Октябрьская революция кратко и понятно для детей

Обновлено: 05.07.2024

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя­щенных Первой мировой войне и рево­лю­ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль­ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го­да — и в муж­ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево­люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы — в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче­ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя­щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.


Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).


Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).


Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей


А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы­борный митинг. В руках у него — флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо­рах в Учредительное собрание.


Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше­вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.


Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей


Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня — в зияющих пробоинах.


Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей


Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо­ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.


1917 – это год потрясений и революций в России и его финал наступил в ночь на 25 октября, когда вся власть перешла к Советам. Каковы причины, ход, итоги Великой Октябрьской Социалистической революции – эти и другие вопросы истории сегодня в центре нашего внимания.


Причины

Многие историки утверждают, что события, произошедшие в октябре 1917 года, были неизбежными и в то же время неожиданными. Почему? Неизбежными, потому что к этому времени в Российской империи сложилась определенная ситуация, которая предопределила дальнейший ход истории. Это было обусловлено рядом причин:


Рис. 1. Массовые забастовки в 1917 году

Этапы восстания

Прежде чем говорить кратко о революции 1917 года в России, необходимо ответить на вопрос о внезапности самого восстания. Дело в том, фактически сложившееся двоевластие в стране – Временное правительство и большевики, должно было закончиться неким взрывом и в дальнейшем победой одной из сторон. Поэтому Советы начали подготовку к захвату власти ещё в августе, а правительство в это время готовилось и предпринимало меры по его предотвращению. Но события, случившиеся в ночь на 25 октября 1917 года, явились полной неожиданностью для последних. Непредсказуемыми стали и последствия установления Советской власти.

Ещё 16 октября 1917 года Центральный комитет большевистской партии принял судьбоносное решение – готовиться к вооруженному восстанию.

18 октября Петроградский гарнизон отказался подчиниться Временному правительству, а уже 21 октября представители гарнизона заявили о своём подчинении Петроградскому совету, как единственному представителю законной власти в стране. Начиная с 24 октября ключевые точки Петрограда – мосты, вокзалы, телеграфы, банки, электростанции и типографии, были захвачены Военно-революционным комитетом. Утром 25 октября Временное правительство удерживало лишь один объект – Зимний дворец. Несмотря на это, в 10 часов утра того же дня было выпущено воззвание, которое сообщало, что отныне Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов является единственным органом государственной власти в России.


Рис. 2. Улицы Петрограда накануне восстания

Итоги

Как известно, история не любит сослагательного наклонения. Невозможно сказать, что случилось бы, если бы не было того или иного события и наоборот. Всё что происходит, случается вследствие ни одной причины, а множества, которые в один момент пересеклись в одной точке и явили миру событие со всеми его положительными и отрицательными моментами: гражданская война, огромное количество погибших, миллионы навсегда покинувших страну, террор, построение индустриальной державы, ликвидация безграмотности, бесплатное образование, медицинское обслуживание, построение первого в мире социалистического государства и многое другое. Но, но говоря о главном значении Октябрьской революции 1917 года, следует сказать одно – она явилась глубоким переворотом в идеологии, экономике и устройстве государства в целом, что повлияло не только на ход истории России, но и всего мира.

Lenin_at_Putilov_factory_at_May_1917_(better_res).jpg

Временное правительство обвиняло большевиков в том, что они действуют в интересах Германии, объявляло Ленина немецким агентом и шпионом. Но несмотря на это популярность большевиков в народе продолжала расти, а поддержка Временного правительства — падать. Вскоре большевики получили поддержку большинства депутатов Советов Петрограда, Москвы и других крупных городов. После этого Ленин и его соратники приняли решение о подготовке вооружённого восстания.

O_tom_kak_nemtsy_bolshevika_na_Rossiyu_vypuskali.jpg

\(25\) октября \(1917\) года отряды Красной гвардии (вооружённых рабочих, подчинявшихся Советам) захватили все правительственные учреждения в Петрограде. Восставшие почти не встретили сопротивления — никто не хотел сражаться за Временное правительство. Временное правительство было свергнуто, а его члены — арестованы. Вместо него было сформировано новое правительство — Совет народных комиссаров во главе с Лениным. В первый же день после захвата власти большевиками были изданы декреты (законы) о выходе России из войны и передаче всей помещичьей земли крестьянам.

Stormningen_av_vinterpalatset.jpg

1280px-Brodski_lenin.jpg

Было объявлено о переходе всей полноты власти к Советам, в связи с чем новая власть стала называться советской. Среди множества нововведений, принятых в первые месяцы советской власти, стало введение нового, более точного календаря. Согласно ему день захвата власти большевиками приходился на \(7\) ноября. В период советской власти этот день был главным государственным праздником нашей страны.

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]


Октябрьская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков.

Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю.

Октябрьская революция 1917 года:

  • Положила начало советской власти;
  • Начала ликвидацию капитализма;
  • Стала стартом перехода к социализму.

Сейчас сложно судить о том, могла ли страна пойти по другому пути, или революция была неизбежна, но само событие перевернуло ход отечественной истории.

Причины Октябрьской революции

Историки по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести:

  • Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне;
  • Человеческие потери, которые также отразились на психологическом состоянии населения;
  • Сложности крестьянского вопроса;
  • Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей.

Значительную роль сыграли харизматичный лидер (В.И. Ленин) и четкая организации у партии большевиков.

Цели Октябрьской революции

Цели октябрьской революции выдвигались, как благородные и справедливые. К сожалению, итоги революции говорят о том, что люди пошли неверным путем и во многом стали жертвами манипуляций.

Разумеется, это не полный список, но идеологи революции обещали людям новый уровень жизни, возможность получения образование и устранения экономического разрыва.

События Октябрьской революции

События Октябрьской революции 1917 года развивались стремительно:

Октябрьская революция 1917 - Зимний дворец

Итоги Октябрьской революции

Итоги Октябрьской революции показали, что цели не были достигнуты, а вооруженное восстание привело лишь к новым трагедиям.

  • В полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками была расстреляна Царская семья, а вместе с ней — новомученики, члены царского дома.

Октябрьская революция 1917 года. Итоги

  • Установилось время богоборчества, так как своим инструментом лидеры революции избрали линию воинственного атеизма. Были арестованы и расстреляны священнослужители, члены их семей и простые верующие.
  • В России сменилась правящая элита, а идеология православия заменилась коммунистической идеологией, которая боролась с православием кровавыми методами.

То, что российское общество до сих пор не пришло к единому взгляду на события 1917 года, — это хорошо, потому что можно говорить с ребёнком, как считаешь нужным, или плохо, потому что в голове возникает каша?

Мне кажется, многие родители хотят дать ребёнку возможность сделать свой выбор, а потом его обсудить. И получается вечный конфликт между желанием уважать свободу воли ребёнка и нормальным родительским желанием сделать так, чтобы ребёнок вырос с адекватными ценностями.


Если вы не расскажете ребёнку о событиях 1917 года, это сделает кто-то другой. Что скажут ребёнку про Древний Египет и про историю 1812 года — может быть не так важно, но события XX века — это события, которые прошлись по истории каждой семьи. И совсем отказываться от разговора с ребёнком, мне кажется, не выход. Этот разговор всё равно рано или поздно состоится. И чтобы у ребёнка сформировалась какая-то точка зрения, он должен получить много разной информации.

Из каких источников можно брать эту информацию?

Есть отличная научно-популярная литература для взрослых по 1917 году. Много разных дневников, воспоминаний. Вот, пожалуйста, с одной стороны Владимир Антонов-Овсеенко, а с другой, условно говоря, Александр Керенский. И те, кто публикует мемуары Антонова-Овсеенко, необязательно придерживаются его точки зрения на события. Взрослый читатель сегодня прочитает одни мемуары, завтра — другие, и всё в голове сложится. Но с детьми всё немного сложнее.


7 картин, которые помогут рассказать ребёнку про Октябрьскую революцию

Мне кажется, мы немного переоцениваем негативность ситуации. Потому что это примерно как с Законом Божьим. До революции всем преподавали Закон Божий, но почему-то кто-то стал марксистом, а кто-то верующим человеком центристских, а то и правых убеждений.

Если у ребёнка есть внутренний ресурс и он готов пойти на конфликт с учителем, то он всё равно с ним будет спорить, даже если по 1917 году у них полный консенсус. Он найдёт другую тему для спора. И часто дети, которые больше всего спорят, — это не какие-нибудь двоечники, которым всё равно, а знающие ребята с перспективой, исследующие свои границы.

Зачем мы вообще рассказываем ребёнку об истории? Мы хотим рассказать ему, кто мы такие. На примере Средних веков или Древнего Египта мы показываем, что не одобряем рабство. Мы не считаем, что если ты родился крестьянином, то так крестьянином и умри, знай своё место, какими бы ни были твои заслуги. Точно так же и здесь. Это близкая нам история, и мы хотим, чтобы ребёнок увидел и понял, из чего состоит наш мир. Мы должны передать ему наше культурное наследие, каким бы оно ни было.

Читайте также: