Региональный уровень это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Региональный уровень как межгосударственный есть уровень взаимодействия между отдельными государствами. Существуют три принципа международной политики, сформулированные философами Нового времени.

Региональный уровень является проекцией глобального уровня, и то, что на нем происходит, невозможно адекватно понять вне геополитического контекста. Например, агрессия стран НАТО против Югославии прикрывалась заботой о соблюдении прав человека в Косове, а имелась в виду стратегическая цель продвижения НАТО на Восток. Постоянное давление западной цивилизации на другие по линии техники, музыки, моды переходило цо мере возможности в экЪномическое и политическое. Культурная экспансия прокладывает дорогу политической (если у них лучше музыка, то, может быть, политическое устройству тоже лучше?). Внешнее давление порождает внутренний культурный раскол (церковный и светский), а духовный раскол ведет к распаду государства. Так через подражание приближается поражение. Сдержи-

вающим фактором, помимо внутренней консолидации, служит поиск региональных стратегических союзников, каковыми для России, помимо других славянских стран и стран СНГ, являются в настоящее время Индия, Китай, страны арабского мира и Центральной и Латинской Америки, противостоящие западной (прежде всего американской) экспансии. Два процесса, происходящих, на региональном уровне, сегодня наиболее важны: объединение Европы, предсказанное О.

Две теории взаимодействия на региональном уровне сегодня наиболее влиятельны. Одна — теория конвергенции, в соответствии с которой глобальные тенденции индустриализации и урбанизации ведут к увеличению сходства между прежде различными обществами. Согласно же теории зависимости развитые и промышленные страны искусственно сдерживают развитие других стран с помощью своего экономического господства. Развитые страны представляют собой метрополии, в то время как отсталые — их сателлиты, и это положение с течением времени все более закрепляется. Развитые страны извлекают из отсталых сырье, капитал и излишки продукции, охотно давая отсталым странам займы и другие виды помощи. Международные фирмы и банки, проводящие политику развитых стран, обусловливают эту помощь правом контролировать изменения политики налогообложения, расходы на оборону, благосостояние населения, экономическое развитие и уровень безработицы, становясь тем самым Теневым правительством. Таким образом, борьба между государствами на региональном уровне принимает новые, более разнообразные и изощренные формы, чем раньше.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть : администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление : аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами.

Органы местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.




Президент РФ является главой государства; он вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы. Президент РФ издает указы и распоряжения, они обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Законодательная власть:

Федеральное Собрание – парламент РФ, оно является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к его ведению.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к её ведению.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, затем в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который его одобряет. После этого, принятые ФЗ в течение 5 дней направляются Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президенту РФ подписывает ФЗ и обнародует его.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы – они имеют прямое действие на территории РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренные Конституцией РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ принимают региональные законы и иные нормативные правовые акты. Они не могут противоречить федеральным законам.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, и обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению в РФ.

Итак, федеральный уровень: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации + Государственная Дума), Суды.

Региональный уровень или уровень субъектов Федерации органы власти представлены:

Глава региона – губернатор.

Законодательная власть: Законодательными Собраниями (Думами) (Устав (основной закон), законы, договора, соглашения, постановления, программы социально-экономического развития).

Исполнительная власть : администрации, министерства, департаменты (постановления, решения и т.д.).

Судебная власть: суды, прокуратура, следственный комитет.

Местное самоуправление : аналогичные органы власти и управления: мэр, глава администрации; городская/районная Дума, суд и т.д.

Регион (региональный уровень) - родовое понятие, используемое для обозначения национально-территориальных (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальных (край, область, гг.Москва и Санкт-Петербург) субъектов Российской Федерации.

Федеральная программа, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24.05.94 N 1016

Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22 . 1997 .

Смотреть что такое "Регион (региональный уровень)" в других словарях:

Лимузен (регион) — Лимузен Limousin … Википедия

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Правовой статус однополых союзов — Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также … Википедия

Административное деление Англии — Административно территориальное деление Англии имеет довольно сложную структуру. Вся территория страны разделена на 9 регионов и 48 церемониальных графств. Церемониальные графства делятся на территории с двухуровневой (графства и районы) и… … Википедия

Финансы — Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финанс … Википедия

2005 год в России — 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Содержание 1 Июнь 2 Июль 3 Август … Википедия

Лукин, Владимир — Уполномоченный по правам человека в РФ, один из создателей партии Яблоко Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, один из создателей партии Яблоко . Трижды избирался в депутаты Госдумы, входил во фракцию Яблоко . Приостановил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Дальний Восток России — Дальневосточный федеральный округ … Википедия

Вологда — У этого термина существуют и другие значения, см. Вологда (значения). Город Вологда … Википедия

Уровни власти – это горизонтально упорядоченные рамки управленческой – исполнительной деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев к низшим.

Федеральный уровень охватывает центральные органы власти и их территориальные подразделения.

Региональный уровень власти охватывает органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в части их полномочий, закреплённых конституцией Российской Федерации.

Муниципальный (местный) уровень власти охватывает органы власти отвечающие за вопросы местного самоуправления.

законодательная исполнительная судебная
федеральный Федеральное Собрание: Совет Федерации Государственная Дума Правительство РФ: премьер-министр заместители федеральные министры Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ
региональный Государственное Собрание РМЭ (смешанная избирательная система) Правительство РМЭ Президент РМЭ (глава) Конституционный Суд РМЭ Верховный Суд РМЭ Арбитражный Суд РМЭ
местный Городское Собрание (мажоритарная избирательная система) Мэрия (администрация) Глава администрации (мэр) Городской суд Районный суд Поселковый суд Мировые судьи

Особенности гос. территориального управления в РФ:

1) в основу построения РФ по­ложены два противоречащих друг другу принципа: этнический и территориальный - национально-территориальное деление (республики, автономные территории) и административно-территориальное (края, области, города фед. значения).

3) асимме­тричность РФ, - равноправные по Конституции РФ субъекты федерации имеют разные государственно-правовые статусы:

• республики признаются гос-вами и могут иметь свои конституции, гос. язык и символику;

• края, области, города федерального значения, автоном­ная область, автономные округа являются административно-территориальными образованиями, имеют свой устав и свое законодательство.

5) несоот­ветствие республиканского законодательства федеральному, что порождает разбалансированность м/у федераль/властью и властью субъектов Федерации.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ

В отличие от центрального и местного уровня управления региональный уровень присущ далеко не всем государствам. Причем наличие этого уровня прямо не связано с величиной государственного образования. Так, например, регионы как политико-административные единицы существуют в Греции и отсутствуют в Великобритании, превышающей первую почти в два раза по территории и в пять раз по численности населения. Правда, Великобритания, в этом плане скорее исключение из правила. В целом же крупные государственные образования достаточно широко используют опыт регионального политико-административного управления.

При наличии регионального политико-административного деления государства принципиальным моментом является характер самого государственного образования, а именно: идет ли речь о федеративном или об унитарном государстве. Необходимо также отметить, что выбор в пользу федерализма или унитарной формы правления прямо не связан с численностью населения или размером территории.

1Региональное управление в унитарных государствах

Широкое распространение регионального уровня управления во многих, прежде всего западноевропейских унитарных государствах шло начиная с 50-х годов XXвека. Здесь регионы являются своего рода новичками в управленческой иерархии, как бы вставленными между центром и местным самоуправлением. Именно в этот период термин "региональное управление" или "региональные власти" стал использоваться для обозначения управления на уровне больших территорий, внутри которых в свою очередь также имеется своя система местного самоуправления.

Среди основных мотивов создания региональных политико-административных единиц необходимо назвать следующие:

•необходимость диффузии (размывания) власти с целью блокирования возможности установления новых диктатур;

•раскол монолитной и неэффективной национальной бюрократии;

•устранение излишней политической концентрации на национальном уровне. В этой связи хотелось бы упомянуть точку зрения академика Н. Моисеева, который считает, что регион представляет собой достаточно однородную административно-территориальную единицу, где превалируют в меньшей степени общеполитические и общеэкономические аспекты и в большей -конкретные проблемы организации, функционирования хозяйственной и социальной сферы.

•стимулирование процессов регионального планирования, которые бы пришли на смену провалившимся общенациональным;

•ответ на давление со стороны базирующихся в регионах культурных и лингвистических движений, требующих автономии.

Особенно широкое развитие региональный уровень управления получил с начала 80-х годов во Франции, Италии, Испании и Португалии. Португальская конституция 1976года обеспечила создание региональных правительств, которые наряду с другими функциями должны были готовить и осуществлять региональные планы и координировать и поддерживать работу местных органов управления, а также руководить общественными службами. Два "автономных региона" функционируют на Азорских островах и Мадейре, континентальные же регионы не были созданы вплоть до 1989года. Однако существуют 5региональных координирующих комитетов, прокладывающих путь к регионализации и осуществляющих определенные временные полномочия, с населением 324тысячи (Альгарве) и 3410(Север).

Азорские острова и Мадейра получили статус автономных регионов. На повестке дня -создание административных регионов в континентальной части страны, что, естественно, является весьма сложной задачей, поскольку требует согласования их границ и сфер компетенции. В отличии от Португалии, региональные власти Испании, представленные 17"автономными коммунами", численность населения в которых варьируется от 260тысяч в Ла Рио до 6573тысяч в Андалузии, при средней численности 3331тысяч, уже стали реальностью. При этом сложилось весьма причудливое переплетение местных, центральных и региональных органов власти, а именно:

1.Центральное правительство имеет собственный административный аппарат и "периферийные" администрации в каждой провинции и департаменте.

2.Региональное правительство имеет собственную администрацию и территориальные службы в своих провинциях и департаментах.

3.Местное управление: на этом уровне мэр может сохранять свою прежнюю администрацию или делегировать часть полномочий децентрализованным единицам в зависимости от размера муниципалитета и характера его деятельности.

4.Провинциальное управление, ранее находившееся под контролем назначаемого центром губернатора, теперь имеет свой собственный выборный совет и избираемого советом президента. Главная функция провинциальной администрации оказание помощи муниципалитетам.

В некоторых регионах, таких как Каталония, имеются также ассоциации муниципалитетов и региональных правительств, объединяющие свои экономические возможности для обеспечения услуг. В строгом смысле они не имеют политической власти, а являются формой административного управления, целиком предназначенной дня организации и предоставления услуг.

В целом можно сказать, что процесс в Испании процесс регионализации носит более радикальный (за исключением Бельгии) характер по сравнению с другими странами.

В Италии региональный уровень был заложен в послевоенную конституцию в качестве главного средства демократизации и децентрализации власти. Однако большинство регионов было создано лишь в 70-е годы. Только в 1977году они получили широкие полномочия от государства. Всего в настоящее время существует 20регионов, численность населения в которых варьируется от примерно 111500в Балле д'А-оста до 8500тысяч в Ломбардии, при среднем уровне в 2865тысяч.

Французские регионы получили тот же самый конституционный статус, как и местные органы власти, на выборах в конституционные ассамблеи в 1986году. Существует 22основных региона (включая Корсику, обладающую особыми правами) и 4 заморские территории. Не считая Корсики, основные регионы насчитывают от 1084 тысяч до 10073тысяч населения. Они имеют тот же конституционный статус, что и другие уровни субнациональных избираемых органов управления.

Поскольку региональные органы власти первоначально создавались для децентрализации государственных функций и для планирования и поддержки местного развития, виды деятельности, которые они могут вести самостоятельно, ограничены теми, которые подпадают под принцип "сабсидарности". Существует большое различие в их конституционных структурах. В Италии и Испании выборные органы издают законы для своих территорий по всем вопросам внутренней политики. Во Франции они выполняют в основном административные функции, обеспечивая включение регионов в национальную систему планирования и заключая соглашения с государством об обеспечении выполнения согласованных программ. Французские регионы особенно активны в сфере защиты окружающей среды, сохранения исторического и культурного наследия, финансирования основного дорожного строительства и реконструкции, регионального планирования, высшего, среднего, специального, профессионального образования, региональных музеев, крупных природных парков и ,может быть, в первую очередь -стимулирования экономического развития.

Итальянские регионы и испанские автономии также занимаются аналогичной деятельностью. В Испании, например, ведают системой железных и автомобильных дорог, образованием на всех уровнях в условиях, когда центральные власти имеют право контролировать обеспечение адекватности даваемого уровня образования. Региональные органы осуществляют своего рода надзор за деятельностью местных органов власти на их территории, законодательно регулируют ее, однако в отличии от объектов федерации, только в рамках, очерченных центральными властями.

В связи с переносом основных мероприятий реформы на региональный уровень особое значение приобретает отладка системы регулирования направления развития и функций местной экономики. При этом главным Является определение водораздела между функциями федеральных и региональных органов управления. Необходимо дать последним возможность самостоятельно решать локальные проблемы. Региональные органы должны взять на себя ту часть предприятий, которые обеспечивают выполнение социальных функций.

Объективное положение .органов государственного управления регионального уровня достаточно сложно и порой противоречиво. Являясь органами государственного управления, они в большей или меньшей степени находятся под постоянным контролем со стороны центра, испытывая необходимость в согласовании и координации своей позиции с ним. Такая зависимость от центра характерна даже для устоявшихся федераций. Значительно сильнее эта зависимость, естественно, прослеживается регионализированных унитарных государствах.

С другой стороны, региональные органы управления вынуждены считаться с мнением органов власти местного уровня. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, последние (особенно в федеративных государствах) находятся в определенной (иногда весьма существенной) зависимости от регионов, объективно интересы и тех ,и других, их положение в системе государственного управления нередко весьма близки. Не случайнo многие специалисты относят региональный уровень управления в унитарных государствах к местному управлению.

Задачи региональных органов управления (интересы регионов) связаны в первую очередь не с развитием экономики как таковой, а с заботой о человеке, сферой его жизнедеятельности. Воздействие на этот процесс должно рассматриваться именно с этой точки зрения. Это обстоятельство определяет и основные функции региональных органов управления: акцент их воздействия смещается на решение задач управления собственностью, трудовыми ресурсами, формирования системы направленного предпринимательства. (Синягов А. Вопросы создания систем управления регионом. - Экономист, №8, 1993, С.52. )

II.Города как субъекты государственного управления.

В составе государства (как унитарного, так и федеративного) есть, как правило, единицы (назовем их так), обладающие абсолютно уникальными особенностями: эта крупнейшие города, чаще всего столичные (однако не всегда), и обязательно являются центрами национальной и мировой культуры, туризма, а также крупными финансовыми, экономическими и интеллектуальными центрами. В рамках федераций они получают обычно статус субъекта федерации,а в унитарных государствах с высоко развитой региональной структурой -статус региона (например, Брюссель).

Особенность системы их управления состоит прежде всего в том, что их органы управления сочетают в себе и региональный и местный уровень. Связанные с этой особенностью проблемы чрезвычайно сложны и требуют специального рассмотрения. Особое значения они приобретают в настоящее время для крупнейших городов России -Москвы и С.-Петербурга, становящихся полноправными субъектами Российской Федерации.

Читайте также: