Дело айя де ла торре кратко

Обновлено: 05.07.2024

АЙЯ де ла ТОРРЕ (Haya de la Torre) Виктор Рауль (1895-1979) - перуанский мыслитель, социолог, политик. Обосновал особый путь латиноамериканцев в мировой истории и их новаторскую функцию в современной цивилизации. Фактически речь шла о разработке новой концепции философии истории модернистского типа. Считал, что европейские философские системы, в том числе и марксизм, созданы в развитых странах и предназначены для решения их собственных проблем (применимы только внутри породивших их социокультурных контекстов). Ту теоретическую работу, которую проделала Европа, должна самостоятельно проделать для своей пространственно-временной ситуации и Латинская Америка, в том числе и Перу. Примечательно, что если в целом в латиноамериканской мысли интеллектуальные проекты возникали применительно к конкретной стране и лишь затем расширялись до масштабов континента, то А. де ла Т. изначально формулировал свой проект как общеамериканский, а затем постепенно вынужден был сузить его до масштабов одной страны - Перу. В целом А. де ла Т. концептуально завершил свою теоретико-методологическую разработку к середине 1930-х и в дальнейшем все больше уходил в область политической практики, сделав политику своей основной профессией и внося изменения в свой философско-социологический проект в основном под напором "вновь открывшихся политических обстоятельств". В качестве истока своей концепции А. де ла Т. указывал на творчество Гонсалеса Прадо, но у последнего он воспринял лишь общую установку на необходимость критической рефлексии перуанской и латиноамериканской ситуации. В качестве же концепций, оказавших непосредственное влияние на его творчество, выступают разработки Г.Риккерта, А.Шопенгауэра, Ницше, Маркса, А.Эйнштейна, О.Шпенглера, геополитиков 19 - начала 20 в., Х.Ортеги-и-Гассета, М.Унамуно (причем к идеям Маркса и Шпенглера, а также к "геополитикам" А. де ла Т. относился крайне критически, видел в них воплощение европоцентризма, подлежащего "преодолению"). Наиболее же существенно повлиял на него А.Тойнби, концепцию которого он и пытался развить, социологизировать и актуализировать на проблематике Латинской Америки. Сам А. де ла Т. является основоположником такого заметного направления в социально-политической мысли Латинской Америки как апризм (который он в значительной мере и персонифицировал до 1970-х). А. де ла Т. происходил из аристократической семьи. В 1913 поступает на гуманитарный факультет Университета Трухильо, где попадает в интеллектуальный студенческий кружок во главе с будущим философом А.Оррего (в кружок входил и будущий поэт С.Вальехо).С 1917 - в массонской ложе. Увлекался анархизмом. С 1917 - в профсоюзном студенческом движении, в этом же году знакомится с Гонсалесом Прадой. С 1919 - лидер Движения за университетскую реформу (автономию университетов), председатель Федерации студентов Перу, в 1920 участвует в создании народных университетов. В эти же годы знакомится с Мариатегой, с которым его будет связывать дружба, сотрудничество и соперничество вплоть до окончательного разрыва в 1928. В 1922-1923 ректор Народного университета им. Гонсалеса Прадо. В 1923 основал журнал "Кларидад". В мае 1923 арестован и выслан, а его начинания продолжил Мариатеги. В 1924 в Мексике создает Американский народный революционный альянс (АПРА - отсюда апризм) как общеконтинентальное движение (на основе лозунгов антиимпериализма, антиолигархизма и индеанизма). Вступил в Компартию Мексики, участвовал в 1924 в работе V конгресса Коминтерна и III конгресса Профинтерна. Дискутировал с Л.Троцким. В 1930 вернулся в Перу, конституировал на основе АПРА Перуанскую апристскую партию (ПАП), выставил свою кандидатуру на президентских выборах. В 1932 арестован, в 1933 освобожден. В 1932, 1939, 1948 ПАП принимала участие в мятежах, уходила в подполье, запрещалась. В 1945-1948 был министром без портфеля. В 1949 А. де ла Т. был вынужден искать спасения в посольстве Колумбии в Лиме, в котором прожил пять лет. Испытав духовный кризис, пересмотрел свою концепцию "функциональной демократии" и отказался от насилия как средства достижения политических и социальных целей. В 1956 ПАП была легализована. В 1962-1963 вновь выставляет свою кандидатуру на президентских выборах. 21.09.1969 выступил с речью в поддержку академика Сахарова. В 1976-1979 как председатель Учредительной ассамблеи участвовал в выработке новой конституции Перу. Эпитафия на могиле А. де ла Т. гласит: "После моей смерти - победа!". В 1985 (через шесть лет после смерти А. де ла Т.) ПАП впервые пришла к власти. Основные философские, социологические и программные работы А. де ла Т. собраны в его книге "Апризм и философия" (1961). Философию А. де ла Т. понимал как социальную философию, призванную обеспечить, в первую очередь, действенность проводимой политики. Тем самым она конституируется как философия политики, основная задача которой для него - формулировка и обоснование идеи апризма как иного (чем классические европейские) типа политической идеологии, приемлемой для латиноамериканского региона и, прежде всего, Перу (типологически близкая апризму версия иной региональной идеологии была выработана в Аргентине усилиями Х.Б.Хусто - хустиализм, переформулированный затем в политическую практику перронизма; в Китае ее аналогом можно считать идеологию Гоминдана - самого А. де ла Т. называли "перуанским" Сун Ят Сеном). Ее конечная задача - разработать комплекс мер, позволивших бы вписать Перу (Латинскую Америку) в контекст мирового развития. Необходимость особой идеологии диктуется, согласно А. де ла Т., цивилизационной спецификой Латинской Америки, развивающейся по отличной от Европы модели. Если принять тезис об империализме как высшей и завершающей стадии развития капитализма (индустриализма), то он подлежит переформулировке для Перу и других слаборазвитых стран. Здесь он выступает низшей и исходной формой развития и сочетает в себе элементы варварства, феодализма и индустриализма. Более того, он парадоксальным образом требует проведения последовательного "антиимпериализма", олицетворяемого США, как пытающегося навязать другим свою эффективную, но неадекватную иным условиям модель развития, предполагающую, к тому же, нивелировку национальных ценностей и разрыв с собственной культурной традицией. Состояние "неразвитости" предполагает особую роль государства в организации всех областей жизни нации, так как в этом состоянии экономические, политические, социальные и культурные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом и способны взаимно блокировать любые новации в одной из подсистем общества. Дополнительные ограничения задает недоформированность наций как самодостаточных социально-культурных организмов [особенно в условиях Перу, где резко выражен раскол населения по расово-этно-культурному признаку на три группы - креолов, метисов, индейцев, а территории - на три относительно замкнутых географическо-экономических региона - Косту (побережье), Сьерру (нагорье), Монтанью (Амазонию)]. В этих условиях, согласно А. де ла Т., единственно приемлемой стратегией, способной обеспечить стабильное развитие и искоренить олигархизм как явление социально-политической и экономической жизни, является госкапитализм с институтами "функциональной демократии", призванными обеспечить проведение политики индустриализации (самостоятельной модернизации), повышения культурно-образовательного уровня населения, и нацеленными, в конечном итоге, на создание подлинного правового государства (отсутствующего как предусловие модернизации в Перу). В этой связи А. де ла Т. много размышляет о таком постоянном феномене перуанской (латиноамериканской) жизни, как насилие, его допустимости для реализации "функциональных целей". Однако к середине 1950-х он приходит к необходимости отказа от этого тезиса, объявляя насилие "могильщиком истории", и окончательно оформляет апристскую доктрину как национал-реформистскую, признающую ценности демократии и правового государства как таковые. Суть же апризма определяется как "социальная систематизация кооперативизма на основе социальной демократии". Тем самым в фокусе апристской идеологии оказывается ориентация на запуск процессов самоорганизации общества снизу и создание аналогов структурам гражданского общества европейского образца. Однако путь построения этих структур видится для А. де ла Т. принципиально отличным от европейского. В центре его внимания оказывается традиционная община индейцев-кечуа айлью, которая, согласно А. де ла Т., будучи подвергнута модернизации на основе принципов кооперативного социализма, может и должна явиться базовой структурой процессов самоорганизации общества. Познакомившись с жизнью индейцев во время службы в Куско, А. де ла Т. на всю жизнь остался сторонником индеанизма, видел в индейцах основу для формирования новой перуанской нации. Более того, он пытался доказать определяющую роль автохтонного населения в формировании и специфике латиноамериканской цивилизации в целом, перуанской культуры в частности. Саму Латинскую Америку он обозначал при этом как Индоамерику, а идеал ее будущего обосновывал из прошлого - времен инкского государства Туантинсуйо. Акцентирование ценностей прошлого и идеалов будущего приводило у А. де ла Т. к неизбежной "дискредитации" настоящего как малозначащего и преходящего, как того, что с необходимостью должно быть преодолено в целенаправленном действовании. Тем самым его философия изначально акцентировала аспект динамики, а не статики в общественной жизни ("универсальное и вечное есть развитие"), но при этом саму динамику трактовала как "вечное возвращение" собственного прошлого при очередном повороте исторического времени (развитие принципиально не может быть понято как прогресс). "Постоянно возвращаемое", а следовательно, и определяющее неизбываемую латиноамериканскую специфичность и задается через идеологему Индоамерики, которая к тому же и есть "постоянное возвращение" доевропейского прошлого. Поэтому "западное" (европейское, североамериканское) может быть привлекательным, но всегда обречено оставаться "чужим", национальное же, будучи непривлекательным в настоящем, как "свое" всегда будет задавать цивилизационно-историческую ритмику социальной динамике. Основным же реализуемым в действии дискурсом является для А. де ла Т. дискурс освобождения [в пределе - от настоящего, характеризуемого через категории зависимости и временного несовпадения (диссонирования) глобальным цивилизационным процессам, "невписанностью" в них]. Последние категории имеют для А. де ла Т. также экологическое и космическое наполнения, фиксируемые через понятия пространства и времени (точнее - пространства-времени как некоего характерологического единства, задающего параметры социокультурной жизни и истории). В этой перспективе вся всеобщая история распадается у него на динамики относительно изолированных "исторических пространств-времен". "Исторические пространства-времена" не могут выйти за пределы собственных космическо-экологических рамок, и в этом отношении "зависимость" непреодолима (они "обречены" быть уникальными), но возможно и необходимо преодоление внешних зависимостей, что есть основание для самоопределения (освобождения) и "синхронизации себя с ритмами иных "исторических пространств-времен" ("попадания в современность"). Тем самым философия А. де ла Т. базируется на двух концептуальных основаниях, утверждающих "неотделимость эволюционного движения каждого народа или социальной группы от своего гравитационного поля или сцены истории", с одной стороны, и зависимость исторических процессов от точки зрения наблюдателя (перспективы), устанавливающего синхронность-асинхронность, - с другой. "Исторические реальности не формируют цели из единственной и великой цели", что предполагает, в конечном итоге, индивидуальность, отличность, неповторимость содержания "исторических пространств-времен" ("универсальное движение имеет различные скорости и различные направления"). Последние А. де ла Т. переинтерпретирует-локализирует через введение категории "народ-континент", посредством которой он и дифференцирует социокультурный мир на составляющие (Западная Европа, Северная Америка, Россия, Индоамерика и т.д.), соотносящиеся в своей исторической динамике друг с другом. Отсюда один из основных тезисов философии истории А. де ла Т., легший в основу его "действенной" политики, об относительности социального развития. "Пройденные" расстояния и "затраченное" на их прохождение время различно в разных системах отсчета (которые, к тому же, разнонаправленно "движутся" друг относительно друга). Более того, то, что представляется "пространственно"-соотнесенным и "одновременно"-синхронным внутри одной исторической целостности, вовсе может не быть таковым для "внешних наблюдателей" из других "исторических пространств-времен" (для других "народов-континентов"). "…История мира, обозреваемая с индоамериканского пространства-времени, не будет никогда такой, какой ее видит философ с европейского исторического пространства-времени". Отсюда логически вытекает и следующее утверждение А. де ла Т.: "Законы и принципы, применимые для одного исторического пространства-времени, не соответствуют другому". Следовательно, то, что традиционно понимается под универсальностью и всеобщностью, есть не более чем попытка гипертрофирования европейского взгляда за его собственные пределы. Принятие последнего и есть попадание в ситуацию "внешней зависимости". Необходима своя перспектива видения - своя точка зрения, что предполагает и наличие своей собственной истины. Тем самым позиция А. де ла Т. может быть классифицирована как антиевропоцентристская, что не мешает ему (в силу требования соотносимости позиций) говорить, вслед за Ортегой-и-Гассетом, о стремлении к гармонии возможных точек зрения (перспектив). Конкретная конфигурация этой гармонии задается "народом-континентом", обладающим наибольшим потенциалом и готовностью к действованию - "народом-светом" (в качестве такового в перспективе А. де ла Т. видит латиноамериканцев), и "реализующими социальными группами", т.е. теми группами, которые обладают "психологической способностью для реализации своей истории" (такую способность и призван конституировать как идеологию апризм). Таким образом, А. де ла Т. принципиально замыкает философско-социологические анализы на практику политического действия, теоретически обосновывая и свой собственный социально-политический активизм.

Айя де ла Торре (Haya de la Torre) Виктор Рауль (22.2.1895, Трухильо - 2.08.1979, Лима), перуанский политический деятель и социолог. В студенческие годы боролся против диктатуры Легия-и-Сальседо 1926, за что был выслан из страны. В 1923-31 находился в эмиграции. В 1924 был одним из основателей партии Американский народно-революционный альянс (АПРА), представлявшей блок буржуазных и мелкобуржуазных элементов. В 1945 - 1948, занимая пост министра без портфеля, играл видную роль в правительстве президента Бустаманте. После неудачной попытки апристов организовать восстание (1948) пользовался правом убежища в одном из иностранных посольств, в 1954 эмигрировал из страны, но вскоре вернулся. В 1962 и 1963 выставлял свою кандидатуру на пост президента. Создал теорию искусственно сконструированных им обособленных зон человеческого общества с якобы исключительными законами развития для каждой; эта теория связывается им с утверждением, будто империализм в зависимых странах играет прогрессивную роль.

Большая Советская Энциклопедия.

Айя де ла Торре (Haya de la Torre), Виктор Рауль (р. 22.II.1895) - перуанский политический деятель и социолог. В студенческие годы боролся против диктатуры президента Легия-и-Сальседо (1919-1930), за что был выслан из страны. В 1923-1931 годы - в эмиграции. В 1924 году был одним из основателей партии Американский народно-революционный союз (АПРА), представлявшей блок буржуазных и мелкобуржуазных элементов. При президенте Бустаманте, в 1945-1948 годы, будучи формально министром без портфеля, играл крупную роль в правительстве. После неудачной попытки апристов организовать восстание в 1948 году, в течение нескольких лет был вынужден искать убежища в колумбийском посольстве, затем уехал в Мексику, а позднее в Европу. Как социолог, он создал теорию искусственно сконструированных им обособленных зон человеческого общества с мнимо исключительными законами развития для каждой; эта теория связывается Айя де ла Торре с его утверждением о якобы "прогрессивной" роли империализма в зависимых странах.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 195-196.

Айя де ла Торре, Виктор Рауль (Haya de la Torre, Victor Ral) (1895-1979), перуанский политический деятель, социолог. Родился в Трухильо (Перу) 3 февраля 1895 в аристократической семье. Получил образование в университете Сан-Маркос в Лиме, проникся либеральными политическими идеями, которых придерживался в течение всей жизни. В студенческие годы участвовал в организации вечерних школ для рабочих. Выступал против диктатуры президента Аугусто Легии (1919-1930), за что в 1922 был выслан из страны. Эмигрировал в Мексику, где в течение двух лет изучал опыт мексиканской революции и социальных реформ, затем совершил путешествие в СССР, Германию, Францию, Великобританию для дальнейшего освоения теории и практики социализма. Айя де ла Торре пришел к выводу, что русская система не подходит для Латинской Америки, и выдвинул модель социализма, предполагающую избавление от экономических и политических пороков капитализма при сохранении частной собственности и духовного лидерства церкви. Еще в 1924 в Мексике Айя де ла Торре основал Американский народно-революционный альянс (АПРА). После свержения Легии в 1930 Айя де ла Торре возвратился в Перу и преобразовал Альянс в Национал-реформистскую партию (Апристская партия). Во время выборной кампании апристы спровоцировали беспорядки, партия была запрещена, а ее лидеры эмигрировали. С 1932 по 1940 партия находилась в подполье, пока не была легализована президентом Мануэлем Прадо. На президентских выборах 1945 апристы обеспечили победу Хосе Луису Бустаманте. Айя де ла Торре стал министром в новом правительстве и получил возможность влиять на ход политических и социальных реформ. Политический альянс президента с лидером апристов продлился три года. В октябре 1948 апристы не без влияния коммунистов подняли мятеж, и страна около месяца пребывала в состоянии анархии, пока военные не взяли власть в свои руки. Хунта во главе с генералом Мануэлем Одриа сместила Бустаманте и начала охоту за лидерами апристов. Айя де ла Торре нашел убежище в колумбийском посольстве в Лиме, где оставался до апреля 1954, когда ему удалось покинуть Перу. В июле 1956 президент Мануэль Прадо-и-Угартече отменил запрет АПРА, и в 1957 Айя де ла Торре вернулся на родину. Он выдвигался кандидатом от АПРА на президентских выборах 1962. Поскольку результаты выборов вызывали сомнение, вопрос был передан в конгресс, где апристы составляли большинство. Опасаясь прихода к власти лидера АПРА, военные вновь взяли власть и в 1963 провели новые выборы, на которых Айя де ла Торре проиграл. После этого он уже не смог восстановить своего влияния в политической жизни страны. Умер Айя де ла Торре в Лиме 2 августа 1979.

Далее читайте:

Литература:

АЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ, ВИКТОР РАУЛЬ (Haya de la Torre, Victor Raúl) (1895–1979), перуанский политический деятель, социолог. Родился в Трухильо (Перу) 22 февраля 1895 в аристократической семье. Получил образование в университете Сан-Маркос в Лиме. В студенческие годы участвовал в организации вечерних школ для рабочих. Выступал против диктатуры президента Аугусто Легии (1919–1930), за что в 1923 был выслан из страны. Обосновался в Мексике.

В 1924 в Мексике Айя основал Американский народно-революционный альянс (АПРА). После свержения Легии в 1930 возвратился в Перу и преобразовал Альянс в Национал-реформистскую партию (Апристская партия). На выборах победил полковник Луис Санчес Серро, апристская партия была запрещена, ее лидеры эмигрировали. Айя был заключен в тюрьму, где находился до 1933. С 1932 по 1940 партия находилась в подполье, пока не была легализована президентом Мануэлем Прадо. На президентских выборах 1945 апристы, принявшие для своей партии новое название – Народная партия, обеспечили победу Хосе Луису Бустаманте. Айя стал министром в новом правительстве и взял в свои руки реальные рычаги власти.

Союз президента с лидером апристов продлился три года. В октябре 1948 апристы подняли мятеж и военные совершили переворот. Айя нашел убежище в колумбийском посольстве в Лиме, где оставался до апреля 1954, когда ему было разрешено выехать в Мексику. В июле 1956 президент Мануэль Прадо-и-Угартече отменил запрет АПРА, и в 1957 Айя вернулся на родину.

Айя выдвигался кандидатом от АПРА на президентских выборах 1962. Поскольку результаты выборов вызвали сомнение, вопрос был передан в конгресс. Опасаясь прихода к власти лидера АПРА, военные вновь захватили власть, аннулировали результаты выборов 1962 и в 1963 провели новые выборы, на которых Айя проиграл. После этого Айя уже не смог восстановить своего влияния в политической жизни страны.

Айя де ла Торре, Виктор Рауль (Haya de la Torre, Victor) (1895–1979), перуанский политический деятель, социолог. Родился в Трухильо (Перу) 22 февраля 1895 в аристократической семье. Получил образование в университете Сан-Маркос в Лиме. В студенческие годы участвовал в организации вечерних школ для рабочих. Выступал против диктатуры президента Аугусто Легии (1919–1930), за что в 1923 был выслан из страны. Обосновался в Мексике.

В 1924 в Мексике Айя основал Американский народно-революционный альянс (АПРА). После свержения Легии в 1930 возвратился в Перу и преобразовал Альянс в Национал-реформистскую партию (Апристская партия). На выборах победил полковник Луис Санчес Серро, апристская партия была запрещена, ее лидеры эмигрировали. Айя был заключен в тюрьму, где находился до 1933. С 1932 по 1940 партия находилась в подполье, пока не была легализована президентом Мануэлем Прадо. На президентских выборах 1945 апристы, принявшие для своей партии новое название – Народная партия, обеспечили победу Хосе Луису Бустаманте. Айя стал министром в новом правительстве и взял в свои руки реальные рычаги власти.

Союз президента с лидером апристов продлился три года. В октябре 1948 апристы подняли мятеж и военные совершили переворот. Айя нашел убежище в колумбийском посольстве в Лиме, где оставался до апреля 1954, когда ему было разрешено выехать в Мексику. В июле 1956 президент Мануэль Прадо-и-Угартече отменил запрет АПРА, и в 1957 Айя вернулся на родину.

Айя выдвигался кандидатом от АПРА на президентских выборах 1962. Поскольку результаты выборов вызвали сомнение, вопрос был передан в конгресс. Опасаясь прихода к власти лидера АПРА, военные вновь захватили власть, аннулировали результаты выборов 1962 и в 1963 провели новые выборы, на которых Айя проиграл. После этого Айя уже не смог восстановить своего влияния в политической жизни страны. Умер Айя де ла Торре в Лиме 2 августа 1979.

Читайте также: