Питирим сорокин биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родился 4 февраля 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии (ныне - Республика Коми) в семье ремесленника, церковного мастера "золотых, серебряных дел и украшения икон".

Учился в Хреновской церковно-учительской семинарии Костромской губернии, откуда был исключен в 1906 г. за революционную деятельность. В 1909 г. сдал экстерном экзамены за гимназический курс и поступил в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, где изучался широкий спектр гуманитарных дисциплин. В 1910 г. перевелся на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1914 г.

Магистр уголовного права (1916).
В 1922 г. защитил докторскую диссертацию по опубликованной в 1920 г. в Петрограде двухтомной монографии "Система социологии".

Семья
Был женат, имел двух сыновей. Супруга с 1917 г. - Елена Петровна Сорокина (в девичестве – Баратынская, 1894-1975), ученый-биолог. Старший сын Петр (1931-2015) - американский физик, один из создателей лазера на органических красителях. Младший сын Сергей (род. 1933) - американский биолог, профессор Гарвардского и Бостонского университетов.

Краткий курс истории. Питирим Сорокин

23 января (ст. ст.) 1889 года родился Питирим Александрович Сорокин, великий мыслитель XX века, русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Путь в науку

Питирим родился в семье церковного реставратора, мастера золотых и серебряных дел. После смерти матери в 1894 году, Питирим с братом остались при отце, вместе они странствовали по селениям в поисках работы. После окончания второклассной церковно-приходской школы с отличием в 1904 году, Питирим по рекомендациям поступил в церковно-учительскую духовную семинарию в деревне Хреново Костромской губернии. В 1906 году он уже член партии эсеров. За революционную деятельность в том же году он получил трехмесячный тюремный срок. Вскоре Сорокин переехал в Петербург, затем участвовал в этнографических экспедициях, вернулся, с 1910 по 1914 год обучался в Петербургском университете на юридическом факультете, впоследствии сам преподавал.

Краткий курс истории. Питирим Сорокин

Революция

Краткий курс истории. Питирим Сорокин

Наследие

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Сорокин Питирим Александрович

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (04 февраля по новому стилю) 1889 г. в селе Туръя Яренского уезда Вологодской губернии (ныне это территория Республики Коми).

Отец, Александр Прокопьевич Сорокин, был ремесленником, занимался реставрацией и золочением икон. У него с супругой, крестьянкой Пелагеей Васильевной, родилось трое сыновей: Василий, Питирим и Прокопий.

В 1894 г. Пелагея Васильевна умерла, старшие братья остались с отцом, а Прокопия забрала сестра матери.

Характер работы Александра Прокопьевича был разъездной, он с сыновьями переезжал из села в село в поисках заработка. Мальчики помогали отцу и обучались его ремеслу. Отец выпивал, у него бывали приступы белой горячки. В один из таких приступов он сильно избил сыновей, после чего они ушли от родителя и начали самостоятельную жизнь. Василий и Питирим занимались росписью и украшением церквей, делали обрамления для икон.

В селе Палевицы Питирим пошёл учиться в грамматическую школу, а в 1901 г. поступил в церковно-приходскую школу в селе Гам. В 1904 г. подросток окончил её с отличием. Директор школы, Александр Николаевич Образцов, помог способному юноше продолжить обучение в церковно-учительской семинарии, расположенной в деревне Хреново Костромской губернии.

В 1907 г. Питирим решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы поступить в университет. Благодаря помощи приятеля он устроился на место репетитора с проживанием и питанием.

Чтобы сдать экзамен для поступления в университет, молодому человеку необходимо было восполнить пробелы в своём образовании. Он обратился за помощью к своему земляку – профессору Каллистрату Фалалеевичу Жакову. Благодаря профессору Сорокин поступил на Черняевские курсы, на которых преподавали прекрасные педагоги. Помимо учёбы Питирим посещал театры, музеи, концерты классической музыки, много читал. В 1909 г. Сорокин успешно сдал экзамен и поступил в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт.

Питирим Сорокин в юности и молодости

Питирим Сорокин в юности и молодости

Жизненный путь

Питирим Сорокин в старости

Питирим Сорокин в старости

Личная жизнь

В 1912 г. на одном из литературных вечеров у К. Ф. Жакова Питирим познакомился с Еленой Петровной Баратынской, потомственной крымской дворянкой. Девушка училась на Бестужевских курсах на ботаника-цитолога. 26 мая 1917 г. молодые люди поженились.

Питирим и Елена Сорокины. Прага, 1922 г

Питирим и Елена Сорокины. Прага, 1922 г.

У супругов родилось двое сыновей – Пётр в 1931 г. и Сергей в 1933 г.

Питирим Сорокин с семьей

Питирим Сорокин с семьей

Значимость и вклад

Питирим Александрович Сорокин был русским и американским социологом, культурологом и педагогом. Сегодня его называют одним из крупнейших социологов XX века в мире, который внёс огромный вклад в развитие этой науки.

Будущий учёный родился в коми глубинке, несколько раз попадал в тюрьму за свои политические убеждения, пережил 2 революции и гражданскую войну, чудом избежал расстрела, а затем был выслан из родной страны. Оказавшись в эмиграции, Питирим Александрович сумел сделать блестящую карьеру и получить признание научного сообщества.

Питирим Сорокин во время лекции в Эмерсон Холле (1940 г.)

Питирим Сорокин во время лекции в Эмерсон Холле (1940 г.)

На счету учёного более 30 книг и сотни научных статей. Самые главные свои труды он написал за границей.

Его работы во многом опередили своё время и не были по достоинству оценены, но сегодня многие его идеи считаются фундаментальными для современной социологии.

Читайте также: