Автономия это кратко в географии

Обновлено: 02.07.2024

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в консти­туционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), не­скольким частям, наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающе­го в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан).

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах пред­полагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом дли­тельной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетен­ция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Виды автономии. В зависимости от того, компактно или разрознен­но проживают этнические и иные общности, а также от других обстоя­тельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этни­ческие группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (на­пример, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательно­го голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется опре­деленная доля мест в государственном аппарате, а государственные слу­жащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями. Кроме того, судебный процесс, преподава­ние в школе могут осуществляться на местном языке.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территори­альной или этнотерриториальной (первое название в литературе зару­бежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностя­ми. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия, иногда включающие в название наиме­нование национальности, а в отдельных случа­ях — и определение автономии.

В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными адми­нистративными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автоном­ных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных ор­ганов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих орга­нов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешне­экономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может приме­няться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектует­ся из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в меньшем числе стран чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создаете для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупны­ми автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она при­меняется там, где национальности, этнические группы живут не ком­пактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этничес­ких групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представи­теля (или избранный этнической группой совет) при правительстве госу­дарства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих нацио­нальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выбор­ные советы, которые часто называют саамскими парламентами.

Зависимые территории – это территории, находящиеся в юридической зависимости от конкретного государства (как правило, это бывшие государства-метрополии). На сегодняшний день зависимые территории сохранились за Францией.

Это понятие означает самостоятельность самоуправляющихся территориальных единиц в рамках конституции и/или закона*. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная.

* В данном случае мы говорим именно об автономии территориальной. Вообще же автономия – понятие общеуправленческое, которое означает ограниченную самостоятельность в рамках системы управления. Можно в этой связи говорить, например, об автономии предприятия, входящего в состав более крупной коммерческой структуры, об автономии первичной или региональной ячейки общественного объединения и т. д.

Объем территориальной автономии может быть различным. В этой связи обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства – парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т. п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.).

Территориальным единицам со значительной долей инонационального населения или населения, отличающегося иными особенностями своего быта, обусловленными, скажем, островным положением территории, предоставляется подчас особый автономный статус, характеризуемый в соответствующих случаях как национально-территориальная автономия. Такой автономией пользуются населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и приграничные области Италии, населенные неханьскими народами автономные области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании, остров Занзибар в Танзании и др.

В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое гражданство (граждане Аландов автоматически состоят в финском гражданстве, но не наоборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах, гражданства аландского автоматически не приобретают). Впрочем, Президент Финляндии имеет право вето в отношении аландских законов. Закон об автономии Аландов принимается финским парламентом 2/3 голосов и одобряется таким же большинством в аландском парламенте.

Примечательно, что автономная Гренландия в 1985 году вышла из Европейского экономического сообщества, в котором Дания продолжила сохранять свое членство.

Во многом сходна с финской и датской система территориального устройства Объединенной Республики Танзании, которая в литературе обычно характеризуется как федерация. В действительности оснований для такой характеристики нет, несмотря на договорное происхождение этого объединенного государства. Материковая часть страны – Танганьика – не имеет своих особых органов власти, которые бы действовали наряду с общегосударственными. В сущности Танзания – унитарное государство с автономией Занзибара.

Весьма своеобразной была до последнего времени автономия Шотландии в составе Великобритании. Шотландия не имела собственных законодательных и исполнительных органов, однако в соответствии с Актом об унии 1707 года за ней признавалось право иметь собственную правовую и судебную систему, свою (пресвитерианскую) церковь, специальное представительство в Палате лордов (в Палате общин Шотландия представлена на общих основаниях). Ныне Шотландия обрела свои парламент и правительство.

Правда, надо при всем этом иметь в виду, что в условиях авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия, даже если провозглашена конституционно, представляет собой фикцию, выхолощенную юридическую форму. Впрочем, даже и в странах с либеральными и демократическими режимами автономия подчас сводится на нет или во всяком случае существенно ограничивается посредством финансового рычага: своих финансовых средств у самоуправляющихся территориальных единиц часто нехватает, а центр дает средства под определенными условиями.




Это понятие означает самостоятельность самоуправляющихся территориальных единиц в рамках конституции и/или закона*. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная.

* В данном случае мы говорим именно об автономии территориальной. Вообще же автономия – понятие общеуправленческое, которое означает ограниченную самостоятельность в рамках системы управления. Можно в этой связи говорить, например, об автономии предприятия, входящего в состав более крупной коммерческой структуры, об автономии первичной или региональной ячейки общественного объединения и т. д.

Объем территориальной автономии может быть различным. В этой связи обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства – парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т. п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.).

Территориальным единицам со значительной долей инонационального населения или населения, отличающегося иными особенностями своего быта, обусловленными, скажем, островным положением территории, предоставляется подчас особый автономный статус, характеризуемый в соответствующих случаях как национально-территориальная автономия. Такой автономией пользуются населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и приграничные области Италии, населенные неханьскими народами автономные области Китая, населенный эскимосами остров Гренландия в Дании, остров Занзибар в Танзании и др.

В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое гражданство (граждане Аландов автоматически состоят в финском гражданстве, но не наоборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах, гражданства аландского автоматически не приобретают). Впрочем, Президент Финляндии имеет право вето в отношении аландских законов. Закон об автономии Аландов принимается финским парламентом 2/3 голосов и одобряется таким же большинством в аландском парламенте.

Примечательно, что автономная Гренландия в 1985 году вышла из Европейского экономического сообщества, в котором Дания продолжила сохранять свое членство.

Во многом сходна с финской и датской система территориального устройства Объединенной Республики Танзании, которая в литературе обычно характеризуется как федерация. В действительности оснований для такой характеристики нет, несмотря на договорное происхождение этого объединенного государства. Материковая часть страны – Танганьика – не имеет своих особых органов власти, которые бы действовали наряду с общегосударственными. В сущности Танзания – унитарное государство с автономией Занзибара.

Весьма своеобразной была до последнего времени автономия Шотландии в составе Великобритании. Шотландия не имела собственных законодательных и исполнительных органов, однако в соответствии с Актом об унии 1707 года за ней признавалось право иметь собственную правовую и судебную систему, свою (пресвитерианскую) церковь, специальное представительство в Палате лордов (в Палате общин Шотландия представлена на общих основаниях). Ныне Шотландия обрела свои парламент и правительство.

Правда, надо при всем этом иметь в виду, что в условиях авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия, даже если провозглашена конституционно, представляет собой фикцию, выхолощенную юридическую форму. Впрочем, даже и в странах с либеральными и демократическими режимами автономия подчас сводится на нет или во всяком случае существенно ограничивается посредством финансового рычага: своих финансовых средств у самоуправляющихся территориальных единиц часто нехватает, а центр дает средства под определенными условиями.

право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве (см. Федерация).

По советскому государственному праву А. — самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой (См. Автономная республика)) или национальным государственным образованием (автономной областью (См. Автономная область), национальным округом (См. Национальный округ)), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы.

Советская А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса (См. Национальный вопрос).

В. И. Ленин сформулировал следующие основные принципы советской А.:

Советская А. основана на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В советской А. государственную власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их государственной воли и служит их интересам. Советская А. представляет собой государственную организацию советской социалистической нации, в рамках которой осуществляются её самоопределение и суверенитет.

Советская А. построена по национальному признаку; она создаётся на территории, характеризующейся известной экономической целостностью и отличающейся особенностями национального состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав которой она входит.

В советской А. все органы государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип советской А. создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В некоторых А., где основную массу населения составляют несколько наций или народностей, государственные органы действуют на нескольких языках. Так, например, в Башкирской АССР законы, принятые Верховным Советом автономной республики, публикуются на башкирском, русском, татарском языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке (Конституция Башкирской АССР, ст. ст. 24 и 78).

Существенная особенность советской А. — гибкость её форм, что позволяет решать национальный вопрос применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках нескольких наций или народностей. Так, в Чувашской АССР основную массу населения составляют чуваши, а в Якутской АССР — якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд автономных республик, объединяющих несколько наций или народностей (например, Дагестанской АССР).

Советская А. даёт возможность в её рамках создавать новые национальные государства — автономные республики, т. е. осуществлять переход от административной к более широкой, политической А., что характерно для всей истории развития советской А. Например, из 16 автономных республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская).


АВТОНО́МИЯ, -и, ж. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Демократическое государство должно признавать автономию разных областей, особенно областей и округов с разным национальным составом населения. Ленин, К вопросу о национальной политике.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АВТОНО'МИЯ, и, ж. [греч. autonomia] (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев.-Кавказского края. 3. Независимость от извне данных норм, самоопределение, противоп. гетерономия (филос.). А. воли.

автоно́мия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: застылый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: