Активационная теория линдсли кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации ", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная " зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Кеннон Бард и Джемс Ланге предложили психологическую теорию эмоций. Она начала активно развиваться, и на неё сильно повлияли электрофизиологические исследования головного мозга. На основе этой теории появилась ещё одна, которую уже в свою очередь предложил Линдсей Хебб. Если верить данной теории, то эмоциональное состояние человека может определяться тем, насколько сильным выступает влияние ретикулярной формации нижней части ствола мозга. Если в данных структурах, которые входят в центральную нервную систему, возникают определённые нарушения, они приводят к появлению в свою очередь эмоций.


Основы активационной теории

После этих теорий, которые весьма неплохо смогли объяснить то, как связаны органические, а также эмоциональные процессы, возникли другие теории. Они в свою очередь рассказывали о том, как влияют эмоции на психическое состояние человека и его дальнейшее поведение. Как удалось установить, эмоции способны не просто регулировать деятельность людей. В зависимости от их силы, интенсивности, а также характера, будет зависеть эффективность деятельности. Хебб провел несколько важных экспериментов и получил в результате кривую, с помощью которой отчётливо можно увидеть зависимость, возникающую между показателем эмоционального возбуждения и тем, насколько успешной оказалась работа, выполненная под влиянием тех или иных эмоций.

Специалист установил, что между показателем эффективности рабочего процесса и степенью эмоционального возбуждения работника присутствует зависимость криволинейного характера, которая образовывает колокол. Для того чтобы получить максимальный результат, стоит избегать не только очень слабых эмоций, но и слишком сильных, ведь они вполне могут привести к возникновению обратного эффекта. Есть определённый уровень допустимого эмоционального возбуждения, который будет приносить действительно только пользу и максимум эффективности во время выполнения поставленной задачи.

В то же время необходимо понимать, что степень эмоционального возбуждения будет зависеть от разных факторов. Это могут быть особенности той деятельности, которой занимается человек, а также условия, в которых он работает. Может влиять интерес работника и степень его сосредоточенности. При наличии слабых эмоций не будет возникать достаточной мотивации для того, чтобы достигать поставленной цели. Слишком сильные эмоции также имеют отрицательное влияние и начинают разрушать эффективность, человек теряет самообладание и становится неорганизованным, им сложно управлять, а сам он не может сосредоточиться на работе. Очень важную роль в данном случае будут играть когнитивно-психологические факторы.

Существующая связь между физиологическими и психическими проявлениями эмоций издавна интересовала ученых. В XVIII и XIX вв. органические проявления эмоций рассматривались как следствие испытываемых человеком внутренних переживаний: сперва у человека возникает то или иное субъективное эмоциональное состояние (радость, горе, страх), а затем оно получает свое объективное выражение в каких-то телесных изменениях.

Классическая теория эмоций. И. Ф. Гербарт наиболее четко сформулировал интеллектуалистические идеи так называемой классической теории эмоций, в которой органические проявления эмоций — следствие психических явлений. Фундаментальным психическим фактом служит представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции же являются нарушениями, вызываемыми рассогласованием (конфликтом) представлений. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. Например, образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь, это эмоциональное состояние непроизвольно вызывает слезы и другие органические изменения, характеризующие скорбь (рис. 78).

Схема вазомоторных реакций и вызванных ими эмоций у К. Ланге выглядит следующим образом:

Следовательно, физиологические изменения рассматриваются в данной теории не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник. Правда, эмоции трактуются как акты сознания, т. е. эта теория по-прежнему остается в рамках интроспективной психологии.

От ощущений эмоции отличаются синкретичностью, сознанием не отдельных, а многочисленных органических реакций. В свою очередь, чувства помогают человеку понять жизненное значение органических ощущений, так как именно чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и благосостоянием (телесным реагированием) человека (рис. 80).

Основные возражения против теории Джемса — Ланге были резюмированы У. Кенноном;

  • при отделении (путем перерезки) всех афферентных волокон от внутренних органов эмоциональное поведение не изменялось;
  • одни и те же висцеральные реакциетнаблюдаются при разных эмоциях;
  • внутренние органы обладают относительно малой чувствительностью и изменения в них происходят слишком медленно, чтобы они могли предшествовать эмоциональной реакции;
  • искусственно вызываемые висцеральные изменения, характерные для некоторых эмоций, не влекут за собой соответствующего эмоционального поведения.

Инъекция адреналина лишь повышает специфическую восприимчивость, увеличивающую вероятность возникновения эмоции, а не вызывает ее непосредственно. Между ощущением органических реакций и переживанием эмоций не существует параллелизма.

Аргументы У. Кеннона стали предметом многолетней дискуссии. В результате этой дискуссии взгляды У. Кеннона на эмоции претерпели значительные изменения. Вместо теории эмоций, подчеркивающей роль висцеральных изменений, им была выдвинута концепция, согласно которой приоритетное значение в возникновении эмоций имеет центральная нервная система (прежде всего таламус) по сравнению с вегетативной.

В более поздних исследованиях П. Барда было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно (рис. 82).

Анатомо-физиологическая теория эмоций Дж. Грея. Английский психолог Дж. Грей выделяет три мозговые системы, определяющие появление трех основных групп эмоций:

  1. тревожности;
  2. радости-счастья;
  3. ужаса—гнева.

Система борьбы и бегства связана с эмоциями ярости и ужаса. Она реагирует на безусловные аверсивные раздражители. Ее активность блокируется анальгетиками (морфинами), а на антитревожные вещества она не реагирует.

Система приближающегося поведения (Behaviour Approach System, или BAS) имеет адекватные для нее стимулы — условные сигналы награды (пищи, воды и т. д.). Эмоции, возникающие при активации BAS, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.

Индивидуальные особенности эмоциональности человека зависят, по мнению Дж. Грея, от баланса этих эмоциональных систем. Повышенная индивидуальная активированность BIS предопределяет склонность человека к высокой тревожности. Доминирование системы борьбы/бегства отражает склонность к агрессии или активному защитному поведению. От преобладания BAS зависит склонность к проявлению положительных эмоций, оптимизму.

Бихевиористская теория эмоций. Один из основателей бихевиоризма Дж. Уотсон подверг критике все концепции, основанные на самонаблюдении, а вместе с ними и теорию Джемса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах:

Эти формы имеют характерные врожденные особенности своего выражения в поведении, подвергаясь при жизни вместе с тем многочисленным изменениям. Благодаря процессам научения увеличивается число факторов, способных вызывать эти реакции, и формируются новые типы реакций, проявляющихся вместе с врожденными. Но хотя во всех эмоциональных реакциях проявляются такие внешние факторы, как движения глаз, рук, ног, туловища, доминирующими являются висцеральные и секреторные факторы (Дж. Уотсон).


Налог на прибыль


НДС


Налоги


НДФЛ


Налог на имущество юрлиц


Налог на имущество физлиц


Налог на землю


Транспортный налог


Акцизы, НДПИ


Страховые взносы


Отчетность


УСН


Индивидуальные предприниматели


Затраты на производство


Капитал


Основные средства


Нематериальные активы


Денежные средства


Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты


ККТ


Производственные запасы


Учетная политика


Внутренний контроль


ВЭД


Кадровый учет


Финансовые результаты


Сервисы ФНС России обновляются


ФНС России разъяснила вопросы исчисления налоговой базы в 2022 году в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)


Незаконные выемки


Отказ в налоговой реконструкции


Поддельные декларации


Двойные стандарты от ФНС


Изучаем налогообложение


О главном


Вечно нужное

Заметок в базе: 4403
Комментариев: 181

Теории эмоций. Таламическая теория Линдсли

Автор: Методический материал

Теории эмоций. Активационная теория Линдсли

Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга.

Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре.

Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга.

Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой.

Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением.

Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Читайте также: