Городская культура средневековья кратко
Обновлено: 04.07.2024
В прошлых статьях я писала о том, как в средневековом европейском искусстве утвердился романский стиль и о его характерных чертах. Настало время поговорить о том, чем же эта художественная эпоха сменилась.
Время шло, жизнь в Западной Европе постепенно начинала меняться. Практически на всей европейской территории уже прочно утвердилась христианская религия. Благодаря крестовым походам Европа приобщалась к богатейшей культуре Востока и Византии. Европейские феодалы становились всё состоятельней, культурнее и образованнее и это не могло не сказаться на искусстве, которое приобретало новые черты.
С XII века романский стиль постепенно уступает место новой художественной системе, получившей название го́тика (от итал. Gotico – готский) по наименованию германского варварского племени го́тов. Так этот стиль стали называть в последующие эпохи, когда в моде была античная классика, а всё не похожее на неё считалось уродливым, нецивилизованным – варварским.
Городская культура в Западной Европе.
Именно в городах появились первые в Западной Европе университе́ты (от лат. universitas — совокупность, общность) – учебные заведения, где могли получать образование все желающие (за исключением женщин), даже не имеющие духовного звания. Первый западноевропейский университет был открыт в Болонье (Италия) в конце XI века, затем подобные учебные заведения появились в Кембридже, Оксфорде и Париже. Со временем их число продолжало увеличиваться.
Университеты конкурировали с официальной церковью, претендуя на первенство в научном познании. Постепенно, в Западной Европе начинает формироваться система светского образования , а также база, на которой, в будущем, будет строиться вся европейская наука.
На основе системы управления и общественного устройства, все европейские средневековые города можно разделить на три группы:
3. Университетские города – возникавшие вокруг университетов, центры образования и развития науки.
Застройка жилых домов была очень тесной (так как городские стены не позволяли расти городу вширь), так что дома строились вплотную друг другу, а ширина улиц, редко превышала длину копья.
Верхние этажи жилых зданий снабжались навесами и балконами, стоя на которых, соседи, проживающие на разных сторонах улицы, могли запросто пожать друг другу руку.
Как правило, средневековые европейские города имели радиальную стихийную планировку, где многочисленные узкие извилистые улочки, часто представляющие собой лабиринт, в конце концов, сходились на центральной площади, являвшейся сосредоточением общественной жизни.
Здесь проводились собрания и праздники, располагались все самые важные социальные объекты и главные здания, такие как рынок, дом (дворец или замок) правителя, а также здание административной власти города, называемое в зависимости от страны магистра́том, ра́тушей , мэ́рией или сеньо́рией . Ратуша была видна издалека, так как над ней, как правило, возводилась высокая башня.
Если город был процветающим, то на деньги, собранные его жителями, приобретались часы с боем, которые затем торжественно устанавливались на башню ратуши и являлись предметом гордости горожан (кстати, средневековые часы не имели минутной стрелки).
Главной городской достопримечательностью, средоточием общественной, культурной и духовной жизни города был собор. Если в романский период собор часто становился крепостью и был частью монастырского (сельского) ансамбля, то в период готики предназначение и философия храмовой архитектуры существенно изменились. Именно это послужило толчком к рождению нового художественного стиля. Как именно? Об этом читайте в следующей публикации .
А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:
Средневековье — это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского средневековья возникла в руинах Римской империи. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело будущее.
Первая из них — это традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смогла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор дальнейшей культурной жизни Европы был бы обращен в прошлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, подобно индийской или китайской культуре.
Второй силой был дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Римском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчезла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.
Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское движение уже имело централизованную церковную организацию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.
В этой борьбе культурных влияний и традиций средневековое христианство претерпело некоторые изменения. Простые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего бога , сохраняя при этом языческое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.
Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховности чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.
Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средневековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выражением господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожидание возмездия и блаженства в потустороннем мире.
Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа — дворянство — имело иные представления о человеке. На его основе возникла так называемая рыцарская культура, со своим идеалом человека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, верность своему сеньору и богу, благородство, поклонение прекрасной даме.
Наиболее распространенными направлениями средневековой науки были схоластика и мистика. Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения, которые схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Аристотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.
Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были парижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон, уделявший наибольшее внимание вопросам естествознания.
Официальное и светское искусство Средневековья
Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись. В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искусства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоциях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез церковной архитектуры и скульптуры.
Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совершенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием. Музыкальная культура средневековья особенно проявилась в профессиональном многоголосии — дисканте. Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искусства от религиозного мировоззрения придала ему символический характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, образы лишены реалистичности, схематичны.
Рыцарская культура
Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры — публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое распространение получили романы, излагавшие различные рыцарские приключения. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.
Городская культура и народное творчество Средневековья
Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио, в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские городские повести — новеллы.
Дело в том, что религиозность простых людей была своеобразной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мистерий, народных праздников распевались непристойные песни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.
Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни народа Западной Европы в средние века довольно много времени. Они были выражением своеобразной смеховой культуры, к созданию которой имел доступ простой человек.
Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.
Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бродячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротескное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализованное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в сатирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных образах вурдалаков, чудовищ и т.п.
Средневековая архитектура
Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства.
За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. Первый получил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романский стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку постоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении готическая архитектура. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множеством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, барельефов, причудливая резьба богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные двери придавали соборам торжественность.
Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искусства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).
Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два определяющих фактора: феодализм и христианство.
Отличительные черты культуры Средневековья
Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чертами культуры средневековья были:
• христианский, религиозный характер, через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни человека;
• традиционализм, который выразился в приверженности к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности произведений;
• символизм, нашедший свое выражение в семантическом, широком толковании и анализе текстов из Библии;
• историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;
• универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных компиляцией теоретических знаний.
Творчество народов средневековой Европы заложило основы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным достижением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического мировоззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Очень быстро города Западной Европы превращаются в центры культурной жизни. В $XI$ веке появляются первые произведения городской литературы. Именно ей принадлежит роль главного выразителя городской культуры. Она основывалась на национальном наречии, что делало её понятнее, чем церковная литература на латинском языке. Она же способствовала превращению народных наречий в национальные языки. Городская литература, основанная на народном творчестве, явилась одним из проявлений антицерковной вольницы.
Очень популярны были такие жанры, как басни, стихотворные новеллы и шутки (в Германии их называли шванками, во Франции - фаблио). Основная их направленность – острая сатира существующих порядков. Шванки и фаблио высмеивали невежество феодалов, жадность духовенства, ненужность схоластической премудрости, всё то, что противоречило практическому взгляду городского жителя.
Литературный герой горожан
Городска литература высмеивала современные пороки и нравы, живо реагируя на происходящие события. Народная мудрость проявлялась в коротких, но метких пословицах и поговорках. Католическая церковь видела в творчестве городских низов прямую угрозу своему существованию, поэтому преследовала поэтов и писателей. К примеру, произведения одного из парижан Рютбефа были приговорены папой в XIII веке к сожжению.
Готовые работы на аналогичную тему
Протест против феодальных порядков
Особый протест против насаждения феодальных порядков и засилья церкви проявляли ваганты (бродящие студенты и школяры). В своих произведениях они стремились к свободомыслию, что стало отличительной чертой городских низов. Ваганты создавали своеобразную поэзию на латинском языке. Их остроумные стихи и песни распевали по всей Европе: от Лондона до Палермо, от Праги до Толедо.
Городская литература способствовала росту самосознания бюргерства, которое противопоставляет себя дворянству и духовенству.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Оглавление
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx
2. Высокое (классическое) Средневековье.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.
Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.
Праздничная культура средневековья.
Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.
Новогодним календам (1--5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.
И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища - представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации они назывались скоморохами.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.
В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.
Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы.
2.1. Зарождение “городской культуры”.
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.
2.2. Позднее средневековье.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.
В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.
Список литературы.
1. Введение в культурологию / Ред. Е.В. Попов. Изд. 2. – М.: Владос, 1995. – 336с
2. Гуревич П.С. Культурология. Изд. 2.– М.: Знание, 1996. – 288 с.
3. Емохонова Л.С. Мировая художественная культура. Изд. 4. – М.: Академия, 2000. – 591 с.
Читайте также: