Жизнь на маяке кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Осиновецкий маяк, Ленинградская область

Каменный 70-метровый великан возвышается над юго-западным берегом Ладожского озера. В списке самых высоких маяков мира он занимает девятую строчку. С апреля по ноябрь Осиновецкий маяк отмечает для морских судов западную границу входа в бухту Петрокрепость. Из неё своё течение начинает река Нева.

Строительство Осиновецкого маяка длилось пять лет — с 1905 по 1910 годы. Красные, зелёные и белые вспышки маяка видны за 40 километров. Это все три цвета, которые используются в маячном деле. Остальные для навигационных целей непригодны. Например, синий быстро рассеивается каплями атмосферной влаги, подавая нечёткие сигналы на слишком короткие расстояния, что чревато морскими авариями.

Осиновецкий маяк занимает особое место в истории Санкт-Петербурга. В дни блокады Ленинграда здесь построили порт, который в сентябре 1941-го принял первый караван с зерном. Через год через него проходили уже несколько сотен тонн груза для осажденного города — от продовольствия до оружия и бытовой техники.

Более 20 лет преданным смотрителем Осиновецкого маяка был самый старый маячник России — Сергей Шулятьев, ежедневно зажигавший лампы башни. Он проработал на маяке до 74 лет. В 2010 году его сменил бывший дальнобойщик Олег Карепанов.

Попасть внутрь маяка не получится. Он принадлежит Министерству обороны России и находится под постоянной охраной.

Маяк Эгершельд, Владивосток

Маяк Эгершельд (второе название — Токаревский) — один из старейших на Дальнем Востоке. Находится он на насыпной узкой косе-дамбе Токаревская кошка, в южной части Владивостока. Маяк был построен в 1876 году. С тех пор его башня служит главным ориентиром для судоводителей при входе в порт приморской столицы.

Внутрь маяка попасть нельзя. Летом поездку к маяку Эгершельд можно совместить с походом на пляж, который расположен рядом. Отсюда открывается живописная панорама Владивостока, острова Русский и одноимённого вантового моста через пролив Босфор Восточный. А зимой на Токаревской кошке можно встретить ларгов — пятнистых тюленей. Не поддавайтесь искушению их погладить: приближаться к ним ближе, чем на 15 метров, не рекомендуется. С февраля по март у тюленей рождается потомство, поэтому ларги могут быть настроены воинственно, приняв вас как угрозу их детёнышам.

Тарханкутский маяк, Крым

5 отелей на маяках на разных континентах

Когда хочется сбежать подальше от цивилизации и остаться один на один с океаном, трудно придумать отдых лучше, чем в домике на пляже. А еще романтичнее — поселиться в отеле на маяке и освещать путь плывущим кораблям.

Мы изучили несколько предложений от необычных отелей, расположенных на разных континентах, и представляем вашему вниманию самые атмосферные.

1. Маяк Коркира, Хорватия

Маяк находится на острове Корчула (Korcula). Его можно взять в аренду вместе с участком суши, окруженным водой. Здесь, на каменистых берегах, в 130 км от Дубровника и всего в 5 минутах на катере от приморского городка Оребич могут поселиться до 8 отшельников. В 4 комнатах двухэтажного дома с бассейном есть все удобства: ТВ, интернет, детская кроватка. Сюда можно захватить и питомца, но по предварительному согласованию с хозяином. Удовольствие побыть робинзонами обойдется примерно в 32 000 RUB за день на всю компанию.

Как добраться: от аэропорта до причала в городе Оребич 126 км, затем на катере 4 км по морю до острова Корчула.




2. Маяк-отель O Semaforo, Испания

Бронировать номер следует заблаговременно. А доехать до маяка можно на автомобиле от португальского Порту (300 км) или столицы — Мадрида (700 км).




3. Фаро Пунта Дельгадо, Аргентина

Отель Faro Punta Delgado находится в западной части Аргентины, на полуострове Вальдес. Добраться туда можно от Буэнос-Айреса на автомобиле или морем, но дорога предстоит дальняя — больше 1000 км. Отважных путешественников, преодолевших немалое расстояние, ждет настоящее уединение. Компанией вам будут магеллановы пингвины, морские львы, тюлени, киты, дельфины да окрестные скалы, называемые пирамидами.

Гостей ждут прогулки вдоль моря, катание по прериям на лошадях, плотный ужин с патагонской бараниной и прекрасными местными винами. А вечером местные имеют обыкновение расписать пулю — эта привычка осталась со времен казино, которое находилось здесь ранее.

Номера просторные, с телефоном, Wi-Fi, ТВ и ванной. Стоимость проживания 92-180 USD.




4. Брэддок Поинт, США

Исторический маяк Braddock Point Lighthouse был открыт в 1896 г. американским Учреждением Маяков. Он расположен на берегу озера Онтарио, возле Рочестера, штат Нью-Йорк. Это красивое здание в викторианском стиле было недавно отремонтировано и теперь служит прекрасным отелем, которым управляет семейная пара Нэнди и Дональд Таун. В интерьере — морской стиль, повсюду атрибуты моряков: часы-компас, одежда, а обстановка номеров лаконична и напоминает корабельные каюты. При этом есть все удобства, включая ванные комнаты в каждом номере и домашний ресторанчик. Сигнальный огонь функционирует до сих пор, но он не мешает отдыхающим.

Основные развлечения для отдыхающих — сходить на верхнюю галерею маяка и послушать рассказ о работе его смотрителя, а еще — съездить на экскурсию к Ниагарскому водопаду.

Проживание здесь стоит 179-299 USD в сутки, забронировать номер можно на сайте отеля. Добраться сюда удобнее всего из Торонто на арендованном авто, расстояние 250 км.




5. Лайтхауз, Новая Зеландия

А теперь перенесемся на самый край Земли — в Новую Зеландию. Отель Lighthouse находится всего в 15 минутах езды на автомобиле или автобусе от Веллингтона, поэтому жизнь на маяке не покажется уединенной. Комнаты-каюты расположены на трех этажах, на верхнем — смотровая площадка с прекрасным видом на море. Гостей угощают морской пищей, но могут подстроиться и под вегетарианцев. Отдых самый разнообразный: от исследования местных пляжей и катания на лодке до вылазок в столицу, где великое множество достопримечательностей.

Проживание стоит 170-230 NZD за ночь, бронирование — на сайте отеля.

5 маяков России. Туристу на заметку


Что мы знаем о маяках? Возможно, мы не можем оценить технических характеристик, но значимость этих сооружений недооценить сложно. Лучи света, прорезающие плотное ночное небо, часто являлись путеводной звездой для морских судов в самые страшные штормы. Художников всегда завораживало очертание этих башен Жизни, что так гордо и так одиноко возвышаются над водной гладью. А путешественники по сей день восторгаются величием и необыкновенной историей каждого маяка.
Редакция журнала Porusski.me отобрала для вас 5 маяков России – приятного просмотра и увлекательного путешествия!

1. Осиновецкий маяк

Один из самых высоких озерных маяков в Европе и самый известный на Ладожском озере. Многие его так и называют – Ладожский маяк – по имени озера, а не мыса, на котором он находится. На берегу озера можно не только остановиться с палаткой на выходные, но и провести несколько дней в комфортабельных домиках на одной из баз отдыха. Днем вам обязательно захочется посетить местные достопримечательности и пройтись босиком по пляжу с мелким песком, а вечером – наблюдать за работой маяка, укутавшись в мягкий плед.

Маяк находится во Всеволожском районе, п. Ладожское озеро, Дорога жизни.


2. Тарханкутский маяк

Прекрасно сохранившийся и до сих пор функционирующий 200-летний маяк, установленный в самой западной точке Крымского полуострова – мысе Тарханкут. Моряки называют эту точку Мысом бурь из-за частых кораблекрушений в этом районе. Маяк является уникальным историческим памятником архитектуры, а его близнец находится на Херсонесе. Территория маяка является охраняемым объектом, так что прорываться сквозь колючую проволоку мы не рекомендуем, а вот сделать пару удачных кадров вам вполне удастся.

Добраться к маяку можно из поселка Оленевка, двигаясь на Юго-Запад. Расстояние от поселка Оленевка до Тарханкутского маяка – 3,3 км.


3. Маяк Эгершельд

Основан в 1876 году, входит в число старейших маяков Дальнего Востока. Маяк расположен на оконечности узкой каменистой косы, уходящей в море, – Токаревской кошке, которая отходит от одноименного мыса. До маяка Эгершельд можно дойти пешком. Дорога до него, конечно, займет достаточно много времени, но его посещение обязательно запомнится: изумительный, захватывающий вид на пролив, Русский остров, Владивостокский порт и море – неповторимой красоты море, сливающееся у горизонта с небесным куполом. Добраться также можно на водном транспорте, например, на мини-пароме или барже.

Адрес: ​Россия, Владивосток, мыс Токаревского, ул. Токаревский маяк.


4. Еникальский маяк

На самой восточной оконечности Крыма, на мысе Фонарь уже несколько веков работает верный друг всех мореходов — Еникальский маяк. Маяк ныне действующий, и, договорившись об экскурсии, его можно посетить. Там вам откроется дверь не только в историю, но и на обзорную площадку, с которой виден весь морской простор. Посещать такие места лучше на восходе солнца, либо на его закате.

Где найти Мыс Фонарь: Россия, Республика Крым, город Керчь. Северо-восточная окраина города Керчь.


5. Маяк Анива

Маяк был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район знаменит своими течениями и частыми туманами.

В настоящее время Маяк запущен и не работает, постепенно приходит в упадок и разрушается, однако до сих пор украшает юго-восточную часть острова Сахалин, располагаясь в живописном месте.
Добраться можно из Южно-Курильска до нежилого поселка Южный на внедорожнике (его вы не найдете ни на одной общей карте, можно лишь узнать дорогу и координаты непосредственно на самом острове или попытаться найти на местных картах). А дальше придется двигаться пешком по берегу или по морю.

Также в этом место проводятся экскурсии и туры, которые можно заказать у местных операторов.

Попадая на маяк, всегда чувствуется невероятная атмосфера и энергетика, ведь маяки - символы спасения кораблей и жизней.

Маяки возводились там, где исторически погибло уже много кораблей, для предотвращения следующих бед и трагедий.


На побережье Калифорнии, как на многих других побережьях, множество маяков.

Самое интересное и приятное, что среди них есть несколько, где можно осуществить мечту, о которой часто говорят: мечту - пожить на маяке…

В окрестностях Сан-Франциско сразу на нескольких маяках более 25 лет назад были устроены милые хостелы (маленькие бюджетные гостиницы) прямо в домиках смотрителей и в специальных постройках.
В этих хостелах есть как отдельные комнаты, так и общие - с двухъярусными кроватями.


Один из таких маяков находится в маленьком городке-деревне Монтора (Montora) с населением в три тысячи человек в 32 км от Сан-Франциско.
Этому маяку 140 лет, он был построен в феврале 1875 года.


Как гласит история маяка: к середине 19 века более 90 различных судов (кораблей и лодок) потерпели крушение у зубчатых скал Монторы.
Но и этого оказалось недостаточно, и лишь два крупных инцидента в 1868 и 1872 году, наконец, убедили Конгресс, что пора действовать.





Благодаря калифорнийской погоде пребывание здесь прекрасно почти в любое время года.



Океан обрушивает красивые волны на берег. Иногда на скалы и берег выползают тюлени и морские львы. Можно увидеть и китов.
В домике висит специальная меловая доска для гостей для фиксирования увиденных морских животных на этой неделе.
Напротив китов стояло 8 палочек - уже 8 раз показались киты на этой неделе.



Закаты и рассветы - вишенки на торте из удовольствий, которые доставляет пребывание и жизнь на маяке.

Одинокого путешественника, группу друзей, влюблённую пару - закат делает немного счастливей каждого и дарит волшебные минуты спокойствия.


Эти же лавочки утром ждут гостей с чашкой, завтраком, книгой или фотоаппаратом.


На маяке невероятно много мест для созерцания и отдыха: лавочки, стулья, качели, скамейки.


Вырезанная надпись у стола с лавочками: "Он любил побережье Калифорнии".
Прекрасный человек.


Стулья под деревьями для созерцания океана жителями Монтары.


Территория маяка заботливо и ненавязчиво облагорожена, как клумбы под окном у любимой бабушки.


В заповедной нетронутости, ручей, спускающийся через арку к океану, вдохновляет своей органичностью.


Проснувшись и увидев океан и всё вокруг в тумане, главное - не расстроиться, а выйти скорее из домика и обнаружить красивейшее, немного таинственное утро.


Чарующие пробивающиеся утренние лучи.


Гармония света, звука и даже запаха океана и зелени погружает в состояние молчаливого созерцания.


Океан дарит утреннюю радугу даже без дождя.


Утренняя дымка как тюль, делает вид уютней. И кажется, что не спешит открыть штору и начать суету дня.


Пляж манит затеряться и раствориться..


Утренние лучи беззаботно играют с тенями на безлюдном пляже..


Вода и воздух, перепутавшиеся за ночь, никак не спешат расставаться. и окутывают все водяной дымкой.


Но постепенно небо пробивается своим ярко-голубым напором и разгоняет утреннюю дремоту.


Невероятные и приятные ощущения с каждый минутой наполняют все больше, когда случайно попадаешь на маяк.
Потому что вдруг находишь для себя на нём столько мыслей и вдохновения, сколько давно не было в местах, куда специально едешь и ищешь.


И поэтому остаёшься:
любоваться оттенками заката, слушать истории весёлых, болтливых, иногда немного странных путешественников, и смотреть в ночную даль, пытаясь понять, как далеко видны огни твоего маяка.

Служить смотрителем маяка — занятие определенно не для слабаков. Эти люди живут в одиночестве, переживают жестокие шторма, а в случае кораблекрушения неподалеку сразу приходят на помощь. Они должны безупречно владеть собой, быть самодостаточными и чувствовать себя уверенно на большой высоте. Однако современные представители этой необычной профессии рискуют намного меньше, чем их предшественники сто лет назад.

Мы расскажем о пяти опасностях, с которыми сталкивались смотрители маяков в начале прошлого века.

Открытый огонь

Современный маяк Эддистон — четвертый по счету маяк на острове Бишоп (Bishop Rocks), самом маленьком застроенном острове в мире. Размеры острова — 46 х 16 м. Фото masterok.livejournal.com


Долг смотрительницы

Айда Льюис (Ida Lewis) —дочь служителя маяка Лайм Рок, что в гавани Ньюпорта на , прославилась тем, что спасла немало жизней на своей шлюпке. Её называли храбрейшей женщиной Америки.

Айда Льюис, одна из немногих женщин-смотрительниц, родилась 25 февраля 1842 года и посвятила жизнь маяку Лайм Рок. Фото: Wikimedia Commons

Управлять шлюпкой Айда научилась ещё ребёнком, когда переправляла своих младших братьев и сестер на материк в школу, находящуюся в 200 метрах от дома. В первой спасательной операции Айде пришлось поучаствовать совсем подростком — четыре мальчика перевернулись на лодке неподалеку, и она вытащила их на берег. Всего Айда спасла около 18 человек, однако неофициальные источники говорят, что таковых было вдвое больше. Однажды ей пришлось даже сделать верёвку из одежды, чтобы вытащить мужчин из проруби.

Айда провела свою жизнь на маяке Лайм Рок — после смерти отца в 1879 году она переняла службу смотрителя по наследству. В то время женщины работали на маяках довольно редко. Обычно такое случалось, когда смотритель маяка — их муж или отец — умирал, и они решали продолжить его дело. Айда Льюис прослужила смотрительницей маяка 32 года, до самой своей смерти в 1911 году. В 1924 году власти переименовали маяк Лайм Рок в маяк Айды Льюис.

Во время смертельной болезни Айды командование форта Адаме приказало прекратить учебные стрельбы, чтобы не беспокоить больную. После её смерти маяку было присвоено её имя. Фото: Jeremy D

Непредсказуемые шторма

Журнал, оставленный тремя мужчинами, в панике бежавшими с острова Эйлин-Мор (самой высокой точки архипелага Фланнан) на северном побережье Шотландии — печальное доказательство того, как изменчива и опасна может быть погода на море. Когда человек, который должен был сменить смотрителей маяка островов Фланнан, после чудовищного шторма добрался, наконец, до острова, ни одного из троих мужчин он не обнаружил. Остановившиеся часы, перевернутый стул и плащ — всё, что они оставили, спасаясь. Последними записями в журнале было следующее:

«12 декабря. День. Сильный ветер. Море яростно хлещет. Никогда не видел такого шторма.

12 декабря. Полночь. бушует шторм. Невозможно выйти наружу. Проходящее судно, не услышав туманного горна, приблизилось к маяку так близко, что можно разглядеть огни кают. Дукат раздражен. Макартур плачет.

13 декабря. Полдень. Шторм на протяжении всей ночи. Серый дневной свет. Дукат и Макартур плачут и молятся.

По всей видимости, смотрители решили покинуть остров, когда шторм немного стих. Однако воспользоваться спасательным оборудованием, которое находилось на противоположной стороне острова на высоте 32 метров, им не удалось: оно было повреждено штормом.

Вероятнее всего, мужчин смыло в море невероятной высоты волнами. Как всё было на самом деле — ответа на этот вопрос нет ни у кого.

Таинственной истории исчезновения смотрителей Эйлин Мор посвящены камерная опера, роман, один из эпизодов сериала Доктор Кто, песня Genesis и компьютерная игра. Фото: whaleoil.co.nz

Ядовитые пары ртути

До того, как электричество распространилось достаточно широко, на маяках устанавливались массивные линзы (весом до 2,5 т), непрерывно вращавшиеся целый день. В XVIII–XIX веках линза обычно двигалась на колёсах или подшипниках, либо крепилась к часовому механизму, который смотритель периодически заводил. В годы некоторые смотрители стали помещать линзы в жидкую ртуть, чего металл линзы вращался быстрее, а вспышка света происходила чаще. Это, может, и помогало кораблям, но оказалось небезопасным для самих смотрителей. Как известно, ртутные испарения — очень ядовитая вещь. Современные исследователи подозревают, что некоторые случаи безумия смотрителей были связаны именно с ними — а не с вынужденной изоляцией, как было принято считать.

Ни для кого не секрет, что яды ртути вызывают изменения в рассудке, депрессию и галлюцинации. Уильям Браун (William Brown), первый смотритель маяка на островах Балленас в Британской Колумбии, в мае 1905 года прямо с поста был отправлен в сумасшедший дом после того, как послал странную телеграмму своему коллеге. Его жена, которая жила с ним на маяке, подтвердила жестокое поведение Уильяма. Вернувшись на маяк в июне после лечения, он не провёл и года на своей должности — в апреле 1906 года история повторилась. Нельзя сказать точно, но исследователи считают, что немалую роль в развитии болезни Брауна сыграл именно ядовитый металл.

Маяк Балленас, Британская Колумбия, Канада. Фото marinas.com

Длительная изоляция

Работа смотрителем маяка зачастую привлекает людей, по тем или иным причинам не нашедших своего места в обществе. Иногда уединение спокойно переносится ими, а иногда длительное отсутствие поблизости может сказаться на психике, равно как и — парадокс — отсутствие возможности побыть наедине с собой, если работа идет в команде.

Бывает, что человек может стать опасен и для окружающих. Так, например, произошло в 1915 году на острове Клиппертон, в 1000 км от побережья Мексики, когда политического переворота прекратилось снабжение острова провизией.

Четверо мужчин снарядились ехать за помощью, но утонули вместе с лодкой, оставив смотрителя Викториано Альвареза (Victoriano Álvarez) в обществе дюжины островитянок. Он втайне собрал всё оружие на острове и утопил его в море, после чего взял женщин в рабство со всеми вытекающими из этого для них последствиями. Лишь спустя 2 года Тильза Рандон сумела освободить своих подруг, лишив Альвареза жизни с помощью молотка, пока тот спал. По счастливой случайности, поблизости оказалась лодка, которая увезла пострадавших мексиканок с острова.

Александрийский маяк чудо света краткое описание

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций.. Он позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу. А если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров – намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк построили на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Он входит в число самых известных чудес древнего мира, наряду с Колоссом Родосским, Висячими садами Семирамиды и воротами богини Иштар.
Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы Александрийский маяк находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Александрийский маяк чудо света

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Фаросский маяк в Александрии


Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.
Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н. э.

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Александрийский маяк фото

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

Фаросский маяк в Александрии

  • со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
  • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
  • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
  • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
  • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
  • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
  • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
  • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
  • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
  • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
  • Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Капитан второго ранга Дмитрий Масько и его супруга Юлия отправились на маяк в поисках тишины и спокойствия

– На Толбухине теперь все новенькое: и сам маяк, и маячники, – проводит ликбез на берегу начальник Толбухина маяка гидрографической службы Ленинградской военно-морской базы Петр Ефимов, которого коллеги называют просто дядей Петей.

Предыдущие смотрители старейшего маяка страны, муж с женой, уволились этим летом.

– Они прожили на нем три года и, видно, устали, – рассказывает дядя Петя, садясь в надувную моторку. – Не все способны жить на острове: помимо желания, нужно разбираться в дизелях, электрике, строительстве. Не прилетит добрый дядя в голубом вертолете и не прибьет тебе доску.

В следующем году Толбухину исполняется триста лет

Все лето шел ремонт к трехсотлетию маяка. А в августе в сети появилась вакансия мечты. Уже три недели, как на Толбухином поселились новые хозяева – капитан второго ранга Дмитрий Масько и его супруга Юлия.

Раньше Дмитрий служил на Сахалине на метеостанции и в картографическом центре в Петербурге

Раньше Дмитрий служил на Сахалине на метеостанции и в картографическом центре в Петербурге Фото: Артем КИЛЬКИН

Рядом с ними – пара собак. Пес Фран, или, ласково, Фунтик, – старожил, остался от прежних маячников. А вот четырехмесячную девочку-маламута супруги купили накануне переезда на остров. Назвали Майей.

Весь остров, от пирса до дверей маяка, завален перьями. Сегодня ночью на пару с Франом Майя разодрала старую подушку, которую вынесли на улицу, чтобы сжечь (на маяке нет мусоропроводов, так что все отправляют в топку). Пока она не умеет сторожить, только баловаться.

ЗАЖЕЧЬ И ЗАЩИТИТЬ

– Это единственный маяк в мире, где лестница не винтовая, а поэтажная, – горделиво отмечает Дмитрий. – Главная моя задача – протирать фонарь. Конечно, не каждый раз. Но поднимаюсь дважды в день минимум: смотрю, все ли нормально.

Дмитрий поднимается наверх минимум дважды в день

– Сердце маяка – дизель-генератор, – продолжает Дмитрий. – Еще у нас есть дровяное отопление, а готовить собираемся на газу: привезли с собой плиту.

От чистоты фонаря зависит, как далеко будет виден свет

– Пустующие маяки к весне остаются разграбленными, – объясняет дядя Петя. – Например, оба маяка Санкт-Петербургского морского канала взламывают каждую зиму ради красивых фотографий. Даже металлические засовы не останавливают!

Из каждого окна квартиры Масько открывается восхитительный вид

Единственные, кому на стратегическом объекте рады всегда, без согласования с военными, – это спасатели. У маячников блюстители безопасности узнают обстановку в округе. Наблюдает Дмитрий и за соседними маяками – Шепелевским, Красной Горкой и Стирсудденом. Если в темное время суток свет кого-то из них не виден, то докладывает дежурному по радиосвязи.

– Стыдно признаться, но я наверх поднималась пока только два раза, – признается Юля. – Высоко, трап узкий. В общем, страшно.

АРБУЗЫ НА НОВЫЙ ГОД

– Привезли с собой плазмочку, думала, фильмы буду смотреть. Поставила Диме условие: без телевизора и посудомойки не поеду. Наивная! – всплескивает руками Юля. – До сих пор телевизор так и стоит запакованный. Некогда. Встаем в пять утра, в восемь вечера ложимся, вместе с солнцем. Столько дел переделываю за день, что сама себе поражаюсь. Но пока мне все нравится: жизнь и должна состоять из трудностей, даже бытовых, иначе жить будет просто лень.

На Юлии – хозяйство: кухня, уборка, живность

Юлия уже распланировала, что поставит на новогодний стол

А вот с водой иногда бывают сложности.

– В суровую зиму здесь перемерзал колодец, смотрители оставались без питьевой воды, – отмечает Петр Ефимов. – Тогда мы доставляли воду на воздушной подушке вместе со спасателями. Иначе не добраться.

МОРЕ, ДВА ПЛЯЖА, ЗООПАРК

Вместе с капитаном Масько обходим его новые владения. Во дворе – сад: сосенка и лавочка под ней. На другой стороне острова, за дровяником, – огород из двух теплиц. Помидоры, репа, петрушка с укропом и щавелем, клубника, земляника, смородина, крыжовник, даже табак. Пока все это – плоды работы предыдущих смотрителей, но следующей весной Масько перестроят теплицы и посеют свой урожай.

В теплице маячников растет даже табак

Высота Толбухина – 29 метров

– Это единственное место, где не дует, – уточняют супруги. – И это без шторма. А если шторм, так по двору кирпичи летают.

Живность тоже в наличии. Фунтик и Майя делят остров с четырьмя котами – Мурой, Мурзиком, Соней и Мишкой. Все спасенные: кого-то подобрали на улице, кого-то взяли из приюта.

Задача смотрителя – не только обеспечивать работу маяка, но и охранять его от мародеров

Задача смотрителя – не только обеспечивать работу маяка, но и охранять его от мародеров Фото: Артем КИЛЬКИН

Дмитрий говорит, что живность на маяке наперечет. Есть птички, которых смотритель кормит галетами. Есть две мухи – Оля и Маша. А еще есть хорек Игорек, который живет под крышей уже много лет. Как он попал на остров – загадка, но, скорее всего, добежал с большой земли по зимнему льду. Маячник угощает и его, кладет печенюшку на карниз.

ПОСЛЕДНЯЯ ГВОЗДИКА

На маяке супруги планируют прожить пять лет минимум.

– Этот шаг – это не на полгода: мы всю свою жизнь перевернули, в которой было практически все – родители, квартира, дача, машина, – рассуждает Юлия. – Но такого вот дома у нас не было!

– Она была рада больше, чем я, – улыбается Дмитрий, глядя на жену. – В городе каждый день встаешь и бежишь на работу, толкаешься в транспорте, в пробках. А здесь утром проснулся, ноги – в тапки. И все, ты на работе.

Муж по совместительству начальник Юлии последние четыре года

Дмитрий – капитан второго ранга. О том, что где-то среди вещей таятся его мундир, медали и кортик, сам не говорит: об этом наедине нам гордо шепчет супруга. Единственный ребенок в семье военных, Дмитрий окончил Военно-морское училище Фрунзе и по распределению отправился служить на Сахалин, в Корсаков.

В то время Юля выучилась на медика в училище и ходила на подготовительные курсы, чтобы поступить в Мечникова.

Познакомились будущие маячники абсолютно случайно

Юлия всегда была готова ехать за любимым хоть на край света

Спустя две недели Дмитрий уехал в Корсаков. Вернулся через год. Встретились снова.

– Бежала тайно: папа не пускал, – улыбается Юлия. – Хотел, чтоб я стала врачом. Но жизнь распорядилась иначе. И я не жалею. Если бы был второй шанс, сделала бы все точно так же.

На Сахалине Дмитрий отслужил пять лет на метеостанции, Юлия пробыла там с ним два с половиной года. Оба супруга называют это время лучшим в жизни: суровый климат, бытовые трудности – все молодым влюбленным было нипочем.

Шесть лет назад супруги обвенчались

В 2000-ом Дмитрия перевели в Петербург, в Центральное картографическое производство ВМФ. Супруга устроилась там же, дошла до редактора. Муж по совместительству ее начальник последние четыре года. Когда военных сократили, Дмитрий остался на предприятии гражданским.

– Хочу организовать на маяке музей, – говорит Дмитрий, показывая копии старых карт с Толбухиным. – Как раз к трехсотлетию.

Смотритель мечтает организовать на острове музей

О том, что чета Масько не прочь перебраться на маяк, знали все друзья. О вакансии Дмитрию сообщили накануне его дня рождения. Юля согласилась сразу. Маме Дмитрия о решении сообщать долго не решались: все-таки семьдесят лет, единственный сын. У самой Юлии на берегу остались мама и брат.

Супруги всегда мечтали жить на свежем воздухе

– В августе было шесть лет, как мы обвенчались в Никольском соборе, Дима был в форме, – признается жена капитана. – С тех пор у нас произошли положительные изменения.

– Просто когда я что-то обещаю… – начинает Дмитрий.

– … всегда все сбывается! – заканчивает Юля.

– Пообещал, что будем жить в своем доме на берегу озера…

– …и сбылось… Так получилось, что у нас нету детей: был ребеночек, но умер… Может, еще даст бог, кто знает. Если верить.

Только при Александре Первом временный деревянный маяк заменили по проекту архитектора Андреяна Захарова на каменный.

Читайте также: