Отраслевое деление законодательства кратко

Обновлено: 05.07.2024

В рамках системы права нормы делятся на две большие группы:публичное право и частное право. Впервые данное деление провели юристы Древнего Рима. Рим­ский юрист Ульпиан считал, что публичное право обращено к го­сударству, его статусу, а частное право относится к отдельным ли­цам, их интересам.

В современной юридической литературе к публичному праву от­носят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное и гражданско-процессуальное право. Публичное право регулирует отношения государства с гра­жданами и иными субъектами права. Систему частного права со­ставляют гражданское, семейное и трудовое право. В сфере част­ного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений.

Критерии деления норм на частное и публичное право:

1) интерес (частное право призвано регулировать личные интересы, публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования ( частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования в частном праве господствует метод координации, в публичном – субординации);

4) субъективный состав (частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное право – частных лиц с государством или государственных органом между собой).

Разграничение публичного и частного права является необходимой предпо­сылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку примат публичного права над интересами граждан, который имел место в теории со­ветского права, на практике привел к безудержному администри­рованию и неоправданному сужению прав личности. По своей сути частное право — область свободы и частной инициативы, публичное право — сфера власти и подчинения.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли — государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие — регулируют права и обязанности субъектов. Нор­мы материального права регулируют общественные отношения посредством закрепления прав и обязанностей субъектов и со­ставляют материю, то есть бытие права.

Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и граж­данско-процессуальное — устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел. Это все те нормы, которые регламентируют порядок проведения уголовного процесса, гражданского процесса, или иначе, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, арбитражного, административного процессов.

Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные от­расли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права, позволяет в необходимых случаях реализовать санкции правовой нормы, иных элементов.

По целям правового регулирования различают:

отрасли, регулирующие экономику — гражданское, финансо­вое, предпринимательское и другие отрасли;

отрасли, регулирующие социальное развитие — трудовое, жи­лищное, семейное право и другие отрасли;

отрасли, регулирующие охрану общественного порядка — уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право.

Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

- права и обязанности;

- правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие "правовой статус", во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Основные права личности

Права человека и гражданина - весьма сложное и многообразное явление. Они могут быть классифицированы на основе следующих критериев:

1) С учетом этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения

а) первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативные", т.е. выражающие независимость личности в определенных действиях от власти государства; обозначающие пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

б) второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, принятия обеспечивающих мер (например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

в) третье поколение - права коллективные и солидарные, порожденные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не только целым нациям, народам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

2) В зависимости от содержания:

- гражданские или личные (право на жизнь; на охрану достоинства; тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры; на равный доступ к государственной службе; на объединение; мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья; на социальное обеспечение; благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) В зависимости от соподчиненности - на основные (право участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право).

4) В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству

- на права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства.

5) В зависимости от степени распространения - на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, папа, возраста лица, а также других факторов: например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.).

6) В зависимости от характера субъектов - на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

7) В зависимости от роли государства в их осуществлении - на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).

8) В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

- на права в сфере личной безопасности и частной жизни;

- на права в области государственной и общественно-политической жизни;

- на права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Сис­те­ма за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ пред­став­ля­ет со­бой слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ную сис­те­му нор­ма­тив­ных ак­тов разл. ви­дов, при­ня­тых как на уров­не РФ, так и её субъ­ек­тов. Важ­ней­ший эле­мент сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ – Кон­сти­ту­ция РФ 1993, уч­ре­див­шая два осн. ви­да фе­де­раль­ных за­ко­нов: фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны и фе­де­раль­ные за­ко­ны. Обе груп­пы фе­де­раль­ных за­ко­нов при­ни­ма­ют­ся как в рам­ках пред­ме­тов ис­клю­чи­тель­но­го ве­де­ния РФ, т. е. при­над­ле­жа­щих толь­ко Фе­де­ра­ции и реа­ли­зуе­мых толь­ко ею са­мо­стоя­тель­но, так и в рам­ках пред­ме­тов со­вме­ст­но­го ве­де­ния РФ и её субъ­ек­тов (ст. 71 и 72 Кон­сти­ту­ции РФ).

В рамках системы права нормы делятся на две большие группы: публичное право и частное право. Впервые данное деление провели юристы Древнего Рима. Рим­ский юрист Ульпиан считал, что публичное право обращено к го­сударству, его статусу, а частное право относится к отдельным ли­цам, их интересам.

В современной юридической литературе к публичному праву от­носят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное и гражданско-процессуальное право. Публичное право регулирует отношения государства с гра­жданами и иными субъектами права. Систему частного права со­ставляют гражданское, семейное и трудовое право. В сфере част­ного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений.

Критерии деления норм на частное и публичное право:

1) интерес (частное право призвано регулировать личные интересы, публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования ( частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования в частном праве господствует метод координации, в публичном – субординации);

4) субъективный состав (частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное право – частных лиц с государством или государственных органом между собой).

Разграничение публичного и частного права является необходимой предпо­сылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку примат публичного права над интересами граждан, который имел место в теории со­ветского права, на практике привел к безудержному администри­рованию и неоправданному сужению прав личности. По своей сути частное право — область свободы и частной инициативы, публичное право — сфера власти и подчинения.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли — государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие — регулируют права и обязанности субъектов. Нор­мы материального права регулируют общественные отношения посредством закрепления прав и обязанностей субъектов и со­ставляют материю, то есть бытие права.

Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и граж­данско-процессуальное — устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел. Это все те нормы, которые регламентируют порядок проведения уголовного процесса, гражданского процесса, или иначе, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, арбитражного, административного процессов.

Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные от­расли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права, позволяет в необходимых случаях реализовать санкции правовой нормы, иных элементов.

По целям правового регулирования различают:

отрасли, регулирующие экономику — гражданское, финансо­вое, предпринимательское и другие отрасли;

отрасли, регулирующие социальное развитие — трудовое, жи­лищное, семейное право и другие отрасли;

отрасли, регулирующие охрану общественного порядка — уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право.

В рамках системы права нормы делятся на две большие группы: публичное право и частное право. Впервые данное деление провели юристы Древнего Рима. Рим­ский юрист Ульпиан считал, что публичное право обращено к го­сударству, его статусу, а частное право относится к отдельным ли­цам, их интересам.

В современной юридической литературе к публичному праву от­носят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное и гражданско-процессуальное право. Публичное право регулирует отношения государства с гра­жданами и иными субъектами права. Систему частного права со­ставляют гражданское, семейное и трудовое право. В сфере част­ного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений.




Критерии деления норм на частное и публичное право:

1) интерес (частное право призвано регулировать личные интересы, публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования ( частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования в частном праве господствует метод координации, в публичном – субординации);

4) субъективный состав (частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное право – частных лиц с государством или государственных органом между собой).

Разграничение публичного и частного права является необходимой предпо­сылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку примат публичного права над интересами граждан, который имел место в теории со­ветского права, на практике привел к безудержному администри­рованию и неоправданному сужению прав личности. По своей сути частное право — область свободы и частной инициативы, публичное право — сфера власти и подчинения.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли — государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие — регулируют права и обязанности субъектов. Нор­мы материального права регулируют общественные отношения посредством закрепления прав и обязанностей субъектов и со­ставляют материю, то есть бытие права.

Процессуальные отрасли — уголовно-процессуальное и граж­данско-процессуальное — устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел. Это все те нормы, которые регламентируют порядок проведения уголовного процесса, гражданского процесса, или иначе, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, арбитражного, административного процессов.

Материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные от­расли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права, позволяет в необходимых случаях реализовать санкции правовой нормы, иных элементов.

По целям правового регулирования различают:

отрасли, регулирующие экономику — гражданское, финансо­вое, предпринимательское и другие отрасли;

отрасли, регулирующие социальное развитие — трудовое, жи­лищное, семейное право и другие отрасли;

отрасли, регулирующие охрану общественного порядка — уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право.

В одном ряду с системой права в юридической доктрине есть и другое понятие — система законодательства. Это все правовые акты страны, действующие на сегодня, которые подразделяются на отдельные составные части в зависимости от направленности регулируемых отношений и сфер жизни в совместной иерархической системе органов страны.

Система законодательства — целенаправленная правотворческая работа законодателя, формирование им всей массовости нормативных актов.

В отличии от жесткой, беспринципной системы права, на составление системы законодательства влияют динамические изменения в социальной жизни.

В законодательной системе выделяют три специфических направления:

  • отраслевое;
  • вертикальное;
  • федеративно-территориальное.

Отраслевая система законодательства

Отраслевая, второе название — горизонтальная, система законодательства РФ основывается на правовом урегулировании отношений и характеризуется такими аспектами, как система права и муниципального управления секторов экономики.

В ней есть ветви, совпадающие с одноименными ветвями права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Не считая сего, отличаются например именуемые групповые ветви, регулирующие дела в конкретной сфере муниципального управления (транспорт, ассоциация, здравоохранение, воспитание, защита государства и т.д.) и включающие общепризнанные мерки всевозможных секторов экономики права.

К примерам таких групповых ветвей относятся: транспортное законодательство, законодательство о защите и прочие.

Существуют также подотраслевые ветви, в частности, юридические институты, банковское и налоговое законодательства и др.

Ветви законодательства, регулирующие различные сферы государственной, финансовой и общественной жизни, образуются в зависимости от предмета правового регулирования.

Составленные новые законы о приватизации, таможенном деле, налогооблажении являются ведущими в становлении российского законодательства на современном этапе развития общественных отношений.

Вертикальная система законодательства

Разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы лежит в базе вертикальной (иерархической) системы законодательства. Вся нормативно-правовая деятельность страны состоит из законов, принимающихся высшим органом государства или же общественными референдумами. Они регулируют значимые вопросы социальной жизни, имеют высшую юридическую силу, подзаконные нормативные акты, которые в свою очередь обязаны отвечать законам и издаваться на их базе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на основании принадлежности к тому или иному правотворческому органу в иерархической системе страны (нормативные акты, принимаемые главой страны, правительством, органами районного самоуправления и др.).

В Российской Федерации вертикальная система законодательства формируется из следующих документов:

  • Конституция государства — основа системы законодательства;
  • законы, дополняющие и изменяющие Конституцию;
  • указы Президента РФ;
  • нормативные распоряжения, постановления правительства РФ;
  • памятки и акты других министерств и ведомств, иных центральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты органов районного самоуправления;
  • нормативные акты, издаваемые администрацией компаний и учреждений (локальные, внутренние акты).

Федеративно-территориальная система законодательства

Данная система, определяемая федеративной структурой страны и рассредотачиванием правотворческих возможностей между федеральными органами, органами субъектов РФ, органами районного самоуправления, согласно этим принципам разделяет законодательство РФ на:

  • Федеральное. Главными федеративными документами являются — Конституция РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, распоряжения Правительства РФ, и т. д.;
  • Субъектов РФ. Оно формируется из: конституций республик, уставов краев, областей, округов, распоряжений глав администраций и других нормативных актов и прочих документов;
  • Законодательных актов органов районного самоуправления, таких как: заключения, распоряжения, постановления и т.д.;
  • Локальных нормативных актов — приказы, распоряжения и т.д.

Система законодательства много шире системы права, потому как формируется из составных частей, образуя отрасли законодательства. Согласно главному документу Российской Федерации, коей является Конституция, выделяется три ветви: одноименная правовая, комплексная законодательная, соответствующие сферам госуправления.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Читайте также: