Комиссия по правам человека снг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Настоящее Положение регулирует деятельность Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (далее - Комиссия), предусмотренной в статье 33 Устава Содружества Независимых Государств, с целью осуществления наблюдения за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами (далее - Сторонами) в рамках Содружества.

Часть I

Состав Комиссии и организация ее работы

1. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами Сторон, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Принимается во внимание полезность участия лиц, обладающих юридическим опытом.

3. Каждая из Сторон может быть представлена на сессии Комиссии лицами, замещающими представителя, советниками и экспертами.

4. Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств созывает первую сессию Комиссии путем направления соответствующего уведомления Сторонам. Последующие сессии Комиссии созываются в соответствии с правилами процедуры, но не реже одного раза каждые шесть месяцев независимо от количества вопросов повестки дня. Стороны могут согласовать порядок созыва специальных сессий Комиссии.

5. Комиссия проводит, как правило. Закрытые заседания, за исключением случаев, когда решением большинства присутствующих на сессии и участвующих в голосовании представителей Сторон в Комиссии предусмотрено иное.

6. Представители Сторон председательствуют на сессиях Комиссии поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества. В период между сессиями председатель завершившейся сессии Комиссии продолжает действовать от имени Комиссии в пределах своих полномочий, связанных с текущими делами, до начала исполнения обязанностей следующим председателем.

7. Рабочим языком Комиссии является русский язык.

8. Для рассмотрения конкретных вопросов Комиссия имеет право создавать рабочие группы. К работе в таких группах, помимо лиц, названных в пункте 2 настоящей статьи могут привлекаться эксперты, кандидатуры которых согласовываются Сторонами.

При необходимости Комиссия и с ее согласия рабочие группы могут обращаться за информацией и консультациями в соответствующие международные и национальные организации.

9. Комиссия принимает свои правила процедуры, в которых, в частности, должно быть предусмотрено следующее:

а) две трети от числа представителей Сторон в Комиссии или лиц, их замещающих, образуют кворум;

б) решения Комиссии принимаются двумя третями голосов присутствующих на сессии и участвующих в голосовании представителей Сторон или лиц, их замещающих.

10. Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах на русском языке, заверенные копии которых передаются Исполнительным Секретариатом Содружества каждой из Сторон. Такие документы носят открытый характер, за исключением случаев, когда Сторонами принято иное решение.

11. Комиссия представляет Совету глав государств Содружества ежегодный доклад о своей деятельности.

Часть II

Порядок рассмотрения в Комиссии обращений Сторон

1. Каждая из Сторон имеет право направлять любой из Сторон письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека какой-либо из Сторон, входящим в компетенцию Комиссии.

2. Если вопрос, по которому направлен запрос, упомянутый в пункте 1 настоящей части, в течение шести месяцев после его получения не решен к удовлетворению запрашивающей Стороны, она имеет право передать этот вопрос в Комиссию, уведомив об этом другую заинтересованную Сторону.

3. Комиссия рассматривает переданный ей вопрос по существу только после того, как она удостоверится, что все доступные внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны и после этого прошло не более шести месяцев.

4. По любому переданному на ее рассмотрение вопросу Комиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предъявить любую относящуюся к делу информацию. Заинтересованные Стороны должны представить такую информацию в Комиссию либо, в случае отказа, дать мотивированный ответ. Заинтересованные Стороны могут делать свои представления при рассмотрении вопроса Комиссией устно и/или письменно.

5. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению заинтересованных Сторон, Комиссия может с их согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа уполномоченных представителей любой из Сторон. Членом такой подкомиссии не может быть гражданин какой-либо из заинтересованных Сторон.

Подкомиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предоставить любую относящуюся к делу информацию. Отказ предоставить такую информацию должен быть мотивированным.

По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным Сторонам.

Часть III

Порядок рассмотрения Комиссией обращений лиц и неправительственных организаций

1. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанными с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами процедуры.
2. Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу, пока не удостоверится в том, что:

а) поставленный в обращении вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

б) заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с этого момента прошло не более шести месяцев;

в) обращение не является анонимным.

3. При рассмотрении какого-либо вопроса Комиссия не может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей.

Часть IV

Повестка дня сессии Комиссии

1. Повестка дня сессии Комиссии состоит из вопросов, предусмотренных в пункте 2 части II и пункте 1 части III настоящего Положения.

2. Каждая из сторон имеет право поднимать в Комиссии вопросы, возникающие как до сессии Комиссии, так непосредственно во время ее проведения, при условии, что для рассмотрения таких вопросов во время текущей сессии требуется согласие всех заинтересованных Сторон.

3. На каждой сессии Комиссии заслушиваются также доклады о мерах, принятых Сторонами по заключениям и рекомендациям предыдущих сессий Комиссии.

Часть V

Расходы

1. Каждая из Сторон несет расходы, связанные с ее участием в работе Комиссии.

2. Финансирование деятельности Комиссии определяется в отельном
Соглашении.

Заключительная часть

1. Настоящее Положение применяется без ущерба для процедур в области прав человека, предписываемых Уставом и конвенциями ООН и ее специализированных учреждений, и не препятствует Сторонам прибегать к другим процедурам разрешения споров на основании действующих для них международных соглашений.

2. Местопребывание Комиссии - город Минск. Юридический адрес Комиссии: 220000, г. Минск, ул. Кирова, 17, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств.

3. По согласию Сторон в настоящее Положение могут вноситься дополнения и изменения, если они не затрагивают по существу прав и обязательств, вытекающих из положений Устава Содружества.


56. Европейский суд по правам человека: структура, компетенция.

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств — членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могжет передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.

Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья —гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит слушания, которые в принципе являются открытыми.

После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Ответственность за выполнение решений Суда несет Комитет министров Совета Европы.




К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая следующие:

— применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда);

— различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг);

— право обращения в суд по гражданским и уголовным делам;

— длительность судебного разбирательства;

— различные процессуальные аспекты уголовного правосудия;

— споры по вопросам социального обеспечения (страхование здоровья, промышленные аварии);

— правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей;

— доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства;

— законы о деятельности гомосексуалистов;

— правовое положение транссексуалов;

— меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей;

— прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции;

— свобода выражения своего мнения, включая свободу прессы и свободу художественного творчества;

— свобода участия в деятельности профсоюзов;

— права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация)[6].


56. Европейский суд по правам человека: структура, компетенция.

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств — членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могжет передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.

Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья —гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов; затем Суд обычно проводит слушания, которые в принципе являются открытыми.

После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Ответственность за выполнение решений Суда несет Комитет министров Совета Европы.

К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая следующие:

— применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда);

— различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг);

— право обращения в суд по гражданским и уголовным делам;

— длительность судебного разбирательства;

— различные процессуальные аспекты уголовного правосудия;

— споры по вопросам социального обеспечения (страхование здоровья, промышленные аварии);

— правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей;

— доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства;

— законы о деятельности гомосексуалистов;

— правовое положение транссексуалов;

— меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей;

— прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции;

— свобода выражения своего мнения, включая свободу прессы и свободу художественного творчества;

— свобода участия в деятельности профсоюзов;

— права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация)[6].

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Комиссия по правам человека в СНГ?

Комиссия по правам человека в СНГ?

В 2015 году мы можем отметить двадцатилетие одной из самых незаметных международных документов — Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Но возможно мы сможем отметить возникновение еще одного международного органа по защите прав человека.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека СНГ была подписана в 1995 году и вступила в силу 11 августа 1998г. для России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. Данный документ редко кто вспоминает, или вспоминают с усмешкой. Между прочим, данная Конвенция достаточна интересна, в том плане, что она основана на Всеобщей Декларации, Международных Пактах, обязательствах в рамках ОБСЕ, и предусматривает наравне с гражданскими и политическими социальные права.

Ситуация с Комиссией по правам человека СНГ еще более интереснее. Наличие института Комиссии по правам человека СНГ определено не только в Конвенции, но и в Уставе СНГ , то есть появление этого органа должно быть обязательно. По идее, Комиссия должна была зафункционировать еще 1993 году, поскольку подписавшие Положение о ее формировании стороны должны были назначить в течении 30 дней своего представителя и его заместителя, а утверждено Положение о Комиссии было 24 сентября 1993 года. Однако, как показало исследование ситуации данный процесс не был запущен по одной простой причине - государства не стремятся к реализации своих обязательств. Полномочных представителей в состав Комиссии назначила России и Таджикистан, Белоруссия и Киргзия, к сожалению,до сих пор этого не сделали. Как сообщил Исполнительный Комитет СНГ, они неоднократно направляли предложения к государствам. Так почему же механизм защиты прав человека СНГ не начал работать?


Ответы, видимо, просты:

а) СНГ-союз военно-политический и экономический, поэтому на межнациональном уровне происходит решение иных проблем.

в) правящие и периодически сменяющиеся элиты не хотят допускать еще одну возможность надавить на Государство со стороны граждан.

г) реализация некоторых обязательств государств требует дополнительного формирования, как и финансовое обеспечение деятельности Комиссии.

У меня есть предположение, что данный процесс будет тормозиться Республикой Беларусь. Мы знаем, что ситуация с правами человека в Республике Беларусь далеко не идеальная. При начале функционирования КПЧ СНГ Беларусь будет первой председательствующей страной и в этот момент может вскрыться большой пласт проблем внутри этой страны на всем уровне СНГ. Кроме того, в этой ситуации достаточно сложно определить поведение России, которой придется еще сложнее, поскольку не портить отношения с соседями и выносить объективные решения — разные вещи.

  1. Государства должны отвечать за взятые на себя обязательств;
  2. Государства должны самостоятельно прилагать усилия к развитию института прав человека и его защиты.
  3. КПЧ СНГ — орган субрегиональный, в связи с чем члены Комиссии могут больше быть знакомы с законодательством государств-участников, местными обычаями и традициями.
  4. В связи с новизной и небольшим количеством стран-участниц маленький срок рассмотрения дел
  5. Разгрузка иных международных органов.
  6. Возможность субрегиональной, наднациаональной защиты прав человека гражданам ряда стран (Например, Киргизия).
  7. Возможность обращения и граждан, и НПО.
  1. Непопулярность данного органа
  2. Неэффективность, в виду фиктивности и предотвращения обращений в иные инстанции
  3. Неэффективность в виду низкого качества решений.
  4. Закрытость от правозащитных НПО, доступа к информации от его деятельности.
  1. Вести переговоры с Правительством в своей стране для ускорения процесса формирования;
  2. Встретиться с назначенными членами Комиссии;
  3. Контролировать процесс формирования;
  4. Контролировать процесс принятия жалоб;
  5. Контролировать выносимые решения;

Настоящее Положение регулирует деятельность Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (далее - Комиссия), предусмотренной в статье 33 Устава Содружества Независимых Государств, с целью осуществления наблюдения за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами (далее - Сторонами) в рамках Содружества.

1. В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами Сторон, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Принимается во внимание полезность участия лиц, обладающих юридическим опытом.

3. Каждая из Сторон может быть представлена на сессии Комиссии лицами, замещающими представителя и заместителя представителя, советниками и экспертами.

4. Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств созывают первую сессию Комиссии путем направления соответствующего уведомления Сторонам. Последующие сессии Комиссии созываются в соответствии с правилами процедуры, но не реже одного раза каждые шесть месяцев независимо от количества вопросов повестки дня. Стороны могут согласовывать порядок созыва специальных сессий Комиссии.

5. Комиссия проводит, как правило, закрытые заседания, за исключением случаев, когда решением большинства присутствующих на сессии и участвующих в голосовании представителей Сторон в Комиссии предусмотрено иное.

6. Представители Сторон председательствуют на сессиях Комиссии поочередно в порядке русского алфавита названий государств - членов Содружества. В период между сессиями председатель завершившейся сессии Комиссии продолжает действовать от имени Комиссии в пределах своих полномочий, связанных с текущими делами, до начала исполнения обязанностей следующим председателем.

7. Рабочим языком Комиссии является русский язык.

8. Для рассмотрения конкретных вопросов Комиссия имеет право создавать рабочие группы. К работе в таких группах, помимо лиц, указанных в пункте 2 настоящей части, могут привлекаться эксперты, кандидатуры которых согласовываются Сторонами.

При необходимости Комиссия и с ее согласия рабочие группы могут обращаться за информацией и консультациями в соответствующие международные и национальные организации.

9. Комиссия принимает свои правила процедуры, в которых, в частности, должно быть предусмотрено следующее:

а) две трети от числа представителей Сторон в Комиссии или лиц, их замещающих, образуют кворум

b) решения Комиссии принимаются двумя третями голосов присутствующих на сессии и участвующих в голосовании представителей сторон в Комиссии или лиц, их заменяющих.

10. Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах на русском языке, заверенные копии которых передаются Исполнительным Секретариатом Содружества каждой из Сторон. Такие документы носят открытый характер, за исключением случаев, когда Сторонами принято иное решение.

11. Комиссия представляет Совету глав государств Содружества ежегодный доклад о своей деятельности.

Порядок рассмотрения в Комиссии обращений Сторон

1. Каждая из Сторон имеет право направлять любой из Сторон письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека какой - либо из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии.

2. Если вопрос, по которому направлен запрос, упомянутый в пункте 1 настоящей части, в течение шести месяцев после его получения не решен к удовлетворению запрашивающей Стороны, она имеет право передать этот вопрос в Комиссию, уведомив об этом другую заинтересованную Сторону.

3. Комиссия рассматривает переданный ей вопрос по существу только после того, как она удостоверится, что все доступные внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны и после этого прошло не более шести месяцев.

4. По любому переданному на ее рассмотрение вопросу Комиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой представить любую относящуюся к делу информацию. Заинтересованные Стороны должны представить такую информацию в Комиссию либо, в случае отказа, дать мотивированный ответ.

Заинтересованные Стороны могут делать свои представления при рассмотрении вопроса Комиссией устно и/или письменно.

5. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению заинтересованных Сторон, Комиссия может с их согласия назначить специальную согласительную подкомиссию из числа уполномоченных представителей любой из Сторон. Членом такой подкомиссии не может быть гражданин какой - либо из заинтересованных Сторон.

Подкомиссия имеет право обратиться к заинтересованным Сторонам с просьбой предоставить любую относящуюся к делу информацию. Отказ предоставить такую информацию должен быть мотивированным.

По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным Сторонам.

Часть III. Порядок рассмотрения Комиссией обращений лиц и неправительственных организаций

1. Комиссия рассматривает индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любой из Сторон и входящим в компетенцию Комиссии, в соответствии со своими правилами процедуры.

2. Комиссия не рассматривает никаких обращений по существу, пока не удостоверится в том, что:

а) поставленный в обращении вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;

b) заявитель исчерпал все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и с этого момента прошло не более шести месяцев;

с) обращение не является анонимным.

3. При рассмотрении какого - либо вопроса Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей.

Часть IV. Повестка дня сессии Комиссии

1. Повестка дня сессии Комиссии состоит из вопросов, предусмотренных в пункте 2 части II и пункте 1 части III настоящего Положения.

2. Каждая из Сторон имеет право поднимать в Комиссии вопросы, возникающие как до сессии Комиссии, так и непосредственно во время ее проведения, при условии, что для рассмотрения таких вопросов во время текущей сессии требуется согласие всех заинтересованных Сторон.

3. На каждой сессии Комиссии заслушиваются также доклады о мерах, принятых Сторонами по заключениям и рекомендациям предыдущих сессий Комиссии.

Читайте также: