в дидактике, раскрывающая суть предвидения: Частота предвидения, длина или расстояние предвидения.

Методы обучения, используемые Лысенковой

Ожидание С.Н. Лысенкова не означает, что ученики с утра до вечера не заняты школьными и домашними заданиями. Это кабинет, в котором, как говорит сама Софья Николаевна, дети могут и должны наслаждаться всеми благами жизни — музеями, театрами, спортивными клубами, музыкальным и художественным образованием, и просто гулять. У Лысенковой есть строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна им мешать.

Открытие Софьи Лысенковой более тридцати лет. В 1968 учебном году была введена новая программа — тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметикой стала математика.

Благодаря перспективному обучению было сэкономлено много времени. Результатом является общий прогресс в материале программы. Основные этапы работы над сложной темой четко очерчены.

Первый этап — перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, развитие предмета. Активно развивается доказательная речь с использованием подставок. Существует практическая работа с аннотированным контролем. В ответе учитывается желание мальчиков. Как правило, сильные студенты на этом этапе активно отвечают.

Второй этап — работа над учебником: уточнение понятий и обобщение материала. Учащиеся уже сознательно ориентируются в обобщении схемы, имеют доказательства, справляются с самостоятельными задачами в школе и дома. Им дается домашнее задание по сложной теме на достаточно подготовленном материале. На этом этапе студенты опережают игру, потому что на перспективном этапе многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап — использование запоминаемого времени (созданного заранее). Схемы исчезают, формируется способность бегло работать. На этом этапе рождается новая перспектива, которая больше не приносит трудностей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Формула Души | Душевная Астрология

Лара Нагарникова

Лара Нагарникова запись закреплена

Три педагогических правила от Софьи Лысенковой

Какой педагог не мечтает о том, чтобы его ученики успевали примерно одинаково? Особенно в младших классах. Иначе - сущий ад. Одному пора сложные предложения объяснять, а другой еще не весь алфавит выучил. А класс - один. И объяснять ученикам нужно одно и то же.
Между тем еще недавно в Москве работал педагог, которому удалось блестяще разрешить эту проблему. И притом именно в младших классах. Это - учительница Софья Николаевна Лысенкова. У нее неуспевающих не было. Вообще. Это в принципе исключено.

Опережая время
Основа методики педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой - так называемое перспективно-опережающее обучение. Суть ее состоит в том, что некоторые самые сложные моменты следует начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет школьная программа. Постепенно, один элемент за другим. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы, когда до нее дойдет очередь, не было ощущения полнейшего ужаса и паники, вызванной полным непониманием происходящего.

По несколько минут - но на каждом уроке.
При этом во время урока используется огромное количество наглядного дидактического материала - всевозможные схемы, таблицы, карточки и значки. Это тоже сильно помогает усвоению материала.
Выше всего Софья Лысенкова ставит время. То самое время, которое на обычных уроках в огромных количествах уходит впустую. Один ученик не успел что-то дописать, второй что-то не дослышал, третий на что-то отвлекся - в результате эффективность урока падает во много раз. А это недопустимо.

Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924, Москва — 6 декабря 2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1981 г.), народный учитель СССР (1990 г.), в 1999 г. ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — медаль К. Д. Ушинского.

Литература

  • Лысенкова, С. Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов = московской школы 587 / С. Н. Лысенкова. — Москва : Педагогика, 1985. — 176 с. — (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки) .
  • Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя : из опыта работы / С. Н. Лысенкова. — Москва : Просвещение, 1988. — 192 с. : ил. — (Творческая лаборатория учителя) . — ISBN 5-09-001392-6.
  • Лысенкова С. Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу: Как учить маленьких. — 2001 г., 96 стр. ISBN 5-88527-099-6
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 февраля
  • Родившиеся в 1924 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 6 декабря
  • Умершие в 2012 году
  • Умершие в Москве
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Народные учителя СССР
  • Заслуженные учителя школы РСФСР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лысенкова, Софья Николаевна" в других словарях:

ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна — (р. 1924) российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики перспективного обучения учащихся начальных классов … Большой Энциклопедический словарь

Лысенкова, Софья Николаевна — (р. 1924) педагог новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном… … Педагогический терминологический словарь

ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна — (p. 24.2.1924, Москва), педагог новатор, нар. учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. класса ср. школы в Москве, работала учителем нач. классов в школах (с 1974 в ср. школе № 587). Л. подтвердила многолетними положит. результатами методику … Российская педагогическая энциклопедия

ЛЫСЕНКОВА — Софья Николаевна (p. 24.2.1924, Москва), педагог новатор, нар. учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. класса ср. школы в Москве, работала учителем нач. классов в школах (с 1974 в ср. школе № 587). Л. подтвердила многолетними положит,… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь

Список умерших в 2012 году — Содержание 1 Декабрь 1.1 27 декабря 1.2 26 декабря 1.3 25 декабря … Википедия

Читайте также: