Лазерные диски это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Лазерный диск ( LD ), также известный как видение лазерного диска , представляет собой оптический носитель информации для видео в домашних условиях. Из-за своего высокого качества LD также используются в профессиональном секторе. Сканирование осуществляется бесконтактным лазером . Не в отличие от лент, записей, видеокассет и других видео дисков технологий, нет механического износа. В отличие от видео CD и DVD видеосигнал записывался в аналоговой форме. На заре создания лазерных дисков то же самое применялось к звуковому сигналу, но в 1987 году наряду с аналоговой стереофонической звуковой дорожкой был представлен цифровой. Были также эксперименты с цифровыми звуковыми дорожками, такими как Dolby Digital 5.1 или DTS . Как и в случае с DVD, главы и функции можно было выбирать напрямую. При диаметре 30 см лазерный диск имел значительные размеры по сравнению с другими оптическими носителями. Этот диаметр идентичен диаметру долгоиграющей пластинки . На рубеже тысячелетий он был почти полностью вытеснен DVD и теперь имеет значение только в кругах коллекционеров.

Содержание

История лазерного диска

DiscoVision

Первая система, которая использовала лазерный луч для сканирования информации об изображении, была разработана MCA в 1971 году и представлена ​​публике в 1972 году под названием DiscoVision . Однако он не был готов к продаже до 1978 года и был представлен на американском рынке.

LaserVision

В то же время компания Philips разработала и выпустила систему под названием LaserVision , которая предлагалась в Европе и США. Первые плееры LaserVision были выпущены 26 мая 1982 года. В Германии система была представлена ​​спустя некоторое время с более развитыми устройствами воспроизведения.

Информация несжатого изображения и звука хранятся в аналоговой форме , сканировали с помощью гелий-неонового лазера , в информации звука будет доступна в привет-стереофонического звука и хранить отдельно от информации об изображении.

Хотя формат не получил широкого распространения на частном рынке в Европе, он был обнаружен в 2% (1998 г.) домашних хозяйств США и 10% (1999 г.) домашних хозяйств в Японии из-за его высокого качества. LD был первым носителем с эксклюзивными специальными выпусками, которые включали такие дополнения, как аудиокомментарии, трейлеры и справочные отчеты. Часто у создателей фильмов просили дать выпуски LD или делать новые переводы. Эта основа создала индустрию, которая сегодня помогает BluRay и DVD добиться успеха.



LaserVision интерактивный

LaserDisc

Компания Pioneer продолжила развитие системы LaserVision и в 1986 году представила систему-преемницу LaserDisc , которая в формате NTSC содержала две цифровые аудиодорожки с частотой 44,1 кГц в дополнение к двум аналоговым. В системе PAL аналоговые треки были заменены цифровыми; пропускной способности для всех четырех не было.

В 1992 году "Dolby Digital Surround" с 5.1 или 6.1 EX была представлена ​​в системе LaserDisc. Аудиоинформация была доступна на одной из двух аудиодорожек, которые обычно используются в аналоговом формате, в виде модулированного радиочастотного сигнала, который необходимо было преобразовать в сигнал основной полосы частот с помощью внешнего демодулятора, прежде чем он мог быть направлен на усилитель через S / PDIF. Некоторые в основном дорогостоящие AV-ресиверы имели интегрированный демодулятор в то время и, соответственно, предлагали вход RF-AC3, например Denon AVC-3800: вопреки тому, что часто вводит в заблуждение - даже в специальной литературе - частотно-модулированный радиочастотный сигнал присутствует на обоих лазерных дисках. цифровой по своей природе, даже если он присутствует в виде модулированного широкополосного сигнала на выходе RF. Если бы это было не так, восстановление кадров AC3 без потерь было бы невозможным.

В 1995 году на цифровой звуковой дорожке был представлен "dts Digital Surround". LaserDiscs и CD обеспечивают скорость передачи данных 1235 кбит / с, DVD - скорость передачи данных 754,5 или 1509,75 кбит / с. Звук "dts Digital Surround" доступен с лазерных дисков в формате PAL и NTSC. Техническое требование для использования звука DTS - вывод цифрового звука на воспроизводящее устройство. Поскольку звук DTS LaserDiscs в PAL можно было услышать только с помощью декодера DTS, а DTS еще не получил широкого распространения, LD с DTS в PAL встречаются редко. В случае с NTSC микс в Dolby Surround обычно также помещался на аналоговые дорожки.

В конце 1990-х годов Pioneer выпустила ряд проигрывателей LD / VCD / CD / DVD. Они были единственными плеерами, которые могли воспроизводить DVD и лазерные диски. Последней моделью, предложенной в Германии, была Pioneer DVL-919E. Цена в то время составляла около 2800 немецких марок.

технологии

Качество изображения оценивается как отличное, несмотря на ограничения цветовой системы PAL или NTSC .

Доступны три размера LD: 30 см (LP), 20 см (EP) и 12 см. Два больших формата можно записывать с обеих сторон.

Существуют разные принципы управления скоростью вращения для записи : CAV или CLV.

  • CAV (постоянная угловая скорость)
  • CLV (постоянная линейная скорость или также называемая расширенным воспроизведением)

12-сантиметровую версию часто называют CD-Video , но она не имеет ничего общего с предшественником DVD Video-CD . Можно записать 6 минут изображения и звука и еще 20 минут только звука. Дополнительный аудиокомпонент может воспроизводиться любым проигрывателем компакт-дисков . Однако обычная видеодорожка полностью несовместима с форматами CD или DVD и не может быть прочитана соответствующими приводами.

Аудиопроцесс на лазерном диске


В Германии до 1985 года выпускались только лазерные диски с аналоговым звуком. У них было две аудиодорожки для воспроизведения в стереофоническом или двухканальном звуке и - при соответствующем кодировании аудиосигнала - в Dolby Surround Pro Logic .

В 1986 году на рынок вышли первые записи с цифровым звуком (16 бит, 44,1 кГц, что соответствует аудио компакт-диску). Это включало две дополнительные аудиодорожки для воспроизведения стерео или Dolby Surround Pro Logic, которые заменяли аналоговые аудиодорожки в случае лазерных дисков PAL, но располагались параллельно двум аналоговым аудиодорожкам в случае лазерных дисков NTSC. Таким образом, каждый NTSC LaserDisc с цифровым звуком также содержит аналоговые звуковые дорожки. Большинство плееров позволяют пользователю переключаться между аналоговым и цифровым звуком в любое время фильма, что важно для лазерных дисков, которые, например, На двух цифровых дорожках Б. был звук фильма, а комментарии режиссера к отдельным сценам сохранялись на аналоговых звуковых дорожках в качестве бонусного материала; Кроме того, аналоговые треки были сведены в более сжатую форму, а цифровые треки были намеренно записаны с максимальной динамикой, чтобы вы могли выбирать по своему вкусу. Теоретически с ним были возможны двуязычные версии лазерных дисков, но этот вариант почти никогда не использовался. Использование всех четырех звуковых дорожек (двух аналоговых, двух цифровых), даже трехъязычных или четырехъязычных лазерных дисков было бы возможно, но в этом случае только со звуком в моно или один раз в стерео и два раза в моно в случае трехъязычного LD.

Кроме того, формат также позволял использовать DTS и Dolby Digital (также известный как AC-3 ). Скорость передачи данных DTS зафиксирована на полной скорости DTS (1536 кбит / с), в то время как со стандартизацией DVD была введена новая половинная скорость DTS 768 кбит / с для экономии места. С Dolby Digital максимальная скорость передачи данных ниже, чем на DVD (от 384 кбит / с до 448 кбит / с). Dolby Digital саундтрек доступен только на лазерных дисках, которых NTSC - телевизионный стандарт соответствия. Для этой цели звук, закодированный в формате Dolby Digital, был модулирован на радиочастотный сигнал левого аналогового канала на лазерном диске NTSC (с лазерными дисками NTSC можно было сохранить два аналоговых аудиоканала в дополнение к цифровому звуку из-за более низкой полосы пропускания видео). Чтобы преобразовать сигнал в стандартный цифровой сигнал, для декодирования требуются выход AC3-RF на проигрывателе LD и вход AC3-RF на усилителе. Поскольку эти входы были встроены только в очень дорогие устройства высшего класса, были (и есть) специальные демодуляторы AC3-RF для этого преобразования (AC-3 RF в AC-3 S / PDIF). Для этого выход AC3-RF проигрывателя лазерных дисков подключается к RF-входу демодулятора. Демодулятор в свою очередь , подключен к усилителю через цифровой кабель ( коаксиальный или TOSLINK ). Хорошо известными производителями этих устройств были Yamaha, Kenwood, Sony и Pioneer, сегодня они доступны только у производителей небольших серий, таких как BDE Elektronik. Иногда также использовались внешние декодеры Dolby Digital (например, Yamaha DDP-1 или DDP-2) со встроенным преобразователем радиочастотного сигнала. Эти устройства с (по тем временам) намного лучшими декодерами AC3 также использовались, если декодер, встроенный в усилитель, был низкого качества или просто был доступен только Dolby Surround .

Были также краткие попытки представить в Германии лазерные диски со звуком Dolby Digital. Для этого были запрессованы лазерные диски NTSC с немецким звуком. Это было технически возможно, потому что многие плееры в то время могли выводить как PAL, так и NTSC сигнал. Однако формат не прижился - в Германии было выпущено всего два лазерных диска со звуком AC3 ( True Lies и The Long Kiss Goodnight ).

Единственный немецкий лазерный диск с DTS - саундтреком был брат сна , который к тому же еще один из трех немецких ЛДОВ с анаморфной визуализацией был.

Качество по сравнению с VHS и DVD

  • Все четыре формата, названные ниже, предлагают 576 видимых горизонтальных линий в формате PAL ( 480 строк для NTSC ).
  • Полоса частот видеосигнала 3 МГц для VHS допускает только около 240 смены светлого и темного на строку изображения. В результате получается изображение с необычным соотношением разрешения около 320 × 576.
  • С Super-VHS ( S-VHS ) разрешение было увеличено до 533 × 576 (PAL).
  • Однако для VHS и S-VHS необходимо помнить, что точное положение по горизонтали (положение фазы) возможных изменений светлого и темного цветов является произвольным, поскольку форматы записи являются аналоговыми. Это приводит к лучшему представлению, чем может предполагать простое указание на резолюцию.
  • LD: ограничено до 640 × 576 пикселей (PAL) используемым форматом передачи (PAL / NTSC)
  • DVD: ограничено до 720 × 576 пикселей (PAL) стандартизованным количеством пикселей (на основе телевизионного стандарта )
  • VHS: все чаще из-за износа, выпадения, мерцающих цветов в насыщенных синих или красных тонах
  • LD: мерцание на большой площади и "лазерный красный" (разрушение отражающего слоя примерно через 10-20 лет из-за ошибок в производственном процессе для многих лазерных дисков на некоторых заводах)
  • DVD: артефакты цифрового сжатия . Они часто проявляются при быстром панорамировании камеры, записях с чрезвычайно высоким уровнем детализации или очень мягких градиентах ( уровни квантования ).
  • VHS: аналоговый, моно (продольная дорожка) или Hi-Fi стерео (на спиральной дорожке)
  • LD: Цифровой, PCM , 2–4 канала, альтернативно многоканальный звук
  • DVD: цифровой, PCM или сжатый , 1–7 каналов, несколько звуковых дорожек

Культ вокруг лазерного диска


Поскольку лазерный диск никогда не был средством массовой информации, он был доступен в основном только в крупных мегаполисах в специализированных отделах магазинов электроники. Несколько преданных своему делу компаний по доставке по почте, таких как Frankfurt Laserdiscs, также предлагали их по всей стране и, таким образом, обеспечили более широкое распространение.

различный


Hi-Vision-LD (или HD-LD / MUSE LD) предлагался в Японии с 1992 года . У него было даже лучшее качество изображения ( HD TV с 1035i) по сравнению с обычным LD, но он не прижился и был снят с рынка в 1997 году.

Также можно было делать свои собственные записи с помощью записывающих устройств лазерных дисков, но только в режиме CAV . Такие устройства, как Sony LVR300, стоят примерно 18 000 долларов США. Были также специальные пробелы в кэдди .

Пластина с изображением также использовалась в учебных целях - например, Бундесвером, бывшей Deutsche Bundespost или Deutsche Post AG. Зрителю была предоставлена ​​возможность интерактивно вмешиваться в дальнейший ход и, таким образом, самому определять продолжающееся действие или последующие эпизоды фильма (в ограниченной степени). В конце 1990-х оптический диск был выведен из эксплуатации Deutsche Post AG в пользу видео CD . IBM использовала лазерные диски для обучения своих дилеров. ПК с операционной системой DOS управлял внешним проигрывателем видеодисков.

Некоторые также знают, что лазерный диск используется в аркадных играх Dragon's Lair и Space Ace .

В период с 1982 по 1999 год на лазерных дисках было выпущено около 1200 художественных фильмов на немецком языке. Последние немецкие LD появились осенью 1999 года. О действительно последнем немецкоязычном лазерном диске есть противоречивые сведения:

Последний в мире LaserDisc был сделан в Японии в 2001 году. Название называется "Tokyo Raiders" и было выпущено 21 сентября 2001 года.


LaserDisc (LD) — первый коммерческий оптический носитель данных, предназначавшийся, прежде всего, для домашнего просмотра кинофильмов. Однако, несмотря на технологическое превосходство над VHS и Betamax, Laserdisc не имел существенного успеха на мировом рынке: в основном был распространён в США и Японии, в Европе к нему отнеслись прохладно, в России лазердиски имели небольшое распространение, в основном за счёт коллекционеров — любителей видео. Технологии, отработанные в этом формате, затем были использованы в CD и DVD.

Содержание

История

Технология оптической записи, с использованием светопропускающего носителя была разработана [1] Дэвидом Полом Греггом в 1958 году (и запатентована в 1961 и 1990 годах) [2] [3] .

В 1987 году был введен гибрид технологий Компакт-диск и Лазердиск - CD Video. На 12-см диске содержалось до 5 минут аналоговой видеоинформации и 20 минут цифрового звука CD-качества.

Компания Philips производила проигрыватели, а MCA Records издавала диски, но их сотрудничество было не очень успешным и закончилось через несколько лет. Несколько ученых, занимавшихся разработкой технологии (Richard Wilkinson, Ray Deakin and John Winslow), организовали фирму Optical Disc Corporation (в данный момент ODC Nimbus).

В 1998 году проигрыватели LaserDisc были примерно в 2 % американских домов (примерно 2 миллиона). [4] Для сравнения в 1999 году в Японии эта цифра составляла 10 %. [5]

Несмотря на то, что в Европе LaserDisc так и не получил распространения, корпорация BBC использовала его в середине 1980-х в образовательном проекте BBC Domesday Project, посвящённом 900-летию английской Книги страшного суда.

Техническая информация

В отличие от Video CD, DVD и Blu-ray дисков, LaserDisc содержит аналоговое видео в композитном представлении и звуковое сопровождение в аналоговой и/или в цифровой форме. Стандартный лазердиск для домашнего использования имеет диаметр 30 см (11,81 дюймов) и склеен из двух односторонних покрытых пластиком алюминиевых дисков. Информация о сигнале хранится в миллиардах микроскопических углублений (питах), выгравированных в алюминиевом слое под поверхностью. Поверхностный акриловый слой (1,1 мм) защищает их от пыли и отпечатков пальцев. Для чтения данных с диска применяется маломощный лазерный луч, который через зеркально-оптическую систему создает тонкий пучок света (диаметром 1 мкм) на поверхности диска и, отражаясь, попадают на фотодатчик и, далее, передаётся как закодированный аудио/видео сигнал высокой плотности для последующего воспроизведения. [6]

Так как цифровое кодирование (сжатие видео) было в 1978 году либо недоступно, либо нецелесообразно, применялись три метода уплотнения записи на основе изменения скорости вращения диска:

  • CAV (англ.Constant Angular Velocity — постоянная угловая скорость (как при воспроизведении грампластинки)) — стандартные видеодиски (англ.Standard Play ), поддерживающие такие функции как стоп-кадр, изменяемое замедленное воспроизведение вперёд и назад. CAV-диски при воспроизведении имеют постоянную скорость вращения (1800 оборотов в минуту для стандарта NTSC (525 строк) и 1500 оборотов в минуту для стандарта PAL (625 строк)) [6] , и за один оборот считывается один кадр. В этом режиме на одной стороне диска CAV может храниться 54 000 отдельных кадров - 30 минут аудио/видео материала. CAV использовали реже, чем CLV, в основном для специальных изданий художественных фильмов, для бонусных материалов и специальных эффектов. Одно из преимуществ этого метода является возможность переходить на любой кадр непосредственно по его номеру. Произвольный доступ и функция стоп-кадра позволили производителям создавать простейшие интерактивные видеодиски, размещая на диске помимо видеоматериалов отдельные статичные изображения. [7]
  • CLV (англ.Constant Linear Velocity — постоянная линейная скорость (как при воспроизведении компакт-дисков)) — долгоиграющие видеодиски (англ.Extended Play ) не имеют специальных возможностей воспроизведения CAV-дисков, предлагая только простое воспроизведение на всех проигрывателях Laserdisс, кроме проигрывателей высокого класса, имеющих функцию цифрового стоп-кадра. Эти проигрыватели могут добавлять новые функции, обычно не доступные для CLV дисков, такие как воспроизведение вперед и назад с переменной скоростью, и паузу, как на магнитофонах. Постепенно замедляя скорость вращения (с 1800 до 600 об/мин) [6] CLV-диски с постоянной линейной скоростью, могут хранить 60 минут аудио/видео материала с каждой стороны, или два часа на диске. Фильмы длительностью менее 120 минут могли поместиться на один диск, тем самым снижая стоимость одного фильма и устраняя отвлекающую от просмотра необходимость заменять диск на следующий, по крайней мере для тех, кто обладал двухсторонним проигрывателем. Подавляющее большинство релизов были доступны только в CLV (несколько наименований было выпущено частично CLV, частично CAV.
  • CAA (англ.Constant Angular Acceleration — постоянное угловое ускорение). В начале 1980-х годов, из-за проблем с перекрестными помехами на долгоиграющих лазерных CLV-дисках, компанией Pioneer Video было представлено CAA-форматирование долгоиграющих лазерных дисков. Кодирование с постоянным угловым ускорением очень похоже на кодирование с постоянной линейной скоростью, за исключением того, что в CAA происходит мгновенное снижение скорости при угловом смещении на определённый шаг, вместо постепенного замедления в устойчивом темпе, как при чтении CLV-дисков. За исключением 3М/Imation, все производители Laserdisc приняли схему CAA кодирования, хотя этот термин редко (если вообще) использовался на потребительских упаковках. CAA кодирование заметно улучшило качество изображения и значительно сократило перекрестные помехи и другие проблемы слежения.

Первые лазерные диски, представленные в 1978 году, были полностью аналоговыми, но с развитием формата был добавлен цифровой стереозвук в формате аудио компакт-диска (иногда с Toslink или коаксиальным выходом для подключения внешнего ЦАП), а затем многоканальные форматы, такие как Dolby Digital и DTS.

Сравнение с другими форматами

Ниже приведён список сравнения разрешающей способности различных аналоговых видео и ТВ форматов. Сюда включены лишь наиболее распространённые форматы, и некоторые значения указаны приблизительно, так как качество изображения может меняться на различных системах и различных носителях. Данные приведены для систем PAL 625/25 и отсортированы в порядке улучшения качества.


Кратчайшая история лазерного диска

Фильмы на лазерных видеодисках, и проигрыватели к ним, поступили в продажу в конце 1978 года: через два года после запуска видеокассет формата VHS и за четыре года до выпуска первого по-настоящему популярного оптического носителя — компакт-диска. Последний американский релиз на лазерном диске поступил в продажу в конце 2000 года. Последний релиз в Японии, где формат (как и многие другие) прижился гораздо лучше, вышел в конце 2001-го. Лазерный диск по физическим параметрам похож на пластинку: диаметр 12 дюймов (существовали также семидюймовые и даже пятидюймовые варианты), но чуть больше толщина.


По технологии LD — дальний родственник CD, в том смысле, что для чтения данных также используется лазер с такой же длиной волны. Но лазерный диск — носитель не цифровой, а аналоговый. На дисках, записанных по стандарту CAV, можно прямо на поверхности разглядеть место переключения между кадрами:


Как и на видеокассете, на лазерном диске хранится композитный видеосигнал. Главным отличием от VHS стала более высокая пропускная способность — то, что в аналоговом мире определяет разрешение и другие качественные характеристики итогового изображения.


Картинка отсюда показывает, как видео и аудиосигналы распределены по частотам. Для видеоданных отведена полоса частот шириной в шесть мегагерц, в два раза больше, чем у VHS. По факту полоса частот шире: остается место для звука, в то время как у VHS он записывался отдельно. Этот запас по пропускной способности позволил сразу выпускать фильмы со стереодорожкой. С 1985 года на LD выпускаются фильмы с цифровым стереозвуком (и такими же параметрами, как у CD). В девяностых в некоторых релизах используются многоканальные звуковые дорожки в форматах AC-3 (Dolby Digital) и DTS — звук 5.1 впервые появился не на DVD, а на лазерных дисках. Горизонтальное разрешение изображения составляет на LD 425-440 ТВ-линий, по сравнению с ~240 на видеокассете. Иными словами, до 1997 года лазерный диск был самым качественным потребительским видеоносителем, на голову выше VHS. Можно вспомнить о более качественном формате S-VHS, но на нем почти не выпускалось коммерческое кино.

Лазерный диск в 2020 году


Давайте посмотрим на проигрыватель:


Это Pioneer CLD-D515, модель среднего уровня 1998 года выпуска. Были устройства более навороченные, но скорее не по фичам, а по качеству обработки аналогового сигнала: в доцифровую эпоху это было важно. С точки зрения LD-неофита здесь есть все необходимое:

  • Автореверс. Без него придется раз в час (или даже раз в полчаса) вставать с дивана и переворачивать диск.
  • Поддержка цифрового и даже многоканального звука. Если вам попадется диск с дорожкой в формате AC-3, то для нее предусмотрен отдельный выход, и потребуется специализированный декодер.
  • Поддержка дисков в формате PAL и NTSC. В эпоху VHS и лазерных дисков это был естественный региональный ограничитель. Для лазерных дисков поддержка двух форматов даже важнее, чем для видеокассет: некоторые фильмы выпускались только в США (в формате NTSC). Если вы живете в Европе (для вас родной формат — PAL), поддержка NTSС серьезно расширяет выбор.


Сзади традиционный набор выходов. К старому ЭЛТ-телевизору плеер подключается единственным кабелем SCART, предком современного универсального интерфейса HDMI. Выступающая часть необходима для работы механизма реверса.


Плеер оказался полностью рабочим, потребовалась только профилактическая смена приводного ремня, отвечающего за движение трея.


Дополнительная фича этой модели — возможность воспроизведения обычных CD. Самые поздние проигрыватели поддерживали сразу три формата: LD, CD и DVD.

Характерная особенность лазерно-дискового экспириенса: переключение на другую сторону примерно в середине фильма (ну или как повезет). Механизм с лазерным диодом полностью перемещается по рельсам на верхнюю часть диска и продолжает воспроизведение там. Если бы формат LD просуществовал чуть дольше, могли появиться конструкции с двумя лазерными установками и быстрым переключением, но видимо в девяностые такое решение было еще слишком дорогим. Все лучше, чем переворачивать диск самостоятельно. При просмотре переключение выглядит так:


Что выпускалось на лазерных дисках?






Можно сказать, что почти все выдающиеся фильмы за период от 1920 до 1970-х, и почти все релизы 80-90х доступны на LD. Не все, впрочем, одинаково легко найти.

Коллекционная ценность





А это совсем элитное издание: кожаный переплет, каждый из трех дисков в своем глянцевом конверте. Хотя визуально это издание дороже, по факту фильм уместили на двух дисках в формате CLV (без возможности покадрового просмотра).


Вот реклама кожаных курток а-ля Терминатор оттуда:

Еще дороже стоят либо специализированные издания (например, LD высокой четкости Hi-Vision), либо просто редкие или желанные фильмы. Меньше всего ценятся дешевые европейские издания, часто сопровождаемые субтитрами:




CLV и CAV


Чем хороши (или плохи, зависит от фильма) издания на LD — на них часто перегоняли кинотеатральную версию фильма без каких-либо изменений. В случае Blade Runner это скорее минус, чем плюс: на данном LD представлена версия фильма с занудным закадровым текстом, который читает Харрисон Форд. Мне, как фанату данного кино, было интересно посмотреть и ее. Так как фильм выпущен в формате CAV, можно всегда остановить воспроизведение, чтобы рассмотреть кадр или последовательность кадров с медленной прокруткой — это штатная фича проигрывателя.

В дополнительных материалах возможности CAV используются, по сути, для хранения данных. На последнюю сторону второго диска покадрово записаны изображения и текст, по которым можно перемещаться, переключая последовательно кадры. На диске записана метка, благодаря которой в начале такой секции воспроизведение ставится на паузу. Так это выглядит в материалах к Терминатору:


Laser Rot

Laser Rot — это деградация клея, которым скреплены две стороны лазерного диска. Из-за несоблюдения технологии между пластиковыми блинами проникает воздух и портит отражающий слой, что приводит к ошибкам или полной невозможности чтения. Судя по всему это типичная детская болезнь: диски c Laser Rot чаще всего встречаются среди ранних изданий (конец 70-х, начало 80-х). У меня в коллекции издания преимущественно поздние, и единственный диск с Laser Rot — коллекция видеоклипов 1984 года, где подпорчена внешняя кромка:

LaserDisc был первым медиа - оптические носители , видео изначально будут продаваться в 1978 году в Северной Америке в начале , как MCA DiscoVision .

Хотя он предлагает лучшее качество звука и изображения по сравнению с современными носителями (особенно кассетами VHS и Betamax ), LaserDisc не имел большого успеха, в основном из-за высокой цены проигрывателей и того факта, что он не позволял записывать телевизионные программы. Если владельцы домашних кинотеатров приветствовали его появление, то только в Азии ( Гонконг , Малайзия и Сингапур ) в 1990-х годах LaserDisc действительно распространился по домам.

Тем не менее, именно благодаря технологии LaserDisc было разработано несколько оптических носителей информации: в частности, компакт-диски и DVD-диски , которые имели значительный успех.

Резюме

Исторический

Laserdisc является результатом многолетних исследований и его история тесно переплетена с тем из всего видео диска.

Первые публичные презентации техники состоялись в 1972 году (MCA Discovision), первые попытки коммерциализации были предприняты только в 1978 году. Фирма MCA , которая тогда финансировала разработки, рассматривала это как средство расширения своего каталога фильмов за счет используя его, продавая публике с оптимистической идеей и впоследствии отрицая, что печать видеодиска будет представлять собой стоимость, сопоставимую с затратами на долгоиграющие пластинки. Доступная в то время технология не позволила бы обрабатывать видео в цифровой форме, тем более в таком потребительском приложении, но это не было проблемой для этого носителя, основанного на полностью аналоговых принципах.

Лазерные диски уже давно признаны любителями фильмов для распространения фильмов с качеством изображения и звука. Однако его малая емкость хранения, требующая, в зависимости от модели ( автореверс или нет), вернуть его в середине пленки, а также большой размер не позволили ему добиться огромного успеха. DVD были свергнуты в конце 1990-х , когда они достигли приемлемого качества изображения без следов разуплотнения во время воспроизведения.

Сильные стороны и недостатки

Ресурсы

Этот носитель имеет лучшее визуальное и звуковое качество, чем его современный конкурент, кассета VHS (аналоговое видео), но в отличие от последнего, LaserDisc не позволяет производить запись. Он имеет несколько звуковых каналов (аналоговый и цифровой) и может предлагать возможность просмотра по главам. Доступ к этим главам почти мгновенный, как к аудио компакт-дискам .

Эта возможность автоматического доступа также привела к появлению новых типов игр, наиболее известным из которых является Логово Дракона или нелинейное блуждание по набору данных ( Долина Смерти, Лас-Вегас, Гранд-Каньон, Interactive Travel , фотографии Марка Гарангер ).

Еще одно преимущество лазерных дисков перед VHS - это оптическая и немагнитная считывающая головка, которая увеличивает срок их службы. Даже по прошествии нескольких лет качество остается прежним.

Носитель также позволяет изменять скорость чтения без потери качества или плавности, в отличие от VHS и других носителей, которые его заменили. По этим причинам он долгое время служил опорой для профессиональных тренажеров поездов.

Малоизвестной и малоиспользуемой особенностью ( среди прочего, терминатор ) была возможность иметь оригинальную версию (без субтитров) и французскую версию с использованием стерео, причем выбор звуковой дорожки производился путем деактивации встроенной левой или правый динамик Hi-Fi системы.

Инвалиды

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > в отрывках, требующих источника.

Однако лазерный диск имел серьезные недостатки. Во-первых, во Франции, в частности, цена: фильм на лазерных дисках стоит в среднем 250 франков (около 60 евро с учетом изменения покупательной способности ), а для читателя около 3000 франков (около 650 евро с учетом покупательной способности). ).

Кроме того, емкость одной стороны лазерного диска была ограничена (тридцать минут на каждую сторону в CAV и шестьдесят минут в CLV ), что заставляло пользователя переворачивать диск во время просмотра. В считыватели последнего поколения встроена функция автоматической смены лица двумя головками, что сокращает время на несколько секунд.

Laserdisc также имел недостатки из-за его большого размера (примерно диаметр 33 об / мин ) и относительно большого веса. Но, в свою очередь, это позволило лазерным дискам иметь большой конверт с его иллюстрацией.

Наконец, не все проигрыватели Laserdisc могут читать аудио компакт-диски . Действительно, поскольку диски не были сконструированы одинаково, необходимо было использовать линзу, предназначенную для этого использования, установленную на собственном механизме. Однако некоторые приводы имели уникальную оптическую систему для чтения компакт-дисков и лазерных дисков.

Технические характеристики

Принцип

Оригинальный видеодиск позволяет записывать аналоговое видео и аналоговый звук на подставку из оргстекла, выгравированную так же, как на аудио компакт-дисках :

  • реализация матрицы;
  • дублирование нажатием;
  • металлизация;
  • капот.


Когда мастер записывается, в процессе производства весь исходный аналоговый сигнал (композитное видео в формате NTSC или PAL) используется для модуляции несущей частоты (базовая частота составляет 8,1 МГц в NTSC и 7,1 в PAL). Взяв пересечение полученной синусоиды переменной частоты с горизонтальной линией и учитывая, например, что части над линией проецируются на тарелку, а части внизу на чашу, мы получаем серию плоских зон и ячеек длиной которая изменяется в зависимости от частоты модулированной несущей, из которой можно восстановить последнюю. Затем путем демодуляции мы находим исходный видеосигнал, который можно ввести на видеовход телевизора.

С точки зрения электроники, можно легко представить себе создание этой проекции с использованием компаратора, имеющего на опорном входе постоянное напряжение (для горизонтальной линии), а на другом входе - синусоидальную волну переменной частоты. Когда последнее опускается ниже опорного напряжения, компаратор запускает гравировальный лазер для создания ячейки и разрезает ее при повторном прохождении выше.

Мы не используем ось x как прямую линию пересечения, а скорее горизонтальную линию, расположенную выше, чтобы быть менее чувствительными к фоновому шуму, присутствующему в окрестности нуля.

Это как если бы модулированная синусоида была прямо спроецирована на изогнутую спиральную кривую, образованную канавкой.

Представленная здесь диаграмма вносит дополнительную сложность, поскольку показывает возможность добавления аудиосигнала, изменяя высоту частотно-модулированной несущей. Следовательно, пересечение с горизонтальной линией производится на разных высотах синусоидального сигнала, который модулирует ширину тарелок и мисок в соответствии с ритмом звукового сигнала. В этом случае мы можем считать, что расстояние между центрами ямок, связанное с частотой, кодирует видео, а их длина кодирует звук.

Диск воспроизводится от центра и наружу. Чтение осуществляется с помощью красного или инфракрасного лазерного луча . Оптическая считывающая головка имеет сервоуправление в радиальном направлении и с фокусировкой для считывания гравированных рисунков. Первые считыватели использовали гелий-неоновый лазер с видимой длиной волны 780 нм , позже замененный инфракрасным полупроводниковым лазером с длиной волны 835 нм .

Таким образом, несмотря на то, что в качестве компакт-диска используется чередование тарелок и бассейнов с фиксированной глубиной, Laserdisc, когда выходит, является чисто аналоговым носителем, даже если после этого мы добавим цифровой звук. Информацию содержит непрерывное изменение длины кювет и их межцентрового расстояния, а не просто их двоичное присутствие или отсутствие. Поэтому он более чувствителен, чем его цифровые потомки, к производственным опасностям (качество чистой комнаты, износ штампов и т. Д.).

Кодирование


Существует два типа формата ТВ-кодирования для лазерных дисков: PAL предназначен для европейского рынка, а NTSC - для Японии и США .

Лазерный диск NTSC может состоять из аналоговой звуковой дорожки и цифровой звуковой дорожки (PCM, Dolby Prologic, моно или стерео). В формате PAL издатель должен был сделать выбор между аналоговыми и цифровыми дорожками, которые не могут физически присутствовать на диске одновременно.

В Соединенных Штатах многие диски, записанные в NTSC, содержат дорожку Dolby-AC3 в дополнение к Dolby Prologic, подходящую для систем домашнего кинотеатра 5.1. Другие диски, в частности диски PAL на европейском рынке, имеют только звук Dolby Surround (2.1), позволяющий воспроизводить в Dolby Pro-Logic (false 5.1). AC3-RF LaserDisc NTSC использует аналоговую дорожку справа, цифровой сигнал кодируется посредством модуляции FM. Скорость 384 килобит / с ниже, чем обычно используется в DVD (448 килобит / с). Для декодирования AC3-RF требуется совместимый проигрыватель или специальный декодер.

Точно так же некоторые лазерные диски включали звуковую дорожку в формате DTS , но для этого требовалось удалить цифровую дорожку, чтобы сэкономить место на диске. Однако треки DTS с лазерных дисков были намного менее сжаты, чем треки с текущих DVD. На LaserDisc скорость передачи составляет приблизительно 1200 килобит / с, в то время как DVD использует либо битрейт 1509 килобит / с, либо битрейт 754 килобит / с для аудиодорожек DTS. Большинство LaserDisc, предлагающих звуковую дорожку в DTS, используют кодировку NTSC для видео, американская технология, позволяющая предлагать DTS и аналоговую звуковую дорожку параллельно. Редкие лазерные диски PAL со звуковой дорожкой DTS предлагают только последнюю, что фактически ограничивает совместимость.

Некоторые лазерные диски (фильмы Memphis Belle , Terminator , Planet of the Apes . ) предлагали на двух аналоговых стереодорожках французскую версию и оригинальную версию на английском языке. Вам приходилось вручную выбирать правый или левый канал, чтобы слышать только одну версию за раз.

Субтитры

Видео CD

Хотя лазерные диски обычно имеют диаметр 30 см, существует вариант диаметром 12 см, Video CD (не путать с Video CD ). Видео компакт-диски обычно содержат несколько дорожек в формате Audio CD (цифровой звук), а также короткую аналоговую видеодорожку (не более 5 минут) вместе с аналоговым или цифровым звуком (в зависимости от используемой технологии, PAL или NTSC). Видео компакт-диски использовались в большинстве случаев, чтобы предложить видеоклип (используемый только на проигрывателях LaserDisc) в дополнение к нескольким фрагментам, которые можно было воспроизвести на классическом проигрывателе аудио компакт-дисков, а также на большинстве проигрывателей LaserDisc. Доктор V64 позволяет читать их , в частности.

Режимы записи

Постоянная угловая скорость (CAV)

Если запись производилась с постоянной угловой скоростью , скорость вращения диска одинакова независимо от положения линзы на диске (например, виниловые пластинки, угловая скорость вращения которых одинакова независимо от положения считывающего ромба). . Весь образ занимает ровно один оборот диска. Это обеспечивает безупречный стоп-кадр, замедленное движение или ускорение.

В этом режиме время записи ограничено примерно тридцатью минутами на каждую сторону. Этот формат нечасто используется во Франции, и часто из-за высокой стоимости производства. Таким образом, только каждое четвертое лицо Laserdics Парка Юрского периода было CAV. С другой стороны, он часто использовался для роскошных выпусков в формате NTSC или для документальных фильмов PAL, которые, таким образом, позволяли дифференцированно выбирать маршруты ( Долина Смерти - Лас-Вегас , фотограф Гарангер) или художественных документальных фильмов, подходящих для создаваемых изображений ( Музей Родена , Лувр , Музей Орсе и т.д.).

Постоянная линейная скорость (CLV)

В режиме постоянной линейной скорости , чем больше объектив перемещается к внешней стороне диска, тем больше уменьшается скорость вращения (например, для компакт-дисков и DVD-дисков). Это позволяет хранить больше информации, поскольку внешняя окружность лазерного диска более чем в два раза превышает его внутреннюю окружность. Таким образом, одна сторона в CLV может хранить один час записи или вдвое больше, чем одна сторона в CAV.

Однако CLV теряет функцию стоп-кадра и шаг вперед. Только считыватели последнего поколения позволяют получить функциональность CAV на дисках CLV с использованием дополнительной памяти кадров .


LaserDisc (LD) — первый коммерческий оптический носитель данных, предназначавшийся, прежде всего, для домашнего просмотра кинофильмов. Однако, несмотря на технологическое превосходство над VHS и Betamax, Laserdisc не имел существенного успеха на мировом рынке: в основном был распространён в США и Японии, в Европе к нему отнеслись прохладно, в России лазердиски имели небольшое распространение, в основном за счёт коллекционеров — любителей видео.





В отличие от Video CD, DVD и Blu-ray дисков, LaserDisc содержит аналоговое видео в композитном представлении (полный цветной телевизионный сигнал ) и звуковое сопровождение в аналоговой и/или в цифровой форме. Стандартный лазердиск для домашнего использования имеет диаметр 30 см (11,81 дюймов) и склеен из двух односторонних покрытых пластиком алюминиевых дисков. Информация о сигнале хранится в миллиардах микроскопических углублений (питах), выгравированных в алюминиевом слое под поверхностью. Поверхностный акриловый слой (1,1 мм) защищает их от пыли и отпечатков пальцев. Для чтения данных с диска применяется маломощный лазерный луч, который через зеркально-оптическую систему создает тонкий пучок света (диаметром 1 мкм) на поверхности диска и, отражаясь, попадают на фото датчик и, далее, передаётся как закодированный аудио/видео сигнал высокой плотности для последующего воспроизведения.


Процесс записи и считывания информации осуществляется при помощи лазера.

Формат контента: NTSC, PAL

60 минут на сторону CLV (постоянная линейная скорость)

30 минут на сторону CAV (постоянная угловая скорость)

Считывающий механизм: лазер, длина волны 780 нм (инфракрасный)

Разработан: Philips MCA

Размер: диаметр 30 см (11.81″)

Применение: хранение аудио, видео

Год выпуска: 1978


Технология Laserdisc с использованием светопропускающего носителя была разработана Дэвидом Полом Греггом в 1958 году. В 1969 году компания Philips создала видеодиск, работающий в режиме отражённого света, имеющий большие преимущества перед режимом на просвет. MCA и Philips объединили свои усилия и продемонстрировали первый видеодиск в 1972 году. В продажу первый лазердиск поступил в Атланте 15 декабря 1978 года — через два года после появления на рынке видеомагнитофонов формата VHS и за четыре года до CD, основывавшихся на технологии LaserDisc. Компания Philips производила проигрыватели, а MCA издавала диски, но их сотрудничество было не очень успешным и закончилось через несколько лет. Несколько ученых, занимавшихся разработкой технологии, организовали фирму Optical Disc Corporation.

Первым лазердиском, поступившим в продажу в Северной Америке, был выпущенный MCA DiscoVision в 1978 году фильм "Челюсти". Последними — фильмы "Сонная лощина" и "Воскрешая мертвецов" компании Paramount, выпущенные в 2000 году. В Японии было издано ещё не меньше дюжины фильмов вплоть до конца 2001 года. Последним японским фильмом выпущенным в формате LaserDisc был "Tokyo Raiders".


Так как цифровое кодирование (сжатие видео) было в 1978 году либо недоступно, либо нецелесообразно, применялись три метода уплотнения записи на основе изменения скорости вращения диска:

CAV (англ. Constant Angular Velocity — постоянная угловая скорость (как при воспроизведении грампластинки)) — стандартные видеодиски (англ. Standard Play), поддерживающие такие функции как стоп-кадр, изменяемое замедленное воспроизведение вперёд и назад. CAV-диски при воспроизведении имеют постоянную скорость вращения (1800 оборотов в минуту для стандарта NTSC (525 строк) и 1500 оборотов в минуту для стандарта PAL (625 строк)), и за один оборот считывается один кадр. В этом режиме на одной стороне диска CAV может храниться 54 000 отдельных кадров — 30 минут аудио/видео материала. CAV использовали реже, чем CLV, в основном для специальных изданий художественных фильмов, для бонусных материалов и специальных эффектов. Одно из преимуществ этого метода является возможность переходить на любой кадр непосредственно по его номеру. Произвольный доступ и функция стоп-кадра позволили производителям создавать простейшие интерактивные видеодиски, размещая на диске помимо видеоматериалов отдельные статичные изображения.

CLV (англ. Constant Linear Velocity — постоянная линейная скорость (как при воспроизведении компакт-дисков)) — долгоиграющие видеодиски (англ. Extended Play) не имеют специальных возможностей воспроизведения CAV-дисков, предлагая только простое воспроизведение на всех проигрывателях Laserdisс, кроме проигрывателей высокого класса, имеющих функцию цифрового стоп-кадра. Эти проигрыватели могут добавлять новые функции, обычно не доступные для CLV дисков, такие как воспроизведение вперед и назад с переменной скоростью, и паузу, как на магнитофонах. Постепенно замедляя скорость вращения (с 1800 до 600 об/мин) CLV-диски с постоянной линейной скоростью, могут хранить 60 минут аудио/видео материала с каждой стороны, или два часа на диске. Фильмы длительностью менее 120 минут могли поместиться на один диск, тем самым снижая стоимость одного фильма и устраняя отвлекающую от просмотра необходимость заменять диск на следующий, по крайней мере для тех, кто обладал двухсторонним проигрывателем. Подавляющее большинство релизов были доступны только в CLV (несколько наименований было выпущено частично CLV, частично CAV).

CAA (англ. Constant Angular Acceleration — постоянное угловое ускорение). В начале 1980-х годов, из-за проблем с перекрестными помехами на долгоиграющих лазерных CLV-дисках, компанией Pioneer Video было представлено CAA-форматирование долгоиграющих лазерных дисков. Кодирование с постоянным угловым ускорением очень похоже на кодирование с постоянной линейной скоростью, за исключением того, что в CAA происходит мгновенное снижение скорости при угловом смещении на определённый шаг, вместо постепенного замедления в устойчивом темпе, как при чтении CLV-дисков. За исключением 3М/Imation, все производители Laserdisc приняли схему CAA кодирования, хотя этот термин редко (если вообще) использовался на потребительских упаковках. CAA кодирование заметно улучшило качество изображения и значительно сократило перекрестные помехи и другие проблемы слежения.


В 1998 году проигрыватели LaserDisc были примерно в 2 % американских домов. Для сравнения в 1999 году в Японии эта цифра составляла 10 %.

В массовом секторе LaserDisc полностью уступил место DVD, и производство дисков устаревшего формата и проигрывателей для них было прекращено. Сегодня формат LaserDisc пользуется успехом лишь у любителей, собирающих лазердиски с различными записями — фильмы, музыка, шоу.


Многие из энтузиастов утверждают, что формат LaserDisc способен более натурально, чем цифровое видео, передавать фазы движений, и в подавляющем большинстве случаев видео с LaserDisc смотрится более комфортно, чем цифровое. Этому есть основание: LaserDisc — аналоговый формат, здесь отсутствует как внутрикадровое, так и межкадровое сжатие, это запись композитного сигнала, полосы частот.

Кроме того, на данный момент до сих пор есть множество видео, не вышедших на DVD / BluRay или изданных в качестве, уступающем качеству LaserDisc. Например, "Олимпия" Лени Рифеншталь.

Читайте также: