Судебная реформа петра 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.

Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.

Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:

• Реформы в промышленности и торговле

А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.

Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.

Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.

Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.

Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.

В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.

Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.

В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.

Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.

Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.

В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должна была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.

С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.

В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.

Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.

В 1718 году был подписан указ об учреждении девяти коллегий, в том числе Юстиц-коллегии, которая стала высшим судебным органом. В ее состав включили четыре старых Приказа:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поместный;
  • сыскной;
  • земской;
  • судных дел.

Приказ — учреждение, ведавшее в Московском государстве XVI — XVII веков отдельной отраслью государственного управления.

В 1720 году из состава Юстиц-коллегии вывели бывший Поместный Приказ и преобразовали его в Вотчинную коллегию, занимавшуюся вотчинными делами. Она просуществовала до 1786 года.

Церковный суд тоже был реформирован. В 1721 году по указу Петра I был учрежден Святейший Правительствующий Синод, он же Духовная коллегия.

В чем суть изменений, цели и задачи

Петр I пытался создать судебную систему и особые судебные органы, отделенные от административных, для чего в 1719 году ввел местные судебные инстанции — гофгерихты. Их устройство было заимствовано из шведской судебной системы и отличалось совещательным порядком принятия решений.

Надворные суды получили полномочия рассматривать дела нескольких губерний: так появились судебные округа, которые не совпадали с существующим территориальным делением страны. Кроме того, можно было подать апелляцию в вышестоящий суд. Также была создана система прокурорского надзора и отдельные суды для разных сословий: горожан, духовенства, военных. Коллегии могли расследовать и судить преступления, непосредственно относившиеся к их сферам деятельности.

Высшие и низшие судебные инстанции государства

Высшей судебной инстанцией стала Юстиц-коллегия. Сначала была создана административно-судебная система, в которой судебными делами ведали коменданты и воеводы-коменданты, а чуть позже — непосредственно судебная. С этого времени на местах действовали коллегиальные надворные и городовые суды, подчиненные Юстиц-коллегии. Там, где надворные суды еще не появились, их работу могли выполнять губернаторы или воеводы.

Самой низшей инстанцией были городовые суды, они же провинциальные, созданные в девяти городах. Преступления, за которые карали смертной казнью или галерными работами, передавали в надворный суд после вынесения приговора нижним судом.

Городовые судьи до 1722 года единолично исполняли судебные функции в других городах, после 1722 года их функции передали воеводам. Там, где не было воевод, назначали асессоров, имевших право рассматривать дела с исковыми суммами не более двадцати рублей. Позже асессоров сменили судебные комиссары, исковые суммы дел, подсудных им, не должны были превышать пятидесяти рублей.

Городские (для горожан), военные и церковные суды обладали собственными системами иерархии. Гражданскими и уголовными преступлениями горожан занимались магистраты городов, выше которых находились провинциальные (они же губернские) магистраты, магистраты больших городов, Главный магистрат и Сенат. Преступления, за которые карали смертной казнью, всегда перед исполнением приговора рассматривал Главный магистрат.

Задачи церковного правосудия состояли в рассмотрении антирелигиозных преступлений, ведении бракоразводных процессов, тяжб с участием духовных лиц, за исключением споров о явных уголовных преступлениях и занятиях светским промыслом, т. е. торговлей и т. п. В 1722 году учредили низшую судебную инстанцию в церковной иерархии — правления, или духовных управителей.

В 1723 году была учреждена дополнительная коллегия для розыскных дел, стоявшая между епархиальными судами и Святейшим Синодом, но не было законов, определявших ее компетенции.

Кригсрехт — военный суд, учрежденный Воинским уставом Петра I от 1716 года.

Военный суд состоял из генерального кригсрехта и полковых. Генеральный кригсрехт рассматривал преступления целых полков, высших воинских чинов и жалобы на офицеров, касавшиеся вопросов чести и жизни, а также принимал апелляции по делам, рассматривавшимися полковыми судами.

Крестьян судили коменданты, ландраты, воеводы. В зависимости от места приписки, например, завода или фабрики, крестьяне были подсудны соответствующим коллегиям и приказам. Помещики сами могли вершить правосудие над своими крестьянами.

Какие трудности возникли на пути преобразования судебной системы

Судебная система не стала полностью независимой от административной, несмотря на создание отдельных судебных органов и фактическое структурное обособление. Основная проблема была в слепом и бездумном копировании западной системы без учета российских особенностей.

Но не менее важной проблемой оказалась нехватка финансов. Содержание полноценной системы правосудия на тот момент было невозможно. Кроме того, не хватало квалифицированных юристов. Истцы и подсудимые жаловались на решения судов не в высшие инстанции, а местным властям, в судебные дела вмешивались губернаторы. В итоге в 1727 году надворные суды были упразднены, их функции передали губернаторам, а позже суд и администрация слились на всех уровнях.

В 1726 году был создан Верховный Тайный Совет, первоначально состоявший из министров и сенаторов, приближенных Петра I. С возникновением этого учреждения Сенат и коллегии стали подчиняться ему. Верховный Тайный Совет занимался политическими делами, а также теми, что не регулировались имеющимися законами и не относились ни к чьей компетенции, т. е. стал высшей апелляционной инстанцией для судебных дел любых категорий.

Характерные черты нового судопроизводства

Значимыми чертами нового судопроизводства можно назвать:

  • принцип коллегиальности;
  • более четкое разделение подсудности;
  • создание системы судебного управления;
  • создание прокурорского надзора;
  • разделение судов на низшие и высшие инстанции.

Итоги судебной реформы Петра I

Впервые появились отдельные учреждения, занимавшиеся только отправлением правосудия, была законодательно закреплена их строгая система, что имело большое значение для усиления центральной власти. Суд был отделен от администрации, хотя проведение реформы и происходило недостаточно последовательно. К несомненным плюсам реформы относится возникновение контролирующих органов и появление адвокатуры.

Гражданские дела, а именно вотчинные и исковые, стали рассматривать в одних судебных органах. Были созданы специальные системы правосудия: для горожан, духовенства, военных.

У судебной реформы были и серьезные минусы. Многие дела, по которым приговором была смертная казнь, полагалось передавать для проверки в высшие инстанции, что замедляло судопроизводство. Большая часть населения страны, крепостные крестьяне, в принципе были лишены возможности обратиться в суд.

Синод, созданный по требованию церкви, должен был иметь столько же власти в церковных вопросах, сколько Сенат имел в гражданских, но реализовать это не удалось. Петр I не стал урегулировать нюансы взаимоотношений двух этих инстанций на практике, в результате чего духовная власть оказалась вынуждена подчиняться светской, что послужило причиной ухудшения отношений церкви и государства.


Судебная реформа.

Судебная реформа Петра I - реформа судоустройства и судопроизводства.

Цели реформы.

-Упорядочение, централизация и усиление всей судебной системы России.

-Отделение суда от администрации, то есть провести разделение судебной и исполнительной властей.

-Необходимость пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок.

-Пресечение притеснений, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии, дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации.

Начало реформы – 1719 г.

Указы Петра 1.

Указ от 21 февраля 1697 года.

  • отмена очных ставок между свидетелями или с подсудимым,
  • использование ранее известного метода - розыска.

Указ 1715 года - "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб".

  • закреплялась система судебных органов, состав суда и порядок его формирования;
  • показания свидетелей стали весомыми доказательствами вины или невиновности обвиняемого;
  • если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины;
  • весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие;
  • важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза.

Указ от 5 ноября 1723 года - закон "О форме суда".

  • суд - единственная форма судебного процесса;
  • упразднение розыска;
  • все уголовные дела заводятся в низших судах, например, в уездном суде, низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств;
  • если дело несложное, то его решали на месте, если же наказание за деяние должно быть серьезное, то дело отправляют выше, например земский суд.

Содержание военной реформы.

  • Сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • Преображенский приказ – исполнял судебные функции, рассматривая политические дела;
  • Юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • Тайной канцелярии розыскных дел;
  • гофгерихты (надворные суды) – губернские суды;
  • нижние суды – в провинциях, рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства..
  • Образование новых судебных органов: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты (суды в крупных городах -надворные суды), нижние суды.
  • Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной.
  • Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей. Осуществлять судебные функции ему помогала Канцелярии розыскных дел.
  • Генерал-прокурор и обер-прокурор подчинялись суду царя.
  • Сенат - апелляционная инстанция, дававшая разъяснения судам и разбиравшая некоторые дела. Именно Сенат судил сенаторов за должностные преступления.
  • Юстиц-коллегия – апелляционный суд по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
  • Прокуратура: генерал- прокурор Сената и прокуроры при коллегиях и надворных судах.
  • Вотчинная коллегия – суд по земельным делам.
  • Камер-коллегия – рассматривала финансовые преступления против государства.
  • апелляционные суды крупных городов
  • провинциальные суды – которые занимались уголовными гражданскими делами простого населения
  • магистрат – вёл судебные дела жителей города, которые были включены в посад.

Была сделана попытка отделить суды от администрации, но она не была завершена: создавая специальные судебные органы, Пётр 1 сохранил некоторые судебные функции за административными органами. Так, надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации.

Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

ДАТЫ.


1718 г.- учреждение Тайной канцелярии розыскных дел.

1719- учреждение надворных судов.

В 1722 году были учреждены провинциальные суды в состав этих судов вошли воеводы и заседатели (другое название – асессоры)/

  • Суд оставался феодальным, призванным в первую очередь защищать интересы феодалов как господствующего класса.
  • Отделение суда от администрации было преждевременным в феодальном государстве, поэтому административные органы продолжали выполнять судебные функции.
  • Появление большого количества лиц и органов власти, занимающихся судебной деятельностью: сам император, губернаторы, воеводы и др. Это создавало почву для злоупотреблений и необъективности.
  • Состязательность процесса, основанность наказания на конкретных статьях закона (это положительный итог).
  • Непоследовательность реформы.

ВЫВОД: судебная реформа Петра I была одной из самых неудачных.


В 1719 году Пётр I приступил к осуществлению реформы, целью которой было выведение судов из-под власти местных административных органов. Её необходимость была продиктована притеснениями, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии. Идея разделения властей, положенная в основу судебной реформы Петра 1, была заимствована им на Западе и мало соответствовала условиям России XVIII века. В связи с этим, прогрессивная по своей сути, она с трудом вписывалась в реалии российской жизни.

Судебная реформа Петра 1

Необходимая, но преждевременная инициатива

Трудности на пути внедрения реформы объяснялись главным образом тем, что к началу XVIII века в странах Западной Европы феодальные устои стремительно разлагались под натиском активно развивавшейся буржуазии. В России же этот новый по тому времени класс был ещё чрезвычайно слаб и не мог в полной мере воспользоваться выгодами, которые давало создание суда, независимого от чиновничьего произвола. Таким образом, одним из минусов судебной реформы Петра 1 является её преждевременность и несоответствие историческим условиям России первой четверти XVIII века.

Ещё до начала проведения реформы государем был предпринят ряд мер, направленных на упорядочение судопроизводства в стране. В частности, им была учреждена Юстиц-коллегия, являвшаяся высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам. Кроме того, в губерниях были созданы надворные суды, а в провинциях ─ нижние.

Высшие и низшие судебные инстанции государства

В случае возникновения правовых претензий к главным юристам государства ─ обер-прокурору и генерал-прокурору ─ их дела мог рассматривать только государь-император, поскольку он, как было сказано выше, представлял собой высшую судебную инстанцию. Рангом ниже него шёл Сенат. Он выполнял функции апелляционного органа, дававшего разъяснения нижестоящим судам, а также рассматривал определённую категорию дел. Так, ему были подсудны сами господа сенаторы, уличённые в тех или иных должностных преступлениях. В состав Сената входила Юстиц-коллегия, осуществлявшая управление всеми судами на территории России, а также рассматривавшая апелляции, поданные в отношении решений, принятых надворными судами.

Судебная реформа Петра 1 кратко

Основные положения судебной реформы Петра 1 устанавливали и порядок судопроизводства на местах. Оно должно было осуществляться судами двух уровней ─ нижними и надворными. Президентами последних могли быть только губернаторы и вице-губернаторы. На их рассмотрение передавались дела из нижних судов в тех случаях, когда, по мнению одной из сторон, решение было принято с пристрастием. Так же и смертные приговоры, вынесенные низовыми судебными инстанциями, во всех случаях подлежали утверждению надворными судами.

Роль Сената в рассмотрении наиболее важных дел

Помимо всего прочего, значение судебной реформы Петра 1 заключалось в расширении полномочий Сената. Любопытно отметить, что практически все его коллегии, за исключением лишь той, которая ведала иностранными делами, через своих представителей на местах выполняли те или иные судебные функции.

Например, в рассмотрении дел, связанных с хищением государственных средств (казнокрадством), всегда принимали участие так называемые камериры ─ чиновники Камер-коллегии, ведавшей финансами, а земские комиссары занимались беглыми крестьянами. Содействие в этом им оказывали местные воеводы.

Также органами Сената являлись два печально памятных учреждения ─ Тайная канцелярия и Преображенский приказ, занимавшиеся расследованием политических преступлений и обладавшие судебными полномочиями. Они были призваны осуществлять контроль за всеобщей лояльностью существовавшему режиму и на самой ранней стадии искоренять любые проявления вольнодумства.

Трудности на пути преобразования судебной системы

Плюсы судебной реформы Петра 1

Такое положение вещей создало благоприятную почву для самых грубых злоупотреблений со стороны губернаторов, бесцеремонно вмешивавшихся в отправление правосудия. Усилившийся хаос во взаимоотношениях местных властей и судов усилился, приведя к тому, что в период 1722-1727 гг. отдельные статьи судебной реформы Петра 1 были изменены. В частности, государь упразднил надворные и низшие суды, передав их функции воеводам и асессорам (заседателям). Таким образом, на местах административная и судебная власть оказалась в одних руках, что послужило дальнейшему усилению чиновничьего произвола.

Исключение составили лишь дела, касавшиеся политических вопросов: они, как и прежде, подлежали рассмотрению Тайной канцелярией, а в особо серьёзных случаях решения по ним выносил лично император. Кроме того, особая система судопроизводства существовала в Прибалтике, на Украине, а также в ряде мусульманских областей, находившихся под юрисдикцией российского монарха. Принято считать, что итоги судебной реформы Петра 1 в целом оказались весьма неутешительными. Не обеспечив граждан возможностью законно отстаивать свои интересы, она создала благоприятные условия для коррупционеров.

Законы, ставшие орудием подавления вольнодумства

Следует остановиться и на осуществлённом в результате реформы изменении общей практики судопроизводства. Дело в том, что в начальный период правления Петра I в России она представляла собой состязательный процесс. Его принцип заключался в том, что при вынесении решений рассматривались доказательства, приводимые обеими сторонами. Сами же члены суда участия в следственных мероприятиях не принимали.

Такой порядок существовал с давних времён и принял форму овеянной веками традиции. Однако судебная реформа Петра 1 проводилась в период, когда российское общество было охвачено очередной волной классовой борьбы, что явилось неизбежным следствием крушения прежних феодальных устоев, последним звеном которых являлся абсолютизм. В этих исторических реалиях государю был необходим действенный механизм для подавления любых попыток изменения существовавшего строя.

Волна крестьянских восстаний, прокатившаяся по России в начале XVIII века, послужила одной из причин проведения в жизнь судебной реформы Петра 1. Предусмотренные ею инструменты подавления сопротивления народных масс, такие как создание Тайной канцелярии и Преображенского приказа, явились следствием стремления господствовавшего класса удержать свои позиции. Эта тенденция нашла своё отражение и в нововведениях, касавшихся вопросов судопроизводства.

Судебная реформа Петра 1 основные положения

Инквизиторы XVIII века

На смену прежней состязательной системе, о которой говорилось выше, в царствование Петра I пришла следственная, или, как её нередко называли современники, инквизиционная форма. Теперь, вопреки сложившейся ранее традиции, суд наделялся полномочиями самостоятельно составлять обвинительную базу доказательств, что значительно уменьшало вероятность вынесения оправдательных приговоров, особенно если речь шла о политических преступлениях, весьма участившихся и послуживших толчком к проведению реформы Петра 1.

Кратко это можно выразить следующим образом: суд принял форму репрессивного механизма, предназначенного для сохранения в стране существовавшего политического строя, которым являлась в ту пору абсолютная монархия. Остановимся подробнее на особенностях розыскного (инквизицонного ) процесса.

Характерные черты нового судопроизводства

Прежде всего следует отметить, что, независимо от того, из каких источников поступали сведения о тех или иных противоправных деяниях, начало процесса инициировалось самим судом, то есть государством. Исключения составляли лишь гражданско-правовые тяжбы, начинавшиеся, как и в прежние времена, с подачи истцом челобитной.

Крайне важным обстоятельством является то, что на самих судей возлагались обязанности следователей. В результате полученные ими данные не перепроверялись, а при рассмотрении дела принимались как неоспоримый факт. По сути, целью органов, обеспечивавших судопроизводство, стало не установление истины и наказание виновных, а всеобщее устрашение, направленное на профилактику и предупреждение возможных антиправительственных действий.

В результате итогом судебной реформы Петра 1 стала повсеместная практика, при которой считалось, что лучше покарать невиновного (чтоб другим неповадно было), чем вынести оправдательный приговор. Такой принцип судопроизводства надолго укоренился в России и, пережив эпоху самодержавия, расцвёл пышным цветом в период массовых репрессий XX века.

Изучение судебной реформы Петра 1

Продолжение былых традиций

Судебная реформа Петра 1, кратко описанная выше, зародилась отнюдь не на пустом месте. Она явилась логическим завершением ранее начатых процессов. Достаточно вспомнить государев указ от 21 февраля 1697 года, в котором был обозначен решительный поворот от совещательного суда к следственному ─ иквизиционному по своей сути. Этот документ, отменявший, в частности, очные ставки, устанавливал жёсткую и подчас крайне пристрастную систему розыска.

Например, судье предоставлялось право отводить любого свидетеля, если его показания могли поставить под сомнение готовящийся приговор. Более того, их вполне могли привлечь к ответственности как лжесвидетелей, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до смертной казни, впервые введённой за этот вид преступлений.

Изучение судебной реформы Петра 1 и ряда предшествовавших ей указов показывает, что сами по себе они не являются новым словом в юриспруденции той эпохи, а всего лишь служат продолжением традиции, заложенной ещё много веков назад. Подобные формы розыска, негласно существовавшие ещё в эпоху Рюриковичей, получили в данном случае юридическое обоснование и были возведены в ранг закона.

Свод нормативных актов 1716 года

Статьи судебной реформы Петра 1

Законодательный документ, появившийся в 1716 году и также являвшийся частью общей реформы, сыграл существенную роль в установлении новых институтов в процессуальном праве России. Прежде всего его положениями регламентировалась сама система судебных органов страны. Кроме того, в нём впервые чёткое определение получило понятие судебного процесса и были обозначены основные его виды.

Далее конкретно указывалось, в каких случаях и в каком объёме допустимо применение пыток (для XVIII века это был весьма актуальный вопрос). И наконец, устанавливался порядок рассмотрения доказательств, а также вынесения и обжалования приговора. Решение всех этих важнейших юридических вопросов в прежние времена возлагалось непосредственно на судебных чиновников и полностью зависело от их произвола. Таким образом, выработка общей для всех процессуальной базы является существенным плюсом судебной реформы Петра 1.

Характерные особенности судебного следствия

Многие исследователи обращают внимание на то, что большинство нормативно-правовых актов, появившихся в Петровскую эпоху, были частично или полностью заимствованы из западных источников. Именно так, например, составлялись в ту пору воинские и гражданские законы. Однако, несмотря на это, все они явились отображением общественного и политического развития России в начале XVIII века и диктовались требованиями развивавшегося в ней абсолютизма. Поскольку в Петровскую эпоху судебные процессы, как было сказано выше, имели розыскную или, иначе говоря, инквизиционную форму, остановимся подробнее на основных их чертах.

Независимо от того, из каких конкретных источников поступал материал обвинения, начало процесса инициировалось государством, то есть самими членами суда. Исключение составляли лишь гражданско-правовые тяжбы, челобитные по которым подавали непосредственно сами истцы.

Далее все следственные мероприятия осуществлялись судьями, и их результаты не рассматривались в других инстанциях, что полностью исключало иное, не устраивающее их толкование собранных доказательств. Такая практика создавала почву для сложившегося в ходе следствия предвзятого подхода судей к обстоятельствам дела.

Статьи итоги судебной реформы Петра 1

Итоги судебной реформы Петра 1

При всех своих недостатках, о которых говорилось выше, судебная реформа начала XVIII столетия явилась важной вехой в истории российской юриспруденции. Благодаря ей появились более чёткие формулировки большинства законов, а также определения основных процессуальных институтов и понятий. Кроме того, была законодательно установлена более стройная и неизвестная прежде система судебных органов. Но в то же время, несмотря на все усилия, органы правосудия так и не удалось вывести из-под влияния местной администрации и освободить от многих пережитков прошлого.

Читайте также: