Этические аспекты защиты жизни человека кратко обж

Обновлено: 03.07.2024

Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности - это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется :

• привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;

• сохранение и сбережение природной среды;

• развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;

• привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;

• мотивирование безопасной деятельности;

• развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;

• привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;

• соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?

2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма в нужно формировать на индивидуальном уровне?

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:

• терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;

• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Безопасность жизнедеятельности. Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия Возрастные особенности поведения детей в условиях чрезвычайного происшествия (ЧП) В обществе часто говорят, что мы живем во времена агрессии.

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры Гендерное воспитание — совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям в проблемах социализации и становления личности, с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА.

Человеку часто приходится встречаться с неосознанной со стороны другого человека грубостью, а иногда и с оскорблением в свой адрес. Для того чтобы защитить личность от посягательства на её достоинства, была разработана этическая защита.

Этическая защита – это защита человека от оскорбления в его адрес морально-этическими способами.

Этическая защита выполняет три основные функции:

Сохранение собственного достоинства.

Сохранение достоинства партнёра по общению.

Корректировка поведения субъекта, который нас оскорбляет.

Приёмы этической защиты.

Вопрос на воспроизведение.

-Простите, я не понял…

-Не могли бы вы повторить…

-Я не понимаю, что вы имеете в виду…

Окультуренное воспроизведение.

Это как бы наше объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать этого достаточно ясно. В состоянии конфликта человек полностью не осознаёт свои чувства и состояния. Основная цель помочь собеседнику увидеть какие-то аспекты ситуации. Например:

-Если я правильно вас понял… /необходимо дать культурную форму/

Это способ подтверждения того, что мы хотим принять мысли и чувства другого человека, какими бы они не оказались. Мы показываем, что нам не безразличны проблемы и переживания нашего партнёра. Например:

- Как хорошо, что вы это сказали…

- Да, я понимаю ваше состояние.

Подстановка мотива / оправдывание поведения/

Прием, неосознанно используемый людьми благородными: им не приходит в голову, что человек нарочито совершает какие-либо дурные поступки, и они за этими поступками обязательно видят добрые мотивы, реализация которых не удалась по каким-то причинам. Например:

Вы, наверное, хотели…

Вы, вероятно, думали…

Вы, конечно же, не хотели меня обидеть, просто очень возбуждены.

Великодушное прощение.

Один из самых сильных и жёстких приёмов этической защиты от грубости, хамства, посягательства на достоинство человека, состоящий в том, что совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное или прекратить то, что совершаемо им. Например:

Если вам так хочется…

Если вы от этого будете счастливы…

Если вы только от этого и будете счастливы…

Пусть будет так…

Если тебе доставляет радость обижать других, продолжай.

Пусть будет так, как вы сказали, если без данных слов вы не можете обходиться.

Здесь неуместны ирония, сарказм, насмешка. Здесь, скорее, печальная констатация реальности, изменить которую в данный момент невозможно.

Оставить наедине с собой.

Приём жёсткой этической защиты в случае грубости, дерзости, цинизма.

Суть его в том, чтобы не обсуждать содеянное и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить человеку самому разобраться в недостойной стороне поступка. Например:

Вы, наверное, не отдаёте себе отчёта в том, что сделали.

Как жаль, что вы не способны понять, что именно сказано.

В вашем возрасте надо было бы знать…

Внешний облик человека / открытость. Доброжелательность/

Лексика / обращение к людям, тональность, мелодика, разнообразный лексический состав, свободная речь/

Когда в сфере взаимодействия (в том числе общения) люди вольно или невольно нарушают общепринятые нормы взаимодействия друг с другом, задевают и оскорбляют достоинство человека, то необходима этическая защита, чтобы остановить такого рода действия, чтобы оградить собственное достоинство от оскорбления.

В сфере предметной деятельности логика достижения предметного результата диктует поведение людей, и потому в этих сферах нет речи об этической защите, вместо нее мы встречаемся с физической, юридической, финансовой, административной и другими видами защиты. Хотя, разумеется, тесная связь сфер и видов человеческой деятельности такова, что выделение этической защиты как исключительного способа сохранения культурного уровня общения между людьми можно считать условным.

Этическая защита — это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.

В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.

Этическая защита педагога выполняет три функции:

§ первая — направляется на сохранение достоинства педагога как человека; такого рода защита выступает для детей в качестве умозрительного опыта, предоставляющего образ поведения человека, не позволяющего унижать человеческое достоинство;

§ вторая — имеет целью корректировать недостойное поведение ребенка, и, одновременно, предлагает ребенку возможный вариант поведения в ситуации, обогащает его новыми формами поведения, до этого ему неизвестными;

§ третья — в своей реализации выполняет роль поддержки ребенка, сохранения его достоинства, невзирая на его дурное поведение, оскорбительное для педагога.

Представим веер десяти распространенных способов этической защиты (первые шесть способов - скрытая форма защиты, корректирующая маленького или наивного непросвещенного ребенка, слепо воспроизводящего бескультурыне формы общения; остальные четыре — сильная форма защиты открытого плана, их рекомендуется использовать лишь для учеников старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои действия).

Рекомендуем педагогу последовательно овладевать всей совокупностью выработанных культурой тонких и изящных способов сохранения своего достоинства при сопутствующей коррекции грубого поведения партнера, достоинство которого ни в коем случае нельзя подвергать уничижению. Укажем в скобках парадигму практического воплощения каждого способа, — как некоторую первоначальную опору для овладения искусством этической защиты.




Разумеется, индивидуальные формы этической защиты беспредельны. Поэтому не следует точно воспроизводить предложенные парадигмы - они необходимы лишь на первых порах, в качестве вспомогательной опоры в практической ситуации.

Первый опыт использования способов этической защиты поражает и воодушевляет. Студенты, обратясь к предложенным операциям в практике своей жизнедеятельности, вдруг обнаруживают огромную корректирующую силу этической защиты. Проиллюстрируем конкретными примерами, обратясь к конкретным рассказчикам. (СНОСКА: Рассказывают студенты психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина: Макарова Любовь, Максаков Александр.)

Когда в сфере взаимодействия (в том числе общения) люди вольно или невольно нарушают общепринятые нормы взаимодействия друг с другом, задевают и оскорбляют достоинство человека, то необходима этическая защита, чтобы остановить такого рода действия, чтобы оградить собственное достоинство от оскорбления.

В сфере предметной деятельности логика достижения предметного результата диктует поведение людей, и потому в этих сферах нет речи об этической защите, вместо нее мы встречаемся с физической, юридической, финансовой, административной и другими видами защиты. Хотя, разумеется, тесная связь сфер и видов человеческой деятельности такова, что выделение этической защиты как исключительного способа сохранения культурного уровня общения между людьми можно считать условным.

Этическая защита — это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.

В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.

Этическая защита педагога выполняет три функции:

§ первая — направляется на сохранение достоинства педагога как человека; такого рода защита выступает для детей в качестве умозрительного опыта, предоставляющего образ поведения человека, не позволяющего унижать человеческое достоинство;

§ вторая — имеет целью корректировать недостойное поведение ребенка, и, одновременно, предлагает ребенку возможный вариант поведения в ситуации, обогащает его новыми формами поведения, до этого ему неизвестными;

§ третья — в своей реализации выполняет роль поддержки ребенка, сохранения его достоинства, невзирая на его дурное поведение, оскорбительное для педагога.

Представим веер десяти распространенных способов этической защиты (первые шесть способов - скрытая форма защиты, корректирующая маленького или наивного непросвещенного ребенка, слепо воспроизводящего бескультурыне формы общения; остальные четыре — сильная форма защиты открытого плана, их рекомендуется использовать лишь для учеников старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои действия).

Рекомендуем педагогу последовательно овладевать всей совокупностью выработанных культурой тонких и изящных способов сохранения своего достоинства при сопутствующей коррекции грубого поведения партнера, достоинство которого ни в коем случае нельзя подвергать уничижению. Укажем в скобках парадигму практического воплощения каждого способа, — как некоторую первоначальную опору для овладения искусством этической защиты.

Разумеется, индивидуальные формы этической защиты беспредельны. Поэтому не следует точно воспроизводить предложенные парадигмы - они необходимы лишь на первых порах, в качестве вспомогательной опоры в практической ситуации.

Первый опыт использования способов этической защиты поражает и воодушевляет. Студенты, обратясь к предложенным операциям в практике своей жизнедеятельности, вдруг обнаруживают огромную корректирующую силу этической защиты. Проиллюстрируем конкретными примерами, обратясь к конкретным рассказчикам. (СНОСКА: Рассказывают студенты психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина: Макарова Любовь, Максаков Александр.)

Безопасность жизни человека - это такое состояние его организма в течение жизни, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти или болезням и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей.

Решение проблемы безопасности жизни состоит в обеспечении комфортных условий для проживания людей, в защите человека от воздействия вредных факторов окружающей среды, превышающих нормативно - допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности!

Основополагающая формула безопасности жизни человекаэто предупреждение любой потенциальной опасности.

ВложениеРазмер
bezopasnost_zhizni_cheloveka.docx 23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность как основа жизни и продуктивной деятельности

Пансиона воспитанниц МО РФ

Безопасность жизни человека - это такое состояние его организма в течение жизни, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти или болезням и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей.

Решение проблемы безопасности жизни состоит в обеспечении комфортных условий для проживания людей, в защите человека от воздействия вредных факторов окружающей среды, превышающих нормативно - допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности!

Основополагающая формула безопасности жизни человека – это предупреждение любой потенциальной опасности.

Существуют следующие виды безопасности :

  • национальная безопасность;
  • экологическая безопасность;
  • промышленная безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • информационная безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • внутренняя безопасность;
  • внешняя безопасность.

Национальная безопасность – это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Обеспечение национальной безопасности – это комплекс политических, военных, экономических, социальных, здравоохранительных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормального существования и устранение возможных угроз личности, обществу и государству.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

  • защиту государственного строя;
  • защиту общественного строя;
  • обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государства;
  • обеспечение политической и экономической независимости нации;
  • обеспечение здоровья нации;
  • охрана общественного порядка;
  • борьба с преступностью;
  • обеспечение безопасности от чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения национальной безопасности в государстве создаются специальные органы.

Органы обеспечивающие национальную безопасность :

  • вооружённые силы;
  • службы разведки и контрразведки;
  • правоохранительные органы;
  • санитарно-эпидемиологическая служба.

Экологическая безопасность - это предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения факторов биосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате деятельности человека.

Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или техногенным воздействием человека на окружающую среду.

Промышленная безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и их последствий.

Это достигается с помощью охраны труда, улучшением условий труда, механизацией и роботизацией производства, повышением профессионализма работников.

Основная цель охраны труда – это сохранение жизни и здоровья работников.

Вполне возможны чрезвычайные ситуации, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может причинен без чрезвычайных ситуаций. Такое может произойти например, при нарушении санитарно-гигиенических требований к производственному процессу.

Пожарная безопасность – это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды.

Защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение системы обеспечения информационной безопасности данного объекта.

Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода, который позволяют поддержать приемлемый уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

Она включает в себя :

  • сохранение платежеспособности;
  • возможность планирования будущих денежных доходов;
  • безопасность занятости.

Военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз .

Это также состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.

Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты :

  • внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне;
  • внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

Внешняя безопасность - это отсутствие опасностей исходящих от угроз вне государства, направленных на его дестабилизацию, потерю суверенитета и даже на его уничтожение.

Она исходит из политических, экономических, социальных ситуаций в других странах.

Главная внешняя опасность – на сегодняшний момент это международный терроризм .

В мире появилось много террористических групп, разного толка, названия, назначения, направления и вероисповедания. Есть террористические группы и в России. Большая озабоченность для России - это размещение близ границ с Россией ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - это слабая защита границ государства, особенно на Дальнем востоке. Россия огромная, богатая страна, и многие мечтают раздробить Россию и заполучить её богатства. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, происходящих в мире, как-то: войны, природные катаклизмы, возможно, космические факторы и угрозы. Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься иным странам при их прошении о помощи.

Направления деятельности по обеспечению безопасности жизни человека – это элементарные составляющие этого процесса

Направления безопасности жизни человека могут быть применены в различных сферах :

  • технике;
  • медицине;
  • организации труда;
  • отдыхе.

Направления обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

Методы обеспечения безопасности:

  • предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении);
  • повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);
  • создание системы защиты;
  • создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;
  • уничтожение (или изоляция) источников угроз.

Способы обеспечения безопасности.

  • предвидением развития событий;
  • оценкой последствий своих действий;
  • анализом причин опасностей;
  • выбором наиболее эффективного варианта действий.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации, но и, предвидя опасности, старается избежать их. Установив причины опасностей, своей деятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин.

Именно преобразовательная деятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Средства обеспечения безопасности - это специальные устройства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов окружающей среды.

В каждой сфере профессиональной деятельности существуют свои виды этики. Это касается и такой области, как медицина. Благодаря науке биоэтика рассматриваются моральные стороны человеческого поведения во время того, как специалист выполняет свои обязанности. За основу в этом случае принимаются определенные образцы внутренней регуляции личности.

  • Определение понятия
  • История возникновения
  • Основные задачи
  • Рассматриваемые проблемы
  • Принципы науки
  • Биоэтика в России
  • Новые этапы развития
  • Философские аспекты

Биоэтика

Определение понятия

Так как от сотрудников больниц в большинстве случаев зависят жизнь и здоровье человека, нередко корыстные специалисты манипулировали этим. Роль биоэтики заключается в установлении допустимых границ действий доктора. Все правила направлены на то, чтобы соблюдать нравственность и здоровье пациента.

В системе здравоохранения современная биоэтика необходима для защиты жизни человека.

История возникновения

Биомедицинская этика — это сложный феномен, который заслужил особое место в современной культуре. Его появление связано с американским онкологом Поттером. В 1970-х годах в США именно он призвал биологов и врачей объединить свои усилия для того, чтобы обеспечить достойные условия пациентам в больницах. Основатель термина считает, что биоэтика — это не только наука о выживании, это новое понятие, объединившее в себе знания из биологии и общечеловеческие ценности.

Ван Ренсселер Поттер

Но со временем это понятие изменилось. Сегодня большое значение уделяется исследованию политических, социальных, моральных юридических проблем, на основе которых возникли новые медицинские технологии.

В 70-х годах в Америке были созданы первые исследовательские и образовательные центры. И именно эти специалисты изучают предмет биоэтики. Они сумели привлечь внимание журналистов, политиков и религиозных деятелей к своей деятельности. В течение следующего десятилетия эта наука появилась в разных странах Западной Европы. А в 90-х она привлекла внимание Азии и Восточноевропейских стран.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

Пересадка органов

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Рассматриваемые проблемы

Самое главное в современной медицинской науки и моральных отношениях — это нравственность и здоровье.

В реферате или презентации на тему биоэтики нужно рассказать о том, какие проблемы она рассматривает:

Эвтаназия

  • эвтаназия;
  • самоубийство;
  • трансплантация органов;
  • проведение экспериментов на животных и человеке;
  • отношения между пациентом и доктором;
  • деторождение;
  • организация хосписов.

Биоэтика касается всех сфер медицины. Если доктора вмешиваются в репродуктивную функцию человека, им приходится сталкиваться с моральными принципами.

Прерывание беременности

До сих пор врачи не имеют общего мнения по поводу искусственного прерывания беременности. Ведь с одной стороны, аборт нарушает главный принцип — клятва Гиппократа, а с другой — отказ проводить эту операцию может навредить самому пациенту. Проблемы биоэтики затрагивают искусственное оплодотворение. Ведь они вмешиваются в саму природу брака, хотя безнадёжным родителям это дает возможность завести ребенка.

Практически вокруг каждой проблемы — трансплантация органов, возможность эвтаназии, эксперименты на человеке, клонирование — ведутся ожесточенные и довольно долгие споры.

Именно биоэтика помогает находить тонкую грань между вредом для пациента и пользой для всего общества.

Принципы науки

Согласно Википедии, в биоэтике существует несколько видов понятий и принципов. Наука опирается на них во время решения важных вопросов современности.

Самые важные принципы:

Принципы биоэтики

  • сотворение добра и непричинение зла;
  • уважение прав и достоинств человека;
  • соблюдение справедливости;
  • автономия личности.

В этой науке существует всего четыре основных правила: правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность и добровольное согласие.

То есть все доктора должны быть предельно справедливыми и честными со своими пациентами и соблюдать субординацию. А больной человек должен давать согласие на проведение операций и требовать неприкосновенности своей личной жизни. В совокупности с этими правилами принципы биоэтики образуют особые этические координаты, они позволяют охарактеризовать отношение врача к пациенту как отдельной личности.

Биоэтика в России

Первые предпосылки развития биоэтики в России появились ещё в 1990-х годах. Об этом стоит рассказать в докладе на медицинскую тему. Хотя на самом деле первые этические отношения между докторами и пациентами возникли гораздо раньше.

В Российской Федерации было несколько значимых событий, которые стали причинами улучшения жизни больных людей:

Аппарат искусственного кровообращения

  • 1920 — сняты ограничения по искусственному прерыванию беременности;
  • 1926 — создан аппарат искусственного кровообращения;
  • 1931 — прошла операция по трансплантации почки;
  • 1937 — имплантировали искусственную сердечную мышцу.

Развитие разных медицинских технологий в Советском Союзе происходило довольно часто, хотя этика научных исследований ещё не была сформирована. Этому мешала структура и идеология государства.

В то время не отдельный человек был главным для страны, а все общество. Но именно советский философ Фролов поставил вопрос о ценности научных достижений для личностного блага. Хотя только в 1995 опубликовали рукописи Перова, который считал, что наука недостаточно хорошо относится к человеку.

Новые этапы развития

В ХХ веке Россия начала превращаться в демократическую страну. Благодаря этому активнее стала развиваться биоэтика. Теперь она основывалась не только на науке и исследованиях, но затрагивала и издательские, учебно-образовательные и теоретические уровни. Во многих университетах и академиях появились соответствующие кафедры и факультеты.

Студенты медики

В 2000 году в Российской Федерации приняли государственный образовательный стандарт. Теперь каждый специалист, который хочет в будущем стать медиком, должен изучать такую дисциплину, как биоэтика. А в 1995 в Институте переподготовки и повышения квалификации при МГУ была создана специальная программа для преподавательского состава.

Философские аспекты

Биоэтика изучает моральную сторону взаимоотношений между докторами и пациентами. Хотя она базируется на основе двух наук — антропологии и биологии, её развитие было бы невозможно без философии. Ведь ключевым моментом дисциплины выступает поиск истинной сущности человека.

Научно-технический прогресс

По двум причинам — глобальной и локальной — сегодня формирование теоретического мировоззрения социума проходит более активно. Развитие научно-технического прогресса сопровождается появлением новых морально-этических проблем: права человека на здоровье, на получение правдивой информации, на жизнь и смерть стали основополагающими.

А гуманизация социума и отдельной личности приводит к тому, что биоэтика развивается и в положительным, и в отрицательном направлении. На самом деле эта дисциплина не подрывает устои и традиции стран бывшего Советского союза, как считают многие их жители. Ее нельзя называть копированием образа жизни западных государств.

Развитие медицины

На самом деле достаточно осмыслить современные медицинские проблемы с философской точки зрения. Человек должен знать всё о своём здоровье, он имеет право требовать справедливого к себе отношения, претендовать на лечение и восстановление после тяжелых процедур.

Сегодня сфера медицины развивается стремительными темпами. Хотя её успехи некоторые специалисты считают противоречивыми, из-за этого у них возникает желание упорядочить и контролировать эти достижения.

Благодаря установленным этическим нормам общество будет лучше подготовленным к последствиям и рискам, связанным с разными заболеваниями и медицинскими процедурами.

Читайте также: