Каковы границы города глупова кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования.

- Углубить знания учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске.

- Развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения.

- Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

- Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Оборудование: текст произведения, иллюстрации.

Эпиграф: Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Урок начинается с обсуждения прочитанного.

Чем же объяснялась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С. Тургенев в своей рецензии назвал её "странной и замечательной". Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

- Итак, давайте вспомним, где развивается действие в романе?

- В городе Глупове.

– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

– Каковы границы города Глупова?

– Кто населял город Глупов?

- Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города. пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

– Как же понимать эти противоречия? Что недосмотрел автор?

- Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

- Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о "добровольном" призвании славянами варяжских князей.

– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

– С чего же начали головотяпы наведение порядка?

- Народ и самовластие.

– Сторонники самодержавия заявляли, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А вы как считаете? А как считает автор?

– Что принесло головотяпам самовластие?

- "И будете вы платить мне дани многие. ", то есть грабёж систематический, узаконенный;

"Когда же пойду на войну – и вы идите!" – превращение жителей в "пушечное мясо";

"А до прочего вам ни до чего дела нет!" – устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов;

- Давайте вспомним, сколько градоначальников было в городе Глупове?

Вопросы к главе "Опись градоначальникам"

- Где мы впервые знакомимся с образами градоначальников?

- Почему автор назвал главу "Опись градоначальникам"? Это оговорка писателя или нет?

- Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а "механизмы", вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.

Работа с иллюстрациями

– Почему вы так решили? Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?

— “ Молчалив и угрюм”, “сверкнул глазами”, “фыркнул — и затылок показал”. “Имел в голове некоторое особливое устройство”. “На плечах вместо головы была пустая посудина”. “Градоначальниково тело, облачённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова”.

- Какой сатирический прием лежит в основе образа?

- В основе образа — гротеск и реализация метафоры “пустая голова”. Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели “на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд”.

- Как преимущественно автор называет своего героя?

- Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

- На что указывает прозвище героя? А фамилия?

- Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

- Что из себя представляет речь героя?
-“Не потерплю!” и “Разорю!” — вся речь героя представляет собой эти две “пьесы”, которые мог исполнять небольшой органчик, вставленный в порожнюю голову градоначальника. действовать и управлять угрозами, насилием, принуждением.

- Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

— “ Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков”. “. Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером. Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали. ” Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: “Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают. А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения. ”

- Когда возникает особенная острота и напряженность?

- Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

- А как сами глуповцы относились к органчику?

Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, “что он новый”, потом “ужаснулись”. “Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились”; “Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх”.

- Опять же, какой прием использует автор?

- Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и “начальстволюбием”. При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: “А что, если это так именно и надо? Что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?” Оставшись без градоначальника, “из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. ““Куда ты девал нашего батюшку?” — завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним”. Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

Автор обнажает нечеловеческую жестокость героя, обличает неспособность его вникать в суть происходящего, запрограммированность

- Угрюм – Бурчеев.

- Что нам известно о нем?

- Как он сделался градоначальником? Как он доказал свою преданность?

- Угрюм-Бурчеев – в прошлом "прохвост" (просторечное искажение слова "профос" –полковой палач, позднее – "парашечник", уборщик нечистот), назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе палец.

Воспользовавшись деталями внешности Аракчеева и частично Николая I, сатирик создал гротескный образ "мрачного идиота", столь же гиперболизированный, как и упоминаемый портрет Угрюм-Бурчеева на фоне пустыни, "посреди которой стоит острог; сверху, вместо неба, нависла серая солдатская шинель. ". Герой имеет обыкновение спать на голой земле, есть сырое лошадиное мясо, часами маршировать в одиночку, подавая самому себе команды, и т. п.

– Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

- Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов.

- Каковы его идеалы?

- Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, уравниловка.

- Тем, что у власти идиот. В его голове созрел "целый систематический бред" Кроме того, он хотел покорить природу, "естество", но природа не покорилась мертвящей воле "мрачного идиота".

- Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором "вместо неба нависла серая солдатская шинель"?

- Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана. Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами разных мастей: чем жёстче режим, тем больше заботился тиран об аскетизме своего облика и быта.

- Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге Щедрина глуповцы. Что представляют собой глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?
Основные их качества?

– На кого же направляет свою сатиру М.Е. Салтыков-Щедрин?

- Сатира писателя направлена и на самодержавных правителей, и на покорность и долготерпение народа.

– Но возможно ли смеяться над народом? Ведь именно в этом обвинял Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает: "Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием". О каком же "народе" идёт речь в произведении?

- Скорее всего, речь идёт о народе "историческом". Этот народ в 60-е годы XIX века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

- Надежды революционеров-демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что "корень зла" состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности.

По Щедрину, история – неостановимое течение жизни: "История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют одни за другими с быстротою молнии".

– Почему же в данном произведении она "прекратила течение своё"?

"Это была скорее беспорядочная куча хижин, нежели город. Не имелось ясного центрального пункта; улицы разбегались вкривь и вкось; дома лепились кое‑как, без всякой симметрии, по местам теснясь друг к другу, по местам оставляя в промежутках огромные пустыри."

Жители города Глупов зовутся глуповцами. Они происходят от древнего народа "головотяпы", которые имели привычку ударяться ("тяпать") головой обо все, что им попадается на пути.

"На это могу сказать одно: кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже более, чем нужно."

". история города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще."

Город Глупов построен на 7 горах и 3 реках (одна из гор называется Свистуха). По другой версии Глупов стоит на болоте:

"В пригородной солдатской слободе объявилась еще претендентша, Дунька Толстопятая, а в стрелецкой слободе такую же претензию заявила Матренка Ноздря."

"Жили стрельцы в особенной пригородной слободе, названной по их имени Стрелецкою, а на противоположном конце города расположилась слобода Пушкарская, в которой обитали опальные петровские пушкари и их потомки."

"Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смежны, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания. "

". другие же страны, как‑то: село Недоедово, деревня Голодаевка и проч., суть совершенно голодные и притом до чрезмерности жадные, то естественно, что торговый баланс всегда склоняется в пользу Глупова."

В Глупове имеются все необходимый государственные учреждения (присутственные места), например, казначейство, городовая управа, дворянская опека и т.д.:

"Вечером того же дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ, а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него создал в уездном училище."

"По вкоренившемуся исстари крамольническому обычаю, собрались они около колокольни, стали судить да рядить. "

В разное время город Глупов производит квас, печенку, вареные яйца, пиво, мед, кожу, хлеб, горчицу и т.д.:

". родной наш город Глупов, производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами. "

". завел пивоварение и медоварение. "

". глуповцы насеяли горчицы и персидской ромашки столько. "

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

На протяжении всего повествования М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает существующее в городе деление на градоначальников и простых жителей. Особое внимание среди простого народа уделяется крестьянам, хоть этого наименования и нет в самом произведении. В романе упоминается и о дворянстве, и о купечестве, однако все они противопоставлены градоначальникам.

Город Глупов является небольшим провинциальным городом. В повествовании часто даются разные границы города Глупова: то город сужается в своих размерах, то расширяется. Размытые границы совершенно неслучайны: М.Е. Салтыкову-Щедрину было важно показать типичность города Глупова, продемонстрировать, что этот город символизирует всю Россию. Под городом Глуповым понимаются и деревни, и села, и города. Город Глупов – гротескный образ, который олицетворяет все отрицательные черты русского народа.

Несмотря на наличие фантастических элементов, город Глупов – также город реальный. При описании Глупова отмечается наличие слобод, улиц, площадей, государственных учреждений, училищ, церквей и многих других реалистических элементов. М.Е. Салтыкову-Щедрину важно было показать город, в котором отразились реальные черты.

Уже из самого названия города и его жителей понятна основная характеристика глуповцев. Причем глупыми людьми являются и представители простого народа, и градоначальники. Градоначальники глупы, потому что не понимают, как и для чего им нужно управлять городом. Простые жители же глупы, потому что мирятся с общественной несправедливостью, обладают такими качествами, как долготерпение, смирение и покорность.

Из-за беспечности градоначальников и их стремления подчинить себе глуповцев жители города часто оказываются стеснены в чем-то. То глуповцы обязаны выращивать и есть горчицу, то они вынуждены терпеть голод и пожары.

Читайте также: