Словеса дней и царей и святителей московских кратко

Обновлено: 04.07.2024

Смута – порождение Грозного, который гневен и яростен; его отравили и правильно сделали (одобрение не особо явное). Федор Иванович – противоположность отцу, единственный грех – передал власть рабу. Годунов неоднозначен – умен, но злобен и льстив; трона по роду недостоин; вместо служения Богу обратился мирской славе. Лжедмитрий – Отрепьев, Антихрист. Все, что далее – Божья кара (причем за конкретные грехи – корысть, пьянство, обжорство, содомию и мат). А еще за неправильное поведение бояр (но их перебил Грозный и поэтому они не смогли противостоять Годунову). Люди изменили традиции, народ перестал подчиняться неправедным владыкам, самовластие простолюдинов и рабов повлекло наказание. Новая династия – неизреченная милость. Итог: не надо нарушать естественный ход вещей.

Молитва ко Христу Богу

иже во христианех многу неволю от царей и от правителей неразсудных злобы приемлют многи, еще же и от еретик и чревоугодных человек; таков есть глагол прискорбных, краестрочие имуще по буквам, на римские ереси

Полки обнищавшие, Иисусе, вопиют к Тебе,

Речение сие милостивное приими, Владыка, в слух себе.

Еже на нас вооружаются коварством всего света,

Всегда избави, Господи, нас от их злаго совета,

Оне убо имеют в себе сатанину гордость,

Да отсекнут нашу к Тебе душевную бодрость.

И Твой праведный закон по своей воли изображают,

Злочестивых к совести своей приражают.

Лестными и злыми бедами погубляют нас, яко супостаты,

А не защитят от Твоего гнева их палаты.

Желаю бо аз единаго тя, Спаса истиннаго,

Еже верую в Тебя, Творца милостиваго.

Не предаждь нас, раб Твоих, точию,

И посещай своих благочестивою мочию.

Яко безсловесных скотов нас имеют,

Коварствы неправедными укоряют.

Но мнози убо на себя клятвы наложили,

Яко злыми, лукавыми нас обложили.

Злой прибыток себе утверждают,

Владыка Вседержитель, Ты нашу беду видишь,

А глаголющия поистинне молитвы наши приимешь.

Не дай врагам вознестися злостию на ны,

А злостныя да не будут на нас их раны.

© Резников К. Ю., 2012

В последующих главах обсуждаются исторические мифы о правлении первых Романовых и реформах Петра I. Согласно одной группе мифов, Московское государство представляло застойное болото, с каждым годом всё более отстающее от Европы. Страна неизбежно стала бы колонией, если бы не Пётр, железной рукой вытащивший Московское царство из азиатчины и преобразовавший в мощную Российскую империю. Другие мифы исходят из идеализации допетровской Руси, где царь, православная церковь и народ существовали в симфонии, основанной на соборности. Романовы заимствовали лучшее из Европы, в частности, военные реформы. Но заимствования не ломали русскую культуру и не вносили отчуждённость в общество. Приход Петра сломал естественный ход развития России и расколол общество, что, в конечном итоге, привело к революции.

Анализ фактов о допетровской и петровской России показывает преемственность внешней и даже (в плане тенденции) внутренней политики Петра I. Церковная реформа, приведшая к Расколу, вызвала потрясения не меньшие, чем реформы Петра I. Не Пётр начал и вестернизацию страны, но в отличие от предшественников он заимствовал из Европы не только навыки и технологии, но механизмы научно-технического прогресса – школы, мастерские, училища, гимназии и Академию наук. Рассмотрена трактовка образа Петра в научной и художественной литературе и кино. Сделан вывод, что единого мнения о Петре не сложилось. Борьба мифологий о Петре продолжается.

1. Смутное время. Начало

Смутъ недоброе дело. Она смутом по домам ходитъ. Смута,… тревога, переполохъ; | возмущенье, возстанье, мятежъ, крамола, общее неповиновение, раздоръ меж народомъ и властью; |… | домашния ссоры, дрязги, перекоры; наушничество, наговоры и следствия ихъ.

1.1. Смутное время в истории России

К началу ХХ в., благодаря трудам В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова, сложилась концепция Смуты, согласно которой Смуту изначально породили ошибки Ивана Грозного, затеявшего изнурительную Ливонскую войну и разорившего Россию опричниной. Дальнейшее явилось следствием пресечения династии Рюриковичей, борьбы за власть боярства, претензий дворян и недовольства закрепощаемых крестьян. Голод 1601–1602 гг. и появление Самозванца запустили гражданскую войну; к ней добавилась польская интервенция. Все же в народе нашлись силы собрать ополчение и освободить Москву. В такой трактовке Смута является важнейшим периодом российской истории, подготовившим укрепление государства с воцарением Романовых.

Личность князя Ивана Андреевича Хворостинина противоположна фигуре героя предыдущего очерка. Смута оказала огромное влияние на формирование его характера, и в эпоху восстановления государственного порядка Хворостинину далеко не сразу удалось смириться с возобновлением традиционных политических и культурных норм. Человек энергичный, но мятущийся, он мог бы воплотить свои чаяния при внуке первого из Романовых, однако, в свою эпоху князю Ивану Андреевичу не удалось реализоваться. В этом фигура Хворостинина не только примечательна, но, вероятно, и типична. Кто знает, сколько еще таких сторонников преобразований, ощущавших возможности перемен и модернизации России, оказались не у дел.

Князь Иван Андреевич принадлежал к ветви потомков ярославских князей (Рюриковичей). Самый известный представитель этого рода – князь Дмитрий Иванович прославился тем, что в 1572 г. нанес решающий удар по крымскому войску в сражении при Молодях.

В первые годы правления царя Михаил Федорович служил вполне успешно. В 1614 г. был воеводой сторожевого полка в Новосили, в 1616 г. получил боярство, и сидел за столом при приеме английского посла, был воеводой в Переславле-Рязанском (1618).

Оборотистый букинист. Разносчик книг Иван Андреевич Чихирин (1770-е—1830-е)

Оборотистый букинист. Разносчик книг Иван Андреевич Чихирин (1770-е—1830-е) Возле двухэтажного особняка, за мрачноватость окрещенного москвичами домом Малюты Скуратова, на Берсеневке, в сторожке, в тридцатых годах девятнадцатого века жил со своею старухой Иван Андреевич

Удельный князь. Генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков (1810–1891)

Удельный князь. Генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков (1810–1891) 31 августа 1890 года Москва с утра направилась с поздравлениями к своему хозяину — генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову. Великий князь Сергей Александрович, собираясь в

Витебский князь Яков Андреевич

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОБОЛЕНСКИЙ (1805—1873) Князь, историк-архивист.

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОБОЛЕНСКИЙ (1805—1873) Князь, историк-архивист. «Род князей Оболенских представляет одну из самых замечательных отраслей потомства Рюрика. В XV и XVI столетиях ни один род не выставил, сравнительно с ним, столько замечательных деятелей как на административном,

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва, Гедимин, литовщина, Ольгер

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Иван Хворостинин (? – 1625)

Иван Хворостинин (? – 1625) Фаворит самозванца Лжедмитрия I Иван Хворостинин (Старковский) родился примерно в 1590 г. Он происходил из древнего княжеского рода, в числе его ближайших родственников был знаменитый полководец Дмитрий Хворостинин. Это был светский щеголь, франт,

52. ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ, прозванием Храбрый, князь боровский и серпуховский

52. ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ, прозванием Храбрый, князь боровский и серпуховский сын Андрея Ивановича, князя боровского, от второго брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью отца неизвестного.Родился в Москве, уже по смерти отца своего, 15 июля 1353 г.; по завещанию великого князя

63. ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ, князь

63. ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ, князь сын св. Андрея Юрьевича (Георгиевича) Боголюбского, великого князя владимирского и всей Руси, от которого из двух браков — не известно, причтенный православною церковью к лику святых.Родился, как полагают, в 1155 г.; умер 20 июня 1175 г. Других сведений о

АПЕТЕР Иван Андреевич (апрель 1890 — 22.08.1938)

АПЕТЕР Иван Андреевич (апрель 1890 — 22.08.1938) заместитель народного комиссара юстиции СССР, начальник Главного управления ИТУ НКЮ СССР, начальник конвойных войск СССР (29.01.1931–21.04.1934)старший майор госбезопасности (1936) Слева направо стоят: Футорян, Менжинский, Беленький,

Иван Андреевич Крылов. Легенда о блинах

Иван Андреевич Крылов. Легенда о блинах На протяжении долгого времени считалось, что знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов умер от того, что объелся блинами. Эта причина смерти указывается во многих биографиях поэта. Между тем это не более чем миф, а причина смерти

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЯЗЕМСКОМУ (Князь Петр Андреевич Вяземский. 1792–1878)

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЯЗЕМСКОМУ (Князь Петр Андреевич Вяземский. 1792–1878) Глава первая В нашем вологодском захолустье… Князь Петр Вяземский Багратион ранен. — Приказ к отступлению. — Давка на дороге. — Можайск. — Обаяние Милорадовича. — Вологда осенью 1812

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) И.А.Крылов — баснописец, прозаик, драматург, журналист. Это о н. м спорил Пушкин с Вяземским: "Грех тебе унижать нашего Крылова. Тво. мнение должно быть законом в нашей словесности. И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни

Читайте также: