Классицизм в скульптуре кратко

Обновлено: 19.05.2024

Трафальгарская площадьв Лондоне - архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв., был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в., более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.

Скульптура классицизма

В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.

Архитектура классицизма

Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.

Архитектура классицизма Франции

Триумфальная арка на площади Звезды (1806) - Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828)

Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен

В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.

Архитектура классицизма Италии

В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748). И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).

Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)

Архитектура классицизма Англии, Соединенных Штатов и Германии

Трафальгарская площадьв Лондоне - архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Зал освобождения. Кельхайм, Германия - архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Живопись классицизма

Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар - Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)

Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)

Сон Оссиана - Жан Огюст Доминик Энгр (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)

Франсиско Гойя - Похороны Сардинки (1814)

Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)

Маха обнаженная - Франсиско Гойя (1800)

Маха обнаженная (1800)

Развитие живописи классицизма в России

В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в.. Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.

Явление Христа народу - А. И. Иванова (1837 – 1857)

Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)

Упадок классицизма

Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.
Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание. Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма. Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.
В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима. Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий. Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого. Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.

Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф. Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — известный французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. Его главный герой — человек общест­венный, благородного и сильного характера, мужест­венный и бесстрашный, творческая личность. Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности пси­хологии героя.


Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, ко­медиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дид­ро иЖ. Ж. Руссо, американского политика Дж. Ва­шингтона — вот лучшие работы великого скульпто­ра. Известно, что и ЕкатеринаII заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по мно­гочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.

Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1779 - 1781 гг. "Комеди Франсез", Париж

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер былсильно болен, когда его уговорили позировать скульптору.Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.

Философ сидит в кресле, чуть склонив­шись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновен­ной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукроти­мая жизненная энергия.




Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф. Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — известный французский скульптор классицизма. Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи. Его главный герой — человек общест­венный, благородного и сильного характера, мужест­венный и бесстрашный, творческая личность. Гудона никогда не интересовали титулы и звания тех, кого он запечатлевал в мраморе и бронзе. В созданных им образах мастерски переданы не только внешнее, но и внутреннее сходство с оригиналом, особенности пси­хологии героя.


Портрет композитора Глюка, оратора Мирабо, ко­медиографа Мольера, общественных деятелей Д. Дид­ро иЖ. Ж. Руссо, американского политика Дж. Ва­шингтона — вот лучшие работы великого скульпто­ра. Известно, что и ЕкатеринаII заказывала ему свой портрет, но Гудон отказался ехать в Россию. Статую русской императрицы он блестяще исполнил по мно­гочисленным портретным изображениям, так ни разу и не увидев оригинала.

Жан Антуан Гудон. Вольтер. 1779 - 1781 гг. "Комеди Франсез", Париж

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. Уже при жизни его имя стало легендой. Вольтер былсильно болен, когда его уговорили позировать скульптору.Шло время, но Гудон никак не мог уловить выражение лица сидящего перед ним больного и усталого человека. В 1778 г. смерть философа прервала начатые сеансы. Тогда Гудон снял слепки с лица и рук Вольтера и продолжил прерванную работу.

Философ сидит в кресле, чуть склонив­шись вперед. Скульптор не отступает от верности натуре: не скрывает дряхлости его фигуры, худобы и слабости. В то же время он наделяет его живой и вдохновен­ной силой духа. Мастерски переданы скульптором блистательный ум Вольтера, зоркость насмешливого взгляда, неукроти­мая жизненная энергия.

Классические скульптуры

Классические скульптуры

В конце 17 столетия европейцы заинтересовались идеями просвещения. Это отразилось на культуре и искусстве. Скульпторов и архитекторов привлекала особая величественность, но в тоже самое время простота, выдержанность и лаконичность античной культуры, а именно древнегреческой.

Развиваясь, классицизм прошел следующие этапы:

  • ранняя эпоха — 1760-1780 гг. В этот период произошел настоящий расцвет направления;
  • средняя эпоха — 1780-1790 гг. Стиль укоренился. Были возведены восхитительные сооружения;
  • поздняя получил название Ампир. Это первое тридцатилетие 19 века.

Характерными чертами данного стиля являются:

  • строгие черты;
  • выдержанность;
  • четкие, правильные формы;
  • материалы самого высокого качества;
  • тщательная отделка;
  • ощущение величественности.

Сегодня эти черты также используют в создании современного интерьера в минималистическом стиле. Такой интерьер выглядит следующим образом:

  • гладкие стены;
  • нежные цветочные мотивы;
  • присутствуют элементы античности;
  • красивый паркет и экологически чистого дерева;
  • аккуратные обои из тканей;
  • лепнина;
  • изящная мебель.

Экстерьер, выполненный в данном направлении, обладает прочной, устойчивой конструкцией, а также спланированной композицией. Формы правильные, объемные. Здесь отчетливо видна монументальность и симметрия. Снаружи находятся статуи, колонны, в некоторых случая можно встретить и ниши. У большинства сооружений присутствуют барельефы, медальоны, изящные рисунки. Популярными материалами, используемые при возведении зданий, является кирпич, камень, лепнина, древесина. основные цвета, используемые при создании сооружений – белоснежный, розоватый, зеленоватый, нежно-голубой, золотистый.

Скульптуры эпохи классицизма Статуи классицизма Статуи классической эпохи

  • декор выдержанный, лаконичный;
  • колонны строгие;
  • обязательное присутствие античного орнамента;
  • лестницы выполнены из мрамора;
  • изящные балконы;
  • обычно у таких зданий прямоугольные двери, по бокам расположены статуи львов, сфинксов;
  • самым распространенным декором является резьба, бронза, позолота, а также перламутр.

Классицизм и сегодня является невероятно востребованным стилем в создании современного интерьера. Огромное количество людей, делая ремонт в своих квартирах, отдают предпочтению именно этому направлению, потому что здесь ощущается благородство, сдержанность и гармония. Предметы декора не должны быть слишком красивыми, яркими, как музейные экспонаты, а всего лишь подчеркивать утонченный вкус своего хозяина. Интерьер, выполненный в данном стиле, всегда обладает правильными линиями и формами, а также всегда присутствует атмосфера тепла и уюта. Для создания изысканного интерьера применяются материалы исключительно высокого качества. Потолки высокие и светлые.В качестве освещения обычно используются хрустальные или стеклянные светильники с плафонами в виде свеч. Стены отделаны светлыми тканями, возможно использование лепнины.

Паркет всегда из натуральной, экологически чистой древесины. Обычно для придания изюминки в интерьер включают также зеркала, камины, чайные столики и ковры в нежной расцветке. Лишний декор отсутствует.

Скульптура

В эпоху классицизма были возведены выдающиеся памятники, получившие широкое распространение. Главной идеей для скульпторов того времени стала модель изображения известных личностей. Причем этих людей изображали в виде античных богов.

Очень большой популярностью среди частных лиц пользовались надгробные камни для увековечивания имен людей. Скульптуры данной эпохи присуще спокойствие, умиротворенность и сдержанность, бесстрастность и нежность линий.

ОТЗЫВЫ

2id ACPONjc

Ксю Макаревич

Добрый день. Заказывали у Вас бюст Марка Аврелия из гипса. Хочу выразить Вам огромную благодарность за Вашу прекрасно проделанную работу. Бюст получился шикарный, сделали очень хорошо и главное (для меня это было очень важно) работа была проделана и доставлена точно в срок как и договаривались! еще раз огромное спасибо, в последующем будем обращаться непременно к Вам)

Анжела Южакова

Добрый вечер!
Наконец, наш камин занял свое место, настоящее украшение нашей фотостудии.
Большое спасибо талантливым мастерам, работа выполнена в кратчайший срок, учтены все пожелания, качество работы на высоте!
Дмитрию отдельная благодарность, легко и приятно было общаться, уладили все возникающие вопросы.
Обязательно буду вас рекомендовать. Спасибо!

QP887YwGvZc

Анна Соколова

Заказала бюст молодого человека. Во время работы учитывали все мои комментарии и пожелания. Очень похож. Сделали очень оперативно. Доставили его на дом! В итоге очень благодарна! =)

Юрий Ефремов

Заказывал Сократа — получил Сократа ! Ну чем ни радость, а ?!) Везли мне его 3 часа — через дождь, сквозь грозы сияло нам….ой, это уже из другой оперы) Вообщем молодцы, хотя, как и многие люди искусства, весьма эксцентричны !)

1

Аня-Лена Сибуль

Спасибо большое скульптору за прекрасно выполненную работу. Как и в случае с Дионисом, учтены все детали и пожелания.


Александр Харлашин


Дмитрий Григорьев


Екатерина Головахина


Саша Мясников


Дарья Смирнова


Максим Бушуев

Мне очень нравятся фигурки из пенопласта. Раньше я заказывала из интернета уже готовые работы. Но с недавних пор начала собирать оригинальные вещи, которые делаются по моим собственным эскизам. Не первый раз заказываю статуэтки и различные композиции и пенопласта и стеклопластика в этой мастерской. Последняя работа – мой любимый белый грибочек. Всем рекомендую мастеров это фирмы. Очень оригинальные, эффектные работы. Настоящие профессионалы своего дела. Мой очаровательный гриб в интерьере смотрится очень хорошо. Спасибо вам за качественную и добросовестную работу. В следующий раз хочу заказать композицию из медведей.


Галина Морошкина

Екатерина Ласавецкая

У меня собственная студия изобразительного искусства. Там я обучаю детей живописи и графике. Для этого мне понадобились гипсовые геометрические фигуры. Однако, знакомые посоветовали фигуры из пенопласта. Они стоят гораздо дешевле, имеют легкий вес. Вот я и решила обратиться в эту мастерскую. Ознакомилась с работами. Нашла подходящий вариант. Созвонилась с сотрудником. Мне сказали, что могут сделать именно такие, как на фото, только без надписей. Заказ был выполнен очень быстро. Но из-за того, что фигуры легкие, они порой неустойчивы. Хотя сама работа выполнена на высоком уровне. Я договорилась с мастером и все же заказала геометрические фигуры из гипса. Теперь с нетерпением жду.


Олег Леонов

Честно сказать, я совершенно случайно попал на этот сайт. Но, начав просматривать фотографии работ, не смог его покинуть. Я сам когда-то интересовался скульптурой. Сам создавал различные фигурки из гипса. В итоге посетил мастерскую, и хочу выразить огромную благодарность за прекрасные работы, которые вы для меня изготавливаете. Изделия очень качественные, не оригинальные, нигде такого я не видел еще. Уровень, конечно, очень высокий, а цены совершенно невысокие. Я непременно решил что-то заказать. Решил выбрал для начала тыкву с баклажаном из гипса. На фото они огромные, но я заказал маленькие, для кухни. Спасибо огромное талантливому скульптору за великолепную работу!


Диана Строганова


Михаил Светлый


Дмитрий Лебедев


Елена Проснякова

Недавно с мужем открыли небольшой ресторанчик. Нужно было заказать барную стойку, столы и стулья. Но главным условием было, чтобы мебель была изготовлена исключительно из натуральной древесины. Обратились в эту мастерскую. Сразу понравилось то, что мастер оказался истинным профессионалом своего дела. Он тут же понял, чего мы хотим и предложил несколько вариантов. Нам понравились все. Остановились на столе с двумя массивными ножками. Заказали пять комплектов. Мебель изготовили очень качественно и быстро. Единственное мы не учли, что стулья громоздкие и очень тяжелые. Но зато интерьер ресторана получился весьма солидным.


Александр Фролов


Николай Аксенов


Анна Калинина

Заказывала раму для зеркала. Материал выбрала древесину. Аксессуар получился очень красивым и изящным. Мастера работаю очень ответственно, учитывают пожелания клиентов. Мне это очень понравилось. До того, как я дала окончательный ответ, что именно хочу, мастер меня подробно обо всем расспросил. Все вещи, которые делают в мастерской, очень качественны и красивы. Рада, что у нас есть такие талантливые художники, которые относятся к каждому заказу с такой любовью и вкладывают в работу всю душу.


Кристина Мишина

Всегда интересовало, что же такое скульптура из проволоки. Меня очень удивляло, что такое возможно. Смотрела в интернете фото разных работ и не верила, что это обычная проволока. Как-то раз совершенно случайно попала на этот сайт. Посмотрела фотографии и решила заказать для себя аиста. Мне очень понравилось эта работа. Подумала, что это прекрасный символ. Но на фото модель была очень большая. Я позвонила и спросила, сможет ли мастер сделать мне такого же аиста, но только поменьше. Получив положительный ответ, я сразу заказала эту фигуру. Получилось очень красиво. Смотрю на своего аиста, и такое ощущение, будто он сейчас полетит.

Андрей Кузьмин

Вот и сбылась моя мечта. Я установил у себя в доме лестницы из натурального камня. Она получилась очень красивой. Отлично вписалась в интерьер. На изготовление этой лестницы времени ушло прилично. Но я очень доволен этой работой. Очень большим преимуществом является то, что за ступеньками очень ухаживать. Вначале думал, что напрасно выбрал светлый оттенок, что быстро будет пачкаться. Однако, это не так. Выражаю свою благодарность и уважение великолепному мастеру, который очень качественно и добросовестно создал для меня такой шедевр.


Анастасия Головахина


Илья Доронин

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века , сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью , свято верили в идею порядка и логичности мироздания , а также в безграничные возможности человеческого разума.

Классицизм

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Никола Пуссен. Смерть Германика

Периодизация: разные страны - разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Читайте также: