Социологический подход к пониманию культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родиной социологической школы в социальной (культурной) антропологии стала Франция, а крупнейшим ее представителем—Эмиль Дюркгейм (1858— 1917). Он по праву считается основателем этого нового и влиятельного направления, зародившегося в последнее десятилетие XIX в.

Э. Дюркгейм выделял основные факторы стабильности общества, среди которых, в первую очередь, выделяются:

• функциональное единство основных частей общества;

• социальная солидарность его членов.

Все элементы социальной системы находятся в состоянии устойчивого баланса. Если этот баланс нарушается, то социальная система обречена на неизбежный распад.

Важную роль для дальнейшего развития культурологического и антропологического знания сыграло;

учениеДюркгейма о коллективных представлениях. Человеческое сознание, по его мнению, неоднородно, поскольку оно существует в двух разных формах:

• как индивидуальное и

Индивидуальное сознание оказывается специфичным для каждого конкретного человека, оно определяется особенностями его психики. Коллективное сознание является единым для всей конкретной социальной группы. Оно не только не зависит от отдельных людей, но само обладает принудительной по отношению к ним силой. Это сознание выражается в коллективных представлениях: религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Такого рода представления вырабатываются социальной группой в целом. По сути дела, эти представления выступают как различные аспекты социальной группы.




По его версии, тотемизм представляет собой наипростейшую религию. В свою очередь, сущность религии не заключается в вере в Бога как единоличного Творца: есть религии и без божества. К примеру, большинство школ буддизма не исповедует веры в личного бога. Он считает, что основной признак религии, формирующийся со времени тотемизма, заключается в резком делении всего мира на две половины — мир священный (сакральный) и мир обыденный (профанный). При этом обе половины рассматриваются как абсолютно разнородные. Они никаким образом не сводимы одна к другой, между ними существует непереходимая граница. Правда, переход этой границы возможен в религиозных ритуалах, благодаря которым преодолевается разрыв сакрального и профанного.

Дюркгейм выделял две основные функции религии: консолидирующую, то есть поддерживающую социальную сплоченность, и стимулирующую, поскольку она рождает идеалы, обеспечивающие социальное развитие, выступающие стимулом социальной деятельности. При этом в качестве важнейшей функции религии выступает укрепление социальной солидарности группы. ПоДюркгейму, религия принуждала и контролировала, передавала молодому поколению накопленные духовные ценности, давала радостное чувство общения в вере. Именно поэтому он полагал, что предназначение религии, в той же мере, что и других социальных норм: морали, права — состоит в том, чтобы обеспечить некое социальное равновесие, постоянно нарушаемое различными общественными импульсами и сдвигами. Если конкретная религия не может обеспечить такой баланс, она, по мнениюДюркгейма,немедленно замещается иными религиозными образованиями.

В той или иной степени идеиДюркгейма развивали его ученики и последователи — французские ученыеМ. Мосс, К. Леви-Строс, М. Гране, Л. Леви-Брюль.

Родиной социологической школы в социальной (культурной) антропологии стала Франция, а крупнейшим ее представителем—Эмиль Дюркгейм (1858— 1917). Он по праву считается основателем этого нового и влиятельного направления, зародившегося в последнее десятилетие XIX в.

Э. Дюркгейм выделял основные факторы стабильности общества, среди которых, в первую очередь, выделяются:

• функциональное единство основных частей общества;

• социальная солидарность его членов.

Все элементы социальной системы находятся в состоянии устойчивого баланса. Если этот баланс нарушается, то социальная система обречена на неизбежный распад.

Важную роль для дальнейшего развития культурологического и антропологического знания сыграло;

учениеДюркгейма о коллективных представлениях. Человеческое сознание, по его мнению, неоднородно, поскольку оно существует в двух разных формах:

• как индивидуальное и

Индивидуальное сознание оказывается специфичным для каждого конкретного человека, оно определяется особенностями его психики. Коллективное сознание является единым для всей конкретной социальной группы. Оно не только не зависит от отдельных людей, но само обладает принудительной по отношению к ним силой. Это сознание выражается в коллективных представлениях: религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Такого рода представления вырабатываются социальной группой в целом. По сути дела, эти представления выступают как различные аспекты социальной группы.

По его версии, тотемизм представляет собой наипростейшую религию. В свою очередь, сущность религии не заключается в вере в Бога как единоличного Творца: есть религии и без божества. К примеру, большинство школ буддизма не исповедует веры в личного бога. Он считает, что основной признак религии, формирующийся со времени тотемизма, заключается в резком делении всего мира на две половины — мир священный (сакральный) и мир обыденный (профанный). При этом обе половины рассматриваются как абсолютно разнородные. Они никаким образом не сводимы одна к другой, между ними существует непереходимая граница. Правда, переход этой границы возможен в религиозных ритуалах, благодаря которым преодолевается разрыв сакрального и профанного.

Дюркгейм выделял две основные функции религии: консолидирующую, то есть поддерживающую социальную сплоченность, и стимулирующую, поскольку она рождает идеалы, обеспечивающие социальное развитие, выступающие стимулом социальной деятельности. При этом в качестве важнейшей функции религии выступает укрепление социальной солидарности группы. ПоДюркгейму, религия принуждала и контролировала, передавала молодому поколению накопленные духовные ценности, давала радостное чувство общения в вере. Именно поэтому он полагал, что предназначение религии, в той же мере, что и других социальных норм: морали, права — состоит в том, чтобы обеспечить некое социальное равновесие, постоянно нарушаемое различными общественными импульсами и сдвигами. Если конкретная религия не может обеспечить такой баланс, она, по мнениюДюркгейма,немедленно замещается иными религиозными образованиями.

В той или иной степени идеиДюркгейма развивали его ученики и последователи — французские ученыеМ. Мосс, К. Леви-Строс, М. Гране, Л. Леви-Брюль.

Социологией культуры называется отрасль социологической теории, посвященная изучению закономерностей появления, и процессов развития общественной культуры. К этому явлению относится формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, различных культурных норм, ценностей, образцов поведения. Иными словами, сущность социологического подхода в исследовании культуры заключается в поиске и определении закономерностей развития культурных явлений в обществе, а также в выявлении социальных функций культуры.

Культурой принято называть явление, включающее в себя такое социальное наследие, как знания, искусство, законы, обычаи и прочие ценности. Эти ценности человек способен воспроизвести и достигнуть только в качестве члена общества

Социологические подходы в исследовании культуры

Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, а также взаимовлияние культурного и социального аспекта в жизни членов общества. Обществом называется устойчивый коллектив людей, преследующих такие же устойчивые цели и интересы.

Рассмотрим основные социологические подходы в исследовании культуры:

  • Функционализм: каждый элемент культуры считается функциональной необходимостью для удовлетворения различных человеческих потребностей;
  • Символизм: элементы культуры воспринимаются, прежде всего, в качестве символов, опосредующих отношения человека с окружающим его миром;
  • Адаптивно-деятельностный подход: культура воспринимается в качестве способа деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Ориентирование людей на определенные ценности в обществе, определяет, прежде всего, их поведение в рамках конкретного социального слоя или группы. В одном и том же обществе его члены придерживаются различных ценностей. Культуру можно назвать социальным опытом определенного общества. Культура не способна к самостоятельному воспроизводству, в отличие от общества, которое воспроизводит себя в следующих поколениях посредством социализации своих членов.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль культуры в обществе

Несмотря на то, что далеко не все культурные символы, идеи и значения могут найти свое воплощение в современном взаимодействии с социумом, каждый элемент такого взаимодействия несет в себе определенное культурное значение. Социальная стратификация оказывает весомое влияние на культуру общества.

В социальных сообществах с ярко выраженным социальным неравенством всегда существует два вида культуры – культура высших и низших слоев, или классов. В этом случае культуре иерархически соотносящихся слоев присущ различный социальный статус. Культура оправдывает существующее в обществе социальное неравенство, с помощью чего стратификационная система получает дополнительную устойчивость.

Социальная структура и культура тесно переплетена между собою. Культурное наследие объединяет людей в пространстве и во времени. Социология культуры нацелена на понимание процессов связи между ценностно-смысловым содержанием общественного функционирования, с одной стороны, и социальными процессами, институтами, структурой общества с другой.

Благодаря культуре появляются принципы самопознания, выстраивается структура общества, осуществляется духовная деятельность людей в самых различных географических и этно-национальных системах. Именно благодаря культуре в процессе социализации индивид из биологической единицы трансформируется в зрелую и разумную личность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1)Особенности социологического подхода к анализу культуры.

Социологический подход рассматривает культуру как условие организации жизни и образования общества. Система ценностей любого общества является своеобразным организующим началом. Люди самостоятельно создают ценности, которые и определяют в дальнейшем ход развития общества, то, что создано человеком, начинает им управлять. Социология рассматривает 3 подхода в изучении культуры:

Предметный (данный подход изучает культуру как систему способную регулировать жизнь в обществе с помощью ценностей, норм и т.д.)

Функциональный (данный подход изучает и выявляет способы удовлетворения потребностей человека в процессе его умственной деятельности)

Институциональный (данный подход изучает единицы и формы организации и взаимодействия людей)

Социологический подход изучает внешние аспекты культуры, такие как структура и функции.

функции культуры

Воспитательная (главная функция культуры, с помощью этой функции человек формируется как личность, как член общества)

Интегративная (эта функция формирует у человека чувство общности, со своим народом, религией, группой и организаций)

Ценностно-ориентационная (рассматривает жизнедеятельность общества и личности в рамках определенной системы ценностей)

Информационная (передача опыта, знаний и т.д.)

Прогностическая (соответствие той или иной культуре делает поведение человека отчасти предсказуемым)

Нормативно-регулирующая (культура является регулирующей силой поведения человека)

Адаптационная (адаптация к географической среде)

2)Социальные ценности как средство регулирования поведения людей в обществе.

Социальные нормы - нормы, устанавливающие четкие рамки поведения человека в обществе.

Социальные нормы характеризуются индивидуальностью( относятся к тем, кого это касается), являются обязательными для исполнения, так же характеризуются наличием наказания за несоблюдение норм поведения. Действие социальных норм направленно на установление необходимого состояния социальных отношений, в том числе и с помощью принуждения.

Социальные нормы являются:

Индивидуальными правилами поведения людей, показывая, какими должны в идеале быть поступки

Правилами поведения человека в общем

Обязательными правилами поведения, которые обеспечены принудительными мерами воздействия

Виды социальных норм

Социальные нормы разделяют по 2м критериям:

По способу формирования (создания)

По способу действия (охрана, защита)

В соответствии с данными критериями выделяют такие виды социальных норм:

Нормы обычаев-правила поведения передающиеся из поколения в поколение, сложившиеся на протяжении веков , вошедшие в привычку человека, регулируются внутренней потребностью людей и общественным мнением.

Религиозные нормы-устанавливаются вероучениями, регулируются канонами.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы)-устанавливаются различными организациями, регулируются мерами общественного воздействия, прописанными в уставе организации.

Нормы права-устанавливаются государством, выражены в нормативных и правовых актах, государство обеспечивает принуждение в случаях посягательств на нормы права.

3)Культурное многообразие. Субкультура и контркультура.

Общество состоит из множества групп - демографических, социальных, национальных и т.д., со временем у каждой группы формируется особая характерная только данной группе культура(система ценностей и нормы поведения), таким образом появляются малые культурные группы- субкультуры. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура-это субкультура, которая не только отличается от основной культуры, но и противостоит установленным ценностям.

Возникновение контркультуры нормальное явления и достаточно распространенное. Главенствующая культура, упорядочивает лишь часть явлений и процессов, происходящих в обществе, то, что остается делиться между субкультурой и контркультурой. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

Основные подходы к пониманию культуры

Выделяется немалое количество самых разных определений такого сложного понятия, как культура. Некоторые ученые даже придумывали свои собственные определения культуры. Культура сама по себе нелегка в изучении и понимании, поэтому были выделены основные подходы к пониманию культуры.

Всего существует четыре центральных подхода: философский подход, антропологический, социологический и интегралистский подход к пониманию культуры. Следует рассмотреть отдельно каждый из них.

Философский подход рассматривает культуру в самом обширном плане. Суть данного подхода заключается в том, чтобы достигнуть самой сути явлений культуры, которую обычно видят в осмысленной деятельности человека. Одними из существенных признаков философского подхода являются масштабность и универсальность. Философский подход выделяет тот факт, что культура – это искусственно созданное явление. Культура истолковывается как способ всевозможного формирования человеческих возможностей. Типичным структурным элементом данного подхода считаются идеи и их реализация. Основная функция философского подхода – создание всего живого самими людьми или же для них. Для каждого подхода определяется приоритетный способ его исследования, для данного подхода это диалектический метод.

Социологический подход подразумевает под культурой создание жизни всего общества в целом. Именно социологический подход занимается изучением самых важных составляющих культуры – строения культуры, ее функций и различных наружных факторов. Согласно социологическому подходу, ценности (в том числе и культурные) создаются социумом, а затем устанавливают его дальнейшее формирование. Иными словами, людьми начинает управлять то, что ими же самими сотворено. Из социологического подхода выделяют еще три конкурирующих, но связанных между собой подхода: предметный, функциональный и институциональный. Предметный занимается изучением культуры как определенной системы ценностей; функциональный выделяет возможности удовлетворения надобностей человека; институциональный исследует типы организации коллективных занятий людей.

Считается, что социологический и антропологический подход являются дополнением друг к другу.

Интегралистский подход в основном получается из слияния социологического и антропологического подхода, зависит от них.

В каждом из рассмотренных выше подходов существует доля достоверности, указывающая на установленные черты культуры. Благодаря существованию сразу нескольких подходов к пониманию и исследованию культуры, ее можно изучить более углубленно и всесторонне; или же выбрать какой-либо определенный подход и следовать его принципам, но не стоит забывать о том, что культура очень многогранна, и для ее изучения нужно обладать элементарными знаниями о ней. Однако, стоит помнить о том, что любой системе присущи свои недостатки.

Читайте также: