Митрофан греков биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Митрофан Греков (настоящая фамилия Мартыщенко) — один из родоначальников и наиболее ярких представителей батального жанра в советской живописи. Творчество этого художника стало переходным этапом между реалистическими традициями XIX века и искусством социалистического реализма. Греков видел Гражданскую войну своими глазами и запечатлел ее на многочисленных полотнах. Его батальные картины отличаются динамичностью, ясной композицией, высокой достоверностью и вниманием к деталям.

Молодость Митрофана Грекова

В 1912 году Греков отправляется на воинскую службу, а с началом Первой мировой войны — на фронт. Три года он служил в составе 19-й казачьей сотни и даже в тяжелых условиях солдатского быта находил возможность делать зарисовки. В результате тяжелого ранения и проблем со здоровьем в 1917 году он мобилизуется, но военная тема осталась для него главной до конца жизни.

Приход революции Греков встретил с энтузиазмом и в 1920-м вступил добровольцем в Красную Армию. В первой половине 20-х он создает серию батальных картин, посвященных победам над белогвардейцами и проникнутых романтикой революционной стихии. Во многих ранних работах заметна антимилитаристская тема, а изображение военных будней отличается глубокой правдивостью. Это роднит творчество молодого Грекова с традициями Василия Верещагина.










Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923 Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. В отряд к Буденному. 1923. Фанера, масло. 37 x 52. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.

Митрофан Греков. Трубачи Первой конной. 1934. Холст. Масло. 127 x 157.

Попытки некоторых современных исследователей причислить Грекова к стану художников, мифологизирую­щих изображаемые события и спо­собствующих утверждению тоталита­ризма, не имеют под собой никаких оснований. Он не писал огромных помпезных полотен, прославляющих советских руководителей, иллюстрирующих коммунистические идеи. Если художник иногда изображал в своих батальных картинах военачаль­ников Красной армии, то это непре­менно было обусловлено правдиво­стью избранного им сюжета. Греков, как и многие великие мастера про­шлого, сохранял творческую незави­симость.

Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.

Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. 1914. Холст. Масло. 106х200.

Мемориальный Дом-музей Гре­кова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества, был соз­дан благодаря стараниям жены худож­ника — Антонины Леонидовны. Она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеве­дения картины, в основном раннего периода, большое количество этюдов (свыше 800), личные вещи баталиста. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Терентьевна Грековы, последняя стала его первой заведую­щей. Типичный казачий курень на тихой окраине Новочеркасска, усадь­ба с постройками и садом сохрани­лись такими, какими были при жизни Грекова. Скромная обстановка уют­ных комнат, просторная мастерская с его произведениями на стенах. Инженерная доска, широкое окно на бескрайние донские дали — все это вызывает ощущение присутствия художника. Прямо из этого окна он писал этюды, которые здесь же экспонируются. Реализм своего творческого метода баталист постоянно подкреплял работой с натуры.

Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Митрофан Греков. Тачанка (Выезд на позиции). 1933. Холст, масло. 150 x 300. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

И как бы сегодня ни относились к периоду гражданской войны в исто­рии России, ее причинам и роли в дальнейшей судьбе страны, произ­ведения Митрофана Борисовича Грекова и для последующих поколе­ний останутся школой мастерства, волнующими художественными документами суровой эпохи великих клас­совых битв.

Зрелые годы Грекова

Настоящая всенародная слава пришла к мастеру после посмертной выставки, где было представлено более 300 работ. Сейчас многие его картины выставляются в Третьяковке, Русском музее и доме-музее Грекова в Новочеркасске.

Если вам интересна военная тема в искусстве, то на сайте Very Important Lot вы наверняка найдете работы, достойные вашей коллекции. На аукционах регулярно выставляются заслуживающие внимания работы знаменитых и менее известных авторов.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

Фаворский свет


Икона Преображения Господня. Феофан Грек —


Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Митрофан Борисович Греков (Mitrofan Grekov, настоящее имя Мартыщенко Митрофан Павлович; родился 15 июня 1882 г. — умер 27 ноября 1934 г.) был одним из родоначальников и наиболее ярких представителей батального жанра в советской живописи. Творчество этого художника стало переходным этапом между реалистическими традициями XIX века и искусством социалистического реализма. Греков видел Гражданскую войну своими глазами и запечатлел ее на многочисленных полотнах. Его батальные картины отличаются динамичностью, ясной композицией, высокой достоверностью и вниманием к деталям.

Молодость Митрофана Грекова

В 1912 году Греков отправляется на воинскую службу, а с началом Первой мировой войны — на фронт. Три года он служил в составе 19-й казачьей сотни и даже в тяжелых условиях солдатского быта находил возможность делать зарисовки. В результате тяжелого ранения и проблем со здоровьем в 1917 году он мобилизуется, но военная тема осталась для него главной до конца жизни.

Приход революции Греков встретил с энтузиазмом и в 1920-м вступил добровольцем в Красную Армию. В первой половине 20-х он создает серию батальных картин, посвященных победам над белогвардейцами и проникнутых романтикой революционной стихии. Во многих ранних работах заметна антимилитаристская тема, а изображение военных будней отличается глубокой правдивостью. Это роднит творчество молодого Грекова с традициями Василия Верещагина.

Зрелые годы Грекова

Настоящая всенародная слава пришла к мастеру после посмертной выставки, где было представлено более 300 работ. Сейчас многие его картины выставляются в Третьяковке, Русском музее и доме-музее Грекова в Новочеркасске.

Если вам интересна военная тема в искусстве, то на сайте Very Important Lot вы наверняка найдете работы, достойные вашей коллекции. На аукционах регулярно выставляются заслуживающие внимания работы знаменитых и менее известных авторов.

Даты жизни: 3 июня 1882 - 27 ноября 1934
Место рождения: хутор Шарпаевка, Область Войска Донского
Старший урядник Донского казачьего войска. Один из основоположников советской батальной живописи.

Греков

Родился на хуторе Шарпаевка (ныне Ростовская область) в семье казачьего офицера Мартыщенко. Ещё в раннем детстве будущий художник-баталист проникся красотой донских степей. Его отец был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась сыну.
Сказалось на судьбе Мартыщенко-младшего и то, что он ещё в детстве познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Н. Н. Каразина, немало занимавшегося иллюстрированием книг и альманахов.
Будущий знаменитый советский баталист 1920–1930-х годов очень рано проявил свою склонность к живописи. Отец постарался дать ему хорошее образование. После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской Митрофан Мартыщенко в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника К. К. Костанди, от которого почерпнул очень многое.
Учился юный донской казак азам живописи прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени Судновского.

В отряд к Будённому. 1923 г.

В отряд к Будённому

Трубачи Первой Конной армии Греков

Трубачи Первой конной армии

М.Б. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.

Красноармейская тачанка

М.Греков. Знаменосец и трубач.

Знаменосец и трубач

Греков активно занимался общественной деятельностью. В 1925 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиал в Новочеркасске. Он становится постоянным участником художественных выставок в Москве и других городах Советского Союза, получая много доброжелательных отзывов.
Живописец не жалел себя в работе. Увлечённый созданием панорамы боёв за Перекоп в 1920 году, Митрофан Борисович поздней осенью 1934 года выехал в Крым для написания этюдов. Там он заболел и в ноябре месяце умер в Севастополе, где и был похоронен.
Созданная им студия военных художников-баталистов в 1935 году была организационно оформлена. Ей было присвоено имя основателя студии.
Художественное наследие донского казака М. Б. Грекова бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее М. Б. Грекова.
В Советском Союзе в 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы, то есть к 9 мая, присуждались одна золотая и три серебряные медали имени М. Б. Грекова. Казака-донца, прославившего своими талантливыми творениями советскую школу батальной живописи.

Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов.- М.: Вече, 2007.- С.417-421.- (100 великих)

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ БИОГРАФИЯ

ЮНЫЙ ТАЛАНТ

МУЗА

ХУДОЖНИК В АРМИИ

ЖИЗНЬ В НОВОЧЕРКАССКЕ

ХУДОЖНИК ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

1Греков1

Взятие Ростова

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК

НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ

Митрофан Павлович Мартыщенко известный в основном под именем Митрофан Борисович Греков (3 июня 1882, х.Шарпаевка, Яновская волость, Донецкий округ, Область Войска Донского — 27 ноября 1934, Севастополь) — советский художник-баталист русского казачьего происхождения.

Содержание

Жизнеописание



Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович. Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Области Войска Донского (ныне Ростовская область).

Сначала поступил учиться живописи в Одесское художественное училище (у Костанди, Кириак Константинович), затем оказался в Петербургской академии художеств, где обучался у Репина и Ф. А. Рубо — классика батального жанра. Стал основателем советского батального жанра.

В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного.



Был членом АХРР. Жил в Новочеркасске и в Москве.

Работы в коллекциях

Память



  • В Москве с 1934 года работает студия военных художников имени М. Б. Грекова.
  • Именем М. Б. Грекова названо Ростовское художественное училище.
  • Именем М. Б. Грекова названо Одесское художественное училище.
  • В Новочеркасске существует Дом-музей М. Б. Грекова.
  • С 1966 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и 3 серебряные медали им. Грекова.

Источники

Литература

  • Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1973. — 125 с.
  • М. Б. Греков в воспоминаниях современников. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 136 с.
  • Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — М.: Советский художник, 1961. — 358 с.
  • Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. Монография. — М.: Изобр. ис-во, 1982. — 248 с.

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 3 июня
  • Родившиеся в 1882 году
  • Умершие 27 ноября
  • Умершие в 1934 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники СССР
  • Художники-баталисты России
  • Художники России XX века
  • Донские казаки
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Выпускники института имени Репина
  • Выпускники Одесского художественного училища

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Греков, Митрофан Борисович" в других словарях:

Греков, Митрофан Борисович — Митрофан Борисович Греков. ГРЕКОВ Митрофан Борисович (1882 1934), живописец баталист. Произведения посвященные 1 й Конной армии и событиям Гражданской войны (“Тачанка”, 1925). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Греков Митрофан Борисович — (до 1911 Мартыщенко Митрофан Павлович) (1882 1934), советский живописец. Баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898 1903) и в петербургской АХ (1903 11) у Ф. А. Рубо. Член АХРР (1925 29). Для произведений Грекова,… … Художественная энциклопедия

Греков Митрофан Борисович — (до 1911 Мартыщенко Митрофан Павлович) [3(15). 6. 1882, хутор Шарпаевка, ныне Ростовской обл., 27.11.1934, Севастополь], советский живописец баталист. Учился в Одесском художественном училище (1898 1903) и петербургской АХ (1903 11) у Ф. А. Рубо … Большая советская энциклопедия

ГРЕКОВ Митрофан Борисович — (1882 1934) российский живописец. Основоположник советской батальной живописи. Запечатлел события Гражданской войны ( Тачанка , 1925). Инициатор создания панорам и диорам … Большой Энциклопедический словарь

Греков Митрофан Борисович — Митрофан Борисович Греков Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Греков, Митрофан Борисович — Род. 1882, ум. 1934. Советский живописец баталист, автор полотен, посвященных событиям Гражданской войны ("Тачанка", 1925). Создатель панорам и диорам … Большая биографическая энциклопедия

Митрофан Борисович Греков — Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Греков, Митрофан — Митрофан Борисович Греков Мемориальная табличка на фасаде Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова Имя при рождении: Митрофан Павлович Мартыщенко Дата рождения: 3 июня … Википедия

Читайте также: