Тюркская теория происхождения башкирского народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этногенез башкир — начальный этап этнической истории башкирского этноса. В ходе этнических процессов происходила ассимиляция различных этнических компонентов и выделение этнографических и этнических групп. В ходе этногенеза под влиянием природно‑географических условий, уровня социально-экономического развития происходило формирование хозяйственно‑культурных типов, этнического самосознания, языка, этнической культуры и др. [1]

В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно-историческому языкознанию и др. сложились три основные теории происхождения башкирского народа: [2]

Из всех народов урало-поволжского региона жители Башкирии являются наиболее разнородной нацией с точки зрения антропологии, генеалогии и лингвистики. Башкирский этнос состоит из целого ряда самобытных родо-племенных образований, условно объединённых в четыре этнографические группы.

Общий язык башкирских племён сформировался на основе кыпчакского языка, относится к тюркской языковой семье и имеет три территориальных диалекта.

Антропологически башкиры занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. В популяции башкирского народа прослеживается несколько антропологических типов: европеоидный, уральский, понтийский и южносибирский.

По данным генеалогии генофонд башкирских племён не имеет единого доминирующего компонента и представляет собой смесь генетических вкладов тюрков, угров и индоевропейцев.

Наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами башкир являются индоевропейские гаплогруппы R1b (47,6 %) и R1a (26,5%). С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2, C, O, E1b, G2a, L, N1a2, I, T.

Этногенез башкир относится к одной из наиболее сложных проблем современной исторической науки. В особенности активно обсуждается вопрос об этнической основе формирования древних башкирских племён. На этот счёт сложились три теории происхождения: тюркская, угорская и иранская.

Интенсивное заселение Южного Урала с середины II тысячелетия до н. э. по начало I тысячелетия до н. э. связано с миграцией индоиранских племён абашевской археологической культуры и экспансией представителей андроновской культурно-исторической общности.

Абашевцы вели пастушеский вид хозяйственно-культурной деятельности и создали в южноуральском регионе первые стационарные поселения.

В раннем железном веке между VIII веком до н. э. и III веком н. э. степные и лесостепные районы южной Башкирии занимали ираноязычные сарматские племена. На среднем течении реки Белая сарматы соседствовали с монголоидными финно-пермяками.

В начале I тысячелетия н. э. население башкирского региона было малочисленным, так в лесной полосе Прикамья проживало по разным оценкам от 15 до 20 тысяч человек.

Слабая заселенность Приуралья была одной из главных причин внутренних миграций и вторжения нескольких волн западносибирских угров из Зауралья и тюркских племён из Центральной Азии времён нашествия гуннов и существования Тюркского каганата.

В домонгольские времена в западных районах Башкирии существовал союз башкирских племен, в который в разное время входили племена различные по своему происхождению.

В первой половине XVI века на основе степной культуры и тюркского языка племена в историческом башкирском регионе консолидировались в отдельный этнос, хотя до наших дней продолжают сохранятся языковые и антропологические различия.

Дорогой, читатель! Мне важно твоё мнение о данной статье, здоровая критика в комментариях приветствуется. Спасибо за внимание.

  • Если у вас есть вопросы:
  • 8 (495) 215-15-14

Башкиры — коренной тюркский народ республики Башкортостан. Также они проживают в Челябинской, Оренбургской, Тюменской и других областях. Говорят на башкирском языке.

Генофонд башкир не имеет центрального компонента и представляет собой смесь тюркских, угорских и индоевропейских вкладов. Башкиры являются самой генетически разнообразной этнической группой Поволжья и Урала. Наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами башкир являются: R1b (47,6 %), R1a (26,5%), встречающаяся в Восточной Европе, Иране и Индии, и N1a1 (17 %), встречающаяся по всему северу Восточной Европы и Сибири. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2, C, O, E1b, G2a, L, N1a2, I, T. Основная доля митохондриальных гаплогрупп (60,8 %) принадлежит к западно-евразийским линиям (H, U, HV1, J, T, V, I, W), 39,2 % — восточно-евразийским (A, B, C, D, F, G, N, M, Y).

Существуют три основные теории, объясняющие происхождение башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской теории, башкиры произошли от тюркских племён, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская теория предусматривает, что ядро башкир было сформировано мадьярами (венграми). Мадьяры позднее были ассимилированы тюркскими племенами и приняли тюркский язык, а в конце 6 века переместились в донские и кубанские степи, оставленные протобулгарами, а затем — в их современное расположение между Днепром и Дунаем. В ряде источников есть сведения, что до 13 века венгров называли башкирами. Иранская теория считает, что башкиры являются потомками сарматов из Южного Урала.

ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР, процесс возникновения и развития этнич. общностей; нач. этап этнич. истории этноса. В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, сравнительно‑ист. языкознанию и др. сложились финно‑угорская, тюркская, в 20 в. была выдвинута иранская теории происхождения башкир.

Финно-угорская теория происхождения башкир обоснована в иссл. В.Н.Татищева, Д.А.Хвольсона, разрабатывалась М.И.Уметбаевым, Д.Г.Киекбаевым, венг. иссл. Э.Мольнаром, Ю.Ф.Неметом и др. В основе теории – сведения венг. хроник, Юлиана, Карпини Плано, В.Рубрука о проживающих за р.Волгой венграх и тождестве башкирского языка с мадьярским; Балхи, Рашидаддина, Якута и др. о существовании двух групп венгров, одна из к‑рых проживает на р.Дунай, др. – в междуречье Волги и Урала. По мнению Хвольсона, одной из форм самоназвания башкир был этноним “баджгард”, в результате трансформации к‑рого на В. образовалась форма “башкарт”, на З. – “маджгар”, перешедшая впоследствии в “мадьяр”.

Тюркская теория происхождения башкир обоснована в иссл. П.И.Рычкова, И.И.Георги и др., разрабатывалась С.И.Руденко, Н.В.Бикбулатовым, Р.Г.Кузеевым, Н.А.Мажитовым и др. В основе теории – сведения Ибн Фадлана, Масуди, Идриси, Махмуда Кашгари, шежере и др. о принадлежности башкир к тюрк. народам. В тр. Кузеева “Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения” выделены 5 этапов Э.б.

Иранская теория происхождения башкир обоснована в иссл. М.С.Акимовой, Р.М.Юсупова. В основе теории – результаты сравнительных иссл. по антропологии башкир и палеоантропологии нас. Юж. Урала, данных фонетики, гидронимики и др. В качестве осн. элемента в процессе формирования башкир выделяют индоиранские племена раннего жел. века.

Первые письменные свидетельства о башкирах относятся к IX – X векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана.

Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке – грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали щелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну

башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары.

Но воинственные башкиры старались встретить врага ещё на границе и не подпускали их близко к своим селениям. По Н. Мажитову.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

Происхождение башкирского народа

Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории.

Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.

Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения.

Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV — в первой половине XVI века.

Первые сведения о башкирах

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX — Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана.

Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.

В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке — грозные кочевые племена гузов и кыпчаков.

Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед.

В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов.

На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

Саки, скифы, сарматы

2800 — 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ — саки.

Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.

Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей.

Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы — дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи.

Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России.

Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями.

Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.

Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина.

Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.

Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами.

По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена — предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.

Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.

Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.

Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть — линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

Древние тюрки

В VI — VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников.

Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям — небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества.

Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры.

Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.

Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников — печенегов.

Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы.

В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX — XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы — это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги.

Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния — каменные “бабы”, стоящие на степных курганах.

Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев — родоначальников половецких племён.

Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья.

Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.

В XIII — XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками.

Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана — Темучин.

Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого — для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями.

Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.

Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.

В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси.

Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана.

Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая.

Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX — XII веков.

Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев.

Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

После завоевания Казани в 1552 г. царь Иван IV послал воззвание народам, которые до этого платили дань Казанскому ханству, В воззвании сказано: «Все народы, находящиеся к востоку от поверженного Казанского ханства и в зависимости от последнего, если пожелают сохранить свои земли, скот и жизнь, то добровольно должны придти ко мне с условием уплаты ясака и повиновения.

Постоянные опустошительные набеги ногайских феодалов, сибирских царевичей мешали объединению башкирских племён. В массах зрели недовольства постоянными набегами и мысль о необходимости найти более сильного покровителя.

Не последнюю роль играли дипломатическая деятельность России, призывы и послания царя. Разосланные по всем землям царские грамоты призывали жителей восточных земель присоединиться к России, обещая им мир и безопасность.

Народ Башкиры

Башкиры приняли подданство Русского государства не единым актом. В 1554-1555 гг. были приняты в русское подданство северные и западные башкиры.

В 1557 г. посланцы башкир привезли в Москву, кроме подарков царю пушниной, первый ясак в царскую казну. Послы получили жалованные грамоты царя, где говорилось, что земли башкир являются их вотчинными владениями.

Послы были награждены тарханными грамотами. Царь объявлял башкир своими подданными.

Присоединение к Русскому государству для Башкирии было прогрессивным явлением, общение башкир с русским крестьянством привело к развитию земледелия и торговых связей, к переходу значительной части населения к осёдлости. Ф. Энгельс в письме к К.

Однако, войдя в состав Российского многонационального государства, башкирский народ не освободился от угнетателей и эксплуатации.

Башкирия сделалась колонией России. Все ужасы режима царской России вместе с другими народами испытал и башкирский народ.

От кого произошли башкиры?

Первые сведения связаны с антропонимом.

По записям арабских ученых Ибн-Хордадбека и аль-Жайхани, одним из военных предводителей и начальников большого улуса Хазарского каганата был человек по имени Башжорт. Киргизский вождь также был подчинен Хазарии. Великий каган выгнал его из страны.

Тот скрылся в владениях Башжорта. По совету Башжорта киргизский предводитель устроился в дальних землях между кимаками и огузами. Когда начались распри за власть в огузской земле, усилилось влияние Киргиз-хана. Башжорт установил дружеские отношения с ним. Утверждают, что от имени киргизского хана возник этноним киргизского (современного казахского) народа, а от имени Башжорта — само название башкирского народа.

Под началом Башжорта башкиры жили на Южном Урале.

После падения Хазарского каганата большая часть юго-западных родов башкир, теснимых с востока кимаками, с юга огузами, вынуждена была уйти к западу, к Дону и Черному морю.

Там они объединились с кипчаками и беженяками.

У беженяков, занимающих территорию от Волги до Дуная, был славный период истории. Их мощь знали тогда народы всей Европы.

Когда печенеги-беженяки сошли с исторической арены, их место и территорию заняли также тюркоязычные кипчакские, башкирские и иные племена. В XI столетии начинают формироваться такие народы, как башкиры, ногайцы, казахи, татары, кумыки.

Они объединились в общий государственный союз под названием Дешт-и-Кипчак, который, как древний Тюркский и Хазарский каганаты, фактически стал империей (по западной терминологии). Во главе стоял каган (или олуг хан — великий хан), а во главе отдельных союзов — ханы.

Известны имена первых кипчакских ханов — Белеш-хан (1055 г.), Сохал-хан (1061 г.), Асян-хан (умер в 1082 г.). В древнерусских летописях часто встречаются имена: Боняк-хан, Шарухан, Селук-хан, Башкорт-хан, Отрак-хан.

Кипчакские ханские союзы объединились под властью Боняк-хана, вернее, кагана Боняка.

Исследователь Игорь Кучумов сравнивает завоевания Боняк-хана с походами Наполеона, называл его Наполеоном степного мира Восточной Европы. Он одерживал победы над византийцами, сражался с полками киевского князя Святослава.

Боняк-хан доживает до глубокой старости.

Башкиры: история и мифы

По-видимому, в нескольких крупных сражениях рядом с олуг-ханом был Башкорт-хан. В то время когда слава и силы Боняка убывают, возрастает влияние Башкорт-хана.

По свидетельству древнерусской (Ипатьевской) летописи, в 1159 г. его войска насчитывали 20 тысяч воинов, его владения располагались от Днепра до Черного и Азовского морей.

Русский историк В. Н. Татищев называет его одним из сильных степных князей кипчаков.

В 1125 г. умер князь Владимир Мономах, который с кипчакскими ханами то воевал, то мирился. После этого усиливаются междоусобицы среди русских князей за престол. Особенно между родами Мономаха и князя Олега.

Чтобы получить трон, обе стороны ищут поддержки или кипчакских ханов, или каракалпаков. Хорошо известно, что кипчакские ханы обратились и к русским князьям, чтобы таким образом усилить свои позиции.

Эти соглашения часто закреплялись брачными союзами, что соединяло их и родственными отношениями.

Например, во время заключения договора между Владимиром Мономахом, князьями Давыдом и Олегом с кипчакскими ханами князь Владимир своего сына Георгия (будущего князя Юрия Долгорукого) женил на дочери Епанса-хана, Олег своего сына — на внучке Aкaй-xaнa.

Позднee, в 1117 г., Bлaдимиp Мономах женит второго сына, Андрея, на внучке Тугры-хана и укрепляет свою династию. Таким образом, породнившись между собой, русские князья и кипчакские ханы укрепили свою власть.

Они вместе ходили в походы, обменивались пленными, развивали торговлю, многие годы жили мирно.

После смерти Мономаха Киевом правил его сын Мстислав. В 1128 г. князь Всеволод из рода Олега захватил престол, завоевал Киев и на помощь призвал кипчакского хана Селеука. Был готов идти на помощь и Башкорт-хан. Однако этот поход не увенчался успехом.

Читайте также: