Военно стратегический потенциал сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 января 2018 года в США будет опубликована новая Национальная военная стратегия. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этих документах.

Что такое Национальная военная стратегия США

Национальные военные стратегии США (National Military Strategy, NMS, НВС) - основополагающие документы, в которых сформулированы цели вооруженных сил страны с точки зрения реализации задач, поставленных руководством США в стратегиях национальной безопасности. Стратегии определяют, к какого рода конфликтам должны быть готовы ВС США. Документы разрабатываются Объединенным комитетом начальников штабов (ОКНШ; руководящий орган в ВС США, в котором представлены начальники штабов основных видов вооруженных сил). НВС могут быть уточнены или дополнены в зависимости от изменения характера угроз для безопасности Соединенных Штатов.

Первая НВС была разработана в 1992 году, впоследствии документы выходили в 1995, 1997, 2004, 2011 и 2015 годах.

Национальные военные стратегии США 1990-х годов

Стратегия, представленная в январе 1992 года председателем ОКНШ Колином Пауэллом в период президентства Джорджа Буша - старшего, стала реакцией на изменившийся мировой порядок после распада СССР. Она представляла собой документ, которым вооруженным силам США предстояло руководствоваться после окончания холодной войны. Стратегическое планирование в США тогда было переориентировано с принципа сдерживания Советского Союза на гибкое использование военной силы для нейтрализации возможных региональных конфликтов и внезапных кризисов. Документ предусматривал значительное сокращение численности личного состава ВС и резервных формирований, а также уменьшение финансирования.

Стратегия, обнародованная главой ОКНШ Джоном Шаликашвили в марте 1995 года при президенте Билле Клинтоне, была нацелена на обеспечение глобального лидерства США. Концепцию его достижения она формулировала через принцип "выборочного и гибкого участия" в региональных конфликтах (официальное название документа "Стратегия гибкого и избирательного вовлечения"). В предисловии к документу Шаликашвили назвал основной целью ВС США "быть готовыми вести войну и одержать в ней победу, когда бы и где бы это ни потребовалось". Среди основных задач ВС были названы поддержание региональной стабильности, что в мирное время обеспечивается военным присутствием США за рубежом, и пресечение посягательств на интересы США и их союзников в разных регионах мира. В частности, в документе отмечалось, что ВС США должны быть готовыми вести войну и одержать победу одновременно в двух и более конфликтах. Среди методов достижения стратегических задач - передовое военное присутствие, совершенствование потенциала быстрого развертывания сил, привлечение к сотрудничеству бывших противников, сокращение состава собственных вооруженных сил при сохранении их эффективности за счет технической модернизации. Россия упоминалась в этом документе в связи с совместной работой по пресечению распространения оружия массового уничтожения (ОМУ).

Обновленная в 1997 году версия под названием "Стратегия формирования обстановки, реагирования на кризисы, подготовки к неопределенному будущему" (глава ОКНШ Джон Шаликашвили; президентство Билла Клинтона), по сути, повторяла предыдущий документ. В ней отмечалось, что Соединенным Штатам не угрожают ядерные державы, но существуют страны и другие действующие субъекты, которые могут бросать вызов Вашингтону и его союзникам, в том числе используя терроризм и оружие массового уничтожения. Стратегия провозгласила переход к концепции "глобальных совместных операций" - взаимодействию всех родов войск США и вооруженных сил союзников в различных операционных средах (на суше и море, в воздухе и космосе, киберпространстве).

После терактов 11 сентября 2001 года в США наступил новый этап восприятия угроз. Военная доктрина, представленная в мае 2004 года главой ОКНШ Ричардом Майерсом (президентство Джорджа Буша - младшего), декларировала необходимость одержать победу в войне с терроризмом. США заявили о намерении проводить активную борьбу для противодействия транснациональным террористическим сетям и странам-агрессорам, которые обладают ОМУ или стремятся к его приобретению. Для этого вооруженные силы страны должны иметь "экспедиционную структуру" и быть в состоянии одновременно и быстро проводить операции в различных точках мира.

Следующая версия НВС появилась через семь лет - в феврале 2011 года (при президенте Бараке Обаме). Ее представил председатель ОКНШ Майкл Маллен. В этом документе под названием "США: Переосмысление военного лидерства Америки" впервые говорилось о противостоянии враждебным государствам. В частности, отмечалось, что США готовы продемонстрировать волю и выделить ресурсы, необходимые для противостояния действиям любых стран, которые угрожают интересам США и безопасности союзников. "Стратегической целью" осталось нанесение поражения террористической группировке "Аль-Каида" (запрещена в РФ) и ее сторонникам в Афганистане и Пакистане. При этом подчеркивалось, что угроза экстремизма не ограничивается только Южной и Центральной Азией, поэтому США должны быть готовы преследовать экстремистов, где бы они ни находились.

В этих условиях перед военными США были поставлены задачи: сдерживать, останавливать и наносить поражение государствам-противникам; ослабить и нанести поражение экстремистским организациям; укреплять сеть союзников и партнеров. Констатировалось намерение сокращать ядерные вооружения и совершенствовать возможности в сфере противоракетной обороны.

Что касается РФ, то в документе 2011 года указано, что США будут "укреплять диалог и военное сотрудничество с Россией, основываясь на наших успешных усилиях по сокращению стратегических вооружений". "Мы намерены стремиться к сотрудничеству с Россией в сферах контртерроризма, противодействия распространению ядерного оружия и материалов, космоса и создания системы ПРО и мы будем приветствовать ее более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Азии", - говорилось в стратегии.

Вашингтон также декларировал стремление к сотрудничеству с Пекином, одновременно выражая озабоченность масштабами проводимой Китаем модернизации вооруженных сил, его действиями "в космосе, киберпространстве, в Желтом море, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях".

В предисловии к Военной стратегии, обнародованной 1 июля 2015 года (президентство Обамы), глава ОКНШ Мартин Демпси охарактеризовал ситуацию с обеспечением глобальной безопасности как "наиболее непредсказуемую". Основными угрозами для США в документе названы "ревизионистски настроенные государства", "которые бросают вызов международным нормам", и экстремистские группировки, которые "подрывают трансрегиональную безопасность".

К странам, вызывающим обеспокоенность у военного руководства США, НВС относит Россию, Китай, Иран и КНДР.

Россия упоминается в стратегии семь раз. Один абзац документа целиком посвящен ей. В нем утверждается, что Россия, "хотя и вносила вклад в отдельные области в сфере безопасности, такие как борьба с наркотиками и терроризмом, неоднократно демонстрировала, что она не уважает суверенитет своих соседей и готова применять силу для достижения своих целей". Авторы стратегии обвинили ВС РФ в том, что они "подрывают региональную безопасность напрямую и через третьи силы". Эти шаги "нарушают многочисленные договоренности, которые подписала Россия и в которых она обязалась действовать в соответствии с международными нормами" (пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил сожаление по поводу этого документа, подчеркнув его "конфронтационный настрой, лишенный какого-либо объективизма").

Иран, согласно НВС-2015, бросает "стратегический вызов для международного сообщества", КНДР "напрямую угрожает соседям, особенно Республике Корея и Японии", а действия Китая "добавляют напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе". При этом в документе констатируется, что ни одна из этих стран не стремится к военному конфликту с США или их союзниками. Тем не менее стратегия предусматривает не только "сдерживание и отражение", но и победу над государством-противником.

В документе указывается, что для борьбы с экстремистскими группировками необходимо взаимодействие с союзниками и партнерами, при этом США намерены взять на себя руководящую роль в процессе формирования коалиции стран.

В целом перед американскими вооруженными силами была поставлена задача - быть готовыми "к проведению операций в любом регионе мира, иметь необходимые боевые возможности для нанесения поражения агрессору в любом конфликте, независимо от его размаха, напряженности и продолжительности".


Американские эксперты о политике США по противодействию России в Арктическом регионе

Активизация работ в США по созданию гиперзвукового оружия

Планы развития подводного флота ВМС США

*организации запрещены на территории России

Карпович Олег Геннадьевич – доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе, директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Шангараев Руслан Насимович – кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России


В США действует многоуровневая система официальных документов, определяющих основы применения Вооруженных Сил (ВС): стратегический уровень – пакет военно-доктринальных документов; оперативно-стратегический – документы, регламентирующие применение ВС в целом и их видов; тактический уровень – документы, определяющие применение воинских формирований.

Документы стратегического уровня

Документы оперативно-стратегического уровня

К числу наиболее важных административно-организационных документов, содержащих организационные указания по подготовке и ведению операций, относятся директивы и инструкции министра обороны и министров видов Вооруженных Сил.

К тактическому уровню в общей системе документов относятся уставы, наставления, пособия по тактике, разработанные в видах и родах ВС США.

В Сухопутных войсках, ВВС, ВМС и Корпусе морской пехоты, Космических войсках и Силах специальных операций постоянно совершенствуются формы и способы боевого применения с учетом особенностей конкретного компонента ВС. При этом наблюдается устойчивая тенденция распространения действий этих концепций на новые сферы вооруженной борьбы и необходимость организации тесного взаимодействия видов и родов ВС. Обычной становится практика совместной разработки концепций боевого применения.

Основные положения этих документов реализуются по трем взаимосвязанным направлениям:

– разработка форм и способов применения межвидовых группировок войск (сил), включающих в свой состав формирования нового типа, способных действовать в изоляции и отрыве от главных сил (по американской терминологии, вести полуавтономные действия);

Основные концептуальные документы, регламентирующие деятельность космических войск.

Основные концептуальные документы, регламентирующие деятельность космических войск.

Имеется в виду совокупность благоприятных условий, факторов и уязвимых мест, позволяющих получить военное превосходство над противником в различных операционных средах в целях захвата, удержания и использования стратегической инициативы для последующего разгрома его сил и средств.

В системе уставных документов, разрабатываемых в Сухопутных войсках, ключевое положение занимают руководства этого вида ВС (ADP), в которых отражены основные принципы применения подразделений и частей. В наставлениях Сухопутных войск (ADRP) детализируются положения, изложенные в руководствах, а в уставах (FM) более подробно раскрываются пути достижения конкретной цели, выполнения задачи или реализации функций формирований в различных условиях обстановки.

Концептуальные документы ВМС США.

Концептуальные документы ВМС США.

В документе указывается, что особое внимание должно уделяться таким аспектам, как обеспечение глобальной маневренности; повышение функциональности (владение необходимой гибкостью); обеспечение способности своевременной адаптации на поле боя; поддержание тесного взаимодействия во всех операционных сферах с силами общего назначения, федеральными ведомствами, союзниками и партнерами, что позволит достичь синергетического эффекта. Для более успешного ведения боевых действий в концепции предлагается создание и применение универсальных формирований специального назначения, которые должны быть совместимы с другими компонентами межвидовых группировок войск (сил), обладающими интегрированными возможностями по нанесению огневого поражения противнику на суше и в других операционных средах.

Положения рассмотренных выше концептуальных документов принимаются в качестве основы при разработке системы уставных документов ВВС.

К документам, раскрывающим основы применения формирований ВВС на оперативном уровне, относятся приложения к основному наставлению ВВС. Тактический уровень представлен наставлениями по тактике, которые определяют основы подготовки и ведения боевых действий.


Для достижения всеобъемлющего военного превосходства США над потенциальными противниками в космосе документом определены следующие приоритетные направления: обеспечение военного превосходства в околоземном пространстве; использование возможностей космических систем во всех без исключения национальных (в том числе межвидовых) и коалиционных операциях; формирование отвечающей интересам США стратегической обстановки; расширение сотрудничества с союзниками и партнерами, наращивание взаимодействия Министерства обороны с другими федеральными министерствами и ведомствами, структурами ВПК, научными и коммерческими организациями.

В документе приведен состав угроз национальной безопасности государства, его союзников и партнеров, определены направления строительства, развития и основы применения ВМС США, к основным из которых относятся:

– повышение боеспособности как основной составляющей решения задач защиты национальной территории и разгрома агрессора;

– обеспечение военного присутствия и ведение эффективных боевых действий в передовых районах с целью защиты национальных интересов и граждан США, выполнение союзнических обязательств, сдерживание агрессора, а также обеспечение безопасности судоходства и оперативного реагирования на кризисные ситуации;

– развитие военного сотрудничества с союзниками и партнерами;

– повышение возможностей беспрепятственного доступа во все операционные сферы;

– развитие прорывных инновационных технологий как одного из приоритетных путей повышения боевых возможностей.

Для обеспечения благоприятных условий реализации глобальных интересов Вашингтона основные усилия планируется сосредоточить на формировании высокомобильных соединений флота, значительная часть которых на постоянной основе будет приписана к передовым пунктам базирования.

ВМС США отводится ключевая роль в возможных конфликтах с Россией и Китаем.

ВМС США отводится ключевая роль в возможных конфликтах с Россией и Китаем.

В документе определены четыре направления строительства и развития ВМС США: укрепление военно-морской мощи на море и с моря на сушу; переоснащение и модернизация флота и морской авиации, направленные на достижение технического превосходства в кратчайшие сроки; совершенствование систем отбора, подготовки и управления кадрами в ВМС; совершенствование взаимодействия с другими видами (родами) ВС, министерствами и ведомствами, предприятиями ВПК, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями США, а также укрепление международных связей по линии ВМС.

Уставные документы подразделяются на несколько категорий. В основных уставах даны общие положения, касающиеся применения ВМС. Боевые уставы, наставления и пособия по тактике конкретизируют деятельность формирований ВМС.

Уставные документы морской пехоты по структуре аналогичны флотским. В основных уставах содержатся фундаментальные взгляды на применение морской пехоты. К документам более низкого уровня относятся боевые уставы, в которых отражены основы боевого применения, наставления по тактике, детализирующие боевые уставы, а также пособия по тактике, раскрывающие частные вопросы.

Боевые уставы регламентируют планирование и являются руководством для нижестоящих командиров (начальников) по выполнению боевых задач. Обеспечивающие уставы регламентируют материально-техническое обеспечение действий БОХР. В наставлениях по тактике содержатся инструкции или информация по конкретным вопросам.

Таким образом, документы, определяющие основы применения Вооруженных Сил США, представлены в виде системы, имеющей жесткую иерархическую структуру с единым пониманием и согласованностью основных положений документов, разработанных в различных видах ВС. Внесение изменений в существующие концепции и уставы, разработка новых документов осуществляются после того, как проведена оценка основных направлений военного строительства и развития военного потенциала вероятными противниками США, выявлены тенденции изменения военно-политической и стратегической обстановки в мире.

События в Украине ставят мир на порог кризиса, чем-то похожего на Карибский. TJ изучил, что будет в случае ядерного конфликта между Россией и НАТО, и как можно к нему подготовиться.

Крылатые ракеты Х-101 под крылом бомбардировщика Ту-95, могут иметь термоядерную боеголовку (этот вариант обозначается как Х-102), фото Минобороны РФ

В США также используют различные степени готовности, которые обозначены шкалой DEFCON от пятого до первого уровня, причём не только для ядерных сил, но и вообще для армии:

  • DEFCON 5 — обычный уровень боеготовности, используемый в мирное время;
  • DEFCON 4 — повышенный уровень с усиленными мерами безопасности и активной разведкой;
  • DEFCON 3 — ещё более высокий уровень, при котором авиация должна быть готова приступить к действиям через 15 минут после приказа;
  • DEFCON 2 — преддверие большой войны, в том числе с использованием ядерного оружия, все виды войск должны быть готовы к действиям через шесть часов после приказа или быстрее;
  • DEFCON 1 — ядерная война неминуема или уже началась.
  • Россия — 6255 всего и 1625 в боевой готовности;
  • США — 5550 всего и 1800 в боевой готовности;
  • Китай — 350 в резерве;
  • Франция — 290 всего и 280 в боевой готовности;
  • Великобритания — 225 всего и 120 в боевой готовности;
  • Пакистан — 165 в резерве;
  • Индия — 156 в резерве;
  • Израиль — 90 в резерве (официально не подтверждено);
  • КНДР — предположительно, от 40 до 50.

Таким образом, Россия и США с НАТО располагают по 1625 и 2200 единиц ядерного оружия в виде крылатых и межконтинентальных баллистических ракет, постоянно готовых к использованию. Всё остальное — это ракеты и бомбы на хранении в резерве или уже списанные из-за устаревания. Их использование возможно, но менее вероятно — можно просто не успеть.

Если масса куска урана или плутония больше критической (для шара из плутония это 9-13 килограммов, для шара из урана — более 52 килограммов), то распад ядер и раскол последующих ядер вылетающими нейтронами становится бурным и неконтролируемым — происходит цепная реакция. За считанные секунды распадается значительная часть ядер атомов, выделяя огромное количество энергии — происходит ядерный взрыв.

Проще говоря, для взрыва любого ядерного боеприпаса достаточно очень быстро сложить, состыковать или сжать куски урана или плутония в один кусок, резко превысив критическую массу. Сделать это не так легко, как может показаться: есть разные схемы подрыва, зависящие от чистоты урана или плутония, а также размеров, массы и мощности боеприпаса.

Термоядерное оружие работает не на распаде ядер урана или плутония, а на слиянии ядер атомов водорода, из-за чего его также называют водородным. Это намного более мощные боеприпасы, но и намного более сложные. Чтобы подорвать такую боеголовку, водород нужно сжать до огромного давления и накалить до сотен миллионов градусов. Для этого используют активаторы в виде небольших атомных зарядов.

Мощность атомных боеголовок измеряют в тротиловом эквиваленте: заряд в одну килотонну сопоставляется с тысячей тонн тротила, мегатонный заряд — с миллионом тонн тротила. Но это очень условное сравнение — химический взрыв не имеет такой мощной вспышки, проникающей радиации и других характерных черт ядерного взрыва, к тому же тысяча или миллион тонн тротила просто неспособны взорваться полностью.

Типичные боеголовки в современном ядерном арсенале имеют мощность от 100 до 500 килотонн, но на вооружении состоят и боеприпасы в одну мегатонну и более — например, американская бомба В83 и российская крылатая ракета Х-102. Взрывы в Хиросиме и Нагасаки имели мощность 15-20 килотонн, при этом почти стёрли города с лица земли и моментально убили более 100 тысяч человек в общей сложности. Обычные взрывы не могут с этим сравниться: тяжёлая авиабомба GBU-43/B имеет мощность всего 0,011 килотонны, и даже взрыв в порту Бейрута не превысил 0,5 килотонны.

Взрыв 2750 тонн аммиачной селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 года, унёсший жизни 207 человек, видео РБК

Согласно модели американских учёных, даже небольшая ядерная война с использованием 50 маломощных атомных бомб по 15 килотонн приведёт к гибели более пяти миллионов человек и на несколько лет испортит климат целого континента. Война в Европе между Россией и НАТО с использованием нескольких сотен крылатых и баллистических ракет способна убить более 34 миллионов человек сразу, ещё 57 миллионов впоследствии, и вызвать гуманитарную катастрофу мирового масштаба.

Ещё более самоубийственной выглядит глобальная ядерная война с применением всех готовых к бою атомных боеприпасов. Сейчас Россия и НАТО в общей сложности имеют меньше четырёх тысяч активных ядерных боеголовок, что не идёт ни в какое сравнение с периодом Холодной войны, когда у США и СССР было по 30-40 тысяч боеголовок у каждого. Но и этого хватит, чтобы устроить настоящий конец света — если не для человечества вообще, то для цивилизации уж точно.

При таком сценарии с обеих сторон полетят сотни баллистических и крылатых ракет — все 3825 активных боеголовок. Сухопутные МБР, перелетев из одного полушария в другое, начнут подрывать боеголовки через 25-30 минут после запуска. Атомные подводные лодки с МБР на борту обычно дежурят в океанах поближе к противнику, так что их ракеты могут поразить цели уже через 12 минут после запуска. Судя по рассекреченным спискам и косвенным данным, среди этих целей могут быть:

  • крупнейшие группировки войск;
  • пусковые комплексы МБР и места хранения ядерных зарядов;
  • центры политического и военного управления страной;
  • крупнейшие военные базы, порты, аэродромы и заводы;
  • наиболее мощные электростанции, включая атомные;
  • крупные промышленные комплексы, включая химические заводы;
  • важные аэропорты, морские порты, железнодорожные узлы.

Даже если принять, что стороны не будут целенаправленно стараться уничтожить побольше людей — это всё равно означает гибель как минимум десятков или даже сотен миллионов человек в первый же день глобальной ядерной войны. Военные и политические центры, базы и заводы нередко расположены в крупных городах, что ставит их под удар. Разрушение атомных электростанций и химических заводов чревато повторением Чернобыльской катастрофы и трагедии в Бхопале, но уже в сотнях случаев, разбросанных по всей России, Европе и США.

Некоторые учёные считают, что глобальная атомная война с применением тысяч боеголовок приведёт к так называемой ядерной зиме. Огромные массы грунта и сажи, поднятые в атмосферу ядерными взрывами, окутают планету плотной пеленой, сквозь которую не смогут пробиться солнечные лучи. Средние температуры могут упасть, в зависимости от условий и региона, на 15-50 градусов. Сельское хозяйство станет невозможным, люди будут массово умирать от голода и холода.

В худших сценариях эта пелена будет оседать обратно на землю многие столетия, из-за чего на планете наступит новый ледниковый период и сложная многоклеточная жизнь сохранится только в океанах. Обычно предполагают, что ядерная зима продлится не меньше 10 лет.

Однако другие учёные сомневаются, что ядерная зима возможна — по их мнению, даже глобальная атомная война не сможет поднять в воздух такое количество сажи, а пелена осядет намного быстрее, чем считают оппоненты. Пример извержения Тамбора также неубедителен — несмотря на огромный выброс пепла, средние температуры снизились всего на 0,7 °C, что даже в условиях 1816 года не смогло вызвать массовых смертей от голода.

Впрочем, даже без ядерной зимы человечество попадёт под угрозу вымирания из-за разрушения промышленности, транспорта и энергетики — архаичные формы хозяйствования, которые обходятся без достижений цивилизации, просто не смогут прокормить 7,75 миллиарда землян.

Военно-политическое противостояние России и США с НАТО укладывается в теорию игр: в частности, ядерный паритет — точная реализация равновесия Нэша. В таком контексте оно гласит: если одна из сторон решит применить ядерное оружие или, наоборот, разоружиться — это с равной вероятностью спровоцирует другую сторону на нападение.

Более того, даже объявленное намерение сохранить человечество путём отказа от ответного ядерного удара нарушит равновесие Нэша и может привести к ядерной войне. Одну из сторон ничего не будет удерживать от масштабной агрессии, если она поймёт, что другая сторона не ударит в ответ.

Поэтому концепция взаимного гарантированного уничтожения выглядит единственной стратегией сохранения человечества в ядерном веке. То есть, обеим сторонам следует просто ничего не предпринимать в отношении друг друга — образно говоря, ни наступать вперёд, ни отступать назад.

Однако у этой концепции есть ряд проблем: в частности, системы противоракетной обороны и гиперзвуковое оружие нарушают равновесие сил. Также концепция опирается на абсолютную рациональность мышления обеих сторон, что в реальных условиях вряд ли возможно: высокопоставленные политики и военные остаются людьми со своими эмоциями и особенностями психики. Впрочем, это работает и в обратную сторону: нерациональные решения могут спасти мир от ядерной войны.

Ещё одна серьёзная проблема — неполнота данных о мотивах и мышлении каждой из сторон. Рассекреченные в 1990-х годах документы показывают, что американские власти переоценивали агрессивность СССР и сильно недооценивали страх Москвы перед США и НАТО. У советской стороны была примерно та же проблема — искажённое представление о США и НАТО, как о безусловно агрессивном блоке.

Особенно острую форму эта проблема обрела при Карибском кризисе, когда каждая из сторон хотела показать противнику своё нежелание начинать ядерную войну, но при этом не уступить ему — был страх, что уступки как раз послужат причиной ядерной войны.

У нас всё было намного спокойнее, чем у американцев. Всё-таки мы понимали, что американцы — цивилизованные люди, что они не пойдут на ядерную войну, которая может ополовинить их население. Американцы же подозревали в нас разбойников в некотором смысле.

кто бы мог подумать полгода назад, что у нас будет такой материал

Комментарий удален по просьбе пользователя

Комментарий удален по просьбе пользователя

Сам в ахуе был, когда читал. Странно, но после прочтения статьи, стало не так страшно. Почитаю еще книги и пройду серию игр метро

Комментарий удален по просьбе пользователя

Это не паника, а ликбез

Да обычная жизненная ситуация (теперь)

Если увидите ядерный взрыв - не отворачивайтесь, такое можно увидеть только раз в жизни 🤯

В важнейших городах даже отвернувшись можно будет снова увидеть ядерный взрыв.

Рекомендуется равномерно вертеться на 360 градусов, чтобы получилась однородная корочка

Так и вижу теперь, как Все радуются, что не поехали в Москву

На 22-й год правления плешивого долбоеба мы начали на полном серьез обсуждать, что же делать при ядерной войне. Прогресс ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Надеюсь просто побыстрее испепелиться в ядерном пламени. Ну его нахер

Зачем сразу погибать? Не лучше ли месяцами пытаться выжить на радиоактивных развалинах в смертельных схватках, мучаясь от ран, поноса и звериной безнадёги?

И у мереть за бензак в битве с бандами на радиоактивной пустоши!

Да так и было бы. Человек в здравом уме никогда не выберет между умереть завтра или сегодня второе.

Крепись. Предки перенесли и войны, и рабство, и накартошку, а уж неандертальцев сколько съели. И ты выдержишь.

Не сомневаюсь. Из всякой хуйни вылезал и тут, к несчастью для некоторых, продержусь

Сохраню этот комментарий, как пример настоящей трусости

ну ты выдал конечно. с облегчением

Ну только вот что можно сделать , если успеешь

В видео про американскую бомбу Teapot дома и столбы начали дымиться почти мгновенно. То есть если ты в зоне поражения(а в городе ты везде в зоне поражения) и не успел укрыться от светового излучения - ты шашлык. Успел - дальше придет ударная волна и если ты не стал шашлыком, станешь отбивной. Если и ей не стал - добьют пожары, радиация, нехватка воды, еды, лекарств, в общем живые позавидуют мертвым.

Комментарий удален по просьбе пользователя

регионы где военных частей практически нет могут выжить))

Я только знаю, что нужно показать грибу большой палец 👍

Как всегда - крайне познавательно и очень легко к прочтению. Спасибо! :)

Пожалуйста! И поищи убежище поближе :)

У меня их с десяток в радиусе километра, ближайшее - в 50 метрах от дома. Но не пойду, потому как есть пиво, а выживание после времени Ч лишено смысла. :)

Правильно я понимаю, что суетиться не имеет смысла, если я в 6км от "центр политического и военного управления страной;"?

а подвалы жилых домов насколько годятся для такой ситуации?

Хрюкнул
президента (сейчас — Владимир Путин)

Читайте также: