Средневековая индия ислам в индии делийский султанат культура средневековой индии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский.

Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов.

Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столичного двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), которые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке.

Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга.

Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование – амарам.

Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Презентация на тему: " Индийская культура в период Делийского султаната К.и.н,доц,Лазарева С.И." — Транскрипт:

1 Индийская культура в период Делийского султаната К.и.н,доц,Лазарева С.И

3 В результате успешных боевых действий мусульманских войск под руководством Мухаммеда Гури в конце XII в. был завоеван Пенджаб. В результате успешных боевых действий мусульманских войск под руководством Мухаммеда Гури в конце XII в. был завоеван Пенджаб.

4 С установлением власти Делийского султаната начался активный процесс исламизации Индии. С установлением власти Делийского султаната начался активный процесс исламизации Индии. Внутренняя сила и цельность ислама в сочетании с господством мусульманских правителей сыграли немалую роль в укреплении ислама в стране индуизма. Внутренняя сила и цельность ислама в сочетании с господством мусульманских правителей сыграли немалую роль в укреплении ислама в стране индуизма.

5 Исламизация Индии, насаждаемая сверху правительством, вызвала практику перехода в ислам отдельных семей и кланов высокопоставленных индийских чиновников, сановников, правителей, составлявших социально-политическую опору султаната. Исламизация Индии, насаждаемая сверху правительством, вызвала практику перехода в ислам отдельных семей и кланов высокопоставленных индийских чиновников, сановников, правителей, составлявших социально-политическую опору султаната.

6 Сближение идей индуизма и ислама особенно отчетливо проявилось в движении под названием позднее бхакти. В этом движении в мистико-религиозной форме, в противовес религиозной нетерпимости и схоластике индуизма и ислама, проповедники бхакти выдвигали идею единого бога

7 Проповедники бхакти обращались как к индусам, так и к мусульманам. Свое учение они излагали в виде гимнов, которые распевались па популярные мелодии. Проповедники бхакти обращались как к индусам, так и к мусульманам. Свое учение они излагали в виде гимнов, которые распевались па популярные мелодии.

9 Он выступал против внешней обрядовости, обязательных ритуалов обеих религий. Только личный учитель, духовный наставник-гуру, учил Кабир, должен быть авторитетом для верующего. Он выступал против внешней обрядовости, обязательных ритуалов обеих религий. Только личный учитель, духовный наставник-гуру, учил Кабир, должен быть авторитетом для верующего.

10 В культовом строительстве основными типами архитектурных сооружений становятся мечеть, минарет, медресе и мавзолей.В культовом строительстве основными типами архитектурных сооружений становятся мечеть, минарет, медресе и мавзолей.

11 Наиболее ранними образцами архитектуры Делийского султаната являются, мечеть Куват ул-Ислам в Дели с минаретом-башней Кутб-Минар. Наиболее ранними образцами архитектуры Делийского султаната являются, мечеть Куват ул-Ислам в Дели с минаретом-башней Кутб-Минар.

12 Наибольшее строительство в период Делийского султаната происходит в XIV в. при султанах династии Туглукидов. Наибольшее строительство в период Делийского султаната происходит в XIV в. при султанах династии Туглукидов. Наиболее значительным образцом архитектуры периода Туглукидов является мавзолей Гия- саддина Туглука, построенный недалеко от Дели. Наиболее значительным образцом архитектуры периода Туглукидов является мавзолей Гия- саддина Туглука, построенный недалеко от Дели.

13 В целом архитектура этого времени сохраняет суровый характер, и даже культовая архитектура напоминает скорее небольшие крепости, чем храмы.

14 Индо-мусульманский культурный синтез способствует освоению народами Индии культурных традиций мусульманских народов и сложению новой для Индии литературы литературы на персидском языке, а в дальнейшем и литературы урду. Индо-мусульманский культурный синтез способствует освоению народами Индии культурных традиций мусульманских народов и сложению новой для Индии литературы литературы на персидском языке, а в дальнейшем и литературы урду.

16 С начала второго тысячелетия устанавливается литературная традиция на живых языках. Бенгальская, хинди, пенджабская, кашмирская, тамильская и другие литературы имеют первоисточником своего развития народное творчество. С начала второго тысячелетия устанавливается литературная традиция на живых языках. Бенгальская, хинди, пенджабская, кашмирская, тамильская и другие литературы имеют первоисточником своего развития народное творчество.

Ос­но­ван Кутб-ад-Ди­ном Ай­ба­ком (пра­вил в 1206-1210 годах), вое­на­чаль­ни­ком Му­хам­ме­да Гу­ри, ко­то­рый воз­глав­лял тюрк­ско-афганские вой­ска, за­вое­вав­шие Северную Ин­дию в конце XII - начале XIII веков. Сул­та­ны Делийского султаната при­над­ле­жа­ли к тюркcкой ди­на­сти­ям Гу­ля­мов (1206-1290), Хилд­жи (1290-1320), Туг­ла­ки­дов (1320-1414), Сай­и­дов (1414-1451) и афганской ди­на­стии Ло­ди (1451-1526). Пра­вя­щая му­сульманская вер­хуш­ка со­став­ля­ла ни­чтож­ное мень­шин­ст­во на­се­ле­ния, ос­та­вав­ше­го­ся в мас­се ин­ду­са­ми по ре­ли­гии, и удер­жи­ва­ла власть бла­го­да­ря то­му, что дей­ст­во­ва­ла как спло­чён­ная во­енная ор­га­ни­за­ция.

Внут­ри пра­вя­ще­го слоя су­ще­ст­во­ва­ли про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду сун­ни­та­ми и шии­та­ми, тюр­ка­ми и пер­соя­зыч­ны­ми, му­суль­ма­на­ми, дав­но про­жи­вав­ши­ми в Ин­дии и при­бы­вав­ши­ми из стран Среднего Вос­то­ка. Большая часть зе­мель Делийского султаната бы­ла роз­да­на в корм­ле­ния (ик­та) вое­на­чаль­ни­кам при ус­ло­вии со­дер­жа­ния ими на со­би­рае­мые на­ло­ги во­ин­ских от­ря­дов, под­дер­жа­ния по­ряд­ка и пе­ре­чис­ле­ния час­ти сумм в каз­ну. Су­ще­ст­во­ва­ли так­же зем­ли, на­хо­див­шие­ся в ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти (инам) и ос­во­бо­ж­дён­ные от вы­пла­ты на­ло­гов. Зем­ле­вла­дель­цы-об­щин­ни­ки пла­ти­ли зе­мель­ный на­лог. С час­ти зе­мель на­лог со­би­рал­ся не­по­сред­ст­вен­но в каз­ну (зем­ли ха­ли­са). Ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния каз­ны бы­ла джи­зия - по­душ­ный на­лог, взи­мав­ший­ся с не­му­суль­ман.

Вклю­че­ние (на­чи­ная с XIII века) Делийского султаната в сис­те­му ближ­не­во­сточ­ных и сред­не­вос­точ­ных государств по­ло­жи­ло ко­нец замк­ну­то­сти Северной Ин­дии (а до не­ко­то­рой сте­пе­ни всей Ин­дии), спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию её тор­го­вых и куль­тур­ных свя­зей с со­пре­дель­ны­ми государства­ми, по­яв­ле­нию ря­да но­вых про­из­водств, пер­соя­зыч­ной индийской ху­дожественной и ис­то­рической литературы (та­ри­хи, т. н. хро­ни­ки), раз­ви­тию ре­лигиозной мыс­ли (му­сульманского су­физ­ма и ин­дус­ских те­че­ний бхак­ти).

Территория государства Гуптов

Несколько столетий многочисленные индийские княжества существовали, подчиняясь лишь сложившимся издревле местным законам, защищенные от завоевателей безводными пустынями на западе, уходящими в небо хребтами Гималаев на севере, чащобами джунглей на востоке, а также водами Индийского океана, омывающими вдающийся далеко на юг обширный полуостров Индостан. С середины VII в. в Индию стали время от времени вторгаться войска Арабского Халифата, стремившиеся на всей земле установить исламский закон. Состоявшие в основном из уроженцев пустынных регионов: арабов, иранцев, тюрков, войска Халифата без особых затруднений преодолевали пустыни в окрестностях реки Инд. Однако им трудно было сражаться с высокопрофессиональным воинством раджей, укомплектованном боевыми слонами. Индийские воины были не только вооружены искусно сделанным оружием, но и отличались исключительным упорством в битве: будучи военными по рождению, они были убеждены, что от того, как они исполнят свой долг перед раджой, счастливой или несчастной станет их будущая жизнь. Веря в переселение душ, они не боялись смерти. Только к XI в., когда сам Арабский Халифат уже фактически распался, мусульмане научились эффективно противостоять боевой тактике индийцев. Государство Газневидов в Афганистане, Средней Азии и Восточном Иране, управляемое эмирами из тюркского племени кайы, в этот период захватило Пенджаб — область на северо-западе Индии, по которой протекают пять священных для индусов рек. В первой половине XI в. эмир Махмуд Газневи совершил семнадцать военных походов на Индию, в одном из которых захватил 57 тыс. рабов и 350 боевых слонов. Раджи, за долгие столетия после распада государства Гуптов привыкшие ни на кого не оглядываться в своей политике, не могли собрать против могущественной Газневидской державы единой коалиции. Многочисленные армии эмиров легко разбивали их скромные войска, захватывали их роскошные города и дворцы, увозили на северо-запад возы золота и серебра. В конце XI — начале XII вв. эмир Масуд перенес столицу государства в западно-индийский город Лахор. К концу XII в. держава Газневидов сама впала в сильную феодальную раздробленность; разбогатевшие вассалы чувствовали силу и влияние и переставали повиноваться верховным эмирам. В 1186 г. умер последний ее правитель Хосров-Малик, и она окончательно распалась. Вскоре Лахор был захвачен быстро расширявшей свои пределы другой центрально-азиатской державы — Гуридского султаната, основанного в 1148 г. таджиками (персоязычными оседлыми жителями Центральной Азии). В 1193 г. гуридский султан Мухаммад захватил Дели — крупный индийский город, а затем завоевал почти всю Северную Индию. В 1206 г. гуридский наместник Кутбу-д-Дин Айбек — туркмен из среднеазиатского племени халадж, провозгласил индийские мусульманские владения независимым государством. В 1214 г. султан Шамсу-д-Дин Илтутмиш перенес столицу в Дели. Поэтому в историографию первое мусульманское государство, целиком располагавшееся на территории Индии, вошло под названием Делийского султаната. Первые правители новой державы отражали вторжения на ее территорию войск Монгольской империи с северо-запада и индусов-раджпутов с юга. Затем вплоть до середины XIV в. влияние и могущество Делийского султаната все возрастало. Султаны отвоевывали у раджей новые территории. Султан Мухаммад-шах ибн Туглак с войском доходил до города Мадурай на самом юге полуострова Индостан. Там ему удалось установить мусульманское правление, но в связи с удаленностью от Дели местные правители фактически вышли из подчинения верховного и образовали самостоятельный Мадурайский султанат.

что такое тадж махал

К тому времени в ряде мест на побережье Южной Азии обосновались прибывавшие сюда по проложенному в конце XV в. Васко да Гамой морскому пути португальские торговцы. Одним из таких португальских опорных пунктов был город Хугли в Бенгалии (северо-восток региона). Туда Джахан в 1632 г. повел свою армию. Город был взят после трех дней осады, уцелевшие португальцы попали Джахану в плен. Затем Джахан водил войска на северо-запад, где, воюя с Сефевидским Ираном, присоединил к своей державе афганский город Кандагар и таджикские Балх и Бадахшан. А затем на юг, где его войска завоевали большинство Деканских султанатов. В 1646 г. распалась Виджаянагарская империя — бывший основной геополитический противник мусульман в регионе. Однако с конца 70-х гг. XVII в. Джахан все чаще терпит поражение от войск Сефевидов. В 1647 г. держава Великих Моголов потеряла Балх, а через два года — Кандагар. тяжелый урон государству нанесла длительная засуха, в результате которой миллионы людей умерло от голода. В 1658 г. Джахан тяжело заболел, и его четыре сына, не дожидаясь, пока он умрет, начали междоусобную борьбу за власть. Победу одержал третий сын Аурангзеб (Аламгир), принудивший тяжело больного отца отречься от престола и заточивший его в собственных покоях, где Джахан и умер в 1666 г. Его тело положили в Тадж-Махал, где уже покоилась его любимая супруга.

Аурангзеб, правивший до 1707 г., стал известен как ревностный поборник исламского строя, непримиримо воевавший с противоречившими Исламу культурными и политическими новшествами, появившимися при его предшественниках. Он вновь ввел джизью для немусульман, а также запретил занятия живописью, музыкой, танцами (это не позволяется исламской традицией). Будучи правителем решительным и жестким, он сумел присоединить к державе новые территории, и в его правление она разраслась до наибольших размеров. Однако из-за недовольства уже привыкших к подданическому равноправию индусов сильно расшаталась ее внутренняя стабильность. Особенно тяжелым испытанием для Аурангзеба и его армии стало восстание индусского народа маратхов во главе с вождем Шиваджи в начале XVIII в. Попытки подавить его оказались безуспешными, и маратхи образовали свое независимое государство на территории Декана. Вышли из повиновения Аурангзеба и раджпуты, которых поддержал его собственный сын. После смерти Аурангзеба держава Великих Моголов погрузилась в тяжелые феодальные смуты и стала быстро распадаться. Эмиры отдельных провинций враждовали между собой, возводили на престол послушных себе марионеточных правителей. В 1739 г. в Индию вторглись войска иранского Надир-шаха, которые почти два месяца грабили Дели. Во второй половине XVIII в. распадавшаяся держава потерпела сокрушительное поражение от государства маратхов, от которого уже не оправилась, хотя некоторое время правителями некоторых ее провинций считались номинально представители династии. В этот период, желая усилить свое влияние за счет поддержки вытеснивших португальцев с индийского рынка британцев, многие индийские феодалы способствуют возникновению в Индии британских опорных пунктов. Вмешиваясь в феодальные войны, британцы установили свой протекторат над одними владениями, а другие полностью подчинил собственной власти. В 1803 г. британской армией было разгромлено государство маратхов. Постепенно вся Индия в той или иной степени переходит под британское владычество. В ее истории начинается долгий период британского господства. Британцы, чья метрополия находилась очень далеко за морями и океанами, не ассимилировались среди населения земли, которой завладели, как это прежде бывало со многими захватывавшими Индию народами, и не стремились создавать на ее территории отдельного, независимого государства. Индия превратилась в источник сырья для бурно развивавшейся в те годы британской промышленности.

Читайте также: