Тематическое единство это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.

Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование.

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) –этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.




4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь -структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.

Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование.

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).

В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) –этосочетаниенесколькихпредложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь -структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока № 30

Русский язык

Дата проведения

Т ема т и ч ес к ое е д ин с тв о т е к с т а . Т е к с т ы о пи са т е л ь н о г о х а р а к т е р а .

Урок открытия новых знаний

познакомить учащихся с отличительными особенностями текста, дать понятие о тексте как тематическом единстве предложений, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, формировать навыки связного устного высказывания,

развивать умение работать с информацией; воспитывать интерес к родному языку.

Планируемый

Предметные результаты

Межпредметные результаты

Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Тема, текст, основная мысль

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник, печатные карточки

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

II. Актуализация знаний учащихся.

Определение темы и цели урока.

1.Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание…………………

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

2. Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)

Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

3. Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

- Какова будет тема нашего урока? (Текст)

- На уроке мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

- Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)

- Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

III. Систематизация и обобщение знаний.

1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом

Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.

Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!

- Что вы сделали, чтобы получился текст? (Расставили предложения по порядку).

Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

1обязательный признак текста - тематическое и смысловое единство.

- Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)

2 признак текста-наличие заглавия

2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Можно ли прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что перед вами текст.

- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

- Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.

3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

- Сделайте вывод о следующем признаке текста.

4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.

5 признак текста: наличие темы и основной мысли.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.

Признаки текста:

1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.

2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.

3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:

  • предложения
  • абзацы
  • сложные синтаксические целые;
  • параграфы
  • главы.

Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.

4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.

5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).

6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.

7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.

8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).

Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.






© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Тема урока "Тематическое единство текста".

Вы хорошо знаете, что текст - это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Существует несколько признаков, доказывающих, что перед нами текст. И главным признаком, но не единственным является наличие в тексте темы.

Тематическое единство текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Тема текста проявляется и в заголовке текста ( если он есть), и в микротемах ( то есть темах каждого абзаца). Тематическое единство - это соответствие всех микротем текста теме текста.
Обратимся к учебнику русского родного языка, параграф 19.

1. Давайте обратимся к упр. 159 в учебнике родного русского языка. Прочитайте два текста, которые там даны. Согласитесь, что оба текста написаны на одну тему. Какую? Проследите, как выстраивают писатели свои тексты, на что они обращают внимание в первую очередь, на какие детали. Почему?

Отбор деталей, фактов продиктован главной мыслью, которую выражает писатель. Тема текстов может быть одна, а главная мысль может быть разной.

Если вы пишете, рассказываете, сочиняете свой текст, для того, чтобы не отклоняться от темы текста, лучше всего составлять план ( рассказа, сочинения, выступления).

2. Выполните упр. 160. Прочитайте составленный учеником план сочинения "Моя любимая книга". Отредактируйте план так, чтобы при написании ученик не допустил грубой ошибки - отклонения от темы.

3. Проработайте упражнение 161. Запишите ответы на все вопросы, которые есть в этом упражнении. Ответы направьте учителю.

Читайте также: