Новаторство чехова драматурга в пьесе вишневый сад кратко

Обновлено: 30.06.2024

Театральное искусство в начальной своей форме существовало еще в каменном веке. Жизнь древнего человека так или иначе была связана с театральными представлениями, будь то ритуальные пляски и песни перед охотой или же шаманские гаданья. Из хоровых выступлений на торжествах, посвященных богу Дионису, в Древней Греции “родились” два основных жанра драматического искусства – комедия и трагедия.

Но если греческая драматургия брала за основу мифологические сюжеты, то римская “новая комедия” показывала неприхотливые бытовые

сценки из жизни простых смертных. В средние века, наряду с бродячими театральными труппами, возникает церковный театр, исполняющий сценки из Священного Писания. Но строго очерченные жанровые рамки драмы оформились в эпоху классицизма.

Теоретиком театра этого времени стал Николя Буало. В своем трактате “Поэтическое искусство” он сформулировал законы, которые стали стилистическими и эстетическими нормами классицизма. Театр должен был научить человека понимать то, что есть добро, а что зло.

И это стремление к ясности выразилось в однолинейности характеров героев, четкости авторской позиции, соблюдении

Русская драма возникла первоначально как устная, лишь в XVII веке появляется первая письменная – “Блудный сын” Симеона Полоцкого. Русская драматургия XVII века переняла все каноны французского театра. “Наша драма – подкидыш”, – писал Вяземский. Однако классицизм на русской почве приобрел сатирическую направленность.

Пьеса Чехова “Вишневый сад”, написанная на рубеже двух веков, в корне отличалась от пьес Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и даже Островского. В ней нет ни конфликта или действия, создающего “электричество” пьесы, ни любовного треугольника, ни даже привычной композиции. Чехов полностью отходит от канонов классицизма.

Каждый герой – индивидуальность, не наделенная ярлыком; это живой – человек. Фамилия, раскрывающая обычно суть героя, в произведениях Чехова ни на что не указывает. И если приезд Чацкого “нужен” хотя бы для того, чтобы “смутить их”, то приезд Раневской носит чисто бытовой характер. По законам драматургии после экспозиции, обычно связанной с приездом героя, следует завязка, где намечается конфликт.

В “Вишневом саде” Чехова конфликт известен еще до прибытия Раневской. Нет как таковой ни кульминации, ни развязки действия. Пьеса будто бы и ни о чем.

Какой-то момент из жизни каких-то людей. Произведение начинается и заканчивается многоточием.

Что же такого происходит в пьесе? Жизнь как жизнь. Люди плачут, смеются, пьют кофе…

Какая-то бытовая зарисовка. Но быт у Чехова – это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев.

А за внешней обыденностью скрывается глубокий драматизм – прием “подводного течения”. И это несоответствие внешнего и внутреннего сюжета созвучно с тем, что происходит в душах героев, с конфликтом прошлого и настоящего, мечты и бытия.

Каждый герой живет в мире своей мечты. Люди разобщены не только между собой, они не могут найти согласия и в себе. Особенно это видно из диалогов. Огромное значение в описании героя и передаче авторского отношения к нему и всему происходящему во всех русских пьесах всегда играла речевая характеристика. , говорит “ни много, ни мало”, “ни громко, ни тихо”.)

Речь героев Чехова индивидуальна, но слова не выражают стремления к какой-либо определенной цели, а лишь отражают мир мыслей и чувств. И если диалоги в традиционном плане способствуют развитию действия, то в пьесе “Вишневый сад” многие отдельно взятые фразы передают только душевное состояние героев, причем нередко слова подменяются жестами или же действиями-сигналами.

. Я не переживу такой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… Столик мой…”)

Используя открытый Толстым прием “диалектики души”, испытания героев нравственным выбором, Чехов показывает героев пьесы через отношение к вишневому саду. Причем вишневый сад Чехова – это не “общественный сад” Островского, это полноценный герой, развернутый символ: это и символ прекрасного, и Россия, и ее судьба, и жизнь человека сама по себе. И у каждого героя свой вишневый сад, свои надежды.

Может быть, поэтому в последнем действии так различно представление героев о будущем.

Герои в пьесе ничего не делают, они бессознательно отдаются течению жизни, не пытаясь что-либо изменить. И, забыв обо всех насущных проблемах, им кажется, что все уж как-нибудь, верно, решится, ведь “взошло солнце” , а будущее видится им как “далеко-далеко обозначившийся город, который бывает виден лишь в хорошую погоду”. Но все в жизни, как говорил Пушкин, “восходит, зреет и падет”.

Так и сад в пьесе проходит через три времени года: весну, лето и осень. Солнце садится… Однако Любовь Андреевна устраивает бал, показывает фокусы, все смеются, шутят, ссорятся, снова смеются, хотя сегодня “решается их судьба”.

И звуки, введенные Чеховым в действие, есть не что иное, как попытка внутреннего действия “вырваться” наружу. Печально замирает лопнувшая струна, и кажется, что это порвалась какая-то часть души, которую, чтоб не нарывала, нужно не трогать. Поэтому тут слышится “смех”.

В пьесе нарушены все законы драматургии. Произведение полностью не вписывается ни в один драматический жанр. Авторские ремарки, подробные и многочисленные, а также огромное количество внесценических персонажей сближают “Вишневый сад” с эпическим повествованием. “Ноктюрн”, “Настроение в 4-х актах” – вот как по-разному определяли эту пьесу.

Однако сам Чехов назвал произведение “лирической комедией”. Действительно, в пьесе больше комического, чем грустного. Для достижения комедийности Чехов вводит чисто комические персонажи, маленькие миниатюры комедийно-фарсового характера, использует приемы внешнего комизма, подачи мелкого и незначительного как возвышенного и серьезного, а также комичности образов. И такое сочетание комического с драматическим, смеха с грустью “выливается” в лейтмотив всего произведения – мотив тревоги за свою судьбу, за вишневый сад, а значит, и всю Россию.

Однако в произведении нет безысходности. Чехов оставляет надежду, и будто слышатся пушкинские строки: “Печаль моя светла…”

Итак, пьеса “Вишневый сад” стала принципиально новой драматургической формой как во всей русской, так и в мировой литературе. “Новая драма” Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей. Это и Б. Шоу, и М. Горький, и М. Булгаков. .. Сад этот заполнил все столицы, Его не вырубить и не постичь.

А.П. Чехов является не только одним из выдающихся драматургов, создавшим немало шедевров, но и художником-новатором, внесшим в драматургию новое творческое своеобразие. Одно из наиболее яркий, запоминающихся и новаторских произведений писателя является пьеса "Вишневый сад".

Во-первых, очень удивляет авторское определение жанра.

Антон Павлович называет "Вишневый сад" лирической комедией. Хотя многие его современники не понимали замыслов писателя и определяли новаторскую работу как трагедию и драму, где не над чем улыбаться. Но сам Чехов хотел высмеять и показать в необычном разрезе проблемы того времени. В произведении и правда много комических вещей: фокусы Шарлоты, падения с лестницы, "выступление" старого шкафа, забавные диалоги. Пьеса сочетает в себе элементы комического и драматического, не ограничиваясь каким-то однозначными определением. Хотя и темы гибнущего сада, крушения старого, несостоявшейся жизни, незамеченной любви настраивают зрителя на лирический лад, но по замыслу автора им создана совершенно особая жанровая форма.

Во-вторых, новатор-драматург разрушает привычные особенности драматического произведения. Сюжет держится не на ключевом событии, интриги, а на настроении, поэтому в пьесе мы не можем выделить главных и второстепенных героев, исчезает привычная сосредоточенность драмы вокруг главного персонажа. И здесь Чехов создает необычную систему образов, четко разделяя персонажей на три группы: старое поколение в лице Гаева, Раневской, Фирса, олицетворяющие собой отжившее свой век дворянство, Лопахин и Вера, представляющий новый класс буржуазии в настоящее время, и Аня и Трофимов - новая социальная сила, надежда, которая в будущем противостоит и дворянству, и буржуазии. При этом произведение цельно и не рассыпается на отдельные части. Такой эффект достигается за счет внутреннего единства. Из параллельно развивающиеся жизней вырастает единая судьба, формируется особое настроение, объединяющее всех персонажей. Также стоит отметить, что благодаря Чехову родился новый литературный прием, который сейчас называют смысловым подтекстом или "теорией айсберга". Он писал: "“На сцене должно быть все так же просто и так же сложно, как в жизни". И действительно, в Чеховских произведениях мы видим, как герои просто гуляет, пьют чай, и в это же время рушатся их судьбы.

В-третьих, отличительной чертой "Вишневого сада " становится то, что центр пьесы — это не персонаж или событие, а сада как неоднозначного символа природы, прекрасного отцветшего уходящего времени или всей России.

В-четвертых, события драмы можно назвать лишь преддверием кого-либо глобального конфликта, которому в рамках действия пьесы разыграться не суждено. Драматичность заключается и в том, что самые трагичные события произойдут после окончания. Зритель не знает, что про произойдет с героями в будущем. Но ясно одно: это будет тяжело. Пьеса оставляет двойственное, неопределенное впечатление грусти, но в тоже время светлой, хотя и размытой, надежды.

Пьесы Антона Павловича можно назвать по истине гениальными. В "Вишневом саде" Чехов проявил себя как искусный драматург и новатор. Двойственность, неоднозначность и необычность оставляет неизгладимое впечатление у зрителя и позволяет найти ему что-то новое для себя.

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

  • Система образов. В большинстве пьес речь шла о положительных и отрицательных героях. Литераторы давали понять, какие герои олицетворяют зло или добро. Чехов – первый драматург, не использующий данную структуру. В его повестях отсутствуют идеальные персонажи, негативные личности. Он не обвиняет героев, не дает им оправданий. Задание писателя – не столкнуть действующих лиц, а добраться до глубинного смысла жизни;
  • Внесценический герой. Он практически всегда присутствует в произведениях автора, незримо принимает участие в действе. Это помогает писателю показать скрытые мотивы, объяснить поступки персонажей;
  • Нравственные вопросы. В основе пьесы всегда присутствует нравственный подтекст. Он касается глобальных проблем человека – внутреннего мира, смысла жизни, гармонии души;
  • Открытые вопросы. Чехов говорил о своем желании показать в произведениях естественную, реальную жизнь. Он не приукрашивал, не добавлял темных красок в описания людей, ситуаций. Большинство вопросов остаются открытыми для читателя, позволяя ему принимать решения самостоятельно;
  • Отсутствие драматического конфликта. Классическая драматургия девятнадцатого века выделяет основной спор между характерами героев, ситуацией и персонажем. Антон Павлович не использует стандартный подход. Пьеса строится на анализе внутреннего состояния действующего лица. Действо происходит на базе рассуждений, терзаний, раздумий персонажей.

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.

В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Пьеса "Вишнёвый сад" появилась на рубеже веков, когда не только общественно-политический мир требовал обновлений, но и мир искусства.Новаторство драматургии Чехова проявляется уже в самом авторском определении жанра произведения - комедия, что несомненно вызвало резонанс в обществе. Люди называли "Вишнёвый сад" драмой, делая акцент на лирическую составляющую в пьесе, на размышления чеховских персонажей о прошлом: Раневская вспоминает покойных сына и мужа, ей видится в саду покойница мать; Трофимов говорит о замученных в усадьб крепостных, глядящих теперь с каждого листа.

Но сам Чехов возражал против общественного мнения.

В его пьесе отсутствует драма, то есть активная борьба героев с препятствиями. Нет никакого открытого конфликта между персонажами. Раневская добровольно продаёт вишнёвый сад за долги, а Лопахин даже извиняется перед ней за это, прежде, неоднократно советует, как сохранить поместье. Конфликт происходит в душе каждого отельного персонажа, что ранее не встречалось в русской драматургии.

Для представителей прошлого поколения, Раневской и Гаева, конфликт заключается не в продаже сада, а в неумении жить. Эти персонажи даже неспособны осмыслить своё положение, они привыкли беспечно проводить время, не зная работы.И теперь, не имея средств к существованию, они испытывают страх перед будущим. Для них прошлое представлено в виде цветущего сада, который они вынуждены продать.

Представителями настоящего времени является купец Ермолай Лопахин. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он вышел из рядов крепостного крестьянства. Для него покупка сада символизирует свободу крестьян от рабства. Теперь он становится хозяином дома, на порог которого не пускали его предков.

Олицетворение будущей жизни заключается в персонажах Пети Трофимова и Ани. Они не пытаются сохранить сад, они верят, что можно вырастить свой новый.

Новаторской особенностью чеховской пьесы является отсутствие главного действующего лица. Персонажи не делятся на положительных и отрицательных., что необычно для драмы. Герои разделены своим отношением к судьбе вишнёвого сада, но объединяются общей неудовлетворенностью существующей жизни. У каждого из них мир собственных переживаний, и каждый непонят и одинок среди других. Гувернантка Шарлотта, бесприютная, никем не воспринимается всерьез из-за своих фокусов. Варя вечно погружена в свои мысли, за что подвергается насмешкам Трофимова и Лопахина. Симеонов-Пищик постоянно ищет денег, вызывая раздражение окружающих. Епиходов смешон для всех из-за своих "двадцати двух несчастий".

Чехов вносит своеобразие в диалоги персонажей. Все в этом доме не хотят и не умеют слушать друг друга. Петя осуждает интеллигенцию, Раневская спорит с ним, Лопахин пытается вставить своё слово., его перебивают, не дослушав. В итоге разговор теряет смысл, и все замолкают. В тишине слышится отдалённый звук лопнувшей струны. Такова особенность чеховских диалогов.

Читайте также: