Жизненная стратегия и жизненная позиция личности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как нам всем определить свои жизненные позиции и стратегии, а затем создать собственные приоритеты и личные цели, которые приведут нас к достижению желаемых результатов?
В нашей жизни для достижения личных целей иногда не хватает средств, концентрации и внутренней собранности, а ещё хуже бывают и схватки, и преследования. Поэтому, чтобы иметь действительно необходимую позицию и стратегию жизни, нам необходимо знать правила, план и карту победителя. Для этого нам нужно постоянно спрашивать себя:
1)"Я на правильном пути, или заблудился?"
2)"Мне нужно ли это делать сегодня или я делаю это потому, что делал это же вчера, месяц и год назад?
3)"Действительно ли то, что я делаю, мне необходимо для моей жизненной стратегии и позиции, или все это для облегчения моей безопасности или моего спокойствия?

• Позиция Жертвы
Позиция Жертвы в человеческой жизни
Этот мальчик уже вполне выучил, освоил роль Жертвы и умело ею пользуется. Наверное, с возрастом он станет профессиональным несчастным и профессиональным больным. И у него обязательно будет больное сердце.
Позиция и состояние Жертвы обычно начинается как копирование поведения окружающих, после используется в связи с теми или иными внутренними выгодами, а в конце концов становится дурной привычкой.
Позиция Жертвы детям с рождения неизвестна и осваивается вместе с другим социальным багажом, с другими социальными умениями и навыками

• Позиция Непричастности
Позиция непричастности
"Мной движет нечто, я совершенно не представляю, что будет, я в полной темноте и чувствую, словно через меня течет поток воды, течет издалека и утекает вдаль. Я просто водопроницаемый. Сам по себе я ни к чему не причастен, так же как источник не причастен к воде, которая просто течет через него.
Как обрести такую позицию? Нужно отказаться от намерений. У воды, что течет через источник, нет никаких намерений. У нее нет цели. И все же она доходит до полей, принося им плодородие, а затем уходит в море. Итак, отсутствие намерений есть основа для такой работы.
Отказаться от намерений может только тот, кто отказался от своих представлений о добре и зле. Кто не борется ни за добро, ни против зла. Ни то, ни другое. Он примирен со всем, что происходит. С жизнью. Со смертью. Со счастьем. Со страданием. Он согласен с миром и согласен с войной. Он проницаем, смирен и не содействует добру". Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005

• Позиция Творца
Творец
Творец - тот, кто заботится о себе и о других за свой счет.
Жизненные проявления позиции Творца
В трудной и опасной ситуации Творец меньше думает о себе и спасает тех, кого спасти важно и реально.

В ситуации конкуренции за ограниченные ресурсы Творец выступает в роли Администратора, решая, как существующими ресурсами распорядиться в интересах сторон либо внешней ценности более высокого порядка.
В ситуации благополучия и изобилия Творец свободное время, деньги и силы готов вкладывать в дальнейшую работу. К мысли о необходимости праздника его нужно приучать.
Для Творца свои не обязательно те, кто рядом, кто полезен или с кем он был связан судьбой и детством. Для него свои - достойные люди, заботящиеся о жизни Творцы.
Мечта и задача Творца - оставить после себя добрый след, цветущую жизнь. Ему важнее не личная слава или другие блага, а возможность качественных инвестиций в перспективу.

Пассажир и Груз
Пассажира везет транспорт.
Детсад, школа, работа, уволили, устроился, женился, ребенок, дача, пенсия… По колее, все как у людей. А куда ты денешься?
Есть транспорт — есть движение, транспорт буксует или кружит на месте — пассажир трясется вместе с ним и торчит на месте. Пассажиру не нужно думать о маршруте, он приблизится к цели настолько, насколько его к ней привезут (или не привезут), и по жизни Пассажир думает только о том, как свой процесс перемещения сделает возможно более комфортным. Бодрые и веселые Пассажиры делают свое путешествие ярким и незабываемым, вялые и сонные во время перемещения кряхтят и охают. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз. Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.
Ракета и Снаряд - стратегии процессников.
Человек-Цветок
Если дети - цветы жизни, то человек со стратегией Цветок - воплощение такого ребенка. Человек-Цветок живет в уверенности, что он радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним рядом. Единственная задача человека-Цветка - быть красивым, но эту задачу, как Цветок уверен, должны решать те, кто его окружает. Цветок требователен к окружающим и награждает их только своей красотой. Цветок - паразит великолепный, но многие из его свиты действительно счастливы положить головы у его ног.
Парусник и Челнок

Да ничего не я не планирую! Лечу, куда ветер дует, живу моментом.

Жизненная стратегия - способ реализации жизненной позиции. Описывая основные жизненные стратегии, легче всего воспользоваться языком метафор: этот язык и глубок, и достаточно точен. Итак, мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии. Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни.

Люди, которые выбирают двигаться по жизни самостоятельно, на собственной энергии, по своей стратегии чаще всего либо Снаряды, либо Ракеты. Снаряду не хватает энергии на постоянное движение вперед, но он может когда-то напрячься, принять решение и зарядить себя на выстрел – на активную деятельность, после чего летит в выбранном направлении, не сворачивая: отключив голову, чтобы следующим решением случайно не отменить предыдущее. Стратегия Ракеты – стратегия гибкая, здесь человек движется к цели с открытыми глазами, может свободно менять маршрут и делать остановки, не теряя при этом общее направление и видение конечной цели. Главная трудность – иметь достаточно энергии, чтобы день за днем двигаться по жизни на собственной энергии. Впрочем, самые энергичные люди-Ракеты живут, как Факелы, горя в движении сами и зажигая своей энергией окружающих, превращая их также в Звезды.

Стратегия пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти его по жизни, это обычно стратегия Пассажира. Обычный Пассажир достаточно ленивое существо и едет по проложенным за него путям, только изредка пересаживаясь со станции на станции: детсад – школа – вуз – работа – семья и дети - пенсия. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз. Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.

Три активные формы стратегии Пассажира – это Парусник, Цветок и Несчастная Жертва. Несчастная Жертва ловит в свои сети тех, в ком он(она) сумеет вызвать жалость и возьмет его (ее) на содержание. Если дети - цветы жизни, то человек со стратегией Цветок - воплощение такого ребенка. Человек-Цветок живет в уверенности, что он радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним рядом. Единственная задача человека-Цветка - быть красивым, но эту задачу, как Цветок уверен, должны решать те, кто его окружает. Цветок требователен к окружающим и награждает их только своей красотой. Цветок - паразит великолепный, но многие из его свиты действительно счастливы положить головы у его ног. Человек-Цветок обычно убежден, что он (она) радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним (с нею) рядом, умеет вызывать к себе восхищение и награждает окружающих только своей красотой. Человек-Парусник не любит себя напрягать и, не включая собственный мотор, прокладывает свой путь мягкими галсами, перекидываясь с ветра на ветер и ища тот поток, который понесет его, как на крыльях, к острову его мечты (если он результатник) или просто по просторам жизни, если он процессник.

Человек, живущий как Живой Родник – удивительная жизненная стратегия. Этот человек живет той энергией, которая идет из него или сквозь него, и его жизнь полностью подчинена потоку этой идущей через него энергии. Человек-Живой Родник может ставить цели и жить, как самый энергичный результатник, однако на самом деле Человек-Живой Родник - только и исключительно процессник. Это не он ставит цели своей волей, это его внутренняя энергия кидает его от одной цели к другой, он только проводник толкающей его изнутри внутренней энергии. В отличие от Ракеты, у которого главное цель, а собственная энергия только средство, Живой Родник живет ни для чего внешнего, а лишь для того, чтобы актуализировать внутреннее течение его собственной энергии, которая в нем рождается и куда-то толкает его. Не его энергия служит ему, а он служит своей энергии. Он выбрал пристроиться к своей энергии и подчинить себя ей. Его жизнь – процесс самоактуализации.

А вот стратегия Спутника объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни.

Как эти стратегии достижения цели могут по-разному себя проявить в процессе, например, написания курсовой работы в институте? См.→

Постоянство жизненной стратегии

Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни. Успешный бизнесмен стартовал как Ракета и летит так до пенсии. Либо от цели к цели летит снарядом. Либо красивая девушка, которую воспитали Цветком, так им до конца жизни может остаться.

Но чаще бывает, что стратегия меняется. И большинство людей за жизнь бывают когда-то Родником, а когда-то и Грузом. Студент из провинции когда-то посмотрел вокруг себя и решил, что не хочет жить, как его знакомые. Он хочет большего. И студент покупает билет в Москву и становится Снарядом.

Мужчина более стабилен в жизненной стратегии, чем женщина. Женщина - скорее лабильная, гибкая. Её стратегия часто подстраивается под окружающую среду и под мужчину, который рядом. Если женщина-ракета встречает сильного мужчину, она может стать Спутницей, может – Цветком, может – Грузом, может – Живым Родником. Если достойный мужчина не встретился, то женщина в Авторской позиции останется Ракетой, либо превратится в Жертву.

Таким образом, люди выбирают жизненные стратегии. Синтонные люди выбирают сильные стратегии – Ракета, Снаряд, Парусник. Как правило, это стратегии, направленные на результат. Если человек понимает, что его стратегия – не самая удачная, он меняет убеждения и меняет постепенно всю свою жизнь.

Жизненные стратегии женщины

Большинство авторов разделяют мужское Активное и женское Пассивное начало. На женских тренингах учат получать блага за счет мужчин. Использовать все возможности, чтобы ничего не делать самой, получать подарки взамен на улыбки и флирт. Это приводит к тому, что большинство женщин считают правильной женской стратегией, по сути, либо стратегию Цветка, либо стратегию Груза. Тем не менее, женщина может делать выбор. Вести паразитический образ жизни, либо жить как Творец. Быть счастливым и праздным Пассажиром, либо двигаться по жизни самой. Да, сегодня женщин-Ракет, как и женщин-Родников – мало. Но их жизнь имеет больше смысла, имеет миссию, в отличие от тех, кто живет за счет других.

В Синтон-подходе лучшей женской стратегией считается стратегия Спутника. Спутник объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни. Единственная сложность стратегии Спутника - чтобы вращаться вокруг кого-то, нужно, чтобы этот кто-то был сильнее, его цели - масштабнее, его Максимум жизни - достойнее. Иначе Спутник не будет держаться на орбите.

Психоаналитики и гуманисты, скорее всего, сказали бы, что нет хороших и плохих стратегий. Но у нас другие традиции. Синтон-подход приветствует позиции результативные – Ракета, Снаряд, Умный Парусник, Спутник. Идти по жизни на своей энергии считается в нашем подходе достойным и правильным.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​сожалению, многие трактуют идеи Достигаторства неверно, так получаются недалекие достигаторы – это паразиты, Автостопщики и Грузы.

Заключение

Похоже, что бывают люди-Звезды, люди-Планеты и люди-Черные дыры. Звезды светят, дарят тепло, дарят жизнь. Звезды имеют имена, которые все знают. Черные дыры – потребляют энергию Звезд. В них можно бесконечно много вкладывать, но отдачи не будет. Считается, что Черные дыры имеют колоссальную энергию, но пользы от неё – никакой. К счастью, в обществе, как и в космосе, Черных дыр очень мало.

Кроме того, в этой космической метафоре во Вселенной есть еще Планеты. Их – огромное множество. Они получают тепло и свет от Звезд. На некоторых из них есть жизнь. Но в большинстве своём они – космический мусор, скопления вещества, которые только вращаются по своим небольшим орбитам. Кажется, моя метафора пересекается с темой Жизненные стратегии.

Выбор прекрасной женщины: по жизни светить, как Звезда, лететь, как Ракета. И стать верной Спутницей.

Жизненная стратегия

Надеяться, что все будет хорошо — это не стратегия, а лень. Мудрые люди понимают, насколько важно жить осознанно, составлять план на ближайшие несколько лет и корректировать его в случае необходимости. Неудачники же просто верят, ничего при этом не делая.

Когда вы решаете, пойти в тот университет или этот, работать или путешествовать, почитать книгу или пообщаться с человеком, это требует усилий и времени. Особенно, если у вас нет четкой стратегии.

Жизненная стратегия — курс жизни, который человек выбирает сознательно, учитывая свои убеждения, ценности и цели. Это умение тратить свое время, энергию и деньги правильно. Звучит прекрасно, но как этого достичь?

Ответ вряд ли порадует: чтобы сознать жизненную стратегию, нужно потратить большое количество времени и усилий. И даже в случае успеха придется вносить в нее изменения. Это процесс вечный.

Но есть и хорошая новость: тот, кто создаст ее, в подавляющем количестве жизненных ситуаций будет принимать правильные решения. Вы будете действовать как профессиональный шахматист, то есть жертвовать пешками, чтобы добраться до короля. Придется трудно, ведь понадобится много учиться, развиваться, наблюдать за собой и делать верные выводы. И, возможно, в первые месяцы не будет ощутимых результатов. Но спустя несколько лет вы увидите, как помог выбор, обдуманный и сделанный заранее.

Элементы жизненной стратегии

Конечно, каждый человек меняет свою жизненную стратегию в течение своей жизни, особенно когда приобретает новый опыт и переживает прозрение. Поэтому вы должны обновлять ее раз в несколько лет.

Тем не менее, элементы жизненной стратегии в основном состоят из одних и тех же решений, которые мы должны принять:

  • Надлежащее образование.
  • Забота о теле, внешнем виде. и качества личности.
  • Развитие компетенций и навыков.
  • Взаимоотношения в семье.
  • Отношения с детьми.
  • Карьерная стратегия.
  • Стратегия управления деньгами и инвестициями.
  • Ваша социальная стратегия.
  • Искусство и культура.
  • Хобби и развлечения.
  • Отношение к природе и животным.
  • Отношение к окружающей среде.
  • Путешествия.
  • Стратегия использования технологий.
  • Духовность и религия.
  • Забота о своем эмоциональном здоровье.
  • Саморазвитие.
  • Отношения с людьми.

Все эти компоненты могут быть совершенно разными в зависимости от того, чего вы хотите достичь.

Как проходит наша жизнь?

Возможно, вы не считаете, что нуждаетесь в жизненной стратегии. Давайте рассмотрим гипотетическую историю.

Детство

Первые 15 лет проходят очень весело, вы выполняете то, что скажут. Мало задумываетесь о будущем. Детский сад, школа, первые трудности.

Молодость

Вы молоды и обладаете огромным количеством времени и энергии, но совершенно не имеете опыта. Выясняется, что большинство отличных рабочих мест заняты, нужно из кожи лезть вон, чтобы их заполучить.

Нужно срочно повысить свои навыки. Такого количества свободного времени и энергии не будет никогда.

Каждое дело, которым вы занимаетесь, влияет на навыки и настроение. Выясняется, что не всегда понятно, какие задачи выбрать, какие решения принимать. Возникает первое осознание того, что нужно нечто большее, чем близорукое следование общепринятым нормам.

Вы также начинаете понимать, как сложно устроена психика. Например, что решение ходить в тренажерный зал, принятое искренне и продуманно, никак не влияет на уровень мотивации через две недели. Вы бросаете спорт, потому что не видите особого смысла им заниматься.

Поступаете в университет и готовитесь к новой жизни.

Зрелый возраст

Вы не очень довольны своей работой — 15 лет опыта и три компании, в которых работали. Вы по-прежнему выкладываетесь на полную, ведь так хочется поехать в Гренландию и купить новую машину.

Выясняется, что мотивацию можно победить силой воли. Работа при этом выполняется, но нет никакой радости. Психика, оказывается, еще сложнее, чем вы думали.

Старость

Вы вышли на пенсию и получаете неплохое вознаграждение от государства. Появились внуки, у каждого из них свои заботы. И вроде бы жизнь прошла хорошо (вы дожили до преклонного возраста, что само по себе отлично), но все же есть ощущение, что вы что-то упустили. Не реализовали потенциал и занимались не тем, чем должны были.

Эта история немного примитивна, однако она дает понять одну важную вещь: если вы живете от зарплаты до зарплаты и планируете свою жизнь максимум на месяц вперед, то не достигнете никаких значительных успехов.

Вы получаете деньги, тратите их, затем снова получаете и опять тратите. Каждое решение принимается, исходя из нынешней ситуации, а не жизни в целом.

У вас есть миллион долларов. Есть всего пять вариантов, как их можно потратить и необходимо выбрать один из них:

  • Купить большой дом, перевезти в него свою семью и стать писателем.
  • Путешествовать до конца жизни.
  • Создать свой бизнес, но не ради увеличения прибыли, а ради удовольствия в процессе.
  • Положить деньги в банк и попытаться найти работу, которая приносит радость. Жить на проценты.
  • Отдать деньги на благотворительность.

Дайте эти деньги амбициозному бизнесмену: он точно будет знать, что с ними сделать. Почему? Потому что он думал об этом уже несколько лет. Он живет этим, каждое его действие подчинено стратегии. Его цель состояла в том, чтобы создать капитал, а затем вложиться в выгодное дело. Теперь, если возникает выбор между сном и вечеринкой, для него это не выбор вовсе.

Вот почему стратегия важна. Она существенно облегчает процесс принятия решений и при этом позволяет выбрать лучший вариант. Но, как мы уже говорили, до этого нужно будет основательно потрудиться.

Подготовка к формированию жизненной стратегии

Определите смысл своего существования

Личность: кто вы?

Цель: почему вы здесь и куда направляетесь?

Миссия: каково ваше конкретное задание? Для чего вы появились на свет? Что заставляет чувствовать вас живым? Чем вы надеетесь запомниться? Что вы делаете для этого сегодня?

Видение: как выглядит достижение вашей миссии?

Ценности: что имеет для вас наивысшую ценность?

Цели: каковы ваши конкретные цели, как тактические, так и стратегические? Какова ваша временная шкала для достижения этих целей?

Заведите дневник

Создайте виртуальный или реальный дневник, в который будете записывать обо всех своих успехах, идеях и достижениях. Начните с этого.

Создайте список цитат, которые вдохновляют. Но особенно если они цепляют. Обращайте внимание на любую фразу, что позволяет чувствовать себя живым.

Запишите определение успеха. Что это для вас? Как можно описать его в 5-6 словах? Что вы напишите, если вас попросят увеличить описание до целой страницы?

Купите деревянную доску или используйте свою стену. Заполните ее изображениями, цитатами и вдохновляющими вырезками всего, что хотите получить или испытать.

Смотрите на эту доску каждый день своей жизни, напоминая себе о том, чего пытаетесь достичь. Не стоит пропускать ни одного дня, это крайне важно. Всегда помните о глобальных целях. Вы будете видеть общую картину, а не застревать в деталях.

Доска может меняться со временем. Вы развиваетесь и нормально, что цели в 20 лет отличаются от целей в 35. Смотрите на доску каждое утро и спрашивайте себя:

  • Приближаюсь ли я к своей цели?
  • Что я сделал вчера для этого?
  • Что я сделал на прошлой неделе?
  • Что я буду делать на этой неделе?
  • Чего мне нужно достичь за этот год?

Создайте план жизни

Жизненная стратегия

Создайте план жизни, разделенный на наиболее важные для вас области. Например:

  • Финансы.
  • Физическое здоровье.
  • Духовное развитие.
  • Карьера.

Пускай это сначала будет лишь черновой набросок. Просто перечень целей, которых вы хотите достичь. Но он должен висеть перед вами и напоминать о себе. Вы будете перерабатывать свой план жизни еще не раз. Особенно, когда создадите свою жизненную стратегию.

Как сформировать свою жизненную стратегию

Чтобы сделать это, нужно пройтись по каждой важной для вас области и наметить цели. А затем — выяснить, не существует ли противоречия между ними и где найти на все это время.

Не каждая стратегия забирает время, кстати. Некоторые из них просто помогают принимать решения. Когда вы получаете зарплату, у вас в голове не должно возникать никаких сомнений, ведь вы знаете свою цель.

Мировоззрение и личность

Первая и самая важная часть стратегии — это вы. Здесь и сейчас вы должны сделать выбор относительно того, насколько ценными являются цели, которые вы поставили.

Определите также, каких людей будете воспринимать как конкурентов, а каких — как партнеров.

Следующее решение, которое вам нужно будет принять: на каком времени ваш ум будет сосредоточен — на прошлом, настоящем или будущем. Разумеется, он будет прыгать от одного к другому, но вы должны выбрать приоритетное.

Например, вы решили, что будете постоянно думать о будущем. Это ваше решение и оно оправдано, ведь позволит не упускать из виду свою жизненную стратегию. А в какие моменты лучше сосредоточиться на настоящем? Хорошо подумайте об этом.

Теперь подумайте о своем личном уровне этики и нравственности. Где проходит эта линия? Можете ли вы обмануть человека, чтобы нажиться на нем? А чего бы никогда не сделали? Крайне важно четко ответить на эти вопросы. Это поможет в будущем принимать правильные решения.

Далее. Будете ли вы гибким в своих решениях или же упертым? Вопрос не такой простой, как может показаться. Но все же ответьте на него.

Саморазвитие, компетенции и навыки

Мы все знаем, что традиционного образования недостаточно для того, чтобы достичь успеха. Оно если и не губит, то уж точно не развивает заложенный в вас потенциал. Поэтому этим делом предстоит заниматься одному.

Речь идет о знаниях, навыках, развитии таланта. Твердо решите:

  • До какого уровня хотите развить свою компетенцию?
  • Как будете развивать свои таланты?
  • Какие знания хотите получить?
  • Какие навыки хотите получить? (программирование, кулинария)
  • Какие мягкие навыки хотите развить? (работа в команде, лидерство, продажи)
  • Какие языки будете учить?

Отношения с людьми

Пожалуй, одна из самых важных областей в жизни любого человека, пусть не каждый это признает.

Суть можно выразить так: вы должны следить за тем, что вылетает из ваших уст. От этого зависит карьера, психическое здоровье, отношения в семье и многое-многое другое. Определите:

  • Свой коммуникационный стиль.
  • То, насколько активно вы будете слушать других людей.
  • Уровень коммуникационных способностей, которого хотите достичь.
  • Как часто будете критиковать, делать комплименты.
  • Будете ли сплетничать.

Отношения со своей семьей

Если в вашем доме живет любящая семья, которая разделяет ваши ценности, тогда она станет солидной опорой. И наоборот: плохие отношения могут разрушить все, в том числе брак или карьеру.

  • Как часто будете поддерживать связь со своими родителями.
  • Насколько близкими вы хотите быть своим родителям.
  • Как часто будете поддерживать связь с братьями и сестрами.
  • Как часто будете видеться с бабушкой и дедушкой.
  • Каким образом будете лечить психологические травмы, полученные в детстве.
  • Какой видите свою семью.

Деньги и инвестиционная стратегия

Для начала вам нужно решить, насколько ценны как работник, на какой доход вы можете смело рассчитывать. И хотите ли стать фрилансером, владельцем бизнеса или наемным работником.

Вы обязательно должны решить, сколько денег будете тратить, откладывать и инвестировать. Для этого нужна стратегия для инвестиций и экономии.

Также нужно избавиться от долгов и прекратить совершать импульсивные покупки. Помните: то, что вы родились бедными — это не ваша вина, но то, что умрете бедными — исключительно ваша.

Сформируйте свою стратегию относительно следующего:

  • Какими способами вы будете зарабатывать деньги (наемный работник, фрилансер, бизнесмен, инвестор).
  • Какой вид заработка у вас будет (активный, пассивный доход, инвестиции).
  • Будете ли застраховывать имущество.
  • Сколько будете откладывать.
  • Будете ли брать в долг.
  • Станете ли жертвовать деньги и сколько.
  • Будете покупать дом или арендовать.
  • Какую роскошь хотите себе позволить.

Карьерная стратегия

Ваш доход очень тесно связан с карьерой, достижениями и социальным статусом.

Следует понимать, что карьерная стратегия полностью зависит от амбиций. Кому-то достаточно быть простым программистом, а кто-то хочет создать социальную сеть, которая покорит весь мир. Чем больше амбиций, тем более отточенная стратегия должна быть.

Нужно решить, хотите ли быть лидером или наемным работником. А также, в какой отрасли хотите трудиться.

Ваша карьера сильно зависит от дипломатических навыков. Чем больше компания, в которой работаете, тем выше должен быть этот уровень. Четко определите:

  • Уровень своих амбиций.
  • Лидер вы или последователь.
  • Индустрию, в которой хотите работать.
  • Компанию, в которой хотите работать.
  • Хотите ли создать собственный бизнес.
  • Какова ваша манера управления.
  • Как будете развивать свои дипломатические навыки.

Социальная стратегия

Мы все социальные создания и не можем выжить без других людей. Отношения нас наполняют приятными чувствами и радуют, но порой и ранят.

Все люди разные. Одни, скорее, экстраверты, другие — интроверты. Один человек предпочитает деловые отношения, а другой личные.

Нужно четко знать, что для вас означают социальные отношения, сколько времени и усилий вы готовы инвестировать в них.

Не секрет, что социальные навыки можно развить — это называется приобретением социального капитала.

Выясните о себе и о других людях:

  • Экстраверт или интроверт?
  • Деловые или личные отношения?

Помимо этого определите:

  • Когда и зачем нужно социализироваться?
  • Список людей, с которыми хотите проводить большую часть своего времени.
  • Как часто вы меняете друзей и социальные круги?
  • Каков ваш социальный интеллект и социальные навыки?
  • Как часто вы будете помогать своим друзьям?

Хобби и удовольствия

Сейчас эта область жизни кажется такой далекой, ведь вы тут принимаете важнейшие решения. Какие еще хобби и удовольствия? Однако без них жизнь очень быстро превратится в ад.

  • Что вас расслабляет?
  • Как часто вы будете расслабляться?
  • Как вы будете проводить свое свободное время?

Формирование жизненной стратегии — это, как мы уже говорили, сложный и долгий этап. Но вы можете начать с самого важного. Выберите 4-5 главных областей и задайте себе несколько десятков вопросов. Но помните, что стратегия еще много раз будет меняться — и это нормально. Поиск себя — это очень длительный процесс.

Желаем вам удачи!


2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. . канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.

4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.

5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.

6. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2008. – 22 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.

13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.

16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.

17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.

19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.

20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.

Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии [9, с. 168].

О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни [6, с. 4]. В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.

Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.

С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо [1, с. 128].

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего [15, c. 103].

Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни – это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества [17].

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:

1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;

2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;

4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества [10, c. 93].

Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная – способствует духовному развитию и личностному росту [10].

А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:

Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:

– конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;

– инновационные – ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;

– доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;

– доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;

– бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек [5, с. 10].

Жизненная стратегия человека

Рано или поздно мы все задумываемся: а что дальше? Какая цель? Какой порядок действий? К чему вообще все это должно меня вывести? Какова жизненная стратегия человека, которым я являюсь, чтобы стать человеком, которым я хочу быть?

Как правило, жизненная стратегия человека выстраивается само собой. В большинстве случаев (хотя и не всегда: не сбрасывай со счетов людей, которые и в тридцать пять лет не знают, кем хотят быть, когда вырастут) мы примерно представляем, что да как: кем мы хотим быть и что для этого примерно нужно сделать. Но иногда возникает потребность сформулировать все это более четко и конкретно. В таком случае может помочь пирамида Бенджамина Франклина.

Пирамида Франклина: что это такое?

Бенджамин Франклин — один из отцов-основателей Америки. Он известен не только тем, что увековечил свое лицо в камне и на стодолларовой купюре, но и тем, что был очень разносторонним человеком, и в каждой из этих областей достиг успеха

Например, помимо политики, он писал философские трактаты о философии и экономике (в частности, изложив в одном из них свою философию с пирамидой), глубоко изучал физику и даже запатентовал несколько изобретений в области электричества, а еще изобрел кресло-качалку.

То есть, в каждой из жизненных областей, в которой Франклин хотел себя попробовать, он был очень успешен. И произошло так потому, что он был очень последователен. Он ставил себе четкие и конкретные, достижимые цели и терпеливо работал над их воплощением изо дня в день, из года в год. На самом деле, мне кажется, что есть буквально три способа достичь успеха:

Пирамида Франклина: что это такое?

Pat Whelen , Unsplash

1. Ты родился в благоприятных условиях. Знаешь самый лучший способ стать миллиардером? Правильно, родиться в семье миллиардера. Или родиться на пороге глобальных мировых изменений и иметь достаточно ресурсов, чтобы обернуть их себе на пользу.

2. Быть фантастически талантливым. Это способ Леонардо да Винчи: он был не из самой богатой семьи, он был недисциплинирован, легко начинал идеи, но также легко их бросал, но был потрясающе талантлив и гениален, и эта одаренность смягчала его недостатки.

Впрочем, также он родился в благоприятное время и месте (Флоренция эпохи Ренессанса, когда государство активно поддерживало людей искусства) и был сильно увлечен своим телом — то есть, да, он мало работ заканчивал, но очень много идей генерировал.

3. Быть очень работоспособным. Это способ талантливых людей из нижних слоев общества (кстати, Франклин был из таких), которые хотят пробиться наверх, но при этом больше работоспособны, чем гениальны.

Как ты понимаешь, самый надежная жизненная стратегия человека — последняя, потому что в благоприятных условиях и с ярким талантом нужно родиться, а будешь ли ты работоспособен, будешь ли ставить перед собой цели и планомерно двигаться к их достижению — зависит только от тебя.

Ниже мы рассмотрим подробнее, из чего состоит пирамида Бенджамина Франклина, и как ее построить.

Жизненная стратегия человека

Dieter Blom , Unsplash

Из чего состоит пирамида Бенджамина Франклина?

1. Главные жизненные ценности. Это то, что для тебя в жизни является наиболее важным, твои приоритеты, качества, которые ты хочешь у себя воспитать, принципы, которым ты хочешь подчинить свою жизнь.

2. Главная жизненная цель. Ставится на основании жизненных ценностей. Это вполне логично: если у тебя жизненная ценность — слава, то вряд ли твоей жизненной целью будет тихая жизнь лесника в зеленых просторах Сибири. Лично на мой взгляд, концепт главной жизненной цели слишком масштабный, но об этом мы поговорим немного ниже.

5. Краткосрочный план. Как правило, нацелен на достижение одной из целей плана долгосрочного. Временные рамки опять же разные: у кого-то неделя, месяц, год, пять лет — по-разному. Это действия, которые ты можешь сделать вот буквально прямо завтра.

6. Действия на этот конкретный день. Они должны приближать тебя к исполнению одной из целей краткосрочного плана.

Похоже на матрешку: самая большая матрешка — ценности, и внутри матрешки все меньше, меньше и меньше. И все они ведут тебя к одному: к жизни той жизнью, которой тебе хочется.

Матрешка

Didssph , Unsplash

Долгосрочный этап: цели и ценности

Про ценности.

1. Возьми лист бумаги и запиши на нем все, чем ты любишь заниматься, все, что делает тебя счастливым, от чего тебе хорошо и радостно. Это может быть что угодно: от любимых людей до любимой еды (только не перепутай), любимые занятия, любимые ощущения, то, чем ты можешь заниматься, потеряв счет времени — абсолютно что угодно.

Затем тебе нужно проанализировать: почему именно эти занятия? Что их объединяет? Какие эмоции заставляют тебя заниматься этим? Почему ты этим занимаешься, что при этом испытываешь?

Приведу пример. Допустим, тебе нравится заниматься спортом. Занятие одно, но мотивации у разных людей будут разные.

Кому-то нравится заниматься спортом из-за физических ощущений: напряжение мышц, работа тела.

Кто-то любит ставить себе цели и достигать их, раз за разом превосходить собственные рекорды.

Кто-то во время занятий спортом проводит время с друзьями, и спорт их объединяет.

Кто-то занимается ради того, чтобы потом ловить восхищенные взгляды.

И так далее, мотиваций может быть множество, и они могут сочетаться между собой, просто какая-то будет сильнее, а какая-то меньше.

Ты быстро заметишь, что какие-то мотивации у тебя повторяются. Например, ты можешь заметить, что тебе нравится делиться своими мыслями, убеждениями, нравится учить других людей, заинтересовывать их в чем-то. Вот здесь и появляется первая жизненная ценность: учить, желание быть в той или иной форме учителем, наставником.

Долгосрочный этап: цели и ценности

Christina Moroz , Unsplash

3. Представь идеальную версию себя. что это за человек? Какие ценности он собой воплощает?

Согласись, что если ты представил успешного бизнесмена, акулу и воротилу, с огромными деньгами в окружении красоток и яхт — это одни ценности (успех, деньги); а если представил мечтательного писателя, живущего в тихом домике в глубине леса — другие (творчество, уединение).

Про цели.

1. Представь, что ты уже состарился и рассказываешь внукам о своей жизни. О чем ты был бы рад рассказать? Какую жизнь ты должен прожить, чтобы в конце было радостно, светло и не стыдно рассказывать о ней детям?

2. Представь свою идеальную жизнь, свой идеальный день, идеального себя. Представь, что ты уже добился всего, чего хочешь, жизненная стратегия человека, которую ты выбрал, оказалась успешной, и ты живешь своей идеальной жизнью. Какая это жизнь? Какие люди вокруг? Что и кто тебя окружает? И как этого можно достичь?

3. Представь наоборот — самый худший вариант развития событий, реализацию всех твоих страхов, полный жизненный швах. Что это за жизнь?

4. Чем ты бы хотел заниматься, если бы был полностью закрыт финансовый вопрос? Просто так, для души?

С рефлексией закончили. Теперь поговорим про более конкретные механизмы и инструменты.

Долгосрочный этап: цели и ценности

Victoria Rokita , Unsplash

Краткосрочные этапы

Здесь, на этапе краткосрочного плана и планирования дня, появляются конкретные цели, поэтому уместно вспомнить об инструменте SMART. По нему удобно ставить конкретные, достижимые цели, формировать четкий образ результата в голове.

S – Specific. Цель должна быть конкретной.

M — Measurable. Цель должна быть измеряемой, т.е., нужны четкие критерии, по которым ты поймешь, что цель достигнута.

A — Achievable, то есть, достижимой, реальной.

R – Relevant, т.е., актуальной для тебя, для твоего жизненного плана.

Также в краткосрочном планировании хорошо работает метод планирования по месяцам. Один месяц — одна цель, к цели ведут четыре задачи, и каждую неделю ты должен выполнять по одной.

Например, цель — завести блог. Первую неделю ты изучаешь информацию о платформе, где ты хочешь завести блог, как на ней работает механизм рекламы, как набирать аудиторию. Вторая неделя — создаешь блог, саму площадку, с технической точки зрения. Третья неделя — заполняешь его первыми постами, контентом. Четвертая неделя — запускаешь рекламу, чтобы привлечь первых подписчиков.

Так ты и не нагрузишь себя сверх меры, и цель достигнешь.

  • Одна — самая важная (по Франклину — приближающая тебя к достижению твоей ближайшей цели), ей ты посвятишь больше всего времени и начнешь ее выполнять прямо с утра, пока голова еще свежая.
  • Три — чуть менее важные, им ты уделишь внимание после выполнения первой задачи.
  • Пять — мелкие бытовые задачи для поддержания быта.

Еще раз, чтобы уложить в голове.

  • Первый блок — ценности, то, что для тебя важно.
  • Второй — главная жизненная цель, то, какой ты хочешь видеть свою жизнь.
  • Третий — общий план достижения цели, этапы твоей жизни.
  • Четвертый — долгосрочный план на ближайшие пять-десять лет.
  • Пятый — краткосрочный план, на ближайший год или полгода (можно меньше или больше, как тебе удобно), помогающий в реализации долгосрочного.
  • Шестой — цель на день, чтобы приблизить тебя к реализации краткосрочного плана.

Помни, что главное — твое удобство. Ты не обязан следовать всем пунктам пирамиды, если что-то тебе не подходит, ты можешь изменять временные рамки, модернизировать. Это лишь вспомогательный инструмент, чтобы выстроить твою жизненную стратегию.

Читайте также: