Принуждение в финансовом праве кратко

Обновлено: 04.07.2024

В юридической литературе принуждение понимается как некое отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения. Однако с правовой точки зрения его смысл может иметь разное значение в зависимости от того, о каком принуждении (правомерном или неправомерном) идет речь.

Принуждение, осуществленное в нарушение закона, может образовывать состав правонарушения или преступления. В этом случае оно является признаком объективной стороны противоправного деяния. Непосредственно такое принуждение может выражаться в применении различных незаконных методов физического или психического воздействия.

Однако более распространенным является понимание принуждения как некоего правового воздействия. В данном случае правовое воздействие - категория, характеризующая пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан. Правовое воздействие включает не только нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относится, помимо прочего, и правовое регулирование.

Именно в этом значении принуждение нас и интересует в рамках данного исследования. С юридических позиций оно неразрывно связано с государством, так как исходит от него в виде определенных обязательных властных предписаний, исполнение которых им же в лице соответствующих органов и обеспечивается. Не случайно норма права определяется в теории как общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государственного принуждения.

Государственное властвование цементирует, координирует и в конечном итоге обеспечивает реализацию правовой политики. Государственное властвование потому и является фундаментальным основанием правовой политики, что оно - мирное, но самостоятельное властвование. Немирное властвование может означать неправовое воздействие на отношения, группы людей, личность. Неправовое принуждение нельзя отнести к сущности правовой политики, ибо она, то есть эта политика, в противном случае теряет всякий смысл.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует согласиться с определением государственного принуждения как вида социального принуждения, заключающегося в применении в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности метода правового воздействия на общественные отношения. Его содержание составляет нормативно предусмотренное физическое и психическое воздействие, связанное с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

Государственное принуждение осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами (либо гражданами в случае самозащиты) в предусмотренных законом процессуальных формах и предполагает возможность обжалования принудительных действий.

С учетом этого следует согласиться с выводами о том, что принуждение:

  • осуществляется как реакция государственных органов на неправомерное, вредное для общества поведение людей;
  • применяется к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы;
  • осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;
  • применяется на основе права;
  • существует государственная монополия на нормативное регулирование правового принуждения.

В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения - это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Специалистами отмечается, что государство требует от субъектов права надлежащей реализации существующих правовых предписаний, а субъекты права, в свою очередь, обязаны следовать этим правовым предписаниям. Тем самым необходимо и возможно государственное принуждение, одной из форм которого является юридическая ответственность.

С правовой точки зрения ответственность это обязанность отвечать перед потерпевшим, обществом, государством за действия (бездействие), противоправный характер которых причинил моральный, имущественный, физический вред (ущерб). Ответственность реализуется в отрицательной оценке содеянного, даваемой компетентным органом от имени или по поручению государства, принуждении к прекращению правонарушения и мере воздействия (воздаяния), носящей санкционный и исправительный характер.

Правоотношения, содержанием которых является ответственность за правонарушение, есть по существу обременение правонарушителя обязанностью претерпеть воздействие правовосстановительного, штрафного, правовоспитательного характера, исходящее от органов государственной власти.

Сущность юридической ответственности, по мнению С.С. Алексеева, как раз и состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного принуждения за совершенное правонарушение. Известный же отечественный правовед О.С. Иоффе понимал юридическую ответственность прежде всего как санкцию за правонарушение как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения.

Эта санкция выражается в мерах принуждения к соблюдению норм права и применяется органами государства к тем, кем эти нормы нарушаются. И соответственно юридические последствия, не связанные с мерами государственного принуждения, нельзя относить к области правовой ответственности. При выявлении же сущности ответственности нужно и даже необходимо учитывать тот факт, что правонарушение может повлечь и такие санкции, которые мерами ответственности не являются.

Авторитетный правовед Д.Н. Бахрах исходя из того, что меры принуждения в зависимости от цели своего применения дифференцируются на пресекательные, восстановительные и карательные, отмечал, что ответственность - это разновидность принуждения, а меры ответственности это особый вид мер принуждения.

Эти теоретические выкладки в определенной степени находят свое легальное подтверждение. Так, в соответствии со ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) впервые в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве сформулировано понятие наказания.

Не случайно правосудие определяется как осуществление судом присущей ему своеобразной правоохранительной и правоприменительной деятельности, основанной на полном соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Отдельные авторы, рассматривающие вопросы гражданско-правовой ответственности, отмечали, что государственное принуждение к исполнению нарушенной обязанности (принуждение должника к реальному исполнению обязательства, истребование своевременно невозвращенной или непереданной вещи и т.д.) не является юридической ответственностью. Включение в понятие юридической ответственности всех случаев государственного принуждения к исполнению требований права неоправданно и чрезмерно расширяет данное понятие.

Меры государственного принуждения к исполнению обязанности существенно отличаются от мер, применяемых, в частности, тогда, когда правоотношение не может быть восстановлено в единстве реального поведения и соответствующих прав и обязанностей. Ответственность включает в себя лишь такие последствия правонарушения, которые выражаются в возникновении новых обязанностей либо в их видоизменении, вытекающих из существующего правоотношения.

Эти видоизменения, как и любые обязанности, должны быть связаны с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя. Выделение ответственности как особого института, не включающего в себя применение мер государственного принуждения к исполнению существующей обязанности, обусловлено содержанием данных отношений. Принуждение к исполнению обязанности нельзя считать ответственностью, поскольку государственное принуждение направлено лишь на обеспечение существующей обязанности. Здесь нет дополнительной обязанности, являющейся результатом правонарушения.

Отклонение поведения от требований права исправляется с помощью государственного принуждения, но не связано с возникновением особых новых обязанностей. С помощью государственного принуждения участники приводятся в то же положение, в котором они должны были находиться в соответствии с требованиями закона. Полагаем, что данные выводы ошибочны, так как основываются на фактическом игнорировании правовосстановительных санкций и сведению юридической ответственности исключительно к ее карающей (штрафной) составляющей.

В остальной части меры принуждения выходят за рамки юридической ответственности. Представляется, что меры принуждения соотносятся с последней, как общее с частным. Соответственно система мер государственного принуждения включает в себя помимо норм юридической ответственности также иные правовые нормы, а именно те, которые предусматривают другие меры принуждения, не относящиеся на счет штрафных или правовосстановительных санкций за совершенные правонарушения. Не случайно специалистами меры юридической ответственности определяются как центральный, но не единственный элемент в структуре принудительных мер, который существует наряду с мерами защиты субъективных прав и исполнения юридических обязанностей и превентивными мерами.

Несовпадение материальных и процессуальных норм ответственности отмечают многие авторы. Установление наличия и особенностей правовой природы процессуальной ответственности связано с определением ряда исходных позиций.

Во-первых, юридический процесс, а стало быть, и процессуальная ответственность всегда соответствуют обособленной области публичных дел, подведомственной для разрешения субъектам государственно-властной деятельности, то есть правовой форме государственной деятельности.

Однако, говоря о процессуальной ответственности, правоведа в большинстве своем имеют в виду те штрафные санкции, которые предусматриваются процессуальным законом. При этом судебный штраф, налагаемый, например, арбитражным судом, определяется как разновидность мер государственного принуждения, как способ реализации юридических обязанностей, применяемых в рамках арбитражного процесса. В этом проявляется отличие судебного штрафа от штрафа в гражданском, уголовном, административном праве, где они применяются за соответствующие гражданские, уголовные и административные правонарушения. В данном случае имеются в виду судебные штрафы, предусмотренные статьями 66, 96, 119, 154, 156, 157, 194, 200 и некоторыми другими Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

С этих же позиций к мерам гражданско-процессуальной ответственности, например, относимы судебные штрафы, которые согласно ст. 105 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) налагаются судом в случаях и в размерах, предусмотренных этим кодифицированным законодательным актом.

Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 57 ГПК РФ должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Взыскание подобных штрафов предусмотрено также статьями 140, 159, 162, 168, 226, 246, 249, 431 ГПК РФ.

Денежная сумма, взыскиваемая с должника в порядке исполнительного производства, именуемая исполнительским сбором, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, также относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера определяется не как правовосстановительная санкция, обеспечивающая исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а как санкция штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Тем не менее, меры процессуальной ответственности и собственно меры процессуального принуждения следует также различать. В этой связи одним из авторов обоснованно отмечается, что теоретически и практически важной выступает проблема соотношения мер уголовно-процессуальной ответственности с мерами уголовно-процессуального принуждения. В этом смысле следует согласиться с тем, что меры уголовно-процессуального принуждения являются составной частью системы уголовно-процессуального принуждения.

Их специфическая особенность заключается в том, что в основании их применения лежит, как правило, не процессуальное нарушение со стороны участника судопроизводства, а необходимость с помощью этих мер решить задачи предварительного расследования. Такие меры процессуального принуждения, как задержание подозреваемого и отстранение обвиняемого от должности, исходя из целей, оснований и порядка их применения могут быть отнесены к мерам пресечения.

В рамках данного исследования нас интересует не только государственное принуждение в целом и все существующие юридические средства принудительного характера, по, прежде всего, именно меры процессуального принуждения, применяемые в сфере налогов и сборов. Иными словами, предметом данного исследования являются те юридико-процессуальные конструкции, которые наряду с нормами юридической (материальной или процессуальной) ответственности, стимулируют законопослушное поведение субъектов налоговых правоотношений посредством оказания на них материального, организационного, физического или психического воздействия в предусмотренных законом случаях, связанных с ограничениями различного характера.

Итогом же исследования, проведенного в этой части, явились следующие теоретические положения и выводы, которые будут положены в основу в последующем изложении:

1. Государственное принуждение осуществляется посредством мер правового воздействия на физических лиц и организации, применение которых имеет своей целью стимулирование законопослушного поведения и обеспечение неукоснительного соблюдения всеми установленных государством общеобязательных правовых предписаний. Правовое принуждение является одной из форм правового регулирования и предполагает применение уполномоченными государственными органами соответствующих мер принудительного характера, заключающихся в материальном, организационном, физическом и психическом воздействии на подвластные субъекты правоотношений при наличии оснований и в порядке, определенном законом.

2. Система государственного правового принуждения включает меры юридической ответственности в виде применения карательных (штрафных) и правовосстановительных санкций, предусмотренных как материальными, так и процессуальными правовыми нормами (процессуальная ответственность), а также собственно меры процессуального принуждения.

3. Подобное подразделение мер государственного правового принуждения в определенной степени является условным, так как отдельные меры принуждения могут рассматриваться одновременно и как мера юридической ответственности, и как мера процессуального принуждения. Это, например, относится к денежным взысканиям (штрафам), налагаемым на участников процесса, так как они могут рассматриваться и как мера процессуальной ответственности, и как средство процессуального принуждения. Пеня также является правовосстановительной санкцией, т.е. мерой юридической ответственности? и одновременно мерой защиты правопорядка - средством обеспечения исполнения обязанности.

Принуждение описывает акт использования силы, ложного заключения, принуждения, угроз или психологического давления с целью заставить кого-либо действовать вопреки его желаниям или интересам.

Принуждение также используется как форма защиты от преступления подсудимым, которого принуждают или принуждают совершить преступление, потому что они подвергаются серьезному неизбежному ущербу для себя или других.

Незаконная практика экономического давления может вызвать у человека принуждение, что также может привести к тому, что он невольно совершит рискованную финансовую практику.

Ключевые выводы

  • Принуждение описывает акт использования силы, принуждения, угроз или психологического давления, среди прочего, с целью заставить кого-то действовать против его желания.
  • Если человек действует под принуждением, он действует не по своей воле, и поэтому с ним могут обращаться в суде соответствующим образом.
  • Если человек (или бизнес) находится под финансовым давлением, он часто не имеет хороших решений для своих финансовых проблем.

Как работает принуждение

Принуждение возникает, когда человеку мешают действовать (или не действовать) в соответствии со свободой воли. Формы принуждения могут подпадать под угрозу физического или экономического принуждения.

Если принуждение используется для того, чтобы заставить человека совершить преступление или сделать что-то против его воли, обвиняемый в уголовном преследовании может выступить в защиту того, что другие использовали принуждение, чтобы заставить его принять участие в преступлении.

Пример принуждения

Финансовое принуждение описывает среду, в которой бизнес-менеджеры принимают трудные решения в условиях стресса. Этот неоптимальный выбор часто делается вне стандартных операционных и финансовых условий. Например, чтобы поддерживать бизнес на плаву, менеджер может продать актив, зная, что это подорвет бизнес другим способом. В некотором смысле финансовое принуждение ставит бизнес между камнем и наковальней, где нет хорошего решения. Эта ситуация может привести к тому, что кто-то будет действовать под принуждением, чтобы защитить свои финансы.

Краткий обзор

Когда бизнес начинает испытывать финансовое давление, все может иметь отрицательный каскад. Небольшие сбои начинают усугубляться, не оставляя менеджерам иного выбора, кроме как принимать ряд слабых решений.

Особые соображения

Личное финансовое принуждение можно вызвать двумя способами. Например, человек может потерять работу или лишиться права выкупа дома, если не сможет выплатить ипотечный кредит. Кризис со здоровьем и высокие медицинские счета могут уничтожить сберегательный счет. Теоретически эти события могут привести к незаконным действиям человека из-за стрессовой ситуации.

Финансовое принуждение может быть внутренним по своей природе, например, когда бизнес берет в долг больше, чем это разумно, или участвует в сомнительной деятельности по слиянию. Эти раны, нанесенные самому себе, могут нанести непоправимый урон бизнесу. В других случаях принуждение может возникнуть из-за внешних сил, таких как влияние на бизнес широкомасштабной экономической рецессии.

Финансово-правовые санкции – это меры финансово-правовой ответственности, которые применяются к юридическим и физическим лицам уполномоченными государственными органами за нарушение финансового законодательства.

Меры финансово-правовой ответственности состоят в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, организационного или имущественного характера. Применение финансовых санкций ведет к наступлению обременительных последствий морального и имущественного характера. Финансово-правовые санкции входят в общеправовую систему мер государственного принуждения. Они обладают признаками юридических санкций.

Санкции – это особые меры принуждения, применяемые вследствие неисполнения обязанностей для защиты прав иных лиц. Санкция является мерой ответственности, государственно-правовым последствием несоблюдения правовых норм. Финансово-правовая санкция – это мера финансово-правовой ответственности, наступающая в результате несоблюдения участниками финансовых правоотношений установленных предписаний, порядка создания, использования, распределения, использования бюджетных фондов муниципальных предприятий, образований, учреждений и организаций.

Относительно каждого основания финансово-правовой ответственности действует определенная система санкций. Санкции любого блока подсистемы финансовой ответственности должны устранять негативные экономические последствия, которые вызваны нарушением финансовой дисциплины. Основанием применения меры ответственности является совершение финансового правонарушения. Содержание финансово-правовых санкций представляет собой ограничение или лишение прав лица. Государство через финансовые санкции заставляет нарушителя претерпевать ограничения его прав.

Выделяют три группы субъектов финансового права:

  • коллективные субъекты;
  • общественно-территориальные образования;
  • индивидуальные субъекты.

Характерная особенность субъектов финансово-правовой ответственности состоит в том, что они могут находиться в организационных отношениях с органом, которое накладывает наказание.

Для финансово-правовых санкций свойственен бесспорный и судебный порядок применения. Санкции могут налагаться специально уполномоченными органами: Федеральной налоговой службой По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Федеральная налоговая служба подробнее , Федеральным казначейством По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное казначейство и его функции подробнее , Центральным банком и др. Изъятые в качестве санкций у нарушителей финансового законодательства денежные средства, зачисляются главным образом как доходы в соответствующие денежные фонды, что указывает на фискальный характер данных мер ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Главным образом финансово-правовая санкция обладает имущественным характером. Она устанавливается в количественном отношении к сумме выручки, доходов и т.д., которые подлежат изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, или в принудительных действиях, осуществление которых ограничивает финансовую базу конкретных субъектов, ужесточает режим ее использования.

Виды финансово-правовых санкций

В зависимости от целей финансово-правовые санкции подразделяются на:

Основная цель правовосстановительных санкций: устранение причиненного муниципальному образованию или государству вреда финансовым правонарушением; принудительное исполнение финансовых обязанностей (невыполненных), на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

Реализация штрафных санкций направлена на предупреждение совершения финансового правонарушения, на исправление, наказание нарушителей финансовых законов. Финансовые санкции по основаниям применения подразделяются на санкции, исходящие из Международного договора По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Двусторонние международные договоры подробнее , права, национального нормативно-правового акта.

Финансовые санкции по основным отраслям права подразделяются на санкции за нарушения налогового, бюджетного, таможенного, валютного законодательства. Выбор применения санкций определяет нормативно-правовой акт, в сфере которого было совершено правонарушение (бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.).

Финансовые санкции по форме делятся на штрафы, неустойки, пени, блокировку расходов, блокировку счетов, приостановление операций по счетам.

Отдельные авторы классифицируют финансовые санкции по способу влияния на: правовосстановительныесанкции, штрафные санкции, санкции, сочетающие в себе данные элементы. В любых финансово-правовых санкциях сочетаются правовосстановительная и штрафная функции. Совпадение этих функций определяется имущественной природой финансовых правоотношений, а также обеспечением доходной части бюджета.

При применении правовосстановительных санкций особо значимо определение имеющихся обязанностей нарушителя, при применении штрафных санкций – верная квалификация правонарушения индивидуализация мер финансового принуждения к правонарушителю.

К специфическим видам финансовых санкций относятся: отзыв лицензий на осуществление банковской, страховой и других видов деятельности, предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и т.д.

Пеня и штраф

В качестве финансовых санкций чаще всего применяется штраф и пеня. В финансовых правоотношениях пеня является способом принуждения к исполнению финансовой обязанности в срок. Штраф, в отличие от пени, должен гарантировать осуществление обязанными лицами установленного порядка и действующих правил в сфере государственных финансов.

Пеня чаще всего устанавливается в виде определенного процента от всей суммы просроченного обязательства. Пеня начисляется за каждый просроченный день на протяжении определенного периода, после чего взыскивается разовый штраф. Штраф устанавливается в процентах от размера несоблюденного обязательства или в твердой денежной сумме.

Финансовые санкции носят как карательный, так и восстановительный характер. Поэтому законодательство в ряде случаев допускает их применение, не учитывая вины правонарушителя.


Т.В. ЗОБОВА, аспирант Саратовского государственного университета В настоящее время большинством ученых отрасль финансового права признана в качестве самостоятельной, однако порядок ее функционирования требует дальнейшего изучения. Необходимость такого исследования обусловлена рядом факторов, в том числе неоднозначностью используемой в финансовом праве терминологии, отсутствием четкости, определенности финансово-правовых категорий. Таким образом, одним из важнейших направлений в изучении финансового права является конкретизация его понятийного аппарата, сложившегося в результате издания законодателем юридических норм, регулирующих финансовые отношения.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: