Хариджизм в исламе кратко

Обновлено: 03.07.2024

Самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка – хариджиты – образовалась в ходе борьбы за власть в халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства, он же духовный руководитель (имам), должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен. Непременными же условиями правомочности претендента они считали следование Корану и Сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против правителя-тирана.

История вопроса

Сиффинская битва 657 года (по Милади) считается первой смутой в истории ислама, когда одна группа мусульман решила не подчиниться воле праведного халифа Али (р.а.). Тогда на берегу реки Евфрат сошлись его войска с армией Муавии, основателя династии Омейядов.

Противостояние сахабов и одной из самых важных личностей в истории ислама было обусловлено теми проблемами, которые возникли после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Вопросы престолонаследия постоянно расширяющегося мусульманского государства не были разрешены, в связи с чем политический кризис стал нарастать как снежный ком. В особенности, непросто пришлось Али (р.а.), который занял пост халифа после убийства Усмана (р.а.). Многие известные мусульмане, в частности, жена Пророка Айша (р.а.), Тальха ибн Убайдилла, а также примкнувший к ним родственник Усмана Муавия, потребовали от Али (р.а.) скорейшего проведения расследования убийства третьего праведного халифа и наказания всех, кто был замешан в преступлении. Однако Али (р.а.) не проявлял должной активности в этом вопросе, что вызвало недовольство со стороны его оппонентов. Конфликт стал нарастать и вылился в Сиффинскую битву.

Ход битвы должен был ознаменоваться поражением Муавии. Однако особенностью этого военного столкновения стало то, что предводители конкурирующих групп решили провести третейский суд, тем самым попытавшись разобраться в конфликте сквозь призму Священного Корана. Изначально Али (р.а.) не рассматривал подобный вариант развития событий приемлемым, однако впоследствии уступил требованию принять предложение Муавии о третейском суде, которое стало исходить из рядов его же (Али) армии. Из состава двух конкурирующих лагерей были отобраны представители для проведения третейского суда – Амр ибн ‘Ас со стороны Муавии, Абу Муса Ашари со стороны Али (р.а.). Примечательно, что изначально Али не хотел отправлять на переговоры Абу Мусу, однако снова пошёл на поводу несогласных из его же лагеря бойцов.

Развитие хариджизма

Убеждения хариджитов в течение небольшого промежутка времени значительно прогрессировали в сторону оправдания ещё большего насилия и сеяния смуты. Хариджиты верили, что совершение греха аналогично выходу из ислама. Т.е. если человек сделает нечто предосудительное и не покается, то он автоматически попадает в категорию неверных. Кроме того, хариджиты рассматривали в качестве источника исламского права только Священный Коран, отказывая в этом статусе сунне Пророка и иджме (единому мнению мусульманских учёных по какому-то вопросу). Их отличало стремление к жертвенности, которая должна быть характерна не только для мужчин, но и для женщин.

Учитывая то, каким образом произошло образование этого течения, нетрудно догадаться, что хариджиты имели отличающиеся как от суннитов, так и от шиитов мнения по вопросам передачи власти. Например, хариджиты утверждают, что халиф не должен быть обязательно из племени Курайш. Любой богобоязненный мусульманин имеет право претендовать на этот пост. Хариджиты отстаивают наличие права на восстание против правителя, который уклоняется от их интерпретации ислама.

В настоящее время некоторые учёные прямыми потомками хариджитов считают приверженцев ибадизма, проживающих в Омане. Однако сами ибадиты коренным образом отвергают наличие каких-либо связей с хариджизмом. К тому же современный Оман является одним из самых миролюбивых государств, стремящихся во внутренней и внешней политике искать компромиссные решения. Ещё одним распространённым мнением относительно проявлений хариджизма в настоящее время является представление в подобном ключе современных радикалов из разнообразных преступных организаций.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) о хариджитах

Есть несколько хадисов Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.), которые предрекали появление секты отступников:

«Передается со слов Юсайр ибн Амра. Я спросил у Сахля ибн Хунайфа:

– Слышал ли ты от Пророка (с.г.в.) что-нибудь об аль-хаваридж?

«Передаётся со слов Абу Саид аль-Кудри:

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Все эти смуты, отделения - ради власти, так? Чем может привлечь кучка людей других, если не обещанием привилегий и превосходства над другими? Обычно в секты объединяются все недовольные , скопившие обиду на нормальных людей! Хорошо что эта секта исчезла с лица земли!

Секты были еще во времена Пророка сав. Всегда найдутся люди, желающие убивать. Главное они это оправдывают Кораном.Делать черные деяния, ссылаясь на Коран - страшная ложь, это не прощается!

Общался с оманцами - от былого хариджизма ничего не осталось очень адекватные ребята, никакого негатива и проблем. Другое дело - новые хариджиты в лице разнообразных джихадистов. Вот у них с адекватностью проблемы серьеееезные!

Также эта секта была известна и под иными названиями и прозвищами.

Их появление было предсказано еще Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха:

В этом хадисе сообщается, что тот хариджит считал себя лучше сподвижников Пророка ﷺ и даже самого Пророка ﷺ! Этот хадис указывает на то, что хариджиты плохо думают о других и хорошего мнения о себе.

Также в этом хадисе содержится указание на то, что Пророк ﷺ строго запрещал убивать и даже просто бить молящегося, ибо молитва этого человека воспрепятствовала Абу Бакру и ‘Умару выполнить веление Пророка ﷺ убить его.

хариджи́зм, одно из направлений ислама. Хариджизм возник в результате борьбы за власть в Халифате между сторонниками двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда Али ибн Аби Талиба и наместника Сирии, будущего халифа Муавии. Во время Сиффинской битвы (657) Али согласился на третейский суд, однако часть сражавшихся, не признавая суда людей, заявила, что судить вправе только Бог, и удалилась в деревню Харура в окрестностях города Куфы (поэтому вначале их называли харуритами). Они положили начало хариджитскому движению (харидж — выступающий), которое повело борьбу против Али, и в 661 он был убит. Хариджиты выступали и против халифа Муавии, который жестоко подавлял их мятежи.

Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Каждая община могла избрать себе имама-халифа, равно как и сместить его, и даже убить, если он не соблюдал её интересов; избранным в халифы мог быть любой мусульманин, даже негр. Учение хариджитов никогда не было кодифицировано, но оно сыграло большую роль в развитии мусульманского богословия. Хариджиты выступали как пуритане ислама и даже отвергали 12-ю суру Корана, как легкомысленную, поскольку в ней рассказывается любовная история Иосифа и египтянки, весь же Коран, согласно их учению, является несотворённым словом Аллаха, содержит в себе все знания, и его нужно понимать буквально. Чрезвычайную строгость хариджиты проявляли в отношении культа и веры: телесное очищение перед молитвой необходимо, по их представлению, дополнять абсолютной чистотой совести. Хариджиты осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам, призывали к отмщению за погибших единомышленников. Проповедники хариджитов учили, что вера, не сопровождаемая делами в духе их учения, не даёт спасения в будущей жизни и что человек, совершивший смертный грех, перестаёт быть мусульманином.

Хариджиты в VII—IX вв. выступали против омейядских и аббасидских халифов. Их выступления, несмотря на жестокость и фанатизм, находили поддержку у населения. В Северной Африке сторонники хариджизма даже образовали своё государство с династией Рустемидов.

Хариджизм уже в VII в. стал распадаться на ряд сект: мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, са’алабиты, ибадиты, суфриты и др. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.

Общая численность хариджитов — свыше 1 млн. человек (0,1% всех мусульман).

Хариджизм является господствующим направлением ислама в Омане, хариджиты имеются также среди берберов в оазисах Алжира и Ливии и на острове Джерба в Тунисе, а также на острове Занзибар в Танзании.

Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия . В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский . 1998 .

Читайте также: