Мораль и право кратко 6 класс история

Обновлено: 04.07.2024

Мораль и право – это два разных понятия, которые имеют и сходства, и различия. Они преследуют общую цель – урегулирование общественного порядка в государстве на основании применения законов и моральных канонов.

Право – это общепринятые социальные нормы и правила, которые устанавливает государственная власть. Оно регулирует ход правовых отношений между субъектами, устанавливает перечень гражданских обязанностей и прав, обеспечивает поддержку и охрану законопослушных граждан.

Мораль – это обширное понятие, которое трактует добро и зло, честь и бесчестие, достоинство и беспринципность. На базе этих представлений формируется отношение человека к жизни, к окружающим людям, к природе и ситуациям.

Сравнительная таблица — мораль и право

Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, которая базируется на некоторых общих канонах. Рассмотрим подробно, что объединяет мораль и право:

  • Это фундаментальные ценностные основы, которые указывают на культурный, социальный прогресс, достигнутый обществом определенного государства или человечеством в целом.
  • С социальной стороны черты, сближающие мораль и право, распространяются на политический, экономический, культурный сектор. В комплексе во всех этих отраслях люди руководствуются обоими понятиями.
  • Оба понятия являются регуляторами, формирующими пределы возможностей при совершении поступков и действий. Они обеспечивают гармонию в социальном, общественном секторе.
  • Еще один пример, как связаны мораль и право, — это идентичность требований. Они борются за то, чтобы люди следовали определенным рамкам, не переходили черту, уважали друг друга.
  • Используются для регулирования взаимоотношений в одних и тех же коллективах, организациях, социальных группах.
  • Общая задача – регулирование порядка в обществе, развитие уважительного отношения к окружающим.

О том, что такое право и мораль, какие сходства и различия, таблица расскажет подробнее.

Сравнительная характеристика права и морали

Проанализируем основные принципы, которыми руководствуются эти понятия. Например, кровный враг – это моральное понятие, которое формируется у человека на фоне личного восприятия реальности. Но если оно переходит в кровную месть, связанную с нарушением законодательства, понятие переходит к правовым нормам. Отличия между моралью и правом:

  • Моральный кодекс формируется на уровне общества и социума, право регулирует государство.
  • Мораль появилась задолго до государства, правовой системы и законодательных актов – это одно из древнейших понятий человечества.
  • Юридическая сфера охватывает конкретные области жизни людей, ценностные ориентиры присутствуют во всех аспектах бытового, политического, психологического направления.
  • Ограничения со стороны морали касаются большинства этических и ценностных принципов – обман, предательство, оговор и многое другое. Закон вступает в силу, когда нарушение моральных норм выходит на определенный уровень, и может повлечь за собой нарушение прав и свобод гражданина.
  • Нарушение права приводит к принудительному наказанию. Несоответствие нормам морали приводит только к осуждению со стороны других людей.
  • Регулятором в сфере законодательства является четко изложенный свод правил. Он не меняется, не может быть принят двусмысленно. В ценностях и общественных нормах присутствуют вариации. То, что не приемлемо в одной ситуации, может быть оправдано в другом случае.
  • Моральные нормы существуют исключительно на уровне человеческого подсознания. Право поддерживают юридические законы, кодексы.
  • В основе права лежит государственный аппарат; база ценностей и этического поведения строится на общественном мнении.

Сравнительная характеристика права и морали.

Критерии права и морали – таблица сравнения

Для того, чтобы понять, что такое мораль и право, их общее и различия, таблица с критериями используется практически всегда. Она позволяет сопоставить основные аспекты, которые в корне различают два этих понятия. Кроме того, через графическую структуру намного проще выделить схожие черты.

Основное, что сближает право и мораль, это нормирование и формирование единого для всех свода правил касательно поведения в обществе и взаимоотношений с окружающими людьми. Можно выделить три главных регулятора – поведенческие и моральные нормы, традиции и обычаи, правовые нормы. Первые два понятия относительно близки. Они опираются на внутренние установки человеческого разума. Но в случае нарушения обычая или нормы поведения, индивид не будет принудительно наказан. Его будет мучить совесть, он может потерять уважение друзей или вызвать обиду у коллег, но не более.

Отличие морали от права таблица выделяет четко. При нарушении правового законодательства человек сталкивается с принудительными мерами – ограничением свободы, общественными работами и прочим. Субъектами права являются все жители страны, высшей инстанцией считается судебный орган. Если сравнить мораль и право, то в морали субъектом нравственного свода законов является индивид, его высшей инстанцией будут муки совести. Поможет подробно изучить сравнение морали и права таблица, представленная ниже.

1.Мораль и право.
Ислам появился в VII-м веке н. э. Он повлиял на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.
Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены в Коране. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха. На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат.
Мусульманская мораль предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Следует подчиняться правителям и начальникам, быть скромным и терпеливо сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги, помогать бедным и убогим. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет торговлю. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры.
Основные обязанности мусульманина
1) верить, что существует лишь единый Бог - Аллах, а Мухаммед - Пророк его;
2) молиться 5 раз в день;
3) соблюдать главный пост Рамадан;
4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню.
5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж в святые места - Мекку и Медину.

2.Завоевания арабов.
После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы.
При первых халифах арабы вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу войска составляла конница. Арабы обрушились на Византию и Иран. Они захватили византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали Иранское царство, в Северной Африке подчинили племена берберов.
В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала их сильная воинская организация и раздробленность соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, там арабы были отброшены на юг.
На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.
В течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от Атлантического океана до Индии и Китая.

3.Правление Аббасидов.
В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.
Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоёванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.
После прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место было выбрано удачно: в долине Междуречья пересекались торговые пути. Государство арабов называли Багдадский халифат.


4.Халиф Харун ар-Рашид.
Расцвет Багдадского халифата – это годы правления Харуна ар-Рашида (768— 809). Он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей полной уплаты налогов.

семья

Что такое мораль?

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы, представления о добре и зле, о справедливости. Они изучаются двумя общественными науками — этикой и правом.

Советуем запомнить

Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

Не всегда, правда, разницу между моралью и нравом способен определить даже специалист. Мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право также ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение. Право — нормы, установленные государством, их выполнение обеспечивает государство.

Для соблюдения права нужны законы, суды, полиция (милиция), тюрьмы. А что нужно для того, чтобы соблюдалась мораль? Общественное мнение людей.

Как же действует общественное мнение? Представьте, что человек совершил дурной поступок — рассказал чужую тайну или обещал помочь в важном деле и подвел людей. По закону отвечать за поступки он не будет. Но вот окружающие его люди (родственники, друзья, сослуживцы) начнут относиться к нему по-другому. Возможно, они перестанут звать его в гости, общаться. Человек может остаться один и почувствовать всеобщее осуждение.

А вот другая ситуация. Человек на самом деле не совершал ничего дурного, но подозрения пали на него. В этом случае он должен постараться объяснить всем, что ни в чем не виноват, прояснить ситуацию, чтобы восстановить уважение к себе и хорошие отношения с окружающими.

Таким образом, если закон определяет наказание, например в виде штрафа или в виде лишения свободы, то моральное наказание выражается общественным осуждением, личным переживанием человека, стыдом перед людьми за неблаговидный поступок.

Нравственные ценности

Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим и доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов, хотя часто мы слышим и видим, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить.

Добрый поступок помогает поверить в себя, укрепляет все лучшее в нас.

Человек, живший в примитивном обществе, был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления.

Дополнительное чтение

Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие должны проходить испытание, сидя на солнце. Для хороших людей оно длится три месяца, для плохих - шесть. Воры должны мучиться пять месяцев, лжецы — четыре, колдуны - три года, столько же жадные богачи и вожди. Получалось, что чем правильнее ты живешь на земле, тем меньше придется мучиться в загробном мире. Просто, наглядно и убедительно. Страх перед мучительными испытаниями сделал идею зла очень понятной.

В разряд злых людей, грешников человек мог попасть и за совершение преступлений. У древних скандинавов на том свете должны были мучиться клятвопреступники, убийцы, трусы, предатели.

С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овец или коров. Иногда таким приношением мог быть отказ человека от удовольствий или богатства.

Религия оказывала большое воздействие на нравственность человека. В мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) содержатся нравственные ценности, которые считаются общечеловеческими и не зависят от исторической эпохи и государственных границ. Это любовь к ближнему, почтение к отцу и матери, верность, терпение, помощь слабым.

Интересные факты

В основе законов, содержащих юридические нормы, также лежат принципы добра и справедливости. А в правилах этикета? Кодекса джентльмена? Мы видим те же самые принципы добра, но только видоизмененные. Они красивы и достойны, воспитывают культурного человека.

Подведем итоги

Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм (правил) наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло. Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

Проверьте свои знания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Домашняя школа InternetUrok

Далее в произведении отец начинает читать сыну мораль…

Мораль и право дополняют друг друга. То, что в поведении людей не регламентируется правом, регулируется моралью и наоборот.

Мораль для индивида – это правила и нормы поведения, которые могут как ограничивать его, так и помогать принимать решения в сложной и неоднозначной обстановке. Например, согласно морали, нужно помочь пожилой женщине, тогда как закон к этому не обязывает.

Мораль для общества – это способ сохранения себя. В любой успешной организации есть неписаный кодекс – свод правил поведения, которые называют корпоративной этикой.

Регулятором и исполнителем права является государство, а моральных норм – общество. Они взаимно дополняют друг друга, но часто их границы достойны отдельного рассмотрения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что Анна Каренина не нарушает закон. Ее действия неподсудны, однако она преступила мораль общества, к которому принадлежала. И это стало её проблемой.

И есть обратный пример: Ленский и Онегин нарушили закон. Дуэль как способ выяснения отношений была запрещена. Монополия на насилие есть только у государства. Они нарушают закон, сами разбираются между собой, но их поступок не выходит за рамки морали их окружения.

Таким образом, мораль – это распространённое в обществе или каком-то его слое понятие, определяющее, что такое добро и зло, что такое правильное и неправильное поведение. Вас не будут судить за то, что вы не помогли беременной женщине, когда она выходила из автобуса и оступилась, но обществом это поведение порицается.

Нам известно, что чем больше общество, тем комфортнее жить. В нём присутствуют разделение труда, длинные технологические цепочки и, соответственно, все блага цивилизации. То есть жить нужно вместе, но у нас могут быть разные точки зрения по бытовым вопросам. Мораль и право обеспечивают спокойствие в обществе, создавая возможность проявиться каждому в тех границах, которые не будут мешать другим.


Каково же происхождение этих древних законов? До тех пор пока история, биология и зоопсихология не дали ответы на основные вопросы о возникновении и развитии всего живого на Земле, оно наделялось божественным происхождением. Огонь был доставлен Прометеем, да и полезные растения даны высшей силой.

Проведённые научные исследования показали, что законы морали и сама мораль имеют естественную основу в животном мире. У обезьян бонобо есть нормы поведения, которые можно описать терминами, приписываемыми исключительно человеку: жалость, сочувствие и дружеская поддержка. У млекопитающих наличие этих чувств – довольно частое явление, которое развивается вместе с эволюцией. Сочувствие, или, говоря иначе, эмпатия, нужно, чтобы помочь своему ребёнку, который растёт, меняется, но долго не способен быть самостоятельным во взрослом мире.

Как только возникает эмпатия, на её основе может возникнуть и мораль. Потому что если ты способен представить себя на месте того, кому доставили страдания, то сможешь пожалеть его и помочь. В сообществе обезьян зафиксированы случаи, когда совсем старым обезьянам, которые не могут ходить к водопою, молодые приносят воду во рту.

В современном мире можно провести параллель: база Гуантанамо, где пытают людей, несмотря на то что в цивилизованных странах, в том числе в США, это запрещено законом (см. рис. 2). Но это происходит в далекой стране, с другими гражданами. Очень полезно замечать, как действуют законы внутри страны и вне её. Мерки допустимого сильно различаются.


Другая сложная граница зависит от состояния общества: если где-то идет война, то там разрешено многое, но и законы более жёсткие. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска на нашей территории поступали недопустимо, если опираться на немецкие законы мирного времени. Но их командование сняло с них ответственность и разрешило бесчинства по отношению к славянским народам.

Из-за зыбкости границ морали человеку тяжело даётся переход на мораль военного времени. Мы судим военачальников по канонам мирного времени, хотя они были вынуждены действовать в совершенно других условиях. Прежде чем судить кого-либо, нужно помнить, что в другое время и при других обстоятельствах нормы морали могли быть иными.

Пример тому: один из выдающихся математиков Англии Алан Тьюринг сделал много для своей страны во время войны (см. рис. 3).


Но он был гомосексуалистом и практически был затравлен обществом – тогда в Англии действовали довольно жесткие законы и осуждающая мораль. Теперь мы видим, что гомосексуализм в европейских странах не запрещён и законы изменены, а в некоторых странах можно даже заключать однополые браки.

Важно понимать, что иногда следование нормам морали ведёт к нарушению закона. Нужно чётко различать их границы. Даже если вы совершаете что-то, с вашей точки зрения, абсолютно верное, например, вы единственный свидетель преступления и решаете наказать преступника. Но в этом случае закон накажет вас. Потому что его преступление нужно доказать в соответствии с этим законом. Известный пример: у гражданина России погибла семья, потому что швейцарский авиадиспетчер допустил халатность. Отец семейства поехал и убил диспетчера. Его осудили, но после экстрадиции он не был осуждён даже моралью.

Закон отличается тем, что он один для всех – в нём заложена презумпция равенства людей. А мораль многообразна. Она разнится в возрастных группах, в прослойках общества и производственных коллективах.

Современные законы гораздо сложнее законов Хаммурапи и библейских заповедей. Их разработке уделялось много внимания. Одних кодексов – масса. Иногда они предусматривают такие случаи, которые сложно даже представить.

Пример: я вижу курящую беременную женщину. Должен ли я что-то сделать? Противодействие нарушает закон, ведь беременным курить не запрещено.

Почему законы сложны? Есть принуждение к исполнению законов и есть судьи. Чем больше вопросов мы оставим на произвол судей, тем меньше мы будем удовлетворены законом. Поэтому законы разрабатываются и дополняются. Их сложность ограничивает судебные вольности.

Или вот мы постоянно сталкиваемся с ювенальной юстицией. Где заканчивается моё право воспитывать детей и вести себя в семье как я считаю нужным? А где может вмешаться государство? Когда-то в семье взрослые по отношению к детям могли вести себя как им заблагорассудится. Дети были собственностью. Это постепенно менялось. Понятно, что рано или поздно установится равновесие.

Итак, мораль устанавливается постепенно. Философ Витгенштейн приводит такой пример: представьте, что вы появились в обществе, где принято снимать шляпы и кланяться, видя знакомых. Но вы не знаете, как применять это правило. Когда именно снимать шляпу, как глубоко поклониться, как долго стоять в наклонённой позе? Всё это постепенно впитывается с опытом, тысячами примеров, рассказами, указаниями родителей. Постепенно этот процесс станет естественным, но для другой группы людей он останется противоестественным. На этом фоне могут возникать коллизии.

Есть некие правила, которые могут быть естественными для всех, потому что они природные, логичные и исходят из простых постулатов. Например, есть мужчина и женщина. Женщина – более ценный член общества. Представьте племя, где 5 мужчин и 95 женщин. Следующее поколение может быть достаточно большим. Если соотношение обратное, то следующего поколения может не быть вовсе. Раз женщины важнее, значит, им нужно уступать дорогу и помогать, что в нашем обществе считается правилами хорошего тона.

Другой момент – это проявление себя. Все физиологические проявления на людях считаются дурным тоном: мы не должны залезать в чужое пространство.

Мораль и право – два механизма, дополняющие друг друга. Они направлены на сохранение общества. Для индивида это нормы поведения, которые облегчают жизнь. И это правила общежития, внутри которых каждый человек может проявить себя.

Читайте также: