Россия в 17 веке кратко 7 класс пчелов

Обновлено: 05.07.2024

Основными причинами ухудшения положения населения России в конце XVI — начале XVII века стали:

а) разорение хозяйства в результате опричнины (1565 – 1572) и длительной Ливонской войны (1558 – 1583);

б) сильный неурожай и голод 1601 – 1603 гг.;

в) рост бунтарского духа среди различных сословий русского населения;

г) династический кризис (пресечение династии Рюриковичей по мужской линии и избрание на царство Бориса Годунова).

Среди крестьян особенное недовольство вызывали полное прикрепление к земле, а также неурожай и голод. В свою очередь, дворяне были недовольны существовавшими урочными летами, по истечению которых беглых крестьян прекращали разыскивать. Они хотели их отменить, а также стремились к большему участию в решении государственных дел. Что касается казаков, то у них наибольшее недовольство вызывали попытки отменить урочные лета, поскольку большинство из них в прошлом были беглыми крестьянами.

2. Составьте характеристику событий 1591 года в Угличе по плану:

1) ключевые факты;

Царевич Дмитрий Иванович страдал эпилепсией, которая сопровождалась частыми припадками. Трагедия произошла 15 мая 1591 г. в Угличе. На момент смерти царевичу было всего восемь с половиной лет. Мальчика, который играл во дворе терема, нашли лежащим и окровавленным. Полученная им рана оказалась смертельной.

2) возникшие версии причин смерти царевича Дмитрия;

Основными версиями причин смерти царевича Дмитрия были две. Первая – была сформулирована в результате расследования. Её проводила комиссия, во главе с боярином Василием Шуйским. Комиссия пришла к выводу, что царевич умер в результате несчастного случая. В этот день мальчик играл с ножом и во время игры у него случился припадок. В результате, ребёнок наткнулся на острие и умер. Эта версия стала официальной.

Вторая версия была впервые высказана матерью погибшего малолетнего царевича, Марией Нагой. Она, увидев тело сына, стала кричать, что её сына зарезали. Несмотря на то, что расследование не подтвердило факт убийства, данная версия быстро обрела популярность в народе. Более того, говорили, что Дмитрия убили люди, подосланные Борисом Годуновым, для которого было крайне важно лишить царя Фёдора наследника.

3) значение и последствия данного события.

Основным значением смерти царевича Дмитрия Ивановича стало то, что его старший брат – царь Фёдор, который правил в 1584 – 1598 гг., лишился наследников. Своих детей у государя не было, а Дмитрий – был единственным кровным родственником. Поэтому главным последствием данной трагедии стало пресечении правящей династии Рюриковичей.

* Как вы думаете, почему смерть царевича Дмитрия сразу получила разные объяснения?

Смерть царевича Дмитрия получила разные объяснения, прежде всего, из-за того, что он был единственным наследником царя. Если бы у Фёдора Иоанновича были свои дети, то гибель младшего брата не имела бы такого рокового значения для Российского государства. Также на данную ситуацию повлияло поведение Марии Нагой, которая сразу после трагедии начала необдуманно утверждать, что её сына зарезали. Это обвинение быстро укоренилось в сознании многих русских людей, особенно из простого народа.

3. В чём выражался династический кризис в России в конце XVI века?

Династический кризис в России в конце XVI века состоял в том, что после загадочной гибели царевича Дмитрия в 1591 г., у его старшего брата – Фёдора Иоанновича не осталось прямых наследников. Поэтому смерть царя в 1598 г. привела к тому, что династия Рюриковичей, которая многие столетия правила и во времена Древней Руси, и в Московском государстве, пресеклась. Теперь царя нужно было выбирать.

4. Раскройте, что было необычным в воцарении Бориса Годунова. Как это сказалось на его правлении?

Необычным в воцарении Бориса Годунова было то, что он стал первым человеком в русской истории, который занял царский престол в результате выборов, а не по праву рождения, как это было ранее. Это обстоятельство серьезно повлияло на правление нового царя. Он всячески хотел завоевать любовь и поддержку бояр, дворян, а также простого народа. Поскольку боярский род Годуновых уступал в знатности многим другим, Борис Годунов старался избавиться от возможных соперников. В первую очередь, это касалось Романовых – родственников покойного царя Фёдора по материнской линии. Их ждала опала, ссылка и даже насильственное пострижение в монахи.

5*. Объясните, в чём заключались предпосылки и причины Смуты начала XVII века по группам:

а) экономические,

Разорение страны в результате опричнины, а также разруха, к которой привела длительная Ливонская война, привели хозяйство к упадку. Также следует добавить неурожай и великий голод 1601 – 1603 гг., которые привели к смерти значительной части населения России.

б) социальные,

Экономические проблемы приводили к социальным. Крестьяне массово бежали от своих хозяев (чаще всего в приграничные земли), пополняя при этом ряды казачества. В свою очередь, бояре и дворяне делали всё для того, чтобы окончательно прикрепить крестьян к земле, а также получить право на бессрочный розыск беглых крестьян

в) политические.

Смерть последнего представителя династии Рюриковичей – Фёдора Иоанновича, в 1598 г., привела к тому, что царь впервые в русской истории избирался, а не получал престол по наследству. При таких обстоятельствах положение Бориса Годунова было шатким, и он постоянно опасался возможных заговоров и свержений.

6*. Используя материалы учебника и дополнительную информацию, составьте характеристику Бориса Годунова как человека и правителя.

Борис Годунов (1552 – 1605) происходил из древнего боярского рода. Свою карьеру начал в качестве опричника, поэтому довольно быстро завоевал доверие Ивана Грозного. Удачно женился – на дочери главного опричника Малюты Скуратова. В последние годы жизни царя Годунов был одним из главных его советников. После воцарения слабовольного и болезненного Фёдора Иоанновича он не только сохранил своё влияние, но и многократно его усилил. Этому также способствовали родственные связи – сестра Годунова Ирина была женой нового царя. Отстранив от власти другие боярские группировки, Борис стал реальным правителем России. А загадочная гибель царевича Дмитрия сделала его возможным наследником престола. Поэтому после смерти последнего представителя династии Рюриковичей – Фёдора Иоанновича в 1598 г., Земский собор единогласно избрал Бориса Годунова царём. Во всяком случае, никто в открытую не выступал против его кандидатуры.

Как человек, Борис Годунов отличался умом, хитростью и большой осторожностью. Все современники свидетельствуют о его терпении и умении выжидать, если в этом была необходимость. Он всегда шел к поставленной цели медленно, но наверняка. Благодаря этим качествам он сделал невиданную ранее карьеру, заняв царский престол, не будучи при этом кровным родственником государя.

ІІ раздел

Смутное время

Стр. 64

Параграф 10. Лжедмитрий I

Как он стал царём?

- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Личностные результаты : Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России.

Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы, планировать общие способы работы и формы представления её результатов

Предметные: Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение характеризовать территорию, население, административно-территориальное деление России в XVII в. На основе текста учебника и исторической карты. Умение определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII в. Умение составлять схему управления России в указанное время. Умение сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе. Умение показывать на карте крупнейшие торговые пути, города и ярмарки, центры специализации сельскохозяйственного и промышленного производства.

Умение составлять план-перечисление особенностей экономического развития России в XVII в.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия и термины : Сословно-представительная монархия, абсолютизм, Государев двор, Таможенный устав, мануфактура.

  • Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.
  • Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами групп.
  • Поиск информации для характеристики территории и населения, государственного управления, экономического развития России в XVII в. Составление блок - схемы управления России в XVII в.
  • Сопоставление процессов становления абсолютизма в России и Западной Европе.
  • Работа с исторической картой.
  • Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время.
  • Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в.
  • Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

I. Этап урока - актуализация знаний предыдущего урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с территорией, населением, государственным управлением и экономическим развитием России в XVII веке.

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке.
  2. Как формировался процесс абсолютизма в XVII веке.
  3. Каким образом формировалась Боярская дума, система приказов, власть на местах.
  4. Как формировалась российская армия в XVII веке.
  5. На втором уроке познакомитесь с экономическим развитием России в XVII веке.
  1. Осуществлять отбор информации из текста.
  2. Составлять блок-схемы по каждому виду отобранной информации.
  3. Формировать заключение и делать выводы.

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

1 часть урока - самостоятельная работа с текстом учебника и картами.

- Прочитайте первый раздел и самостоятельно, в краткой форме ответьте на вопросы: (на экране).

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке?
  2. Плотность населения, численность.
  3. В каком направлении расширялась территория государства?
  4. Основной состав населения, города?
  5. Административное деление.
  • Проверка выполненной работы
  • Покажите по карте территории, которые были присоединены к России в XVII веке.

Территория расширялась за счет:

- Освоения новых земель (Сибирь)

- Присоединения Левобережной Украины.

- Население: более 10 миллионов человек.

- Плотность населения – незначительная

- Сельское Городское (2%)

- Москва – население 200 тыс. человек

- Уезды (более 200 уездов), центр - город

- Ребята, вспомните, при каком царе и в каком году стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке, кто входил в состав Земских соборов, какие вопросы решали?

Стр 18. - В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

- Как стала называться сложившаяся система управления?

На экране блок-схема: Сословно-представительная монархия.

форма правления, при которой власть монарха ограничивается органами сословия

Земский собор – решал особо важные государственные дела

- Однако, по мере укрепления царской власти, с середины XVII века Земские соборы собирались все реже, царская власть приобрела ничем неограниченный характер.

- В России начинается процесс становления абсолютизма - форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.

На экране блок-схема:

- Усилению власти самодержавия способствовали задачи (самостоятельно выписывают из учебника стр. 118

Абсолютизм XVII век.

форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.

- объединение всего общества,

-возвращение утраченных в годы Смуты земель,

- строительство масштабных оборонительных сооружений на юге,

- создание и обеспечение постоянной армии,

- организация крупной промышленности.

- В вопросах государственного управления царь советовался с Боярской думой, но состав Думы и число входивших в нее лиц определялся самим монархом.

- На экране блок – схема.

- Читаем стр.119, вместе с учениками находим нужные аргументы, сокращаем и выписываем в блок-схему (состав думы, по каким качествам попадали в Думу, вспоминаем значение слова местничество , кто из талантливых людей входил)

- состав Думы определял сам монарх,

- число лиц не было постоянным ( от нескольких десятков до сотни),

- бояре попадали по знатности, а не по деловым качествам,

- на высшие должности на основе системы местничества,

- при Алексее Михайловиче в Думу входили талантливые государственные деятели: А. Л. Ордин - Нащекин, А.С. Матвеев.

высшая часть дворянства

- во главе стояли самые родовитые представители знати,

-из их числа производились все назначения на важные посты в системе управления и войска .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории России "Государственное управление в XVII веке" по учебнику Пчелова, параграф 17. Прилагается презентация к данному уроку.

Государственное управление России в XVII веке.

подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;

развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Новые термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие.

Оборудование урока: учебник Пчелов Е.В., презентация, раздаточный материал для учащихся.

Введение в тему, постановка целей урока.

Изучение нового материала.

Законы. Соборное уложение 1649 года.

Подведение итогов урока.

Закрепление материала, изученного на уроке.

Вступительное слово учителя.

I. Введение в тему, постановка целей урока. (слайды 2–7)

Рассказ учителя.

Вопрос о времени возникновения самодержавия является спорным. Первым стал именовать себя самодержцем Великий князь Московский Иван III, но тогда под самодержцем понимался властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.

Некоторые историки относят возникновение самодержавия в современном смысле к периоду правления Ивана IV Грозного, власть которого действительно не имела никаких ограничений, особенно в период опричнины и после нее.

В ходе изучения нового

1) докажем, что становление самодержавия в России произошло при Алексее Михайловиче; сформулируем характерные явления данного процесса. Кроме этого проследим,

2) как изменилась система государственного управления с конца XVI века до Алексея Михайловича, выявим общее и различное.

Давайте вспомним, что представляла собой система управления Русским государством в конце XVI века (работа со схемой – определить, что обозначено цифрами на схеме).

Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.


В ходе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти.

II. Изучение нового материала. (слайд 8)

1. Земский собор. (слайд 9)

Слово учителя: давайте вспомним, когда стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке. Стр 18 - в 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

Предъявление результатов работы: ребята выясняли, какие изменения происходили в работе Земских соборов при Михаиле Романове; отвечали на вопросы: 1) для решения каких вопросов созывались Земские соборы; 2) каким был состав сословного представительства на соборах; 3) сформулируйте вывод.

Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

Запись в тетрадь: прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года).

2. Боярская дума. (слайды 10-11)

Предъявление результатов работы: ребята выясняли, 1) какие функции выполняли члены Боярской думы; 2) насколько велико было её влияние.

Делается вывод учащимися, учитель дополняет: Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

Несмотря на уменьшение роли Думы во второй половине XVII века, она по-прежнему вместе с царём руководила страной. Окончательное её падение относится ко времени Петра I.

Вопрос к классу: рассмотрите иллюстрацию (слайд) и определите, 1) при каком царе могла в таком составе собираться Дума, 2) по каким признакам вы это определили.

3. Приказы. (слайды 12-13)

Предъявление результатов работы: ребята выясняли 1) причину увеличения количества приказов; 2) как этот факт мог повлиять на систему управления.

Делается вывод учащимися: приказы ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач.

Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.

Ребята также выясняли, 3) в чём особенность Приказа тайных дел, созданного при Алексее Михайловиче, в сравнении с другими приказами, 4) зачем он был создан, 5) о чём свидетельствовало его появление.

Выводы учащихся: создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам свидетельствует об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.

Запись в тетрадь: 1) окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.); 2) создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам.

4. Местное управление. стр. 122

Предъявление результатов работы: ребята подбирали аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя.

Выводы: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями – возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Запись в тетрадь: окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод.

5. Законы. Соборное уложение 1649 года. (слайд 14)

Документ с 115; учебник с 113 - 114

Слово учителя.

В 1649 году на Земском соборе был утверждён новый свод законов, в котором были отображены основные тенденции:

1)защита интересов верхов общества;

Запись в тетрадь: возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

1) В период правления Алексея Михайловича происходит становление самодержавия, которое выразилось в следующих характерных явлениях:

– прекращение созыва Земских соборов (последний собор 1653 года);

– окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);

– создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам;

– окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод;

– возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

2) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.


Слова для справок: 1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы).

4) Сравните систему органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий). (слайды 16-17)

Общие черты

1) царь во главе государства;

3) Боярская дума.

В начале правления Михаила Фёдоровича

В конце правления Алексея Михайловича

1) Большая роль Земских соборов в управлении

1) Земские соборы перестали собираться

2) Власть царя не имеет никаких ограничений

3) на местах – в основном выборные губные или земские старосты

3) на местах – в основном назначенные царём воеводы

4) возвеличивание царской власти в Соборном уложении, установление наказаний за ущерб ей

5) Приказ тайных дел

III. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какими характерными явлениями сопровождается процесс становления самодержавия при Алексее Михайловиче.

Приведите аргументы, доказывающие, что становление самодержавия произошло при Алексее Михайловиче.

1) В правление Алексея Михайловича Романова

А)Россия завоевала выход в Балтийское море б)Россия стала империей в)произошло восстание И. И. Болотникова г)было принято Соборное уложение

2) Кто из указанных лиц был предшественником на троне царя Алексея Михайловича? А)Михаил Фёдорович б)Фёдор Алексеевич в)Василий Шуйский г)Иван III Васильевич

3) Высший совещательный орган при царе – а)Министерство б)Боярская дума в)Государственная дума г)Приказ

4.Как назывался свод законов России, принятый в 1649 г.

А)Жалованная грамота Б)Судебник В)Соборное уложение Г)Табель о рангах

6) Укажите хронологическую последовательность деятельности российских правителей

А) Иван IV Грозный Б) Алексей Михайлович В) Василий Шуйский

Г) Михаил Фёдорович 1А 2В 3Г 4Б

V. Задание на дом: §17, доказать примерами, что при Алексее Михайловиче происходит усиление власти царя.

Читать Пчелов, Лукин 16-17 века 7 класс история России 2017 онлайн

На нашем сайте вы можете скачать учебный материал Пчелов, Лукин 16-17 века 7 класс история России 2017 в любое время суток бесплатно. Учитесь на отлично и приятной вам учебы! Не забывайте оценить материал и поделится в социальных сетях.

Вы можете скачать бесплатный фрагмент, разрешенный законодательством, не более 20% книги, который предоставлен ООО "ЛитРес". После ознакомления Вы сможете перейти по ссылке и купить полную версию книги.

Читайте также: