Защита граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской аэс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.


ЗАКОН

О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1)
(с изменениями на 23 декабря 2021 года)
(редакция, действующая с 1 января 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 17 апреля 1999 года N 79-ФЗ (Российская газета, N 75, 20.04.99);

Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года) (с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001));

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);

Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ (Российская газета, N 150, 08.08.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);

Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ);

Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ (Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

В документе учтены:

Со 2 декабря 1998 года действие настоящего Закона распространяется на граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ.

Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ отдельным категориям граждан гарантировано предоставление льгот и гарантий, предусмотренных статьями 13, 14, 25, 39, 41 и 42 настоящего Закона.

Действие Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1.

С 1 апреля 2008 года в настоящий Закон вносились изменения на основании статьи 3 Федерального закона от 1 ноября 2007 года N 244-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) в зоне отселения - не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.

Меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частью второй настоящей статьи (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ), не могут быть снижены - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

1) в зоне отселения - не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет.

(Часть дополнительно включена с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ)

Меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частью третьей настоящей статьи (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ), не могут быть снижены - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

Часть третья предыдущей редакции с 15 июня 2018 года считается частью четвертой настоящей редакции - Федеральный закон от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27_1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7-9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

1) в зоне отселения - не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.

Части четвертая - шестая предыдущей редакции с 15 июня 2018 года считаются соответственно частями пятой - седьмой настоящей редакции - Федеральный закон от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

Ежемесячная выплата, указанная в пункте 7 части первой статьи 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата:

1) в зоне отселения - не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

1) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за три месяца проживания (работы) в зоне отселения;

2) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение считается за четыре месяца проживания (работы) в зоне отселения;

3) каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за девять месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Статья 5. Финансирование Закона

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), - см. предыдущую редакцию).

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 5_1. Порядок предоставления гражданам отдельных мер социальной поддержки

Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4-6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7-10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2) Федеральным законом Российской Федерации от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

3) Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее – Федеральный закон № 2-ФЗ);

4) Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2321-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Механизм предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, определен Постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 21.08.2001 № 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС";

от 30.12.2004 № 882 "О мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

от 31.12.2004 № 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

от 03.03.2007 № 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой".

А также Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30.11.2001 № 83 "Об утверждении разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, установлены Постановлением Российской Федерации от 30.08.2005 № 542 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе по труду и занятости.

Исключение установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации, из числа:

- военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации,

- пенсионеров из числа этих лиц, в том числе работающих (независимо от места работы),

- гражданского персонала указанных федеральных органов исполнительной власти.

Финансовое обеспечение по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки указанным гражданам осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Порядок выплаты денежных компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, определен постановлением Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 № 511-пр "Об утверждении Порядка выплаты компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации".

Действие указанного Порядка не распространяется на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионеров из числа этих лиц, в том числе работающих (независимо от места работы), гражданский персонал указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионеров из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающих (независимо от места работы).

В соответствии с действующим законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, установлено более 20 видов денежных компенсаций и иных выплат указанной категории граждан.

Остановимся на отдельных выплатах гражданам, подвергшимся воздействию радиации:

- оплата дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней (пункт 5 части первой статьи 14 Закона № 1244-1);

- ежегодная денежная компенсация на оздоровление (пункт 13 статьи 17 Закона № 1244-1);

- пособие на погребение (часть 4 статьи 14 Закона № 1244-1).

В соответствии с Законом № 1244-1 право на оплату дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (пункт 3 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

4) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

5) граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (пункт 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-1).

Федеральным законом № 2-ФЗ право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней гарантируется гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (статья 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ).

Порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска определен:

Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136.

Для получения дополнительного оплачиваемого отпуска гражданин подает в краевое государственное казенное учреждение – центр социальной поддержки населения по месту жительства заявление, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя компенсации;

сведения о документе, удостоверяющем личность получателя компенсации;

желаемый способ получения компенсации – через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя компенсации) либо путем перечисления на расчетный счет получателя компенсации (с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).

Получатель компенсации подтверждает своей подписью (с проставлением даты подачи заявления) достоверность указанных в заявлении сведений.

К заявлению прилагаются следующие документы:

справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (указывается цифрами и прописью) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью (при наличии печати).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить заверенную копию удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.

В случае, если копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, не заверена в установленном порядке, вместе с копией предъявляется оригинал.

При подаче документов предъявляется документ, удостоверяющий личность получателя.

До 08.05.2010 для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска принимались справки о размере среднего заработка с указанием причитающейся итоговой суммы за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 08.05.2010 в Правила внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 № 279, согласно которым оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производится по справкам о размере среднего заработка с указанием причитающейся итоговой суммы без вычета налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. О внесенных в Правила изменениях министерством 11.05.2010 в краевые государственные казенные учреждения – центры социальной поддержки населения было направлено письмо исх. № 6304-6.

В соответствии с Законом № 1244-1 право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, предусмотренной пунктом 13 статьи 17 указанного Закона, имеют:

1) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

2) граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (пункт 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

3) граждане, выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части первой статьи 13 Закона № 1244-1);

Порядок предоставления ежегодной денежной компенсации на оздоровление определен Правилами предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907.

Для получения ежегодной денежной компенсации на оздоровление гражданин подает в краевое государственное казенное учреждение – центр социальной поддержки населения по месту жительства заявление, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя компенсации;

сведения о документе, удостоверяющем личность получателя компенсации;

желаемый способ получения компенсации – через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя компенсации) либо путем перечисления на расчетный счет получателя компенсации (с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).

Получатель компенсации подтверждает своей подписью (с проставлением даты подачи заявления) достоверность указанных в заявлении сведений.

Для получения ежегодной денежной компенсации на оздоровление, предусмотренной пунктом 13 статьи 17 Закона № 1244-1, граждане, эвакуированные (выехавшие добровольно) из зоны отчуждения в 1986 году, переселенные (переселяемые), выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году, представляют также документы, подтверждающие факт эвакуации (переселения), добровольного выезда из указанных зон радиоактивного загрязнения.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить заверенную копию удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.

В случае, если копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, не заверена в установленном порядке, вместе с копией предъявляется оригинал.

При подаче документов предъявляется документ, удостоверяющий личность получателя компенсации.

В соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона № 1244-11 членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы выплачивается пособие на погребение в 01.02.2018 в размере 11 456,14 рубля.

К членам семьи погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, умершего инвалида относятся:

- родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак – независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;

- дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся – до окончания среднего профессионального и высшего образования, но не более достижения возраста 23 лет).

Порядок предоставления пособия на погребение определен Правилами предоставления пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136.

Для получения пособия на погребение гражданин подает в краевое государственное казенное учреждение – центр социальной поддержки населения по месту жительства умершего лица заявление, в котором указываются:

- фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя компенсации;

- сведения о документе, удостоверяющем личность получателя компенсации;

- желаемый способ получения компенсации – через организации федеральной почтовой связи (с указанием почтового адреса получателя компенсации) либо путем перечисления на расчетный счет получателя компенсации (с указанием реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации).

Получатель компенсации подтверждает своей подписью (с проставлением даты подачи заявления) достоверность указанных в заявлении сведений.

К заявлению прилагается копия справки о смерти установленной формы, выдаваемая органами записи актов гражданского состояния при регистрации смерти (копия справки о смерти формы № 33).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить копию удостоверения умершего лица, дающего право на меры социальной поддержки. В случае, если копия указанного удостоверения заявителем не заверена в установленном порядке, вместе с копиями представляется оригинал удостоверения.

При подаче документов предъявляются:

- документ, удостоверяющий личность получателя пособия,

- платежные документы, подтверждающие расходы на похороны (квитанции, чеки и т.д.).

Факт захоронения умершего лица подтверждается платежными документами, подтверждающими расходы на похороны.

В ходе реализации Правил выплаты пособия на погребение возникает вопрос:

Как производится выплата пособия на погребение членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также умерших граждан из числа инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы:

Согласно статье 3 Закона № 1244-1, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное"

Таким образом, если умерший гражданин являлся неработающим пенсионером, получающим пенсию по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, то лицо, взявшее на себя организацию похорон, вправе получить пособие на погребение в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (в г. Хабаровске составляет 6 841,57 рубля) и за оставшейся частью пособия на погребение в размере 4 614,57 рубля (11 456,14 рубля – 6841,57 рубля = 4 614,57 рубля) обратиться в центр социальной поддержки по месту жительства умершего лица, представив копию справки № 33, заверенную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и справку о размере полученного пособия на погребение в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Либо за получением пособия на погребение в размере 11 456,14 рубля обратиться в центр социальной поддержки по месту жительства умершего лица, предоставив оригинал справки № 33.

2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Таким образом, законодательством ограничена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет).

С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Таким образом, пенсии по старости могут быть назначены в соответствии с Законом №1244-1 бессрочно.

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

К гражданам, члены семьи которых в случае их смерти имеют право на пенсию по СПК, относятся:

  • - получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • - участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

При этом, в целях определения права на пенсию по СПК в случае смерти указанных выше граждан, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца являются:

- нетрудоспособные родители (достигшие возраста 60 лет и 55 лет отец и мать соответственно либо моложе этого возраста, в случае установления им инвалидности) - независимо от нахождения на иждивении;

  • - дети до 18 лет - независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет - в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

- супруг (жена, муж), занятый уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет, - независимо от нахождения на иждивении и факта работы;

- супруг (жена, муж) по достижении возраста 50 лет (жена) и 55 лет (муж) либо ранее указанного возраста в случае установления инвалидности - независимо от нахождении на иждивении и времени, прошедшего со дня смерти кормильца;

  • - дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Указанным выше нетрудоспособным членам семьи может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца (по нормам ст.10,17 Федерального Закона № 166-ФЗ) и страховая пенсия по старости, или страховая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

В этом случае причина связи смерти с военной травмой должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы.

Справочно: при возникновении вопросов за консультацией следует обращаться в территориальный орган ПФР Смоленской области по месту проживания.

Тел горячей линии Отделения- 62-19-28

11.10.2018г Государственное учреждение- Отделение ПФР по Смоленской области

Читайте также: