Жизненно важные интересы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность
это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.



Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребностиэто потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" определяет Жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар информация.docx

Николаева Анна Анатольевна

Вопрос №20. Охарактеризовать жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" определяет Жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности — как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности — проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

В России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. В документе указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Конституционные права и свободы, в сфере информации: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей от внешних и внутренних угроз с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы общества: а) обеспечение интересов общества; б) построение правового государства; в) построение информационного общества; г) сохранение нравственных ценностей общества; д) предотвращение манипулирования массовым сознанием; е) приоритетное развитие современных информационных технологий. Угрозы информационной безопасности общества а) не исполнение требований закона; б) дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения информации; в) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур; г) активизация различного рода религиозных сект; д) снижение уровня духовной нравственности, творческого потенциала населения России; е) отток специалистов за рубеж; ж) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации); з) нарушение правил в области функционирования информационных систем; и) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности: воздействие на парольные ключи системы, использование не сертифицированных информационных технологий.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере: а) создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере; б) формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; в) безусловное обеспечение законности и правопорядка; г) создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры; д) формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны; е) защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны); ж) защита единого информационного пространства страны; в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Угрозы информационной безопасности государства: размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не соответствовавших Конституции РФ правовых актов; разрушение единого информационного пространства России; вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка; монополизация информационного рынка; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской, зарубежной аудитории; ослабление роли русского языка как государственного языка РФ; несанкционированное целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

В Большом юридическом словаре. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009. Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Проблемы правового регулирования в информационной сфере это соблюдение баланса:

  • между свободой слова и интересами несовершеннолетних. Например, любые действия по защите несовершеннолетних не должны принимать формы безусловного заперта на использование Интернет для распространения содержания, доступного с помощью иных средств;
  • свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;
  • свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода — не вседозволенность.

С точки зрения права жизненно важные интересы личности, общества и государства в информационной сфере определяет в первую очередь Конституция РФ.

ст. 44. «п.1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. п.2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. п3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Это норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.

Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.

«Статья 24. Защита права на доступ к информации 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются судом. Во всех случаях лица, которым неправомочно отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским закон.

Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законодательстве:

  • законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации);
  • законодательство об интеллектуальной собственности (законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау);
  • законодательство о СМИ;
  • законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах;
  • законодательство об информации ограниченного доступа;
  • законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
  • законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации (см. содержание первого направления). Именно такие требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при формировании института массовой информации, учитываться при подготовке нормативных правовых актов в рамках этого института.

Будьте в курсе!
Хотите получать уведомления о свежих материалах на нашем сайте?





Читайте также: