Олонецкая губерния и ее народные рапсоды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. Том I.
Второе посмертное издание былин Прионежья известного фольклориста Гильфердинга, которым был проделан колоссальный труд по сбору более 300 былин. Переиздание дополнено биографическим очерком, составленным К.Н. Бестужевым-Рюминым, былинами, записаннными собирателем в Новоладожском уезде, словарем диалектизмов, а также указателями, составленными А.А. Фоминым. Также в новое издание введен счет стихов в каждой былине. Вступительная статья `Олонецкая губерния` содержит характеристику бытования эпоса на Руси, раскрывает особенности сказительского искусства. Приложен портрет-фронтиспис Гильфердинга. Содержание: Предисловие. - Александр Феодорович Гильфердинг. - Олонецкая губерния и ее народные рапсоды. - Былины: I. Повенецкое побережье (I. Калинин Петр Лукич; II. Фомина Аксинья Кузминишна; III. Кононова Домна Дмитриевна; IV. Корсаков Федор Александрович; V. Койбин Степан; VI. Котова Марфа Трофимовна; VII. Попова Настасья Афанасьевна). - Толвуй (VIII. Гришин Иван Артемьевич; IX. Тимофеев Андрей; X. Прохоров Петр; XI. Антонов Тимофей). - II. Пудога (XII. Прохоров Никифор; XIII. Фепонов Иван; XIV. Антонов Потап Трофимович; XV. Сорокин Андрей Пантелеевич). Александр Федорович Гильфердинг (2 (14) июля 1831, Варшава — 20 июня (2 июля) 1872, Каргополь) - российский славяновед, фольклорист (собиратель и исследователь былин), член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856), действительный статский советник. А.Ф. Гильфердинг предпринял с 30 июня по 27 августа 1871 года поездку по Олонецкой губернии, за время которой им было собрано 318 былин, прослушано 70 сказителей (в их числе был Василий Щеголенок), что составило рукопись объемом 2 000 страниц. Летом 1872 года он вторично отправился в поездку по Олонецкой губернии, целью которой было посещение Каргопольского уезда для изучения произведений устного народного творчества. Внезапная кончина помешала его планам. Приехав в город Каргополь 15 июня 1872 года Гильфердинг заболел, и 20 июня (2 июля), в возрасте 41 года, скончался от тифа. 23 июня он был отпет в Христорождественском храме и погребен на городском кладбище. Позднее по просьбе супруги, Варвары Францевны Гильфердинг, гроб с телом Гильфердинга был извлечен из могилы, перевезен в Санкт-Петербург, где 4 июля 1872 года на Новодевичьем кладбище состоялась многолюдная церемония похорон. Несмотря на то, что внезапная смерть помешала А.Ф. Гильфердингу закончить начатое дело, результатом его исследований явились посмертно изданные в 1873 году `Онежские былины`. Деятельность Гильфердинга пробудила интерес к собиранию фольклора у многих других исследователей, в том числе в соседних с Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниях.

В продаже:

После окончания университета в 1852 г. Гильфердинг поступает на службу в Министерство иностранных дел. В 1856 г. он назначается консулом в Боснии и вскоре совершает путешествие по южнославянским землям. В дальнейшем Гильфердинг занимает крупные административные должности в Азиатском департаменте министерства, комитете по делам царства Польского. В эти же годы он публикует многочисленные исторические труды, получившие широкий резонанс в славянских странах. Признанием научных заслуг Гильфердинга явилось избрание его в 1856 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук, а в 1870 г. — председателем Этнографического отделения Русского географического общества.

Лингвистические труды Гильфердинга не представляют скольконибудь значительного научного интереса, однако для характеристики его общественных взглядов того времени они имеют значение первоисточника. Академически спокойное изложение материала, весьма далекого от злободневных вопросов современности, сочеталось в работах Гильфердинга с их определенной полемической направленностью. В этой полемике принял участие молодой Н. Г, Чернышевский, дважды откликнувшийся на лингвистические опыты начинающего ученого.

Известный политический консерватизм не помешал Гильфердингу услышать и правильно оценить богатейшую народную поэзию в южнославянских землях. В сущности, во время путешествия он впервые соприкоснулся с живой фольклорной традицией, что сыграло важную роль в формировании его фольклористических взглядов.

Как видим, во время путешествия по южнославянским землям Гильфердинг не только наблюдал за жизнью народной поэзии, но и усердно записывал и изучал и песни, и предания, и легенды. Он сделал совершенно правильные, на уровне передовой науки того времени, выводы о роли фольклора в духовной жизни народа, своеобразии эпической поэзии. Этим путешествием Гильфердинг вполне подготовил себя к поездке в Олонецкую губернию, предпринятой, как уже говорилось, летом 1871 г.

Вопрос о целях и задачах путешествия Гильфердинга в Олонецкий край широко обсуждался еще в дореволюционной фолькло* ристике. Неоднократно поднимался он и в работах советских ученых. И это вполне закономерно, ибо для характеристики и научных, «и общественных позиций Гильфердинга он имеет, конечно, принципиальное значение.

Но это же обстоятельство порождало у части специалистов сомнение в подлинности рыбниковских записей, вызывало подозрение в прямой фальсификации. Дело дошло до того, что академик И. И. Срезневский обратился со специальным запросом к академику Д. В. Поленову и учителю петрозаводской гимназии В. И. Модестову, ко13 торые, совершив специальную поездку по Олонецкой губернии, документально подтвердили подлинность собранных Рыбниковым фольклорно-этнографических материалов. Вопрос о подлинности сборника Рыбникова, естественно, был тогда же снят и больше не возникал. Поэтому правы, конечно, те современные исследователи, которые связывают путешествие Гильфердинга с иными научными целями и задачами.

Они оказали огромное влияние"на все дальнейшие изучения в области теории и истории народного эпического творчества. Советские ученые внесли существенные коррективы в эти положения Гильфердинга. Не эти положения, конечно, доставили ему заслуженную известность не только в русской, но и общеевропейской науке. В историю русской фольклористики Гильфердинг вошел прежде всего как крупнейший собиратель фольклора. Приемы и методы его собирательской работы до сих пор^сохраняют свое научное и практическое значение, а записанные им былины вошли в сокровищницу русского народного творчества.

Исключительную научную ценность представляют повторные записи Гильфердинга от певцов, которых слушал в свое время Рыбников. Это явление было величайшим новшеством не только в русской, но и общеевропейской собирательской практике. Повторные записи позволяют сделать важные выводы об особенностях творческого процесса в фольклоре, механизме эпической памяти певца, сущности эпической традиции. Собранные Гильфердингом материалы отличаются абсолютной точностью записи, и в этом, конечно, состоит их важнейшее научное значение.

Былинное наследие Русского Севера: время собирать

0014.jpg

Карта Олонецкой губернии. Источник: Wikimedia Commons

Почему же потомки новгородцев сохранили киевский цикл былин, который практически не был известен в Малороссии? Может быть, потому что они приняли участие в его сочинении… Образ былинного Киева, хоть и косвенно связан с реальным городом, но скорее представляет собой образ мифологического города из прошлого, а былинный князь Владимир вовсе не похож на исторического киевского князя Владимира Святославича. Впрочем, киевский цикл былин – многослойный разновременный текст, требующий тщательного изучения, не является предметом рассмотрения данной заметки.

Мы же остановимся на новгородском цикле былин, действие которого, как нетрудно догадаться, связано с Новгородской землей. К этому циклу точно относятся былины о Садко, о Василии Буслаеве, и предположительно – о Вольге, Микуле и Хотене Блудовиче. Эти сказания отличаются от былин о Киеве, Владимире и богатырях: в них герои почти не совершают ратных подвигов, а торгуют, дерутся, играют на гуслях и т.д. Эти былины, с одной стороны, отражают реалии средневекового Новгорода, с другой – сохраняют архаичные (догосударственные) пласты информации.

Запись былин. Певец-молотобоец

Книга вызвала определенный интерес у читающей публики. В 1818 году была выпущена вторая редакция сборника Кирши Данилова под редакцией К.Ф. Калайдовича, содержавшая уже 61 текст. Этот сборник появился во время Золотого века русской культуры, когда происходила ранняя стадия формирования русской нации и осуществлялся выбор предка. Наличие у русских составляющих национального средневекового эпоса сыграло определенную роль в выборе славянского пути. 3


От оппозиционера до вице-губернатора

В 1859 году Рыбникова сослали в Петрозаводск – столицу Олонецкой губернии, где он через четыре года был назначен советником Губернского Правления. Царское правительство умело использовать умных и деятельных, но оппозиционно настроенных молодых людей для блага Отечества.

Павлу Николаевичу очень повезло с местом высылки, если вообще можно говорить об удаче и ограничении свободы в одном предложении. Если бы не арест, то запись песен в Чернигове и окрестностях сохранила бы для нас лишь пару десятков казачьих дум, а так в Олонецкой губернии, не очень далеко от столицы Российской империи, были зафиксированы жемчужины русских устных преданий. Изъездив всю губернию, Рыбников записал 165 текстов на 50 сюжетов былин от 30 сказителей. Только в мае-июне 1860 года он зафиксировал 80 былин, исполнявшихся известнейшими певцами. Былины, собранные Рыбниковым, были изданы в четырех частях в 1861—1867 годах.

Сначала появление новых былин было встречено с изрядной долей скепсиса, но Рыбников в третьем томе подробно описал процесс сбора материала с указанием данных исполнителей и их места жительства. По этим следам был командирован А.Ф. Гильфердинг, который подтвердил слова Рыбникова.

В 1864 году П.Н. Рыбников был освобожден от надзора, и даже награжден золотой медалью Русского географического общества и Демидовской премией. В 1867 году он уехал в польский город Калиш, где прослужил в должности вице-губернатора до самой смерти.


Немец-славянофил 4

С 1848 по 1852 годы Гильфердинг учился на историко-филологическом факультете Московского университета, где примкнул к славянофилам, особенно сблизившись с К.С. Аксаковым. По окончанию университета он поступил на службу в Министерство иностранных дел.

В 50-е годы Гильфердинг опубликовал ряд работ по истории славянских народов: сербов, болгар, балтийских славян. В 1861 году он перешел на службу в Государственную канцелярию, где по указанию Н.А. Милютина писал проекты реформ в Царстве Польском. В 1867 году Александр Федорович возглавил этнографическое отделение Русского географического общества.

Летом следующего года он вторично направился в Олонецкую губернию для продолжения сбора материала, но, приехав в Каргополь, заболел тифом и умер. 4 июля 1872 состоялась многолюдная торжественная церемония захоронения останков А.Ф. Гильфердинга на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

1.jpg

Т.Г. Рябинин. Фотография 1876 года. Фотограф Л.А. Серяков.

Сказители: Рябинин и Щеголёнок

Сразу после поездки Гильфердинг пригласил в Санкт-Петербург исполнителя былин Т.Г. Рябинина (1801–1885 гг.), который всю зиму пел на заседаниях Русского географического общества и у многих уважаемых лиц на дому. Трофим Григорьевич был олонецким крестьянином и родоначальником династии сказителей, в его исполнении Рыбников записал 23 былины.


Портрет В.П. Щеголёнка. 1879 год. Художник И.Е. Репин. Источник: Wikimedia Commons

Другим известным певцом былин был Василий Петрович Щеголёнок (1817–1894 гг.). Благодаря феноменальной памяти этот олонецкий крестьянин и сапожник знал множество былин, и фольклористы позднее отдавали предпочтение именно его вариантам исполнения как наиболее полным. Щеголёнок также гастролировал в Санкт-Петербурге и Москве, жил месяц в Ясной Поляне, где общался с Л.Н. Толстым.

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

1 Несомненен решающий вклад новгородцев в колонизацию Севера, но не стоит забывать и участие в этом процессе псковичей, ростовцев, суздальцев и других жителей северорусских земель.

4 Существуют разные версии происхождения русской ветви рода Гильфердингов: немецкая, венгерская, еврейская, но можно с уверенностью сказать, что они были выходцами из Саксонии и идентифицировали себя как немцев.

Александр Тимофеевич Хроленко

Язык фольклора: Хрестоматия

Заслуга Потебни в изучении языка народной словесности в том, что он не ограничился констатацией отдельных фактов, а попытался создать концепцию устно-поэтической речи, К сожалению, он не оставил работы, которая бы полно представляла систему его воззрений на язык фольклора и сконцентрировала бы конкретные наблюдения. Однако большой и разнообразный фактический материал, сопровождаемый лаконичными комментариями и глубокими замечаниями, щедро рассыпан по всем философским, лингвистическим и литературоведческим трудам и заметкам Потебни,

Современный этап в изучении языка русского фольклора начинается в 40—50-е годы XX в. Он связан с именами П.Г, Богатырева, А,П. Евгеньевой, И,А, Оссовецкого, А,В, Десницкой и др. Их работы знаменовали новый подход к выяснению природы языка фольклора и определили характер и тенденции последующей исследовательской работы лингвофольклористов.

Необходимость специальной научной дисциплины, изучающей язык фольклора, виделась не только в том, что она даст новые знания о природе фольклорного слова как элементе народно-поэтического произведения – это её основное, итоговое значение, – но и в том, что специальная научная дисциплина обусловливает поиск иного, интегрированного, методологического и методического подхода к устно-поэтической речи. Чёткая постановка проблем, поиски эффективных методов и методик исследования, необходимая координация творческих усилий тех, кто изучает язык фольклора, – одно это уже оправдывало бы существование лингвофольклористики.

Читайте также: